Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования




Скачать 0.64 Mb.
Название Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования
страница 1/6
Дата публикации 01.10.2014
Размер 0.64 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шошкинская средняя общеобразовательная школа»

«Сёськаса шöр школа» муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение

Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УР – Директор школы –

____________________ _________________

«___»________20___год.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

на уровне основного общего образования

Срок реализации – 5 лет

Классы – 5 – 9

Составлена на основе примерной программы

общеобразовательных учреждений

«Русский язык» 5 – 9 классы.

Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,

Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.


Программу составили: Н.А. Попова, И.В. Варсуляк, О.А. Елькина

Шошка

2013

Пояснительная записка
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни; б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи. Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Структура рабочей программы

Данная рабочая программа имеет линейную структуру. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8 и 9 классах.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для каждого класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы.

Цель и задачи рабочей программы.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой компетенций.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;

  • вооружать учащихся основами знаний о родном языке;

  • развивать языковой и эстетический идеал.


Лингвистическая компетенция включает в себя следующую задачу:

  • формировать знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.


Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

  • овладевать нормами русского литературного языка и обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

  • обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Культуроведческая компетенция реализуется в процессе решения следующих задач:

  • осознавать язык как форму выражения национальной культуры;

  • знать взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;

  • владеть нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


Данная учебная программа предусматривает использование следующих технологий и приемов обучения:

  • формирование учебной деятельности учащихся через внедрение деятельностного принципа обучения;

  • проблемная технология;

  • информационная технология;

  • сквозное повторение при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Формы и способы проверки и оценки результатов обучения

Основным способом учёта знаний учащихся является устный опрос. Формами проверки являются различного вида диктанты (словарный, контрольный, итоговый), сочинения, изложения.

Место предмета в учебном плане школы.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ от 5 марта 2004 года № 1089), на основе авторской программы общеобразовательных учреждений: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

На изучение русского языка на уровне основного общего образования учебный план школы отводит:

5 класс – 210 часов;

6 класс – 210 часов;

7 класс – 140 часов;

8 класс – 108 часов;

9 класс – 68 часов.

Для реализации данной рабочей программы используется УМК:

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский.

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский.

Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 8 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский.

Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 9 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский.

Данный УМК обеспечивает преемственность между начальной школой и основным звеном, содержит минимум содержания в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Содержание образования по учебному предмету «Русский язык».
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА 1 Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей.

Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Наука о русском языке и ее основные разделы. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТАХ.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИМОЛОГИИ КАК НАУКЕ, О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне среднего общегообразования
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. (Допущено Министерством образования РФ (письмо №13-58-1005/17 от 07. 07. 2003)) в соответствии...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Г североморска мурманской области
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» разработана на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения (Практическая...
Долининой Т. А., Архаровой Д. И., Дзюбы Е. В. Данная программа является преемственной к программе «Речь и культура общения (риторика...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Рабочая учебная программа по предмету «Литература» 10 класс
...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» на уровне основного общего образования icon Рабочая учебная программа по предмету «Литература» 9 класс
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции