Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология»




Скачать 387.41 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология»
страница1/2
Дата публикации01.10.2014
Размер387.41 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: 

История русского языка: проблемы и методы изучения
для направления подготовки магистров «Филология»

МП «Русский язык и культура в современном мире»
1. Цели освоения дисциплины:

Изучить историю развития русского литературного языка, специфику его функционирования и характер его лингвистической нормы в условиях изменения культурно-языковой ситуации Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов современного русского языка.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Филология»:

Вариативная часть специализации «Русский язык и культура в современном мире»

«История и методология специализированной области филологии: История русского языка: проблемы и методы изучения» является историко-лингвистической дисциплиной, которая дает целостную систему знаний по истории языка русского народа. Данная дисциплина предоставляет теоретические знания и вырабатывает практические навыки, необходимые для изучения иностранными учащимися теоретико-практического курса современного русского языка. С курсом «История и методология специализированной области филологии: История русского языка: проблемы и методы изучения» связаны лингвистические, литературоведческие, исторические и культурологические дисциплины: «Актуальные проблемы современного русского языка», «Актуальные проблемы филологии», «История русской литературы» («Древнерусская литература», «История русской литературы XVIII в.»), «История русской культуры» и др. Для изучения дисциплины необходимы: владение русским языком не ниже уровня В-1 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками CEFR; знания, умения и компетенции, сформированные в результате освоения образовательной программы бакалавриата «Филология» и др. и формируемые в процессе обучения в магистратуре по направлению подготовки «Филология» (магистерская программа «Русской язык и культура в современном мире»).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    а) общенаучные: М-ОНК-3;

    б) инструментальные: М-ИК-2, 3;

    в) системные: М-СК-3.

    Профессиональные

    Общепрофессиональные: М-ПК-1, 2, 5, 6, 7, 11;

    Специализированные М-СПК: свободное владение русским языком в его литературной форме; знание родственных связей русского языка и его типологических соотношений с другими языками, теорий его происхождения, истории, современного состояния и тенденций развития; знание этапов диахронического развития русского языка, его взаимосвязей со старославянским и церковнославянским языками, его региональных вариантов и диалектов; владение базовой терминологией и понимание основной проблематики русской и славянской филологии (частично).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

  • о различных тенденциях в понимании предмета и проблематики курса;

  • основные теоретические концепции происхождения русского литературного языка, его становления и развития;

  • специфику языковой и культурной ситуации в Древней Руси и России в разные исторические периоды;

  • характер нормы (орфоэпической, орфографической, лексической морфологической, синтаксической) книжно-литературного языка в разные исторические периоды;

  • основные закономерности развития системы литературного языка.



    Уметь:

  • интерпретировать на основе полученных теоретических знаний письменные источники;

  • локализовать рукописи и тексты, в них содержащиеся;

  • реконструировать языковую норму текстов и нормативные представления книжников;

  • использовать знания по истории русского литературного языка при изучении современного русского языка и при анализе и интерпретации его языковых явлений и активных процессов;

  • использовать знания по истории русского литературного языка при чтении и анализе текстов русской литературы.



    Владеть:

  • методами комплексного многоаспектного анализа письменных источников;

  • методами реконструкции нормативных представлений книжников.


4. Структура и содержание дисциплины «История и методология специализированной области филологии: История русского языка: проблемы и методы изучения»

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 172 часа.





п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)













лекции

с.р.с.

семинары/ практич. занятия

с.р.с.




1

Вводная лекция. Предмет истории русского литературного языка.

1

1

2

2







-

2

Типология языковых ситуаций. Система и норма

1

2

2

2










3

Старославянский  / церковнославянский как средневековый книжный язык славян.

1

3

2

2







-

4

Редакции церковнославянского языка, механизмы их формирования.

1

4

2

2







тест

5

Становление древнерусской книжно-языковой традиции после принятия христианства

1

5

2

2










6

Орфоэпическая норма церковнославянского языка русской редакции.

1

6

7

4

4







контрольная работа

7

Орфографическая норма церковнославянского языка русской редакции.

1

8

9

4

4







контрольная работа

8

Морфологическая норма церковнославянского языка русской редакции.

1

10

11

12

6

6







тест

контрольная работа

9

Синтаксическая норма церковнославянского языка русской редакции.

1

13

14

4

4







тест

10

    Механизм формирования смешанного (гибридного) церковнославянского языка, характер и дистрибуция признаков книжности в смешанных (гибридных) текстах.

1

15

2

2










11

    Понятие «стандартного» древнерусского языка. Язык деловой письменности. Характер нормы юридических текстов.

1

16

2

2










12

Второе южнославянское влияние.

1

17

18

4

4







тест

13




1

18

2

2







зачет

14

Культурно-языковая ситуация в Московской Руси ХV–XVI вв.

2

1

2

4

4










15

Культурно-языковая ситуация в Юго-Западной Руси ХIV–XVII вв.

2

3

4

4

4










16

Культурно-языковая ситуация в Московской Руси ХVII в. Книжная справа.

2

5

6

4

4







контрольная работа

17

Общие предпосылки возникновения русского литературного языка нового типа. Языковая политика Петра I .

2

7

8

4

4







тест

18

Языковые программы и языковая практика в XVIII в.

2

9

10

4

4










19

Русский язык в конце XVIII – начале XIX вв. Полемика о «старом» и «новом» слоге Н.М.Карамзина и А.С.Шишкова.

2

11

12

4

4










20

Пушкинская концепция литературного языка. Язык литературы XIX в. и его значение в становлении современного русского литературного языка.

2

13

2

2










21

Нормализация литературного языка в орфографических, грамматических и лексикографических трудах XIX в. – нач. XX в.

2

14

2

2







тест

22

Начало филологического изучения и описания древнерусского и церковнославянского языка. Формирование истории языка как отдельной филологической науки.

2

15

2

2










23

Развитие современного русского литературного языка.

2

16

2

2







тест

24













36







экзамен




Итого:







68

104











  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка
Место дисциплины в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые языковые факты, в курсе акцентируется внимание на русском...

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «История и методология специализированной области...
Методологические аспекты взаимодействия литератур Западной Европы, России, Америки

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconПроблемы и методы изучения
Место дисциплины в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» icon«история русского языка (история русского литературного языка)»
«История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое...

Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания русского языка и культуры: История русского языка: проблемы и методы изучения для направления подготовки магистров «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Современные концепции учебника русского...
Целями освоения дисциплины «Современные концепции учебника русского языка как иностранного» являются

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции