Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой»




Скачать 178.98 Kb.
Название Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой»
Дата публикации 01.10.2014
Размер 178.98 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > Литература > Исследовательская работа
МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой»


Выполнила:

Команёва Мария 7 «А» класс

Руководитель:

Шаучулене Елена Михайловна

учитель русского языка

и литературы, руководитель

проекта развития одарённых

детей «Академия творчества»

Высшая КК

Онгудай, 2014г

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

  1. История возникновения народной куклы…………………………

  2. Обрядовая кукла…………………………………………………….

    1. Виды кукол………………………………………………………

    2. Игровые куклы…………………………………………………..

2.4. Обережные куклы………………………………………………..

    1. Целительные куклы……………………………………………..

    2. Обрядовые куклы………………………………………………..

  1. Календарные праздники, связанные с обязательным

изготовлением традиционной русской куклы……………………..

  1. Русские народные куклы в литературе (в УНТ) и культуре………..

Заключение

Литература

Приложение

Введение

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин
Актуальность темы исследования.

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла. 

Гипотеза:

Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол актуально и востребовано в современном мире, чтобы понимать лучше искусство, культуру и литературу своего народа, нужно знать традиции и верования, представления населения.
Цель работы:

Исследовать историю возникновения традиционных народных обрядовых кукол.

Задачи:

- Изучить историю возникновения культовых объектов

- Определить актуальность обрядовых кукол в жизни наших предков

- Описать культово-обрядовую практику, исследовав ее типы и
функциональное назначение


- Исследовать традиционные технологии изготовления кукол

- Привлечь внимание современников к старинному искусству создания кукол

-Показать влияние мифологии на литературу и культуру
Методами исследования данной темы было изучение и анализ теоретической, публицистической, научной, художественной литературы, рассмотрение существующих точек зрения по данной теме.

В процессе работы также были использованы описательный, сравнительно-исторический и эмпирический методы. В работе особое место занимают полевые материалы разных исследователей, собранные путем наблюдения, фотографии кукол.

Объект исследования: история русских обрядовых кукол

Предметом исследования являются рукотворные обрядовые куклы
Особую ценность в написании исследовательской работы представляли литературные источники Н.С.Гребенникой «Вселенная мифа», «Славяне».

Результаты исследовательской работы позволят подчеркнуть многообразие и уникальность истории русского народа.

Структура работы представляет введение, три главы, заключения, списка использованной литературы и архивных материалов, также представлен список информаторов, приложение, презентация, электронное приложение.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потеху уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры.

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию, так как бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла. 

Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол стаёт всё больше актуально и востребовано в современном мире.


  1. История возникновения народной куклы

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В иных домах их до ста штук накапливалось. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека.

Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девичник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку


  1. Обрядовая кукла.

Отвечая на вопрос «Знаете ли вы, что такое обрядовая кукла?», большинство учеников 6-х классов (70%) ответили, что знают. Из них14 % – не смогли выбрать определение такой куклы, 1/4 часть думает, что обрядовая кукла – это современная популярная кукла. Половина опрошенных считает обрядовой куклу, сделанную своими руками, большинство ребят логично предположили, что она создаётся для праздников и обрядов. И только 28 % считают такую куклу древней и народной. У семиклассников представление более чёткое: 65% опрошенных утверждают, что знают, что такое обрядовая кукла и выбирают определение – «кукла для проведения праздников и обрядов». 17% добавляют, что это древняя народная кукла, 18% - кукла, сделанная своими руками.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

Сегодня народная текстильная кукла хранит и передает информацию духовного плана, творческую энергию народа, который создавал и бережно хранил традиции этого искусства. Это искусство таит в себе глубокие символические знания предыдущих поколений, наших предков.

Рукоделие - в архаическом сознании - творение мира. Из хаоса получается упорядоченное (социализированное) пространство.

По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Целые куски изношенной одежды использовали для изготовления кукол. Считается, что ношенная ткань несет в себе часть жизненной силы человека ее носившего. Сам процесс изготовления куклы символизирует выделение предмета из мира природы. Изношенные вещи рвали на аккуратные полосы, квадраты, олицетворяя переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются в систему, что придает изделию целостность. Края не обработаны - подчеркивается связь с хаосом.

Кукла - в мифологическом сознании магический предмет, посредник общения между человеком и иным миром.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

2.1. Виды кукол

По своему назначению куклы делятся на четыре большие группы: обережные, игровые, целительные и обрядовые.

Игровые куклы

Игровые куклы – помогали ребенку построить отношения с окружающими, и были просто игрушками. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком. Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышек. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым "подолом", а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. "Малышок", как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.
Дарить игрушки - народный обычай с очень давних времен. Особенно по праздникам радовала детей новая «потеха». В народе считалось, что игрушка - подарок - принесёт ребёнку здоровье и благополучие. Но и в том, что в древности знали, что детские игры и игрушки наделены магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы - будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде.


2.2. Обережные куклы

Обережные куклы - хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. Они предназначаются для защиты дома, семьи, отношений, детей, достатка, дороги... В большинстве случаев кукла - это образ женщины, Богини и, поэтому, прямую связь с ней имела женщина - Берегиня. Берегиня - это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении.

Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

Куклы делали только женщины или колдуны (жрецы, шаманы), а обычные мужчины ими только пользовались. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о женщине, о доме, очаге. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

2.3. Целительные куклы

Целительные куклы – помогают избавиться от болезней и сглазов. На них переводили дух болезни с человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел.

2.4.. Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка. Крупеничка – благодарность Земле за урожай и пожелание себе достатка до следующего урожая. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Обрядовые куклы выполняются из старой поношенной одежды и природных материалов, которые приносятся главным образом из леса: ветка дерева, лоза, трава, цветы, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания славянина-предка. Вспомните: ведь в волшебных сказках герои обязательно попадают в лес. Именно там, в лесу они проходят испытания чести, выдержки, отваги и сообразительности. Именно там живет Баба-яга, которая сначала соответственно проверяет героя, а только потом помогает: дает ему в руки путеводный клубок и снабжает мудрыми советами.

  1. Календарные праздники, связанные с обязательным изготовлением традиционной русской куклы

Деревенские календарные праздники разнообразны и многочисленны.

Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многими обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах бабушек внукам. То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках, во многом является исторической памятью народа.

6 января - Рождественский Сочельник.

Этот день предшествовал одному из наиболее почитаемых праздников - Рождеству Христову. В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа не обмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств.

7 января - Рождество Христово.Этот день считается одним из самых великих церковных праздников, по традиции «славелыцики» и «колядники» ходили группами по дворам. Они ходили по дворам и славили Христа в молитвенных песнопениях.

8 января - Бабьи каши.Традиционно второй день рождественских праздников связывался с Богородицей, родившей Христа. В русской деревне в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Их обязательно приглашали на все деревенские свадьбы и большие семейные праздники. После переезда невесты в дом жениха повивальная бабка клала куклу Пеленашку на колени невесты. Считалось, что после этого к невесте приходит материнская сила.

19 января - Крещение. Для совершения очистительного омовения делали обрядовых кукол, которых называли Крестцами. Находятся даже смельчаки, которые купаются в проруби, так как считается, что купание в этот день смывает все грехи, а простудиться в освященной воде невозможно.

14 февраля - День Трифона - заклинателя мышей. У святого Трифона, была способность исцелять людей и изгонять беса. В этот день девицы загадывали о женихах. Для этого делали куклу из бересты, на которой писали загаданное имя жениха.

14 марта - Евдокия. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый. Культ Овсеня связывался с конем. Из соломы делали коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

17 марта - Герасим Грачевник. В народе святого Герасима называют «грачевником», в это время возвращаются первые весенние птицы - грачи.

Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

22 марта - Сороки святых великомучеников. Вторая встреча весны. Дети привязывали печенье и куколок к длинным шестам. Размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну.

Еще день 22 марта известен как день Тараса Трясуна. В конце зимы и начале весны в деревнях увеличивалось количество простудных заболеваний. Крестьяне связывали это со злыми духами, которые противились приходу весны и вымещали свою злобу на людях. Чтобы уберечься от их козней, делали заговорных кукол, которых сжигали в Благовещенье

7 апреля - Благовещенье. Это один из самых почитаемых праздников в народе, праздник совершенного покоя, свободы от дел. В этот день устраивались гуляния сельской молодежи. Делали соломенное чучело, сажали его на шест и выставляли на пригорке.

Масленица. Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Масленица была самым веселым, разгульным праздником на Руси. Молодежь возила эту куклу по деревне в течение всей недели во время игр.

Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы. Куклы-амулеты непременно были в упряжи лошадей в свадебных санях, куклами-символами украшали традиционный свадебный пирог. Даже свадебный стол украшали специально изготовленной из ткани и соломы куклой в форме гуся, которую так и называли - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха. Специально изготовленную куклу в виде спеленатого младенца деревенская повивальная бабка клала на колени невесте, когда в доме жениха молодых сажали в красный угол под иконы.


  1. Русские народные куклы в литературе (в УНТ) и культуре

Многочисленные и разнообразные контакты между фольклором, мифологией и литературой . В дошедших до нас поверьях, обычаях, играх мы так же слышим имена из древней мифологии славян. В русском народном фольклоре и поверьях сохранилась именно "низшая мифология. Разграничение мифа и исторического предания, легенды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере условно. Народные сказки, песни, поверья, обычаи, игры и прочее переходили из уст в уста, из поколения в поколение, и, таким образом, до наших дней дошли отголоски древней русской мифологии, сохранившиеся в русском фольклоре.

Читая разные сказки, можно узнать новое об обрядах  русского народа. Оказывается, что во многих русских сказках встречаются куклы, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев, например:

- четыре куклы,  посаженных Василисой Премудрой по всем четырем углам, которые отвечают голосами героев, пока те совершают побег в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»;

-подарок умирающей матери Василисе в сказке «Василиса Прекрасная», девушка должна беречь ее, никому не показывать, а если понадобится помощь, накормить и спросить совета. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной.

Культура не осталась в стороне фольклора и литературы, на картинах многих художников вы видите образы мифологии, фольклора. Вспомним картины художников В.А.Тропинина «Девочка с куклой», В. Лемоха «Варька».

Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Одной из героинь сказки «Матушкина куколка»  тоже является обрядовая кукла.  Умирая, мама – купчиха говорит своей дочке прощальные слова: «Слушай,  Марьюшка! Запомни и исполни мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением  оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при  себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью». Это не простая кукла, в ней есть душа. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»

В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю. Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола. Всем детям известен Буратино или Пиноккио- деревянные человечки, вырезанные старом мастером из полена. Старший из них Пиноккио. Дело в том, что сказка о нем под названием "История одной марионетки" появилась в Италии в 1881 году. Пиноккио придумал итальянский писатель-сказочник Карло Коллоди, которого по-настоящему, правда, звали совершенно иначе - Карло Лоренцини. 7 июля 1881 г. появилась первая история из жизни Пиноккио.


Заключение


В современном обществе, несмотря ни на что, жив интерес к традиционной культуре и в частности обрядовым куклам.

Семейные ценности, которые отражаются в этой игрушке, актуальны в любое время и, потому, эти архаичные «сувениры» приобрели популярность.

Кукла простым и символическим языком иллюстрирует свое предназначение, которое и в наше время имеет место. Многорукая помощница, которую девушки вязали, садясь за приданое, сейчас часто украшает кухни, помогая все успеть.

Пусть, часто, кукла утратила большую часть традиционного сакрального смысла, однако заменивший его упрощенный, бытовой вариант вполне применим. Яркая самобытность этих вещей притягивает взгляды и интерес, тем более, что этничность последнее время в моде.




Список литературы


  1. Арманд Т. Орнаментация ткани. М.; Л., 1931;

  2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - Спб.: «Паритет», 2006. - 240;

  3. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1975;

  4. Некулюдова Т.П. История костюма. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 336 с. (Серия «Учебники для высшей школы»);

  5. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. / под ред. Е.В. Смирницкой. М. 1995.


Размещено на Allbest



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Тема урока часы
История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох,...
Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Исследовательская работа по теме “ Сопоставительный анализ татарских,...
Введение стр
Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Конкурс «Первые открытия» исследовательская работа на тему «выращивание...
Однажды мы с папой и мамой пришли в магазин детских игрушек, и там я увидела набор для выращивания кристаллов. Я задумалась: а смогу...
Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...
Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Научно-исследовательская работа: «Связь времен… А. С. Пушкин и А....
Первый этап исследования: установление источников «поэтического родства»
Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...
Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Исследовательская работа на тему: «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
Часто невнимательное чтение сказок мешает правильно понять образ наиболее популярного персонажа русских народных сказок –Бабы-Яги....
Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Исследовательская работа История выборов
Интервью с председателем комиссии мо поселок Добрятино (сельское поселение) Садковой Н. Н
Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Исследовательская работа по теме: «Род Голицыных на Тверской земле»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Стрелихинская общеобразовательная школа Кесовогорского района Тверской области
Исследовательская работа по теме: «История русских национальных игрушек и их связь с литературой и культурой» icon Исследовательская работа. Тема: «Фразеологические единицы, обозначающие эмоции человека»
Исследовательская работа посвящена анализу фразеологических единиц со значением «эмоции человека»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции