Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург»




Скачать 142.25 Kb.
Название Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург»
Дата публикации 01.10.2014
Размер 142.25 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы

Публикация Аполлоновой Г.В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4 ,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург».


Тургенев как драматург

Литературную композицию по драматургии И.С. Тургенева для учащихся 8-11 классов подготовила Аполлонова Галина Васильевна преподаватель театральных дисциплин в Подпорожской детской школе искусств Ленинградская область. Заслуженный работник культуры РФ.

Подготовка: На сцене портрет И.С.Тургенева. В фойе оформлена выставка книг И.С.Тургенева. Приз победителю викторины. Аудио видеоаппаратура для показа слайдов по ходу композиции. Запись музыки П.И.Чайковского «Времена года».

Действующие лица. Ведущий, Искусствовед, Библиограф. Артисты, исполняющие роли из пьес Тургенева. «Безденежье» - Жазиков, Матвей; «Холостяк»- Маша, Мошкин; «Месяц в деревне» - Беляев, Вера.

Слайд. И.С.Тургенев

Ведущий. (На фоне музыки П.И.Чайковского) Иван Сергеевич Тургенев больше знаком читателям по его прославленным романам, «Запискам охотника», стихотворениям в прозе - он был и талантливым драматургом. В каждом из разрабатываемых им жанров писатель сказал своё слово. Однако драмы его нелегко обрели признание. Острая потребность в отечественной драматургии, чувство переходного периода русского театра определили особенно внимательное отношение современников к пьесам Тургенева. На них возлагали большие надежды и потому часто разочаровывались, не замечая их новизны. То новый драматург казался прямым продолжателем Гоголя, то удивлял полным несовпадением с укоренившимся представлением о театре. Драмы и комедии Тургенева, родившиеся в течение одного десятилетия, поражали разнообразием тем и художественных мотивов. Критики не усмотрели в них единой эстетической системы. Театры сочли их несценичными. И сам драматург согласился с общим мнением, не видя в своих пьесах ни самостоятельной ценности, ни предвосхищения драматургии будущего.

Искусствовед. А вместе с тем ни на что не претендующие, скромно названные автором «сцены и комедии» предвещали огромные перемены в театре. Новатор в прозе, он оказался новатором и в драматургии, создав своеобразную драматургическую систему. Простота сюжета в пьесах оказалась чревата внутренним скрытым драматизмом. Художник смог увидеть вечные конфликты в печали сегодняшних дел и поступков, найти живые типы и точную меру слёз и смеха. Тургенев написал 10 пьес с 1843 по 1852 год. Ещё далеко впереди «Записки охотника», романы. В эти годы он близок Белинскому, тесно примыкает к тому к реалистическому и демократическому направлению в русской литературе, которое поддерживал и защищал великий критик - демократ. Прослеживая историю развития русской драматургии, можно сказать, что именно Тургенев - драматург оказался ближайшим предшественником драматурга Чехова.

Слайд. А.П.Чехов, В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

Ведущий. Тургенев высоко ценил драматургию Гоголя. Направление, предложенное Гоголем, он понимал широко, воспринимал как метод познания реальной действительности. Ко второй половине сороковых годов Тургенев полностью преодолевает романтические тенденции своего раннего периода, когда была написана его первая пьеса «Неосторожность» (1843), несущая на себе отчётливый отпечаток литературно-романтических увлечений. Действие её происходит в условной «Испании», действующие лица носят звучные имена - Дон Бальтазар д’Эстуриз, донья Долорес, дон Рафаэль ди Луна. В сюжете что-то отдалённо напоминает историю Дон Жуана. Тут действуют томящаяся взаперти молодая жена старого дворянина, коварный соблазнитель, роковая и гибельная для героини любовь к ней друга мужа. Белинский, рекомендовавший напечатать пьесу в журнале «Отечественные записки», видел в ней «мастерский эскиз, но не больше…». Впоследствии Тургенев никогда больше не обращался в драматургии к условным сюжетам, все последующие его пьесы написаны под впечатлением реальной российской жизни, характеризуют её людей и их житейские проблемы. И никогда более Тургенев не учитывал чужую манеру, как он сделал в пьесе «Неосторожность», где есть оглядка на драматургию известного французского писателя Проспера Мериме.

