Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы




Скачать 225.12 Kb.
Название Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы
Дата публикации 01.10.2014
Размер 225.12 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
программа учебной дисциплины


Теория изучения и преподавания русского языка и культуры.

Теоретические основы изучения русской литературы


Магистратура по направлению 520300 – «Филология»
Образовательная программа магистратуры

«Русский язык и культура в современном мире»

Квалификация (степень) «магистр»



Аннотация
В курсе рассматриваются общие теоретические принципы изучения русской литературы в целях её преподавания иностранным учащимся. Формируются представления о тесной связи литературоведческого и дидактического начал в процессе изучения русской литературы XIX и XX веков. Описываются литературоведческие системы разных уровней, текстовые единицы разных уровней, их взаимодействие при выполнении как основных функций художественной литературы – функции общения и функции познания русской духовной культуры, отраженной в художественных текстах, – так и более частных функций. В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на русской литературе не только как составной части русской культуры, но и как одной и основ мировой культуры.



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теоретические основы изучения русской литературы» являются:

  • выработка сформированного представления о теоретических основах российского литературоведения;

  • выработка понимания литературы как структуры динамической, компоненты которой могут или должны модифицироваться в зависимости от историко-культурных процессов и индивидуальных особенностей личности писателя;

  • расширение терминологической базы учащихся в изучении литературы;

  • формирование представления о единстве литературоведческого, лингвистического и дидактического начал при обучении русскому языку как иностранному.




  1. Задачи освоения дисциплины


Названные цели конкретизируются в следующих задачах:

  • сформировать представление о русской литературе как живом, динамически развивающемся явлении духовной культуры;

  • сформировать представление о единстве литературоведческого, лингвистического и дидактического начал в преподавании русской литературы иностранным учащимся;

  • сформировать представление об относительной самостоятельности описания каждого художественного теста как уникального явления духовной культуры, о глубокой взаимообусловленности и взаимодействии всех уровней художественного текста;

  • сформировать умения анализа конкретного литературного произведения, представленного в печатной и звучащей форме;

  • сформировать у учащихся умения решать коммуникативные задачи общения на базе художественного текста;

  • сформировать представления о литературе как основе культуры.

  • сформировать теоретические основы и выработать практические навыки самостоятельного анализа произведений русской литературы.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Вариативная часть. Профессиональный цикл

Теория изучения и преподавания русского языка и культуры:

Теоретические основы изучения русской литературы
Первый курс

Первый и второй семестры

Данная дисциплина предназначена для магистрантов, получающих квалификацию по направлению подготовки «Филология» по образовательной программе «Русский язык и культура в современном мире». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате. Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:

  • дает сумму необходимых теоретических (литературоведческий) знаний по изучаемой специальности; формирует способность к специфическому литературоведческому мышлению при анализе текста произведений русской литературы; предоставляет теоретические знания, обязательные 1) для параллельного изучения дисциплин История и методология изучения русского языка и культуры (История русского языка и культуры: проблемы и методы изучения); Актуальные проблемы изучения русского языка и культуры (Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты), Прикладные аспекты преподавания русского языка и культуры (Методика преподавания русского языка и культуры иностранным учащимся); 2) для изучения серии дисциплин по выбору.

  • дает теоретическую основу для формирования навыков и умений преподавания русской литературы и культуры в иноязычной аудитории.



4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы (216 часа)







п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекция



с.р.с.
72

семинар

с.р.с.





I Теоретические основы изучения русской литературы (1) – 36

1.

Литературоведение как наука. Литературоведение и общие теории культуры.

1

1-2

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме

2.

Литературное художественное творчество. Место литературы в российской духовной культуре.

1

3-4

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме

коллоквиум, практическое задание

3.

Деление литературы на роды. Эпос, лирика, драма.


1

5-6

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание

4.

Идейное содержание литературных произведений. Тематика, проблематика, идейная направленность.

1

7-8

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание,

Реферат

5.

Пафос и его разновидности. Героический, драматический, трагический, сатирический пафос.

1

9

1

1

1

1

Знакомство с литературой по теме,

6

Творческие методы и направления.


1

10-11

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание

7.

Основные элементы формы литературного произведения.


1

12

1

1

1

1

Знакомство с литературой по теме,

8

Персонажи и их свойства.


1

13-14

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание

9.

Конфликт и сюжет литературного произведения. Элементы сюжета. Сюжеты хроникальные и концентрические.


1

15-

16

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, коллоквиум, практическое задание

10

Повествователь и его отношение к персонажам.


1

17-18

2

2

2

2

Знакомство с литературой по теме, практическое задание

Реферат

11










18

18

18

18+36

Экзамен

II. Основы изучения русской литературы в целях преподавания её иностранцам

12

Компоненты предметной изобразительности как предмет изучения иностранными учащимися.

2

1

2

2

-

-

Знакомство с учебной литературой

13

Лирические произведения на занятии по русском у языку как иностранному.

2

2

2

2

-

-

Знакомство с учебной литературой

14

Особенности поэтической речи как предмет изучения в иноязычной аудитории.

2

3

-

-

2

2

коллоквиум, практическое задание

15

Художественное слово в контексте обучения иностранцев произношению.

2

4

-

-

2

2

коллоквиум, практическое задание

16

Интонационная система русского языка при чтении художественного вслух.

2

5,6

2

2

2

2

Знакомство с учебной литературой, коллоквиум, самостоятельная работа

III. Литературоведческие основы обучения русскому языку и культуре (2) – 20 ч.

17.

Понятия номинативной изобразительности и лексико-морфологической выразительности слов.

2

7

2

2

-

-

Знакомство с учебной литературой

18.

Функции художественного слова: иносказательная изобразительность и выразительность.


2

8,9,

10

4

4

2

2

Знакомство с учебной литературой, коллоквиум, самостоятельная работа

19.

Аспекты описания словесно-предметной иносказательности в русском языке.

2.

11,

12

2

2

2

2

Знакомство с учебной литературой, практическое задание

20.

Взаимодействие словесно-предметной иносказательности и интонационно-синтаксической выразительности художественной речи.

2

13,

14

2

2

2

6

Знакомство с учебной литературой, коллоквиум, практическое задание

21

Литературное произведение в языковой картине мира – лингводидактический аспект. Обучение межкультурному общению на базе художественного текста.

2

15

-

-

2

6

Знакомство с учебной литературой, практическое задание,

реферат

22

Анализ языковых явлений русской литературы в зеркале других языков и литератур различных типов.

2

16

-

-

2

2

Знакомство с учебной литературой, практическое задание



























24










16

16

16

24+36

Экзамен




Итого







34

34

34

114

216


4.2. Содержание дисциплины.

I. Теоретические основы изучения русской литературы (1) – 36 (Читает кандидат филологических наук, доцент М. А. Лазарева).
Литературоведение как наука. Литературоведение и общие теории культуры.

Литературное художественное творчество. Место литературы в российской духовной культуре.

Деление литературы на роды. Эпос, лирика, драма.

Идейное содержание литературных произведений. Тематика, проблематика, идейная направленность.

Пафос и его разновидности. Героический, драматический, трагический, сатирический пафос.

Творческие методы и направления.

Основные элементы формы литературного произведения.

Персонажи и их свойства.

Конфликт и сюжет литературного произведения. Элементы сюжета. Сюжеты хроникальные и концентрические.

Повествователь и его отношение к персонажам.

II. Основы изучения русской литературы в целях преподавания её иностранцам (читает кандидат филологических наук, доцент М. А. Лазарева).

Компоненты предметной изобразительности как предмет изучения иностранными учащимися.

Лирические произведения на занятии по русском у языку как иностранному.

Особенности поэтической речи как предмет изучения в иноязычной аудитории.

Художественное слово в контексте обучения иностранцев произношению.

Интонационная система русского языка при чтении художественного вслух.
III. Литературоведческие основы обучения русскому языку и культуре (читает кандидат филологических наук, доцент М. А. Лазарева).

Понятия номинативной изобразительности и лексико-морфологической выразительности слов.

Функции художественного слова: иносказательная изобразительность и выразительность.

Аспекты описания словесно-предметной иносказательности в русском языке.

Взаимодействие словесно-предметной иносказательности и интонационно-синтаксической выразительности художественной речи.

Литературное произведение в языковой картине мира – лингводидактический аспект. Обучение межкультурному общению на базе художественного текста.

Анализ языковых явлений русской литературы в зеркале других языков и литератур различных типов.
3. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции:
а) общенаучные: (частично)

способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

б) инструментальные: (частично)

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе в Интернете, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).

в) системные: (частично)

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

Профессиональные компетенции
Общепрофессиональные компетенции (частично):

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);

умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9), а также следующими М-СПК: способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области преподавания русской литературы иностранным учащимся;

владение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русской литературы: монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом и т.п.

способность к самостоятельному усвоению новых подходов к изучению русской литературы;

способность к специфическому литературоведческому мышлению преподавателя, обучающего русской литературе нерусских;

способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области теоретического литературоведения в целях изучения и преподавания русской литературы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать особенности функционирования русского языка в художественных текстах различных жанров;

  • уметь дать историко-культурный, стилистический, а также словообразовательный комментарий к языковым и речевым явлениям художественного текста; находить отличительные черты языка (идиолекта) конкретного поэта, ориентироваться в эволюции языка, отраженной в художественных текстах;


Кроме того, при чтении он должен уметь уверенно пользоваться словарями русского языка и энциклопедическими словарями, в том числе электронными.
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс разработан с опорой на такие принципы современных образовательных технологий, как личностная ориентированность материала, диалогичность, моделирование потенциально актуальных профессиональных ситуаций, межпредметность, креативность и др. Наряду с традиционными лекционными занятиями предполагается использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий, аудио- и видеотехники.

Обязательной является работа в библиотеках, в частности в отделах рукописей, в литературных музеях в рамках текстологического цикла; активная работа с художественными текстами для выработки умений и навыков как анализа, так и модификаций речевых построений в разных типах дискурсов и для решения разных коммуникативных задач.
IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:

А. Образовательные технологии:

В ходе преподавания дисциплины используются традиционные и современные формы обучения, в том числе основанные на привлечении сетевых технологий: проблемного обучения, личностной ориентированности, интенсивности, диалогичности, моделирования профессиональных ситуаций, проектирования дидактических функции в единстве с коммуникативными и личностными смыслами, модульности, межпредметности, креативности, метод свернутых информационных структур.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего и промежуточной контроля успеваемости.

Самостоятельная работа студентов обеспечивается списками основной и дополнительной литературы, включающей теоретические работы по проблемам функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного, а также учебные пособия по практическому русскому языку. Текущий контроль проходит в форме коллоквиума, практических заданий, рефератов.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – экзамен. Итоговая аттестация – экзамен.
Примерный список вопрос для промежуточного контроля

I. Теоретические основы изучения русской литературы.

  1. Литературоведение как наука. Литературоведение и общие теории культуры.

  2. Литературное художественное творчество. Место литературы в российской духовной культуре.

  3. Деление литературы на роды. Эпос, лирика, драма.

  4. Идейное содержание литературных произведений. Тематика, проблематика, идейная направленность.

  5. Пафос и его разновидности. Героический, драматический, трагический, сатирический пафос.

  6. Творческие методы и направления.

  7. Основные элементы формы литературного произведения.

  8. Персонажи и их свойства.

  9. Конфликт и сюжет литературного произведения. Элементы сюжета. Сюжеты хроникальные и концентрические.

  10. Повествователь и его отношение к персонажам.

II. Основы изучения русской литературы в целях преподавания её иностранцам.

  1. Компоненты предметной изобразительности как предмет изучения иностранными учащимися.

  2. Лирические произведения на занятии по русском у языку как иностранному.

  3. Особенности поэтической речи как предмет изучения в иноязычной аудитории.

  4. Художественное слово в контексте обучения иностранцев произношению.

  5. Интонационная система русского языка при чтении художественного вслух.


III. Литературоведческие основы обучения русскому языку и культуре.

Понятия номинативной изобразительности и лексико-морфологической выразительности слов.

  1. Функции художественного слова: иносказательная изобразительность и выразительность.

  2. Аспекты описания словесно-предметной иносказательности в русском языке.

  3. Взаимодействие словесно-предметной иносказательности и интонационно-синтаксической выразительности художественной речи.

  4. Литературное произведение в языковой картине мира – лингводидактический аспект. Обучение межкультурному общению на базе художественного текста.

  5. Анализ языковых явлений русской литературы в зеркале других языков и литератур различных типов.


На экзамене в I семестре предлагается два вопроса по теоретическим основам изучения русской литературы.

На экзамене в II семестре предлагается два вопроса (один – по основам изучения русской литературы в целях преподавания её иностранцам., второй – по литературоведческим основам обучения русскому языку и культуре.
Примерные темы для рефератов.
1. Роль трудов Г. Н. Поспелова и П. А. Николаева в разработке теории литературы.

2. История разработки литературоведческих основ анализа художественного текста.

3. Проблемы языка и культуры в практике преподавания русской литературы иностранцам.
.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

п/п

Автор

Название книги / статьи

Отв. редактор (для коллектив­ных работ)

Место издания

Издатель-ство

Год издания

Название журнала (сборника)

Том (выпуск) журнала / сборника

Номер журнала

1

Л. В. 

Чернец и др.

Введение в литературоведение: учебник для студентов ВУЗов

Л. В. Чернец

М.




2010










2

П. А. Ни-колаев

Введение в литературоведение: хрестоматия

П. А. Николаев

М.




2006










3

М. А. Лазарева

Теоретические аспекты изучения художественной литературы – учебное пособие для иностранных учащихся филологического факультета МГУ. Автор – М. А. Лазарева, М., 2012 г




М.




2012












б) дополнительная литература:


п/п

Автор

Название книги / статьи

Отв. редактор (для коллектив­ных работ)

Место издания

Издатель-ство

Год издания

Название журнала (сборника)

Том (выпуск) журнала / сборника

Номер журнала

1

П. А. Ни-колаев

«Русская наука о литературе в конце XIX – начале XX в.»



М.




1982










2



Литературная энциклопедия терминов и понятий, М., 2001 г.



М.




2001












в) Интернет-ресурсы:

Кафедральный Интернет-сайт http://www.teorlit.philol.msu.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • наличие в методическом кабинете кафедр русского языка как иностранного (а. 840), в библиотеке и в Интернете необходимой научной и учебно-методической литературы;

  • наличие аудио- и видеотехники;

  • доступ к Интернету через компьютерное оборудование кафедр русского языка как иностранного (а.1009а, а. 833, а. 836), а также а. 1063 (филологический факультет).




Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки «Филология».

Разработчики




Филологический

факультет МГУ

имени М.В. Ломоносова,

кафедра теории литературы

доцент М. А. Лазарева
кафедра русского языка

для иностранных учащихся

филологического факультета А.Г. Матюшенко

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, в курсе акцентируется внимание на русском...
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
...
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы icon Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции