№
урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Элементы
содержания
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Дата
проведения
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ВВЕДЕНИЕ ( 1 ч.)
|
1.
|
«В дорогу зовущие», или Литература открывает мир
|
1
|
Художественное произведение: содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
|
Знать о роли книги в жизни человека.
Уметь подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг.
|
|
|
РАЗДЕЛ I. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч.)
|
2.
|
Обрядовый
фольклор.
Календарно-
обрядовые
песни.
|
1
|
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора.
|
Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии.
Уметь соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику.
|
|
|
3.
|
«Что за роскошь, что за смысл... Что за золото!» (А.С.Пушкин). Пословицы и поговорки.
|
1
|
Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики
|
Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога.
Уметь объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи.
|
|
|
4.
|
Р.р В чем красота и
мудрость русского
фольклора?
Фольклорный
праздник.
|
1
|
Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров.
|
Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них.
|
|
|
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ( 2 ч.)
|
5-
6
|
Русская летопись «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия.
«Сказание о белгородском киселе».
|
2
|
Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума, смелости, отваги, находчивости). Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством.
|
Знать определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю. Уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества.
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ III. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII века ( 4 ч.)
|
7.
|
Русская басня. И.И.Дмитриев. Осуждение безделья, лени и хвастовства в басне «Муха».
|
1
|
Слово о баснописце. Осуждение безделья, лени и хвастовства в басне «Муха». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка ХVIII века.
|
Знать, что такое басня, аллегория, мораль, историю развития жанра, творческую биографию первых баснописцев.
Уметь пересказывать статью учебника, строить устный ответ, читать выразительно.
|
|
|
8.
|
И.А.Крылов. Комическое изображение «знатока» в басне «Осёл и Соловей».
|
1
|
Слово о баснописце. Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства в басне «Осёл и Соловей». Развитие понятия об аллегории.
|
Знать творческую биографию баснописца, аллегорический язык басен.
Уметь составлять план статьи учебника, самостоятельно работать с учебным материалом, читать выразительно.
|
|
|
9.
|
И.А.Крылов. Роль власти и народа в басне «Листы и корни»
. Аллегория в басне «Ларчик».
|
1
|
Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
|
Знать историю создания изученных басен.
Уметь видеть аллегорию в басне, объяснять её смысл, характеризовать главных героев и их поступки, читать выразительно, строить устный ответ.
|
|
|
10.
|
Вн.чт. И.А.Крылов – «баснописец, каких не было».
|
1
|
Творческая биография Крылова. Основные произведения баснописца. Роль басни в развитии русской литературы.
|
Знать творческую биографию баснописца, содержание изученных басен.
Уметь читать выразительно наизусть, инсценировать басни, выступать публично, иллюстрировать литературные произведения.
|
|
|
РАЗДЕЛ IV. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX века ( 36 ч.)
|
11.
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении
«И.И. Пущину».
|
1
|
Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Искренняя, глубокая дружба поэта и И.Пущина. Жанр стихотворного послания.
|
Знать факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях жизни.
Уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя.
|
|
|
12.
|
Стихотворение
А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
|
1
|
Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Стремление к свободе. Народнопоэтический колорит стихотворения.
|
Знать факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения.
Уметь использовать понятия «слово-образ», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя, объяснять особенности композиции стихотворения.
|
|
|
13.
|
Стихотворение
А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе.
|
1
|
Пейзажная лирика А.С. Пушкина. Воплощение в стихотворениях мысли о гармонии природы и человека. Звуковая инструментовка стихотворений.
|
Знать какие художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза, художественные сравнения и др.) использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа; насколько связаны изображаемая действительность и внутренний мир человека.
Уметь при чтении стихотворений интонационно передавать любование сказочной красотой зимнего утра, радость полноты жизни и мотив грусти; анализировать художественные средства, толковать их роль в стихотворении.
|
|
|
14.
|
Р.р.Двусложные размеры стиха.
|
1
|
Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и безударные, четные и нечетные. Стопа. Стих.
|
Знать определение понятий «ямб» и «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих».
Уметь опр-ть размер, расставляя ударения в отдельной строке стих-я, определяя ударные и безуд-е слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стих-я.
|
|
|
15.
|
Роман А.С. Пушкина
«Дубровский».
История создания.
|
1
|
История создания романа: время, отраженное в нем.
|
Знать историю создания романа, понимать зависимость поведения человека от социальной среды.
Уметь составлять план в соответствии с рассказом учителя и сообщениями учащихся
|
|
|
16.
|
А.С. Пушкин «Дубровский». Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров.
|
1
|
Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения.
|
Уметь составлять план в соответствии с рассказом учителя и сообщениями учащихся; сравнивать образы Троекурова и старшего Дубровского, указывая на сходство и различия их характеров, отмечая взаимную привязанность и неприязнь, правильно оценивать поведение героев, представлять картины жизни русского поместного дворянства 20-х годов 19 века, изображенные в романе.
|
|
|
17.
|
Образ благородного «разбойника» в
романе A.C. Пушкина «Дубровский».
|
1
|
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма: анализ 5-11 глав тома 1,2 романа.
|
Знать содержание анализируемых глав; какую позицию занял молодой Дубровский по отношению к готовящемуся бунту.
Уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе, словесно описывать душевное состояние героев.
|
|
|
18-
19.
|
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
|
2
|
Воспитание и характер Маши Троекуровой, её взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения Дубровского и Марьи Гавриловны. Второе свидание Маши и Дубровского.
|
Знать содержание анализируемых глав романа, понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям.
Уметь составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из текста романа.
|
|
|