Искусствовед. Писатель стремился разгадать пружины театрального механизма, создать характеры, столкновение которых рождает действие и непредвиденный, ничем, казалось бы, не обещаемый финал. Конечно же, его интересуют не испанские нравы сами по себе, а возможность показать страсть в её крайнем, «испанском» проявлении. Впоследствии Тургенев снимает ремарку: «Действие происходит в Испании». Скучающая Долорес напоминает праздную русскую барышню, вышивающую по канве, дон Рафаэль - русского ловеласа, а дон Бальтазар похож на помещика – степняка, ленивого и трусливого. И не случаен, хотя и неожидан, эпилог пьесы. Вместо того чтобы отбывать наказание за убийство дон Пабло преуспел и стал важным чиновником. В полном соответствии с духом времени, буднично и прозаично завершилась романтическая драма с любовью и преступлением. Пьеса была опубликована в журнале «Отечественные записки» в1843году за №10 без подписи автора. Сценической истории эта пьеса не имеет.

Ведущий. Чтобы создать драму со свойственным Тургеневу видением поэтического, следовало не только учиться у старого театра, но в значительной мере усовершенствовать его. Новая попытка писать для театра была освоением эстетических требований времени. В 1845 году были написаны и поставлены на сцене Александринского театра «сцены из петербургской жизни молодого дворянина» – «Безденежье», которые, как уже было замечено исследователями, тематически примыкают к «Ревизору» Гоголя. Герой небольшой одноактной пьесы Жазиков – литературный вариант Хлестакова. Бездельник и мот, легко меняющий решения, зависящие от ожидаемого минутного удовольствия, смехотворно щеголяющий замашками богатого барина, как и Хлестаков. Но Тургенев, однако, не подражал и не пародировал. Он возрождал знаменитый сюжет, овладевая секретом естественного построения диалога, пока оставляя в стороне вопросы композиции, действия. Драматург мастерски воспроизвёл незначительность повседневного житейского разговора: об отсутствии денег, дров, сахару, чаю, столкновения с сапожником, купцом, прачкой, пререкания со слугой заменяют здесь драматические поступки и исключительные события. Так становился доступен сцене драматизм будней. Тема беднеющего дворянства становится в этот момент чрезвычайно актуальной.

Слайд. А.Е. Мартынов, В.В.Самойлов, П.И.Григорьев

Искусствовед. Пьеса, однако, не имела успеха. Она претерпела серьёзные цензурные вмешательства. Дело в том, что с 1828 года среди многочисленных запретов и ограничений, предусмотренных цензурным уставом, был запрет критиковать дворянское сословие. Несмотря на то, что на премьере в Александринском театре (1852) в главных ролях выступали ведущие актёры В.В.Самойлов (Жазиков), А.Е.Мартынов (Матвей), П.И.Григорьев (Блинов), четыре петербургских издания отозвались, что спектакль постигла неудача. Он был снят с репертуара после второго представления. Однако в отзывах отмечалась жизненность и правдивость комедии. Впоследствии «Безденежье» неоднократно ставилось в Александринском театре в Петербурге и в Малом театре в Москве.

На сцене - отрывок из пьесы «Безденежье». Жазиков, Матвей – любая сцена на выбор постановщика.

Ведущий. У Тургенева, как и у драматурга Островского, есть пьеса, название которой отражает русскую пословицу. Как она называется? (Дети отвечают). Правильно! Пьеса, где впервые угадывается поэтический облик Тургенева, прозаика и стихотворца, названа словами пословицы: «Где тонко, там и рвётся», написана в 1848 году тоже в одном действии. Здесь в полной мере расцвёл самостоятельный дар драматурга, определилось то, что принято называть тургеневской манерой, то есть тонкий анализ психологических взаимоотношений. Герои пьесы - молодые люди – Горский и Верочка тянутся друг к другу, между ними идёт своего рода любовная борьба, никто не хочет уступить, подчиниться полностью. Горский холодно ведёт свою интригу, рассчитывает свои «ходы» и ошибается: Верочка соглашается выйти замуж за другого, который целен и определён в своих отношениях к ней. Здесь как бы продолжается анализ нравственного состояния дворянства в психологическом плане. Здесь уже поднимается проблема эгоизма, половинчатости чувств, разочарованности в жизни, отсутствия общественного идеала и цели. Тема эта будет развита и в прозе Тургенева, и в его последующих пьесах.

Искусствовед. Комедия была впервые опубликована в журнале «Современник» в 1848 году с небольшими исправлениями цензуры. Впервые она была поставлена в 1851 году в петербургском Александринском театре. В бенефис Н.В. Самойловой. В начале XX века в связи с огромным интересом к театру А.П.Чехова стали появляться статьи и заметки о Тургеневе – драматурге, в чьём творчестве задолго до Чехова появились многие особенности новой драматургической манеры. Вспыхнул интерес к сценическому воплощению пьес Тургенева, в частности и к комедии «Где тонко, там и рвётся». Самым значительным оказался «тургеневский спектакль» Московского художественного театра в 1912 году. Спектакль состоял из трёх пьес – «Нахлебника», «Где тонко, там и рвётся» и «Провинциалки». Одна из пьес шла в режиссуре К.С.Станиславского. В пьесе участвовали Книппер-Чехова, Качалов, Гзовская, Берсенев, Лужский. О спектакле сохранилось много отзывов, воспоминаний участников и зрителей, в которых дана высокая оценка пьесы и спектакля. Наибольший успех выпал на долю Качалова, который создал сложный образ современного человека. Горский – одна из лучших ролей Качалова. Он дал именно то, что хотел нарисовать сам Тургенев.

Слайд. К.С.Станиславский, О.Л.Книппер-Чехова, О.В. Гзовская, В.И.Качалов, И.Н.Берсенев, В.В.Лужский

Ведущий. Тургенев как тонкий наблюдатель жизни, увидел в людях определённого круга душевное оскудение, потерю искренности, цельности. Тема эта социальной гранью повернётся в пьесе «Нахлебник», этой «маленькой трагедии» о бедном, но гордом человеке, унижаемом богатыми из спеси: муж дочери, да и сама дочь стесняются его бедности, откупаются от него деньгами, только бы он не «позорил» их своим присутствием. Кузовкин став героем драмы, не только выпил «по капле и до капли весь горький и ядовитый напиток подчинённого существования», но пришёл к осознанию трагизма своего положения. Случайное и печальное его отцовство - почти что мираж. Тяжким стыдом и позором обернулось для Кузовкина его признание. После этого скудная жизнь, к которой он столбовой дворянин, притерпелся, стала совсем невыносимой. В этот период Тургенев творил в границах формировавшегося направления – «натуральной школы». Здесь много было определено Белинским, который направлял театральные увлечения молодого драматурга.

Слайд. М.С.Щепкин

Белинский обратил внимание Тургенева на знаменитого актёра московского Малого театра М.С. Щепкина, которому был посвящён «Нахлебник». Белинский увлёк начинающего драматурга темой социальной обездоленности, исполненной драматизма, и помог раскрыть секрет сценичности, обратив его внимание на игру Щепкина. Так, осваивая традиционные приёмы водевиля и мелодрамы, учитывая индивидуальные особенности великого актёра в создании главной роли, Тургенев написал психологическую комедию с трагическим содержанием, совсем не похожую на современные драмы. Открытия, совершённые Тургеневым в драме, намного опережали своё время, предвосхищали последующие пути её развития и содержали зёрна, которым суждено было прорасти в пьесах Островского, Толстого и Чехова.

Искусствовед. Комедия впервые была опубликована под заглавием «Чужой хлеб» в журнале «Современник» в 1857 году. Тургенев писал «Нахлебника» специально для М.С. Щепкина, стараясь успеть к его бенефису, который был назначен на 31 января 1849 года. Но из-за театральной цензуры бенефис Щепкина прошёл без «Нахлебника». Пытаясь снять запрет с пьесы, Щепкин читал комедию многим высокопоставленным лицам, но запрет не был снят в течение 8 лет. Только после отмены крепостного права в 1861 году появилась возможность добиться постановки комедии. Премьера «Нахлебника» состоялась 30 января 1862 года в Москве на сцене Большого театра в бенефис М.С. Щепкина, которому исполнилось 74 года. Несмотря на преклонный возраст, Щепкин создал глубоко драматический образ Кузовкина. «Нахлебник» шёл в кинематографе. В1913 году режиссёр В.Касьянов выпустил картину «Тайна барского дома» по «Нахлебнику».

Ведущий. Тема трагедии маленького человека возникает и в трёхактной комедии «Холостяк», где бедная невеста будет оставлена женихом-чиновником, которому покажется, что она ему не пара, что он может жениться более выгодно не только в материальном, но и в социальном смысле. Работая над «Холостяком», Тургенев помнил о цензурном запрете «Нахлебника» и смягчил наиболее острые мотивы пьесы. И потому в конце пьесы он готовит Маше сравнительно благополучный выход – брак с Мошкиным.

Слайд. Н.А.Некрасов. А.Е.Мартынов, В.Н.Давыдов

Искусствовед. Роль Мошкина была предназначена для Щепкина и была создана точно по актёру. Мошкин – «живой, хлопотливый, добродушный старик» - это сценические приметы самого Щепкина. «Холостяк» впервые был опубликован в журнале «Современник» в 1849 году. «Холостяк» не знал таких цензурных мытарств, как «Нахлебник». Премьера «Холостяка» состоялась 14октября 1849 года на сцене Александринского театра в Петербурге. Пьеса шла в бенефис М.С.Щепкина. Комедия была высоко оценена Н.А. Некрасовым. Игра актёров действительно переносила зрителей в «действительную жизнь». Это говорило о том, что драматургия Тургенева помогала формированию реалистической школы актёрской игры. В разные времена роль Мошкина с успехом играли знаменитые актёры того времени: А.Е.Мартынов, В.Н. Давыдов.

На сцене идёт отрывок из пьесы «Холостяк». Действие третье. Маша и Мошкин – последняя сцена «объяснение».

Ведущий. В следующих одноактных комедиях «Завтрак у предводителя», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге» Тургенев ставил перед собой очень конкретные, частные задачи, не претендуя на большую тему. Жанр драматического рассказа, лёгкой комедии насыщался реальным материалом и при этом сохранял свойственную данному жанру энергию и сценичность. Герои маленьких тургеневских комедий не новы: замшелые помещики, бедные и богатые, смирные и кичливые; ловкая жена, муж-тюфяк; незадачливый чиновник и беззаботные светские дамы – каждый из них хорошо знаком зрителям и стал чем-то вроде привычной театральной маски. Вместе с тем Тургенев под маской показывал реальное лицо, за сценичными приёмами открывал психологически сложное поведение героев.

В «Завтраке у предводителя» основой драматического конфликта составляет ссора между помещиком и его сестрой по поводу доставшегося им наследства.

«Провинциалка» - комедия в одном действии. Скромно одетая провинциалочка оказалась утончённой светской львицей, действует с точным психологическим расчётом и добивается своего - перевода мужа в Петербург.

В сцене «Разговор на большой дороге» драматическую основу составляет разорение имения помещика Михрюткина. В небольшой сцене проявились и социальная тема, и мастерство диалога, и владение искусством подтекста.

Слайд. Н.В.Самойлова

Искусствовед. Комедия «Завтрак и предводителя» была написана в 1849 году, а напечатана в журнале «Современник» в 1856 году. Публикация была запрещена цензурой. Первая постановка комедии, с некоторыми цензурными изменениями, была допущена к постановке в Москве и Петербурге в 1949 году. В 1954 году комедия была экранизирована. «Провинциалка» была написана специально для актрисы Александринского театра Надежды Самойловой (роль была сыграна её сестрой В. Самойловой). В пьесе Тургенев использовал способность актрисы легко и непринуждённо перевоплощаться. Написана «Провинциалка» в в1850 году. Опубликована в журнале «Современник» в 1851году. Тургенев читал пьесу в частных домах. Отзывы о спектаклях были положительными, затем она была поставлена в Москве на любительской сцене в доме графа С.С. Соллогуба. На профессиональной сцене первое представление «Провинциалки» состоялось 18 января 1851 года в московском Малом театре.

Специально для талантливого актёра Малого театра Прова Михайловича Садовского была создана драматургом сцена «Разговор на большой дороге». Впервые сцена была опубликована в сборнике «Комета. Учебно-литературный альманах, изданный Николаем Щепкиным». Отзывы на пьесу были разными. Журнал «Современник» писал, что «Разговор на большой дороге» принадлежит к лучшим статьям альманаха, хотя, может быть, и не к лучшим произведениям автора…»

Ведущий. В конце 1840-х годов Тургенев работал одновременно над несколькими пьесами, герои которых объединялись по признаку своей социальной неустроенности. Он начал пятиактную комедию «Студент» и одновременно писал «Компаньонку» (ранний вариант названия «Гувернантка» и «Вечеринку»). Последние две пьесы до нас не дошли. Драматурга интересовали «периферийные» герои жизни. Среди обойдённых жизненными благами людей внимание Тургенева особенно привлекали молодые, с ними он связывал судьбу России. Тема студенчества, появившаяся в прозе писателя, пришла и в его комедию «Месяц в деревне» (первоначальное название - «Студент»). Тургенев начал комедию как сторонник «натуральной школы». Герой пьесы студент Беляев – не знавший строгих уз воспитания, не испытавший страха перед общественным мнением. Он всем строем своего характера, своих воззрений и этических взглядов противостоит дворянскому семейству, куда он на лето нанят русским учителем к сыну Натальи Петровны. Тургенев одним намёком определяет причастность Беляева к демократическому направлению русской мысли. Пьеса была запрещена цензурой не только для сцены, но и для печати. Тургенев переделал некоторые моменты в пьесе - даже изменил название на «Две женщины». Этот несохранившийся вариант тоже был запрещён цензурой. Пьесу сравнивали с драмой «Мачеха» Бальзака. Как и у Бальзака у Тургенева любовь – бедствие, болезнь. Но с нею раскрываются огромные духовные ресурсы, которые если и не принесут счастье, то помогут человеку остаться человеком. «Месяц в деревне» - пьеса о любви. Ислаев любит свою жену, ею же пленён друг дома Ракитин. Сама Наталья Петровна вдруг обнаруживает, что она полюбила учителя своего сына студента Беляева, на которого с тайной надеждой и робкой влюблённостью посматривает её воспитанница Верочка. Любовь приходит к героям как самое тяжкое жизненное испытание. На смелого и свободного человека Беляева любовь обеих женщин обрушилась как бедствие. Беляев став центром любовных тяготений пьесы, сам оказался вне любви. С честью выйдя из положения, он потрясён - и удаляется навсегда. Все надежды, связанные с этим героем, все явные симпатии к нему драматург обращает в будущее. Он всего лишь студент, и вся его жизнь впереди. Студент-разночинец многому научился в богатом поместье Ислаевых, и многое пробудил в его обитателях.

Слайд. М.Г.Савина.

Искусствовед. Пьеса была опубликована в журнале «Современник» только в 1855 году с цензурными изменениями и под названием «Месяц в деревне», это третье название пьесы. Первоначальное название «Студент», затем – «Две женщины». Первая постановка пьесы была осуществлена в Москве на сцене Малого театра в 1872 году. В Петербурге - в 1879 году, где роль воспитанницы Верочки исполнила великая актриса М.Г.Савина. Этот спектакль вошёл в историю сцены, как выдающееся произведение, открывшее для театра жемчужину русской драмы. 9 декабря 1909 года на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера спектакля «Месяц в деревне». Впоследствии К.С. Станиславский в книге « Моя жизнь в искусстве» рассказал о методе работы над спектаклем «Месяц в деревне», в котором блестящие актёрские работы были подчинены общему режиссёрскому замыслу.

Отрывок из комедии «Месяц в деревне». Действие второе. Сцена - Беляев и Вера в саду запускают змея.

Ведущий. Последняя комедия – «Вечер в Сорренте» представляла собой третий вариант сюжета, разработанного сначала в «Неосторожности», затем так совершенно в «Месяце в деревне». Вместо месяца в деревне - лишь вечер в чужой и прекрасной Италии. Сам драматург не придавал этой пьесе серьёзного значения и не включил её в Собрание сочинений. Драматург обрывает пьесу там, где начнутся драматические события. Пьеса кончена, а драма начинается. Драма здесь не только уведена в подтекст, но и вынесена за пределы собственно пьесы. Оттого-то драматург считал её несостоявшейся.

Искусствовед. Пьеса написана в 1852 году. При жизни Тургенева не печаталась и не ставилась на сцене. Впервые была опубликована в Полном собрании сочинений И.С. Тургенева в 1891году. Ещё при жизни Тургенева рукопись сцены «Вечер в Сорренте» оказалась в полном распоряжении М.Г. Савиной, с тем, чтобы она могла сделать с комедией что угодно, « то есть поставить её на сцену или бросить в печку». Впервые «Вечер в Сорренте» был поставлен в Петербурге по инициативе Савиной 19 декабря 1884 года на музыкально-драматическом вечере в пользу Красного Креста в квартире министра иностранных дел Гирса. М.Савина исполняла роль Марии Петровны. Через месяц этот спектакль был поставлен в Александринском театре, в Москве в Малом театре и других театрах России.

Слайд. А.Н. Островский, А.В. Сухово-Кобылин, А.К.Толстой, А.П.Чехов

Ведущий. И заканчивая наше путешествие по драмам и комедиям Тургенева, хочется сказать, что в его драматургии нашли отражение все ведущие мотивы передовой русской драматургии того периода. Вместе с Островским, Сухово-Кобылиным, А.К. Толстым он сформировал реалистическое направление русской драмы, дал театру образцы нового сценического метода. Тургенев – драматург особенно легко сопоставляется с поздним Островским и точнее всего определяется как непосредственный предшественник Чехова. Теперь уже навсегда и окончательно русская драматургия стала питаться источниками реальной действительности, а её героями стали обыкновенные люди, сформированные конкретными социальными обстоятельствами эпохи.

Библиограф. Может быть, кто-то из присутствующих впервые открыл для себя Тургенева как драматурга. Я помогу вам выбрать пьесу и найти её для дальнейшего с ней знакомства в книжных фондах нашей библиотеки. Я проведу книжный обзор.

Ведущий. Для закрепления пройденного материала, мы подготовили викторину.

Викторина.

1. В каком журнале печатались комедии И.С. Тургенева? («Современник»).

2. Как называется комедия, в названии которой пословица? («Где тонко, там и рвётся»).

3.Какая пьеса И.С.Тургенева была предназначена для бенефиса актёру М.Щепкину, и только через 13 лет была поставлена в театре? («Нахлебник»).

4. В 1913 году режиссёром В.Касьяновым был поставлен кинофильм по пьесе «Нахлебник». Как он назывался? ( «Тайна барского дома»).

5. Какая пьеса И.С.Тургенева не была напечатана в журнале «Современник», а только статья на публикацию пьесы в сборнике «Комета. Учёно-литературный альманах, изданный Николаем Щепкиным»?

( «Разговор на большой дороге»).

6. Какая пьеса И.С. Тургенева была предназначена актрисе Александринского театра Надежде Самойловой? («Провинциалка»).

7.Какую пьесу И.С.Тургенев безвозмездно подарил актрисе М.Савиной? («Вечер в Сорренте»).

8. Какую комедию И.С.Тургенев трижды переименовывал и как? («Студент», «Две женщины», «Месяц в деревне»).

Литература

1. И.С.Тургенев. Собрание сочинений. Том 9,10. Сцены и комедии. М., «Художественная литература», 1979.

2. Рыбаков Ю. Эпохи и люди русской сцены 1823-1917гг.- М.: Сов. Россия, 1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon Планирование по литературному чтению. II полугодие 4 класс. Учебники:...
Уч. Джежелей, 2 ч. Стр. 67 – 75, подготовить доклады о войне 1812 года. Стр. 131 читать, учить наизусть
Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon Петербург в поэме А. С. Пушкина
Слово учителя: Мы учимся у Пушкина с самого раннего детства. Читаем его сказки, потом стихи, поэмы, узнаем его биографию, знаем по...
Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon Зачет № Срок сдачи
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе. И. С. Тургенев -создатель русского романа...
Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon Учебнику И. Н. Сухих Тема о любви
И. С. Тургенев. «Первая любовь», «Вешние воды»; О. В. Лебедев. «И. С. Тургенев»; А. Н. О стровский. «Банкрот, или Свои люди сочтемся»,...
Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon 10а класс География
Конспект статьи «Мировоззренческий кризис Базарова», стр. 98-100.; «Болезнь и смерть», стр. 100-105; «Отцы и дети» в русской критике»...
Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon Пояснительная записка статус документа
А. Г. Кутузова (см сборник нормативных документов. Литература. Москва. «Дрофа», 2004, стр. 92-96, стр. 121-127). Изучение литературы...
Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon 5а класс Природоведение
Повторить все слова на стр. 44-45 (учебник), стр. 56 №6 (учебник), стр. 27 №29 (рабочая тетрадь)
Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon На конкурс (согласно форме) во всех номинациях
В 2014 году Конкурс проводится по следующим номинациям: «Читаем сказку», «Сочиняем сказку», «Рисуем сказку»
Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon Литература 9 января Занятие 9 Имя тургенев иван Сергеевич (1818-83),...
В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал...
Публикация Аполлоновой Г. В. в Общероссийском журнале «Читаем, учимся, играем», №4,2014 год, стр. 31 – 35 «Тургенев как драматург» icon Социальный паспорт школы на 2013-2014учебный год
Заседания спс проводятся один раз в четверть, протоколы ведутся в специальном журнале
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции