№ урока
|
Тема урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки
|
Вид контроля
|
Дата проведения
|
1
|
Введение. Литература и история
|
Литература как искусство слова.;связь между литературой и историей
|
Уметь составлять тезисы и план прочитанного
|
Выполнение задания в раб. тетрадях
|
|
2
|
Устное народное творчество. Лирические песни. Частушки
|
Своеобразие фольклора; Художественные особенности лирической песни
|
Знать жанровые особенности лирич. песни
|
Устный опрос
|
|
3
|
Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
|
Жанровые особенности преданий; работа с книгой
|
Уметь анализировать текст преданий
|
Устный опрос
|
|
4
|
Житийная литература. «Житие Александра Невского»
|
Произведения древнерусской литературы на патриотическую тему
|
Знать содержание жития
|
Устный опрос
|
|
5
|
Урок внеклассного чтения .«Шемякин суд»
|
Пересказ сатирической сказки
|
Знать содержание сказки
|
Устный опрос
|
|
6
|
Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
|
Знакомство с творчеством Д.И.Фонвизина; чтение текста комедии
|
Знать содержание пьесы, черты классицизма
|
Тест
|
|
7
|
Анализ эпизода комедии «Недоросль»
|
3 действие комедии (анализ)
|
Уметь анализировать образы комедии
|
Вып. Задания в раб. тетрадях
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»
|
Знакомство с творчеством баснописца, чтение басен
|
Знать основные факты жизни и творчества Крылова, текст басен
|
Устный опрос
|
|
9
|
Урок внеклассного чтения. Басни И.А.Крылова
|
Басни Крылова( чтение , анализ)
|
Уметь определять мораль басен
|
Тест
|
|
10
|
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака»
|
Знакомство с творчеством поэта, аналитическая работа с текстом
|
Знать основные факты жизни и творчества поэта; понятие «думы»
|
Устный опрос
|
|
11
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. « Я помню чудное мгновенье…»
|
Знакомство с биографией А.С.Пушкина,с понятием «художественный мир поэта»; чтение стихотворений
|
Знать основные факты жизненного и творческого пути А.С.Пушкина
|
Беседа, работа с книгой
|
|
12
|
А.С.Пушкин и история
|
Отношение А.С.Пушкина к истории, к исторической теме в литературе
|
Уметь выявлять авторскую позицию
|
Работа с книгой
|
|
13
|
А.С.Пушкин. «История Пугачевского бунта»
|
История пугачевского восстания в историческом труде писателя
|
Уметь делать сообщение о пугачевском восстании
|
Сообщение
|
|
14
|
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»
|
«Капитанская дочка»: история создания произведения
|
Знать содержание изучаемого произведения
|
Опрос
|
|
15
|
«Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя
|
Нравственная оценка личности Гринева.Гринев и Швабрин. Гринев и САвельич
|
Уметь рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринева
|
Аналитическая беседа, работа с текстом
|
|
16
|
«Капитанская дочка» Семья капитана Миронова
|
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
|
Знать систему художественных образов повести
|
Пересказ
|
|
17
|
Пугачев и народное восстание
|
Народное восстание в авторской оценке
|
Уметь выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному
|
Проблемные задания
|
|
18
|
Р.р.Контрольное классное сочинение №1 «Белогорская крепость в жизни Гринева»»
|
Сочинение на заданную тему
|
Уметь составлять план сочинения, подбирать цитатный материал
|
Сочинение
|
|
19
|
Р.р. Написание сочинения
|
|
|
|
|
20
|
Урок внеклассного чтения . А.С.Пушкин. «Пиковая дама»
|
Проблема человека и судьбы, система образов в повести «Пиковая дама»
|
Знать содержание повести
|
Пересказ. Беседа
|
|
21
|
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.
|
Слово о поэте. Воплощение исторический темы в творчестве М.Ю. Лермонтова
|
Знать основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова
|
Работа с книгой
|
|
22
|
М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри»
|
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. История создания поэмы
|
Знать содержание изучаемого произведения
|
Беседа
|
|
23
|
«Мцыри». Роль описаний природы в поэме
|
Особенности композиции поэмы, роль описаний природы
|
Знать отрывок наизусть
|
Чтение наизусть
|
|
24
|
«Мцыри» как романтическая поэма
|
Развитие представлений о жанре романтической поэмы
|
Уметь делать выводы в результате анализа текста
|
Аналитическая беседа по тексту
|
|
25
|
Р.р. Подготовка к написанию домашнего сочинения №1 по поэме «Мцыри». «Мцыри как романтический герой»
|
Обучение сочинению по поэме «Мцыри»
|
Уметь строить письменное высказывание на заданную тему
|
Сочинение
|
|
26
|
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Ревизор»
|
Отношение Н.В.Гоголя к исторической теме в художественном произведении. История создания комедии
|
Знать основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя, историю создания комедии
|
Работа с книгой
|
|
27
|
«Ревизор» как социальная комедия
|
«Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». «Ревизор» в оценке современников
|
Знать содержание комедии
|
Беседа, работа с книгой
|
|
28
|
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе «Ревизор»
|
Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представления о сатире и юморе
|
Знать приемы сатирического изображения
|
Опрос, чтение в лицах
|
|
29
|
«Ревизор» . Понятие о «миражной интриге»
|
Образ Хлестакова в комедии. Понятие о 2миражной» интриге
|
Иметь понятие о «миражной»интриге
|
Аналитическая беседа
|
|
30
|
Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека»
|
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества
|
Знать содержание повести, ее тему и идею
|
Пересказ, беседа
|
|
31
|
Мечта и реальность в повести «Шинель»
|
Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
|
Уметь понимать новаторство Гоголя, выразительно читать текст
|
Выразительное чтение
|
|
32
|
Р.р.Подготовка к написанию домашнего сочинения №2 по творчеству Н.В.Гоголя
|
Отбор материала к сочинению, составление плана
|
Уметь строить письменное высказывание на заданную тему
|
Сочинение
|
|
33
|
М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города»
|
Слово о писателе, издателе, редакторе.»История одного города» - художественно-политическая сатира на общественные порядки
|
Знать понятие сатира, особенности художественного мира писателя
|
Работа с книгой
|
|
34
|
Р.р. Анализ эпизода из романа «История одного города»
|
Анализ фрагмента изучаемого произведения
|
Уметь анализировать художественное произведение
|
Анализ по плану
|
|
35
|
Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Старый гений»
|
Н.С.Лесков. Слово описателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
|
Знать содержание рассказа «Старый гений», нравственные проблемы в нем
|
Аналитическая беседа
|
|
36
|
Историзм писателя в рассказе «Старый гений»
|
Историзм Н.С.Лескова. Его переживания за судьбу русского народа
|
Понимать мысли автора
|
Работа с текстом
|
|
37
|
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала»
|
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала»
|
Знать содержание рассказа, его проблематику
|
Пересказ, беседа
|
|
38
|
«После бала». Психологизм рассказа
|
Психологизм рассказа. Контрастное построение
|
Уметь выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному
|
Работа с текстом, беседа
|
|
39
|
Урок внеклассного чтения. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,Ф.И. Тютчева
|
Стихи о природе А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Чувство родной земли в пейзажной лирике
|
Уметь выразительно читать стихотворения
|
Выразительное чтение
|
|
40
|
А.П.Чехов. Слово о писателе.Рассказ «О любви»
|
Слово о писателе. Рассказ «Олюбви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
|
Знать содержание рассказа
|
Пересказ, беседа
|
|
41
|
И.А.Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Кавказ»
|
Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».
|
Знать содержание рассказа и его проблему
|
Пересказ, работа с книгой
|
|
42
|
А.И.Куприн. Слово о писателе.Рассказ «Куст сирени»
|
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
|
Знать содержание произведения, уметь анализировать художественный текст
|
Пересказ, анализ текста
|
|
43
|
Р.р. Контрольное классное сочинение№2 «Тема счастья в произведениях русских писателей»
|
Сочинение
|
Умение строить связный текст согласно плану
|
Сочинение
|
|
44
|
Р.р. Написание сочинения
|
|
|
|
|
45
|
Урок внеклассного чтения М.Горький «Челкаш»
|
Образ босяка в раннем творчестве М.Горького. Проблематика рассказа «Челкаш»
|
Знать содержание рассказа, его проблемы
|
Пересказ, работа с книгой
|
|
46
|
А.А.Блок. Слово о поэте. «Россия»
|
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и его истории
|
Знать основные факты жизни и творчества поэта, у меть выразительно читать стихотворение
|
Опрос, выразительное чтение
|
|
47
|
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»
|
Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме
|
Иметь понятие о драматической поэме
|
Работа с текстом
|
|
48
|
Р.р. Урок-конференция. Образ Пугачава в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.
|
Урок-конференция. Образ предводителя восстания в фольклоре и литературе
|
Уметь сравнивать изображение одного и того же героя в разных произведениях
|
Сообщения на тему
|
|
49
|
И.С.Шмелев. «Как я стал писателем»
|
И.С.Шмелев. Воспоминания о пути к творчеству
|
Уметь составлять план прочитанного
|
Составление плана
|
|
50
|
М.А.Осоргин. «Пенсне»
|
Художественное своеобразие рассказа М.А.Осоргина.»Пенсне». Сочетание реальности и фантастики
|
Видеть художественное своеобразие произведения
|
Работа с текстом
|
|
51
|
Журнал «Сатирикон»
|
«Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий
|
Адекватно воспринимать ироническое повествование о прошлом
|
Беседа, выразительное чтение
|
|
52
|
Тэффи. «Жизнь и воротник»
|
Ироническое повествование о современности. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»
|
Знать содержание рассказа
|
Пересказ
|
|
53
|
М.Зощенко. «История болезни»
|
Своеобразие звучания темы «маленького человека» в рассказе М.Зощенко «История болезни»
|
Уметь выразительно читать по ролям
|
Чтение в лицах
|
|
54
|
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Глава «Переправа»
|
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Теркин»
|
Знать содержание изучаемых глав
|
Выразительное чтение
|
|
55
|
«Василий Теркин». Анализ главы «О награде»
|
Тема честного служения Родине в поэме «Василий Теркин»
|
Уметь формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения
|
Аналитическая беседа
|
|
56
|
Василий Теркин – защитник родной страны.
|
Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского
|
Уметь выразительно читать наизусть отрывок из поэмы
|
Чтение наизусть
|
|
57
|
Мастерство А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин»
|
Композиция и язык поэмы . Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления
|
Уметь характеризовать особенности произведения
|
Беседа
|
|
58
|
А.П.Платонов.»Возвращение»
|
Картины войны и мирной жизни в рассказе А.П.Платонова «Возвращение»
|
Знать содержание произведения, Уметь формулировать тему, идею, проблему
|
Пересказ, опрос
|
|
59
|
Р.р. Стихи и песни о Великой Отечественной войне
|
Урок-концерт. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л.Ошанина
|
Уметь выразительно читать стихи
|
Чтение наизусть
|
|
60
|
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
|
Проблемы рассказа В.П.Астафьева. «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе
|
Знать содержание рассказа, уметь воспринимать и анализировать произведение
|
Пересказ, аналитическая беседа
|
|
61
|
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению №3 «Великая Отечественная война в литературе 20 века»
|
Отбор материала, составление плана к сочинению на заданную тему
|
Уметь составлять связный текст на заданную тему
|
Сочинение
|
|
62
|
Урок внеклассного чтения. Русские поэты 20 века о Родине, родной природе.
|
Стихотворения поэтов 20 века о Родине и родной природе
|
Уметь выразительно читать стихотворения
|
Выразительное чтение
|
|
63
|
У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта»
|
У.Шекспир. Слово о писателе. Поединок семейной вражды и любви.
|
Знать основный факты творческой биографии Шекспира
|
Работа с текстом
|
|
64
|
«Вечные проблемы» в трагедии У.Шекспира
|
Конфликт как основа драматического произведения. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира
|
Знать содержание трагедии «Ромео и Джульетта»
|
Работа с текстом
|
|
65
|
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»
|
Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
|
Знать содержание отдельных сцен комедии
|
Чтение в лицах, беседа
|
|
66
|
Д.Свифт. «Путешествия Гулливера»
|
.Д.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
|
Знать содержание отдельных глав
|
Работа с текстом
|
|
67
|
В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман
|
В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман.
|
Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго»
|
Беседа
|
|
68
|
Итоги года. Рекомендации для чтения на лето
|
Тест по изученным произведениям
|
Уметь применять полученные знания
|
Тест
|
|