Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.




Скачать 186.57 Kb.
Название Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.
Дата публикации 02.10.2014
Размер 186.57 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

__________ /ШагинаН.А/

«_____» от ______________

«Утверждаю»

Директор МОУ Междуреченская СОШ

__________/Л.В Ильина/

Приказ №____ от_____________



П Р О Г Р А М М А
духовно-нравственного воспитания учащихся

«Проблемы добра и зла»

муниципального общеобразовательного учреждения

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа »

на 2011-2016 годы


Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей

Протокол № ___ от _____________




Пояснительная записка

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.     

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические диалоги и нравственные беседы.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они ни в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.     Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Цели программы:

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи:

  1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

  2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ личности.

  3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

  4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

  5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

  6. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

  7. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

  8. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

  9. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
    Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Условия реализации программы

Основные направления и содержание деятельности

  • Учебная деятельность

Курсы литературы, истории, основ философии. Изучение классической литературы, знакомство с литературным и философским наследием прошлого.

  • Внеурочная деятельность

1. Уроки нравственности

2. Нравственные беседы и этические диалоги

3. Практические занятия

Программа предназначена для учащихся 1-11 классов и рассчитана на 5 лет.

Первая часть (1-8 классы)

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.
3. Программа рассчитана на 1-8 классы.

Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Формы работы с детьми.

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

  • Проведение совместных праздников.

  • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  • Экскурсии, целевые прогулки (по селу, району, в областной центр).

  • Детская благотворительность.

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

  • Творческие вечера.

  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).


Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  • лекторий для родителей;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  • вечера вопросов и ответов;

  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО);

  • факультативные занятия совместно с родителями;

  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

  • индивидуальные консультации специалистов;

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

  • экскурсии;

  • визиты домой;

  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

  • индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

  • совместное посещение богослужений;

  • помощь родителей школе (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Учебно-тематический план

Предлагаемый нами курс включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем рассказывает крепость?»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».

«Мир вокруг нас»

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир», «Земля, космос, природные явления», «Разнообразие животного мира», «Многообразие растений», «Зачем птице крылья?», «Зачем нужна вода?», "Если бы не было воздуха", «Мир - наш дом», "Умеем ли мы видеть", "Питание, отдых, здоровье, болезни", «Жизнь человека», «Времена года - вес на», «Времена года - лето», «Времена года - осень», «Времена года - зима», "Рыбы", «Насекомые», «Пресмыкающиеся, земноводные».

«Дерево добра»

«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17


Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость", «Мать и дитя», «Семья, дом», «Святые семьи», "Послушание и непослушание", «Братья и сестры», "О дружбе и друзьях", «Кто мой ближний?», "Жадность и щедрость", «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Имя», «Родина», "Совесть", «Благодарность», «Порядочность»; «Вечность», «Воздержание, терпение», «Талант», "Осуждение, смирение", «Зависть», "Милосердие, сочувствие", «Трудолюбие», «Чистое сердце», "Память", «Предательство», "Прощение", «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги — наши друзья», «Бедность и богатство».

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах»

Занятия данных циклов знакомят детей с родным краем (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение края в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к родному краю, своей стране, уважения и признательности к защитникам Родины, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Саратовского края, русского государства.

Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь»: «История возникновения родного села»; «Герб Саратовской губернии»; «Улицы и здания областного города»; «Памятники города»; «Город - село».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы Саратовского края.

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол?»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» («Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой блаженный Василий», «Святой преподобный Нестор», «Святые Антоний и Феодосии Киево-Печерские»).

«Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).

«Православная культура»

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».

«Хозяева и хозяюшки»

На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Формы работы

1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Предполагаемый результат

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

  • Деятельное отношение к труду.

  • Ответственность за свои дела и поступки.

Вторая часть (9-11 классы)

Содержание курса и методика усложняются от класса к классу. Программа вариативна, изменчива, может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, формам занятий) в зависимости от задач воспитания, специфики классного коллектива, особенностей учащихся, характера окружающей воспитательной среды, от личности педагога. Для отслеживания результатов занятий по нравственному воспитанию каждая из трёх частей курса заканчивается диагностикой нравственных ценностей учащихся с использованием различных методик (тест “Мои ценности”, метод недописанного предложения, “свиток”)

Основные типы занятий: беседа, диспут, практикум, просмотр и обсуждение фильма, презентация.

Ученики могут вести специальную тетрадь, в которой фиксируется тема занятия, выполняются творческие задания. Так как многие записи могут носить личный характер, учитель может читать записи только с позволения ученика.

9 класс

№ п/п

Тема занятия

Формы взаимодействия. Содержание

1.

“Человек – великолепно, это звучит гордо!” (А.М.Горький)

Вводное занятие.

Характеристика человека на примере литературных произведений, дневников и писем великих людей, афоризмов и т.д.

2.

“Человек среди людей”

Просмотр и обсуждение д/ф “Равиль Гайнутдин. Терпимость” (из серии “Уроки нравственности”).

3.

“Человек и его мораль”

Знакомство с основными моральными категориями: нравственность, мораль, этика, добро, зло, милосердие, гуманность.

4.

Золотое правило нравственности

Знакомство с четырьмя основными правилами нравственного воспитания.

5.

“Человек – сам себе враг?”

Беседа о человеческих пороках, о категориях добра и зла, о безнравственном и противоправном поведении людей, о роли самого человека в их предотвращении.

6.

“Сам себя воспитать должен”

Знакомство с методами самовоспитания и самообразования.

Просмотр и обсуждение д/ф “Сергей Безруков. Искренность” (из серии “Уроки нравственности”).

7.

“Нет уз святее товарищества”

Практикум

Выработка “кодекса товарищества”

8.

“Человек создан для счастья…”

Написание мини-сочинений “Мои представления о счастье”, обсуждение спорных вопросов.

Этическое определение счастья

9.

“По каким правилам мы живём?”

Составление нравственного кодекса.

10.

“Мои духовные ценности”

Диагностика духовных ценностей учащихся.

10 класс

№ п/п

Тема занятия

Формы взаимодействия. Содержание

1.

“Что такое культурный человек?”

Культура внешняя и внутренняя. Потребность быть культурным человеком и как им стать.

2.

“Что такое интеллигентность?”

Просмотр и обсуждение д/ф “Иосиф Кобзон. Порядочность”. (из серии “Уроки нравственности”).

3.

“Внешний облик – внутренний мир”.

Диспут

4.

“Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям”.

Просмотр и обсуждение д/ф “Лео Бокерия. Сострадание”.

(из серии “Уроки нравственности”).

5.

“Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”.

Просмотр и обсуждение д/ф “Виктор Розов. Совестливость” (из серии “Уроки нравственности”).

6.

“Проблема добра и зла”

Философский стол. Проблема добра и зла в русской литературе.

7.

“Десять Заповедей – основа нравственности человечества”.

Обсуждение заповедей из Библии. История появления Заповедей.

8.

Нравственные основы коммуникации

Занятие с психологом.

Этико-психологический тренинг.

9.

Выход из сложных жизненных ситуаций

Нравственный выбор и моральная оценка.

10.

“Мои духовные ценности”

Диагностика духовных ценностей учащихся.

11 класс

№ п/п

Тема занятия

Формы взаимодействия. Содержание

1.

“Человек и его духовные ценности”.

Просмотр и обсуждение д/ф “Алексий II. Милосердность”

(из серии “Уроки нравственности”).

2.

“В чём смысл жизни?”

Дискуссия, основанная на обсуждении представлений учащихся данных различных наук (философии, этики, эстетики и т.д.). Примеры из личного опыта.

3.

Смысл жизни в русской классической литературе

Занятие-презентация по произведениям Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, И.А.Гончарова.

4.

Понятие смысла жизни в религиях и философиях мира.

Занятие-презентация по мировым религиям и философиям.

Презентацию готовят группы учащихся.

5.

“Человек и его судьба”

Просмотр и обсуждение д/ф “Валентин Варенников. Патриотизм”. (из серии “Уроки нравственности”).

6.

“Человек и его будущее”

Просмотр и обсуждение д/ф “Ирина Роднина. Упорство”. (из серии “Уроки нравственности”).

7.

Самовоспитание

Сила воли, стремление к достижению цели. Цель оправдывает средства? –проблема морального выбора.

8.

“Как стать счастливым”

Дискуссия о критериях счастья.

Счастье отдельного человека и человечества в целом.

9.

“Мои духовные ценности”

Диагностика духовных ценностей учащихся.

Диспут об актуальных духовных ценностях современной молодёжи.

Прогнозируемые результаты

Выпускник школы, имеющий верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способный осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающий внутренней потребностью к самосовершенствованию.

Список литературы

  1. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л.. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.:ПРО-ПРЕСС.

  2. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся._М.: Педагогическое общество России, 2002.

  3. Щуркова Н.Е.,Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого)./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004.

  4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом “Ноосфера”.

  5. Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  6. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение.

  7. “Уроки нравственности”.Учебно-методический комплект. ООО “Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2005

  8. «Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом «Воспитание дошкольника»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon Вопросы народного образования, просвещения, воспитания и обучения...
Корифеи наук, крупные мыслители, просветители и педагоги во все времена уделяли серьёзное внимание вопросам развития человеческой...
Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon Примечание 126 Человечество всегда волновали вопросы: для чего человек живет
Познание Высшего, Божественного всегда пугало человека потому, что по природе своей, человек боится неизвестности
Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon Пояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Го стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon В. А. Сухомлинский Пояснительная записка
В последние годы всё чаще используются новые формы образования и воспитания детей, в том числе и в области развития речи: литературные...
Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4...
Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе...
Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4...
Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе...
Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon Программы отдельных учебных предметов. Русский язык канакина В. П.,...
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, концепции умк...
Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. icon Рабочая программа предмет музыка класс 3 Учитель: Антоненкова Наталья...
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции