Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления




Скачать 104.54 Kb.
Название Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления
Дата публикации 01.10.2014
Размер 104.54 Kb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Литература > Книга
Практическое занятие №1 (2 часа)

Полемика в русской поэзии 60-х годов

о назначении поэта и поэзии

  1. Основные эстетические и литературные направления сер ХIХ в.

  2. Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой.

  3. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» и демократического направления.

  4. Определение поэтами различных эстетических школ природы искусства и назначения поэзии. Докажите примеры из поэтических текстов.

  5. Развитие литературных традиций поэзии 60-х гг.



Художественные тексты:

А. Фет. Музе. Псевдо-поэту.

Ф. Тютчев. К оде Пушкина на «Вольность» Поэзия. Поэт.

А.К. Толстой. Тщетно, художник, ты мнишь…

А.П. Полонский. Поэту-гражданину.

Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. Муза.

Литература

  1. Анненков П.В. О значении художественных произведений для общества.

  2. Григорьев А.В. Стих. А.А. Фета. Стих. Майкова.

  3. Дружинин А.В. Стих. А.А. Фета. Стих. Майкова.

  4. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты.

  5. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России сер. ХIХ в. М., 1982.

Практическое занятие № 2 (2 часа)
Трагический характер конфликта в романе

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  1. Специфика основного конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети» в оценке литературной критики.

  2. Сюжетно-композиционное своеобразие.

  3. «Внешний» конфликт Базарова.

  4. «Внутренний» конфликт Базарова.

  5. Внесюжетная образность романа Тургенева «Отцы и дети»:

  • время и пространство;

  • пейзаж;

  • символичность художественной человек в системе социальных связей.

6. Выводы.
Литература

  1. Писарев Д.И. Базаров. Реалисты// Собр. соч.: В 4 тт. М., 1955-1956.

  2. Антонович М.А.. Асмодей нашего времени// М.А. Антонович. Литературно-критические статьи. М.-Л., 1961.

  3. Страхов Н.Н. Отцы и дети// Н.Н. Страхов. Литературная критика. М., 1984.

  4. Троицкий В.Ю. Книга поколений. О романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1979.

  5. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

  6. Лебедев Ю.В. Тургенев// ЖЗЛ. М., 1990.

  7. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ в. Л., 1982.

  8. Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.

  9. Пустовой П.Г. Тургенев – художник слова. М., 1987.

  10. Набоков В. Тургенев//Лекции по русской литературе. М., 1995.

  11. Вайль П . Генис А.. Тургенев// Родная речь.



Практическое занятие № 3 (2 часа)

Жанровое своеобразие романа И.А.Гончарова «Обломов».

  1. Проблема идеала и действительности, положительный герой в трактовке И.А. Гончарова.

  2. Специфика жанра и основной конфликт в романе И.А.Гончарова «Обломов».

  3. Система персонажей в романе.

  4. Роль художественной детали в романе.

  5. Мифопоэтическая образность в романе.

  6. Хронотоп романа.

  7. Роль пейзажа в раскрытии характеров героев романа.

  8. Значение финала романа.

Литература

  1. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина?

  2. Дружинин А.В. Роман И.А. Гончарова «Обломов».

  3. Недавицкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 1991.

  4. Лошиц Ю. Гончаров. М., 1986.

  5. Мельник В. Реализм Гончарова. М., 1985.

  6. Краснощекова Е.А. «Обломов» Гончарова. М., 1970.

  7. Вайль, Генис А. Обломов и «другие». Гончаров/ Родная речь. М., 1991. С. 117-128.

  8. Чичерин А.В. Гончаров/ Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1985. С. 155-171.

  9. Манн Ю.В. Объективнейший из всех русских реалистов/ Литература, 1995, №5.


Практическое занятие № 4 (2 часа)

Новаторство А.Н. Островского-драматурга

/на примере пьесы «Гроза»/





  1. Художественные открытия русской драматургии первой половины ХIХ века /Грибоедов, Пушкин, Гоголь/.

  2. Внешний и внутренний конфликт в пьесе «Гроза».

  3. Типология героев Островского.

  4. Художественное пространство пьесы.

  5. Основные мотивы и символы.

  6. Речевая характеристика героев.

  7. Полемика о месте и значении пьесы «Гроза» в русской литературе.



Литература

  1. Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве.

  2. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы.

  3. Григорьев А. После «Грозы» Островского.




  1. Журавлева А.И. 1Островский – комедиограф. М, 1981.

  2. Дмитриенко А. Горячие сердца «темного царства»//Литература, 1996 (февраль).

  3. Вайль П., Генис А. Мещанская трагедия// Родная речь. М., 1991.

  4. Михеев Ю.Э. Средства раскрытия авторской позиции в драме Островского «Гроза»// Роль художественной литературы в формировании духовного мира школьников. Тамбов, 1985.

  5. Ревякин А. Искусство драматургии Островского. М., 1974.



Практическое занятие № 5 (2 часа)

«Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова –

художественная летопись народной жизни.


  1. Проблематика поэмы.

  2. Сюжетно-композиционное своеобразие.

  3. Композиция персонажей:

  • образ повествователя;

  • образы крестьян;

  • образ Матрены Тимофеевны;

  • образ Гриши Добросклонова – «народного заступника»;




  1. Своеобразие поэтической формы «Кому на Руси жить хорошо»:

  • фольклор, мотивы, образы и символы;

  • пейзаж;

  • речевой строй поэмы.


ЛитературА

  1. Некрасов Н.А в русской критике. М., 1994.

  2. Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси…». Комментарии. Л., 1970.

  3. Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели. М., 1986.

  4. Сахно И.М. Многофункциональность эстетического отражения природы в поэме Некрасова «Кому…»// Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. М., 1984.

  5. Прокшин В.Г. Эпопея «Кому…». Жанр, сюжет, композиция. Герои и их образы// Где же ты, тайна довольства народного? М., 1990.



Практическое занятие № 6 (2 часа)

Жанровое своеобразие романа

Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

  1. Тип художественного мышления Чернышевского- романиста.

  2. Жанровая структура и сюжетно-композиционные связи произведения (любовно-интимный, идеологический, «потаенный» /М.Г. Пинаев/).

  3. «Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?». Типологическая дифференциация «новых людей» на «обыкновенных» и «особенных».

  4. Роль автора-повествователя в романе Чернышевского.

  5. Сны в художественной структуре романа Чернышевского (генезис и поэтика).

  6. «Тайнопись» Чернышевского. Эзопов язык автора. Роль иронии.

  7. Место и значение романа Чернышевского «Что делать» в развитии русской литературы второй половины ХIХ века.


Практическое занятие № 7 (2 часа)

«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Особенности сатирического гротеска.

  1. Проблематика романа.

  2. Мнимоисторическая форма повествования «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Образ летописца-рассказчика.

  3. Город Глупов и глуповцы. Двусторонняя сатира.

  4. Характеристика градоначальников и средства создания сатирических образов.

  5. Трагическое в изображении народа.

  6. «История глуповского либерализма» (свободомыслия) [Ионка Козырь, Ивашка Фараонтьев, Алешка Беспятов].

  7. Символика романа.
Литература

  1. Бушмин А.С. Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.

  2. Николаев Д.П. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество: Очерк. М., 1985.

  3. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

  4. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

  5. Турков А.М. Салтыков-Щедрина. 3-е изд. Доп. М., 1981.

  6. Ауэр А.П. О природе символической образности в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина// Шестидесятые годы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Калинин, 1985.



Практическое занятие № 8 (2 часа)

«Идеологический роман» Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»





  1. Проблематика романа.

  2. Сюжетно-композиционное своеобразие.

  3. Петербург Достоевского и традиции «физиологического очерка» натуральной школы.

  4. Мотивы преступления Р. Раскольникова.

  5. Тема наказания Р. Раскольникова в интерпретации Достоевского. Художественная функция «диспута идей» и снов в романе.

  6. «Двойничество» в романе Достоевского «Преступление и наказание».

  7. Образ Сони Мармеладовой как символ вселенского горя и страдания. Значение эпилога романа.

  8. Полифонизм романа.


Литература

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979.

  2. Бурсов Б.И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1974.

  3. Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1985.

  4. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе ХХ в. Г., В.-В., кн. изд., 1973.

  5. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1978.

  6. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1974.

  7. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. М., 1979.

  8. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1979.

  9. Селезнев Ю.И. Достоевский. 3-е изд. М., 1990.

  10. Труайя А. Достоевский. М., 2007.

11. Нагина К.А. О Достоевском и русском романе ХIХ века. // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2004. №1. С.46-49.

12.Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон»: Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб., 2005.



Практическое занятие № 9-10 (4 часа) .


Жанровое своеобразие «Войны и мира» Л.Н. Толстого.


  1. «Война и мир» как роман-эпопея. Элементы семейно-бытовой хроники, социально-психологического и исторического романа в «Войне и мире». Споры о жанре произведения.

  2. Особенности сюжетно-композиционного построения «Войны и мир»:

  • широта изображения русской национальной жизни начала 19 века (от Александра I до Тихона Щербакова);

  • идейно-композиционное значение противопоставления двух войн;

  • семейно-бытовые «гнезда» как своеобразно-композиционные центры романа (Ростовы, Болконские, Безуховы, Курагины);

  • «частное» и «историческое» в романе Толстого.




  1. Реализм и психологизм Л.Н. Толстого в изображении духовных исканий положительных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой («диалектика души», портрет, пейзаж, художественная деталь).

  2. Выводы.


Литература

  1. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. Л., 1989.

  2. Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986.

  3. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978

  4. Громов П.П. О стиле Л.Н. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мир». Л., 1977.

  5. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Толстого и Достоевского. М., 1988.

  6. Ломунов К.Н. Жизнь Льва Толстого. М., 1981.

  7. Мотылева Т.Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияния. М., 1978.

  8. Панова О.Б. Язык символов эпоса Л.Н.Толстого (небо – земля – дверь – круг). // Язык и культура. 2008. №1. С.28 -32.

  9. Грачева И.В. Размышления над эпилогом «Войны и мира» Л.Н.Толстого. // Литература в школе. 2008. №9. С.20 -23.

  10. Френкель Н.В. О некоторых нюансах «музыкальных страниц» романа Л.Н. Толстого «Война и мир». // Русская словесность. 2008. №54. С. 5 -12.





Практическое занятие № 11 (2 часа)


Своеобразие «малой прозы» В.М. Гаршина





  1. Литературная и общественная эпоха 80-х гг.ХIХ в. «Гаршинский тип» в литературе этого периода.

  2. «Военные» рассказы В.М. Гаршина («Четыре дня» - 1877, «Трус» - 1879, «Денщик и офицер» -1880):

  • реализм и натурализм рассказов;

  • очерк и репортаж;

  • «контрастные» герои;

  • традиция Л.Н. Толстого.




  1. Нравственные проблемы в рассказах В.М. Гаршина «Происшествие» (1878), «Надежда Николаевна» (1885):

  • тема «падшей» женщины;

  • проблематика эмансипации;

  • своеобразие сюжета и композиции;

  • лиризм;

  • традиции Н.В. Гоголя («Невский проспект»).




  1. Поэтика рассказов Гаршина («Сказка о жабе и розе» - 1884, «Attalia princeps» - 1880, «Красный цветок» - 1883):

  • аллегория;

  • символика;

  • исповедальность.




  1. Вклад В.М. Гаршина в развитие жанра рассказа.



Литература

  1. Всеволод Михайлович Гаршин// Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ в. 70-90-е годы. М., 1983.

  2. Колесникова Т.А. Трагическое в творчестве В.М. Гаршина. Авт. Канд. дис. М., 1994.

  3. Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986.

  4. Порудоминский В.И. Грустный солдат, или жизнь Всеволода Гаршина. М., 1986.

  5. Айхенвальд Ю. Гаршин. // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.

  6. Бялый Г. «Талант человеческий»: Реализм В.М. Гаршина. //Бялый Г. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. Л., 1990.

  7. Безруков А.А. Нравственные искания В.М. Гаршина и традиции Достоевского. // Традиции и новаторство русской прозы и поэзии ХIХ – ХХ вв. Н. Новгород, 1992.

  8. Бекедин П.В. Проблема «художник и общество» у Н.А. Некрасова и В.М. Гаршина. //Традиции и новаторство русской прозы ХIХ – ХХ вв. Н. Новгород, 1992.

  9. Бекедин П.В. Образ падшей женщины у Н.А. Некрасова и В.М. Гаршина. // Проблемы традиций в русской литературе. Н. Новгород, 1993.

Практическое занятие № 12 (2 часа)

«Вишневый сад» А.П. Чехова как новый тип драмы


  1. Жанровое определение пьесы А. Чехова «Вишневый сад».

  2. Композиционно-психологическая схема пьесы.

  3. Лирический сюжет («Подводное течение»).

  4. Сквозные лейтмотивы и символы.

  5. Смысл драматургического новаторства А.П. Чехова.
Литература

  1. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» Чехова. // Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

  2. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова. // Там же.

  3. Бердников Г.П. Чехов-драматург. // Традиции и новаторство в драматургии А.П. Чехова. М., 1981.

  4. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. ЛГУ, 1990.

  5. Паперный З.С. Вопреки всем правилам…// Пьесы и водевили А.П. Чехова. М., 1982.

  6. Сухих С.И. «Вишневый сад» А.П. Чехова// Анализ драматического произведения. Л., 1988.

  7. Лебедев Ю.В. «Вишневый сад» А.П. Чехова: к 130-летию со дня рождения А.П. Чехова// Литература в школе, 1990, №1.

  8. Громов М. Заглавие// О символике вишневого сада в пьесе А.П. Чехова. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября», 1994, №16.

  9. Ишук-Фадеева Н. «Вишневый сад»: стиль, жанр, метод// Литература. Приложение к газете «Первое сентября», 1997, №4.

10. Антон Павлович Чехов. Драматург на все времена // Театр. 1991. №. 1. С.74-131.

11. Карасев Л. В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. №. 9. С.72-91.

12. Чанышев А.Н. Фактор времени в драме А. П. Чехова "Три сестры" // Вестник МГУ. Сер.Философия. 2004. № 4. С.80-95.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon Программа содержит примерный перечень художественного материала,...
Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный...
Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon План введение. Модернизм. Искания литераторов-модернистов и концепция...
...
Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon Тема урока Используемые организационные формы обучения
Расширить представления учащихся о литературе как одном из видов искусства, её месте в жизни общества и отдельного человека
Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon Н. Н. Бримкулов докт мед наук, проф
Другими словами, качество жизни это субъективный показатель удовлетворения личных потребностей в жизни, отражающий степень комфортности...
Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...
Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon Арт-менеджмент управление в сфере искусства; совокупность принципов,...

Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon Программа обновление гуманитарного образования в россии г. Г. Дилигенский
Понятно, что подобная, свободная от какихлибо сложностей и сомнений схема общественной жизни, не оставляла много места для раздумий...
Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon Тема урока Элемент содержания
Интонационно образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его...
Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon Книга жиля делёза «кино» опубликована в рамках совместной издательской...
Не история и не теория кино как вида искусства, а именно опыт «кинофилософии». Делёз рассматривает кинематограф как особый способ...
Задачи искусства, определенные либеральной и демократической критикой. Понимание своего места и роли в жизни общества поэтами так называемого «чистого искусства» идемократического направления icon Рабочая программа разработана на основе целей и задач Образовательной...
В рабочей программе определены целостно целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции