Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня




Скачать 378.39 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня
страница1/4
Дата публикации02.10.2014
Размер378.39 Kb.
ТипРабочая учебная программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4
Российская Федерация

МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2

243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82

Рассмотрено Утверждена

на заседании методического приказом директора

Совета школы МБОУ ССОШ №2 Протокол № _____ № ____ от __________

от «____» ___________ 2013 г. ________ /Бурая Е.М./
Рабочая учебная программа

по литературе

5 класс

для базового уровня

Составлена на основе программы

по литературе

для классов с базовым уровнем

(Коровина В.Я.) (68 ч., 2 ч. в неделю)

(наименование программы, авторы программы)
Срок реализации программы: 2013-2014 г.

Решетнева Т.В., Грибанова А.А., Крещановская Т.А.

(ФИО педагога, составившего рабочую учебную программу)


г. Стародуб
2013 год

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и программе по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2009).

На изучение курса отводится 68 часов (в том числе на р.р. – 9 ч., на вн. чт. – 10 ч.), в неделю - 2 ч.

Цель изучения литературы в школе:

  1. приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы;

  2. воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры;

  3. развитие устной и письменной речи учащихся, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

  4. формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  5. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  6. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основа уроков литературы – работа с текстом художественного произведения. Общение с ним оказывает воспитательное воздействие на формирование личности ученика. Программа строится с опорой на текстуальное изучение произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В 5 классе художественное произведение полностью или в отрывках звучит в чтении учителя и учащихся. Анализ произведения основывается на постоянном обращении к тексту.
Задачи курса литературы 5 класса:

  1. развитие у школьников устойчивого интереса к чтению, любви к литературе;

  2. совершенствование навыков беглого и выразительного чтения;

  3. формирование первоначальных умений анализа произведения.

Отобранные произведения дают возможность привлечь внимание учащихся к волнующим их нравственным проблемам, расширить и углубить жизненные впечатления, формировать нравственные принципы и художественный вкус школьников. Программа предусматривает знакомство с отдельными произведениями зарубежной литературы, что расширяет литературный кругозор учащихся. Курс литературы опирается на внеклассное чтение, которое помогает выполнять задачи литературного образования школьников. Предусмотрены специальные уроки для бесед по внеклассному чтению, для этих уроков учитель выбирает произведения из УМК «Вокруг тебя – Мир».

В целях усиления внимания развитию речи учащихся в программе выделены виды работ по совершенствованию устной и письменной речи, а диалогическая и монологическая речь школьников на каждом уроке способствует свободному владению литературной речью. Для реализации рабочей учебной программы используется УМК под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2012)
Содержание программы по литературе
Рабочая программа - 68 часов.

Количество тем - 7.

Введение (1 час)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Раздел № 1.

Устное народное творчество (2 часа)

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Использование фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений)
Раздел № 2.

Русские народные сказки (5 часов)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных. Волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители, собиратели сказок. (Обзор).

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к прозе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое полное любви сердце, спокойная готовность жертвовать собой ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» (М. Горький). Иван Царевич – победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре, зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Раздел № 3.

Из древнерусской литературы (1 час)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Раздел № 4.

Из литературы XVIII века (1 час)

М.В.Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Раздел № 5.

Из литературы XIX века (23 часа)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). (Обзор).

И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальное представление). Понятие об эзоповом языке.

В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский - сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения)

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный…» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и доверительно-реальное в литературной сказке.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).

Историческая основа стихотворения, воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений). Метафора, звукозапись, аллитерация (начальные представления).

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз , Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство , сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие, немота главного героя- символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

А. А.Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная , яркая, полная движений картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе (Детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет(начальное представление).

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений)


Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н.Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима»; А.В.Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся)

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Раздел № 6.

Из литературы XX века (20 часов)

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

В.Г.Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе» Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурцый, Отец и сын.

Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями….» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики.

П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка» Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенству мастерства. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонация сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное)

К.Г.Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиции русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита» Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев. «Аленушка»; Д.Кедрин. «Аленушка»; Н.Рубцов. «Родная деревня», Дон Аминадо «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения, конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Раздел № 7.

Из зарубежной литературы (9 часов)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.) Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера».Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание и Кише» - сказание о взросление подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка. Чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по литературе 11 класс для базового уровня
Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной общеобразовательной...

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по литературе 9 класс для базового уровня
М. Просвещение, 2010г и полностью соответствует им. Программа детализирует и рас­крывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по русскому языку 9 класс для базового уровня
По русскому языку для классов с базовым уровнем (С. Г. Бархударов,С. Е. Крючков,Л. Ю. Максимов,Л. А. Чешко)

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по Брянскому краю 9 класс для базового уровня
Отечества. Одним из конкретных проявлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального...

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по русскому языку 11 класс для базового уровня
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по истории 6 класс для базового уровня
«История», а также программ курса «История средних веков» Бойцова М. А., Петровой Н. Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших...

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по истории 7 класс для базового уровня
Курс «Истории России XVII- xviii века.» в 7 классе общеобразовательных учреждений является продолжением системного изучения отечественной...

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по русскому языку 7 класс для базового уровня
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений...

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по обществознанию 7 класс для базового уровня
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...

Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня iconРабочая учебная программа по русскому языку 10 класс для базового уровня
Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10 -11 классы» Н. Г....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции