Скачать 225.12 Kb.
|
программа учебной дисциплиныТеория изучения и преподавания русского языка и культуры. Теоретические основы изучения русской литературы Магистратура по направлению 520300 – «Филология» Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация (степень) «магистр»Аннотация В курсе рассматриваются общие теоретические принципы изучения русской литературы в целях её преподавания иностранным учащимся. Формируются представления о тесной связи литературоведческого и дидактического начал в процессе изучения русской литературы XIX и XX веков. Описываются литературоведческие системы разных уровней, текстовые единицы разных уровней, их взаимодействие при выполнении как основных функций художественной литературы – функции общения и функции познания русской духовной культуры, отраженной в художественных текстах, – так и более частных функций. В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на русской литературе не только как составной части русской культуры, но и как одной и основ мировой культуры.
Целями освоения дисциплины «Теоретические основы изучения русской литературы» являются:
Названные цели конкретизируются в следующих задачах:
Вариативная часть. Профессиональный цикл Теория изучения и преподавания русского языка и культуры: Теоретические основы изучения русской литературы Первый курсПервый и второй семестры Данная дисциплина предназначена для магистрантов, получающих квалификацию по направлению подготовки «Филология» по образовательной программе «Русский язык и культура в современном мире». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате. Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы (216 часа)
4.2. Содержание дисциплины. I. Теоретические основы изучения русской литературы (1) – 36 (Читает кандидат филологических наук, доцент М. А. Лазарева). Литературоведение как наука. Литературоведение и общие теории культуры. Литературное художественное творчество. Место литературы в российской духовной культуре. Деление литературы на роды. Эпос, лирика, драма. Идейное содержание литературных произведений. Тематика, проблематика, идейная направленность. Пафос и его разновидности. Героический, драматический, трагический, сатирический пафос. Творческие методы и направления. Основные элементы формы литературного произведения. Персонажи и их свойства. Конфликт и сюжет литературного произведения. Элементы сюжета. Сюжеты хроникальные и концентрические. Повествователь и его отношение к персонажам. II. Основы изучения русской литературы в целях преподавания её иностранцам (читает кандидат филологических наук, доцент М. А. Лазарева). Компоненты предметной изобразительности как предмет изучения иностранными учащимися. Лирические произведения на занятии по русском у языку как иностранному. Особенности поэтической речи как предмет изучения в иноязычной аудитории. Художественное слово в контексте обучения иностранцев произношению. Интонационная система русского языка при чтении художественного вслух. III. Литературоведческие основы обучения русскому языку и культуре (читает кандидат филологических наук, доцент М. А. Лазарева). Понятия номинативной изобразительности и лексико-морфологической выразительности слов. Функции художественного слова: иносказательная изобразительность и выразительность. Аспекты описания словесно-предметной иносказательности в русском языке. Взаимодействие словесно-предметной иносказательности и интонационно-синтаксической выразительности художественной речи. Литературное произведение в языковой картине мира – лингводидактический аспект. Обучение межкультурному общению на базе художественного текста. Анализ языковых явлений русской литературы в зеркале других языков и литератур различных типов. 3. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции: а) общенаучные: (частично) способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2); способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3). б) инструментальные: (частично) владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1); владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3); владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе в Интернете, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4). в) системные: (частично) способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1); способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2); способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3); Профессиональные компетенции Общепрофессиональные компетенции (частично): знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1); владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2); владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3); владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4); владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5); способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6); умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7); умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8); умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9), а также следующими М-СПК: способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области преподавания русской литературы иностранным учащимся; владение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русской литературы: монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом и т.п. способность к самостоятельному усвоению новых подходов к изучению русской литературы; способность к специфическому литературоведческому мышлению преподавателя, обучающего русской литературе нерусских; способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области теоретического литературоведения в целях изучения и преподавания русской литературы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Кроме того, при чтении он должен уметь уверенно пользоваться словарями русского языка и энциклопедическими словарями, в том числе электронными. 5. Рекомендуемые образовательные технологии Курс разработан с опорой на такие принципы современных образовательных технологий, как личностная ориентированность материала, диалогичность, моделирование потенциально актуальных профессиональных ситуаций, межпредметность, креативность и др. Наряду с традиционными лекционными занятиями предполагается использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий, аудио- и видеотехники. Обязательной является работа в библиотеках, в частности в отделах рукописей, в литературных музеях в рамках текстологического цикла; активная работа с художественными текстами для выработки умений и навыков как анализа, так и модификаций речевых построений в разных типах дискурсов и для решения разных коммуникативных задач. IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии: А. Образовательные технологии: В ходе преподавания дисциплины используются традиционные и современные формы обучения, в том числе основанные на привлечении сетевых технологий: проблемного обучения, личностной ориентированности, интенсивности, диалогичности, моделирования профессиональных ситуаций, проектирования дидактических функции в единстве с коммуникативными и личностными смыслами, модульности, межпредметности, креативности, метод свернутых информационных структур. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего и промежуточной контроля успеваемости. Самостоятельная работа студентов обеспечивается списками основной и дополнительной литературы, включающей теоретические работы по проблемам функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного, а также учебные пособия по практическому русскому языку. Текущий контроль проходит в форме коллоквиума, практических заданий, рефератов. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – экзамен. Итоговая аттестация – экзамен. Примерный список вопрос для промежуточного контроля I. Теоретические основы изучения русской литературы.
II. Основы изучения русской литературы в целях преподавания её иностранцам.
III. Литературоведческие основы обучения русскому языку и культуре. Понятия номинативной изобразительности и лексико-морфологической выразительности слов.
На экзамене в I семестре предлагается два вопроса по теоретическим основам изучения русской литературы. На экзамене в II семестре предлагается два вопроса (один – по основам изучения русской литературы в целях преподавания её иностранцам., второй – по литературоведческим основам обучения русскому языку и культуре. Примерные темы для рефератов. 1. Роль трудов Г. Н. Поспелова и П. А. Николаева в разработке теории литературы. 2. История разработки литературоведческих основ анализа художественного текста. 3. Проблемы языка и культуры в практике преподавания русской литературы иностранцам. . 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) Интернет-ресурсы: Кафедральный Интернет-сайт http://www.teorlit.philol.msu.ru 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки «Филология». РазработчикиФилологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра теории литературы доцент М. А. Лазарева кафедра русского языка для иностранных учащихся филологического факультета А.Г. Матюшенко |
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского... В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, в курсе акцентируется внимание на русском... |
Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания... Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов... |
||
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты) |
Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского... «История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного».... |
||
Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка... Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка... |
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
||
Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания... ... |
Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
||
Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |