1. Литературно музыкальная композиция «В начале было cлово…» - Картина 1 -
1.Савин Михаил Во тьме немотою томилась Вселенная тысячи лет,
И слово явилось, как милость
Душа, обретающий Свет.
-В начале было Слово
И слово было с Богом.
И слово было Бог.
2.Беспутина Д. и Сурдина П.- исполняет рус. нар. песню
3.Сурдина П. (читает) -
Мукой рождавшейся мысли
Миры до слов потряслись!
И вскрикнули глуби и выси
И далям откликнулась близь!
-Недаром родимое слово- Живое ею волшебство-
Души всенародной основа,
Залог и начало всего.
- Картина 2-
1. Ведущий Беспутина Д. (рассказывает) :
На календаре 863 год от Рождества Христова. Византия. Дворец, молодой византийский царь Михаил в окружении придворного, патриарха Фотия и монаха Константина.
1.Придворный: Послы моравского княжества от правителя своего пришли с просьбою. Говорят, что их народ приняли уже веру христианскую. но учат их латинские священники ,которые говорят на своем языке ,а он народу непонятен. Просит князь Моравии прислать в его земли такого учителя, который говорил бы на их языке и тем внушил бы народу истинный разум и правду.
2.Фотий(Осторожно):
Послать наших людей в земли Моравские надо обязательно…
3.Михаил(С сомнением): А нужны ли нам эти моравы ?Какая от них польза?
2.Фотий:Польза в том государь, что враги иноверцы окружают наше государство со всех сторон, а друзей становится меньше и когда целый народ предлагает нам дружбу , отдает себя добровольно под влияние нашей церкви, от этого нельзя отворачиваться.
3.Михаил: Ну что ж, давай пошлем учителей. Но кого? Назови мне имя способного человека.
2.Фотий: Я думаю, такой человек находится среди нас. Это Константин (Все смотрят туда же, куда и Фотий ,-на Константина.
3.Михаил: в самом деле (Константину).Кроме тебя и твоего брата Мефодия, послать некого. Кто еще так хорошо знает язык славян!
4.Константин: В моравскую землю к славянам , я пойду с радостью.
(Внезапно) Но прав Михаил, будет ли от этого польза?
(Все с удивлены, Константин обьясняет).Польза будет в том случае , если у них есть грамота. Есть ли у них грамота?(Константин смотрит прямо в глаза царю- Михаилу)
2.Фотий: (Уверенно)Грамоты у них нет, государь. Народ их неучен и дик, поэтому послы и пришли к нам за помощью.
3.Михаил: (Константину лениво)А ты их своими речами просвещай…
4. Константин(тихо, но твердо): Просвещение народа без книг на его родном языке равносильно усилиям писать на воде.
3. 2. Фотий ( поддерживая Константина): Книги писанные на языке славян , необходимы,
3.Михаил (обиженно)-Зачем надобно было собирать совет? Можно было просто приказать!
1. Придворный: Прикажите ,государь!
3. Михаил: Вот я и приказываю ! Раз нет у славян грамоты, нужно перевести с нашего
языка на славянский.(Константину) Поручаю тебе (Константину) и твоему брату Мефодию (Константин и Мефодий смиренно кланяются).
-Картина 3-
Кирилл и Мефодий
1.Мефодий:
Нам предстояло трудный путь пройти .
Ведь мы должны были перевести
Все книги с греческого на славянский.
Пришлось нам азбуку изобрести.
Ее тогда кириллицей назвали-
Так брата моего навеличали.
От разных азбук буквы ,звуки
Так хитроумно ты соединил,
Что сразу всех славян вознаградил
Чтоб и они познали все науки!
2. Кирилл:
24 буквы взял я, брат , у греков,
Еще немного –у евреев и армян.
Чего недостаточно- сам добавил.
1.Мефодий:
И от невежества славян избавил.
2.Кирилл:
Ты только, братец, посмотри:
Их было ровно 43!
- Картина 4-
4. Савин Миша (звучит торжественная музыка)
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена!
2.Ведущий Беспутина Д.
Вижу Русь! Торжественно-сурово
Вслушиваюсь в темную строку…
Так и есть,
В начале было Слово,
И это было «Слово о полку Игореве…»
3.Ведущая Куткина С.:
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
Ярославна-
4. Беспутина Д.
Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю- речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклоняясь , в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь- князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклоняясь.
5.Звучит песня «Людмилы Зыкиной»«Гляжу в озера синие …(Хоровод) 1 куплет 1 припев
- Картина 5-
1.Ведущая – Куткина С.
Русский язык- душа России , ее святыня, нерушимое духовное состояние, без которого народ теряет свое лицо .
-Картина 6-
Ведущий: Беспутина Д.
На календаре середина 13 века . Страшное время . Русь на части раздирают враги. Немцы и шведы подступают с запада, монголо-татарские орды грозят с востока . В декабре 1237 года разбил Батыр Русичей, шесть дней и ночей осаждал Рязань ,взял её приступом. И дивились враги храбрости, крепости, мужеству рязанскому. И говорили они ! «Мы во многих битвах бывали ,а таких удальцов не видали .Это люди крылатые (из повести о Евпатии Коловрате»).
Песня «Вспомним, братцы , Русь святую» праздничные колокола.
-картина 7-
Ведущая Куткина С.
Оживай, восемнадцатый век, проповедник особой породы .
Укротивший Пегаса разбег,
Рассыпающий ,как фейверк,
Громогласно – фонфарные оды!
4.Выходит Ломоносов(сочиняет)Куйкин А.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
5.Савин М.
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа столько славных ,то и знай,-
Столько добрых, Благородных,
Сильных ,любящих душой
Посреди тупых, холодных и напыщенных собой.
2.Ломоносов(Куйкин А.)
Язык, которым Российская держава,…повелевает, имеет природное изобилие, красоту и силу, ничем единому европейскому языку не уступает .
( Звучит музыка с фоном )
-Картина 8-
Черенков В.
Каждый пишет ,как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит , так и пишет,
Не стараясь угодить,,,
Так природа захотела
-Почему?-(Савин М.)
- Не наше дело.
-Для чего?- (савин М.)
-Не нам судить.
Вымысел не есть обман .
Замысел- ещё не точка.
Дайте дописать роман
До последнего листочка.
Ведущий Винаков И. выходит и объявляет : это были строки из стихотворения Булата Окуджавы« Я пишу исторический роман»
1. Ведущая : Куткина С.
На календаре 1832 год
Даль и Пушкин( В.Черенков и М.Савин)
2.Владимир Иванович Даль ( справку о Дале зачитывает Ломакина П.)
Даль взял книгу своих « Русских сказок»и отправился к Александру Сергеевичу
Пушкину.
Пушкин – Здравствуйте сударь! Рад, рад познакомиться с Вами
Даль – А я как рад! Вот принес на ваш суд(протягивает Пушкину книгу)
Пушкин – я уже видел вашу книгу и порадовался ей, хороша !(перелистывая) А язык то всё народный !(зачитывает пример)
Даль – Не откажитесь принять в подарок сей скромный труд!
Пушкин-Спасибо, спасибо большое! Вот удивили так удивили!
Даль- А чем вы, Александр Сергеевич, в ближайшее время удивите поклонников вашего таланта, коли не тайна?
П. – Ну какая же тайна! Недавно вот тоже сказку сочинил.
Мы объехали весь свет
За морем житьё не худо,
В свете вот какое чудо:
Остров на море лежит ,
Град на острове стоит.
П. – Возьмите на память ( Дарит красочную книгу сказок А.С. Пушкина)
Даль – ( рассматривает обложку, читает) « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтана виче и о прекрасной царевне Лебеди». Спасибо!
Пушкин – Мужика русского благодарите , что нам ,литераторам , язык такой подарил. Сказки - это хорошо ! Но идите дальше ! Займитесь составлением словаря.
Даль - А осилю?
Пушкин – Осилите .Это ж замечательно ,годами копить сокровища и вдруг открыть сундук с ними перед изумленными соотечественниками.
3. Черенков В. Булат Окуджава ( продолжение )
Каждый пишет как, он слышит ,
Каждый слышит , как он дышит.
Как он дышит, так и пишет ,
Не стараясь угодить …
3)Рус. Нар. Танец – Трошин В.?
- Картина 9 -
Ведущая: Куткина С.
На дворе 1837 год -
Савин м.
.Отцы пустынники и жены не порочны ,
Чтоб сердцем взлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дальних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из многих меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста ,
Всё чаще мне она приходит на уста .
И падшего крепит неведомую силой:
- Владыко дней моих ! Дух праздности унылой ,
Любоночалия ,змеи закрытой с ней
И празднословия не дай душе моей.
- Но дай мне зреть мои, о Боже прегрешения.
Да брат мой от меня не примет осуждения ,любви
И целомудрия мне сердце оживи!
Ведущая: Куткина С.
Библия и русская литература 19 века
Все чрез слово начало быть.
1.Семенова Ю. Книга книг… Так говорят о Библии, тем самым обозначая в предельной краткостью ее место в человеческой культуре.
2.Гольская Н.
Это книга в самом общем, высшем и единичном значении, которое с незапамятных времен живет в сознании народов. Книга судеб хранящая тайны жизни и предназначения будущего.
1.Семенова Ю.
Именно в 19 веке духовная проблематика и библейские сюжеты особенно прочно входят в ткань европейской ,русской, и всей мировой культуры.
Библия оказалась той великой неисчерпаемой книгой которая содержит все вопросы, тревожащие человечество, и ответит на них, и потому остается актуальной во все времена, её страницы волнуют людей и сегодня.
2.Гольская Н.
Пушкинское космическое чувство – его душа стала проводником всех влияний мира, божественное начало , природу живую и неживую- степени в какой-то момент своей жизни его переживает или к нему прикасается.
1.Семенова Ю.
Замечателен случай из жизни А.С.Пушкина – его встреча с митрополитом Филаретом. Митрополит Филарет говорил проповедь в Успенском соборе.
2.Гольская Н.
Пушкин стоял, скрестив руки, боясь проронить и слово. Под этим впечатлением поэт свое чудное стихотворение , за которое, наверное, многое простил ему Господь.
Савин М.
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, мире я моей
Вверял изнеможенные звуки,
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал
Когда Твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь Ты
С силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Гольская Н.
Последнее четверостишье особенно замечательно:
Савин М.
Твоим огнем душа палила
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт
-картина 10-
Ведущая : Куткина С.
Пушкин- дневное светило русской поэзии…Михаил Юрьевич Лермонтов- ночное…
1.Мухлынина Настя
Лермонтов- одна из наиболее трагических фигур в русской литературе .Библейские образы наиболее характерны для его творчества
2.Олина Л.Мир божницы, заполненный предметами культа (образ, крест, лампада) неизгладимо врезался в память и душу поэта еще в детские годы. Все шло от бабушкиной божницы.
9.1.Мухлынина Н.В письмах бабушки Арсеньевой к своему внуку благославляющие слова: Христос с тобою, будь над тобою милость божья.
2.Олина Л.Все книги Ветхого и Нового завета- это история борьбы двух начал- Добра и Зла, бога и дьявола .Этот же мотив проходит через все творчество .М.Ю.Лермонтова.
3.Папко Семен читает стихотворение Лермонтова «Молитва»
-короткая музыкальная заставка?
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть :
Одну молитву чудную Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная ,святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко-
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
- картина 11-
1.Ведущая : Куткина С.
На календаре 20 век. О великом русском языке говорят писатели 20 века.
2.Ведущий : Беспутина Д.
Владимир Галактионович Короленко:
«…Мне страшно подумать , что моим детям был бы не понят мой язык , а за ним- и моя любовь к своему родному народу, к своей стране.
1.Куткина С.Поэтесса-символ Анна Ахматова написала :
И мы сохраним тебя , русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
2.Ведущий: Беспутина Д.
.«Одна поэзия- я узнал это страшным образом , я это знаю,- одна поэзии способна восстановить человека, «-утверждал Джон Унгаретти.
1.Куткина С
.Серебряный век- это лучшее из всего, что дала культуре Россия.
2. Беспутина Д.
Русская классическая литература исповедует философию надежды. Истина без надежды не существует. Русская литература обьединена своей уверенностью в том, что будущее должно быть и будет лучше настоящего.
1.Куткина С.
Истина немыслима и без красоты! В русской традиции представление о красоте нерасторжимо с целомудренностью.
2. Беспутина Д.
Сергей Есенин- певец русской природы . Для ранней поэзии Есенина характерна гармония , в его творчестве еще нет тех противоречий, душевных надрывов, которые появляются позже.
1.Куткина С. романс на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»( исполняет Д. Беспутина)
-Картина 12-
2. Беспутина Д.
На календаре 2012 год.
Имеющий ухо, да услышит!
Наш родной язык тяжело болен. Слова-сорняки, вульгарная брань получили постоянную регистрацию в нашем лексиконе.
1.Куткина С. Будем помнить о том, что граница языка человека- это граница его духовного мира «Устами нечестивых разрушается гракд. Б.Окуджава «Молитва»
Куйкин А.?Пока земля еще вертится, поа еще ярок свет Господи, дай же каждому, чего у него нет
Мудрому дай голову, трусливому дай коня,
Дай счастливому денег…И не забудь про меня.
Я знаю: ты все умеешь , я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый, что он проживает в раю
Как верит каждое ухо тихим речам твоим,
Как веруем и мы сами, не ведая , что творим!
Ведущая: Куткина С .Каков народ, таков и язык
Найдем же в себе мужество покаяться
И начнем очищать то замечательное жизненно необходимое
Пространство вокруг и внутри нас,
Что зовется русским языком.
- 13 Картина- заключение:
Ведущий Беспутина Д. - Слово учителю Е.В. Косовой
В начале было слово…И Слово было Бог…
Слово- это Культура. Культура- это то , что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации.(Читаем мы в статье Д.С.Лихачёва « Русская культура»-информационная справка ). Сегодня в десятках газетных и журнальных статьях, в теле- и радиопередачах обсуждаются вопросы, касающиеся единства экономического ,информационного и иных пространств. Меня же занимает, прежде всего проблема пространства культурного. Под пространством я понимаю в данном случае не просто определенную географическую территорию, а прежде всего пространство среды , имеющее не только протяженность, но и глубину.
У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития . Большинство людей (в том числе и «государственных мужей») понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений : театр, музей ,эстраду , музыку, литературу- иногда даже не включая в понятия культуры науку, технику , образование…Вот и получается зачастую так, что явления, которые мы относим к «культуре», рассматриваются в изоляции друг от друга. Свои проблемы у театра, свои у писательских организаций, свои у филармоний и музеев и т.д Между тем культура- это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из простого населения -народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.
Если у людей , населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь , то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее , чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями.
Культура- это святыни народа, святыни нации.
|