Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов




Скачать 122.35 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов
Дата публикации 30.09.2014
Размер 122.35 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»
Факультет гуманитарных наук

Кафедра классической и современной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

деятельности_____ ____Г. А. Папуткова

«__» _______20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП. ДДС. Ф. 15 Литература с основами литературоведения

Специальность: 050716.65 «Специальная психология»

Дополнительная специальность: 050715.65 «Логопедия»

Квалификация (степень) выпускника: специальный психолог, учитель-логопед

Форма обучения: очная, 5 лет
Н. Новгород

2013

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900.00 Специальная психология с дополнительной специальностью (050716.65) , утвержденного «31» 01.2005г., номер государственной регистрации 688.

  2. Учебного плана по специальности 050716.65 «Специальная психология» с дополнительной специальностью 050715.65 «Логопедия», утвержденного «___» _________г.


Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол № 5 от «29» июня 2012 г.


Разработчики: к.филол.н. В.Н.Девятов


СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой классической и современной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой специальной педагогики и психологии

________________/С.Н.Каштанова/

«___» ___________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/О.В.Парунова/

«____»_______________201__г.



  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» является формирование у студентов знаний о закономерностях развития литературы и умений анализировать художественные произведения

Задачи дисциплины:

- понимание художественного значения литературного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений;

- умение провести аналогии и связи между русской и зарубежной литературой на разных этапах развития;

- готовность к филологической анализу художественных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции и трансформации литературных жанров.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл (раздел) ООП: Дисциплина «Литература с основами литературоведения» относится к дисциплинам дополнительной специальности в структуре предметной подготовки

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Русский язык и культура речи», «Психология личности»

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи» и др.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- общий процесс литературного развития;

- содержание и художественную специфику литературы;

- важнейшие литературные произведения;

уметь:

- понимать вариативную природу литературы и ее анализировать;

- пользоваться научной и справочной литературой;

- ориентироваться в основных литературоведческих категориях;

владеть:

- навыками анализа художественного текста;

- знаниями об истории и принципах изучения литературы;

- приёмами текстологического анализа литературных жанров.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

30

8

Аудиторные занятия,

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

16

Лекции

16

Практические занятия,

семинары

-

Лабораторные работы

-

Другие виды работ

-

Самостоятельная работа

14

Вид итогового контроля

зачет

8



5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоя-тельная работа

Раздел 1. Литература с основами литературоведения как предмет изучения.

2




2

4

1.1. Специфика литературы. Основные этапы развития.

1




1

2

1.2. Литературоведение как наука. Цели и задачи.

1




1

2

Раздел 2. Историческое развитие литературы. Основ ные литературоведческие категории.

10




9

19

2.1. Романтизм в России и за рубежом.

1




1

2

2.2. Основные особенности развития реализма.

2




1

3

2.3. Роды и жанры литературы.

1




1

2

2.4. Литература ХХ века. Модернизм в России и за рубежом.

2




2

4

2.5. Творчество ведущих писателей ХХ века.

2




1

3

2.6.Проблемы школы и воспитания в литературе.

1




2

3

2.7. Литературоведение в ХХ веке.

1




1

2

Раздел 3. Литература и литературоведение на современном этапе.

4




3

7

3.1.Постмодернизм в русской и зарубежной литературе.

2




1

3

3.2. Категория метаромана в литературоведении.

1




1

2

3.3.Поэтический язык. Мифопоэтика.

1




1

2

Итого

16




14

30


5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1.Литература с основами литературоведения как предмет изучения

1.1. Специфика художественной литературы. Образность литературы. Основные этапы развития мировой литературы. Роль и значение фольклора.

1.2Литературоведение как наука. Цель и задачи. Понятия о типах художественного сознания.

Раздел 2. Историческое развитие литературы. Основные литературоведческие категории.

2.1.Романтизм в России и за рубежом Творчество писателей романтиков(Пушкин, Лермонтов, Байрон,Мицкевич, Гофман…).

2.2. Основные особенности развития реализма.

Творчество крупнейших писателей – реалистов Х1Х века (Бальзак,Стендаль,Диккенс,Толстой,Достоевский,Чехов).

2.3.Роды и жанры литературы.

Понятие о родах литературы. Эпические, лирические, и драматические жанры. Тема, идея, сюжет и композиция литературного произведения.

2.4. Литература ХХ века. Модернизм в России и за рубежом.

Основные закономерности развития литературы в ХХ веке. Модернистские течения в России и за рубежом на рубеже Х1Х- ХХ в.(символизм, футуризм, акмеизм).

2.5.Творчество ведущих писателей ХХ века..

Вершинные достижения литературы в ХХ веке. Творчество ведущих писателей. Крупнейшие литературоведы ХХ века. Основы стихосложения. Поэтические размеры.

2.6.Проблемы школы и воспитания в литературе.

Вопросы школы, воспитания, формирования личности ребенка в художественной литературе (Астафьев, Распутин, Тендряков, Азаров…). Понятие о стиле писателя.

2.7. Литературоведение в ХХ веке.

Литература и литературоведение конца ХХ века. Крупнейшие литературоведческие работы. Вершинные достижения писателей этого периода.

Раздел 3. Литература и литературоведение на современном этапе.

3.1. Постмодернизм в русской и зарубежной литературе.

Теоретические основы постмодернизма. Творчество писателей русского и зарубежного постмодернизма. Вершинные достижения писателей мирового постмодернизма.

3.2. Категория метаромана в литературоведении.

Теоретическое обоснование понятия метаромана в русском и зарубежном литературоведении. Своеобразие метаромана В.Набокова.

3.3. Поэтический язык. Мифопоэтика..

Особенности поэтического языка. Понятие о мифопоэтике и ее специфике. Крупнейшие литературоведческие работы по проблемам мифопоэтики.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература:
1. Бурцев А.А. История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения. Учебное пособие. – М., 2008.

2. Мощанская О.Л., Шевелёва Т.Н. Литература западноевропейского средневековья. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

3. Захарова В.Т., Комышкова Т.П. Неореализм в русской прозе ХХ в. Типология художественного сознания в аспекте исторической поэтики. Учебное пособие.- Н.Новгород, 2008.

4. История русской литературной критики: Учеб для студентов…Допущено Министерством образования и науки РФ.- М., Высш. шк., 2009.

5. Детская литература: Учеб.: Допущено экспертным Совет по проф. образованию/ Под ред. Е.О.Путиловой.- М.. Академия, 2008.

6. Типология художественного сознания в русской литературе 18-20 в. Учебное пособие.- Н.Новгород, 2010.

7. Громова М.И. Русская драматургия конца Х1Х – начала ХХ века: Учебное пособие.- М., Наука, 2009.

8. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века: Учебное пособие для вузов: Рек. УМО по классич. университет. образованию.- М., Высшая школа, 2008.

9. Давыдов Т.Т. Русский неореализм: Идеология, поэтика, творческая эволюция: Учеб. пособие для студентов вузов… Допущено Министерством образования РФ. - М., Академия, 2008.

10. Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для студентов вузов: Допущено УМО по спец. пед. образованию /Под ред. Т.М.Колядич, - М., Академия. 2010.

11. Казначеев С.М. Современные русские поэты ХХ века: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Советом по филологии УМО ун-тов РФ.- М., 2008.

6.2 Дополнительная литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1998.

2. Зарубежная литература XIX века. Практикум. – М., 2002.

3. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997.

4. История всемирной литературы. – М., 1989. – Т.VI.

5. История западноевропейской литературы. XIX век. Англия: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учебн. завед. / Л.В.Сидорченко, И.И.Бурова и др. – СПб, 2004

6. Афанасьев А.Н. Древо жизни.- М., 1983..

7. История зарубежной литературы Х1Х века/В.Н.Богословский и др.- М.,20003.

8. Кузнецова А.Ю. Зарубежная литература второй половины ХХ века.- Великие Луки., 2004.

9. Маньковская Н.А. Эстетика постмодернизма.- СПб., 2000.

10. Носик Б. Мир и дар В.Набокова .- М.,1996.

11. Петелин В.В. Михаил Булгаков.- М., 1997.

12. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы .- М., 1988..

13. Зуева Т.В.Волшебная сказка. – М., 1993.

14. Круглов Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. – М., 2000.

15. Максим Горький. Личность и творчество.- СПб., 2000.
6.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.feb-web.ru/

Фундаментальная библиотека

http://legendy.claw.ru/

Мифы и легенды народов мира

http://www.neva.ru

Библиотека Академии наук

http://www.nounb.sci-nnov.ru

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека

http://www.rsl.ru

Российская государственная библиотека

http://sci-lib.com

Большая научная библиотека


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон).
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Контрольные вопросы к зачету
1.Специфика художественной литературы

2.Своеобразие романтизма как художественного метода

3.Исторические судьбы реализма

4.Роды и жанры литературы

5.Модернизм в России и за рубежом

6.Роль фольклора в развитии литературы

7.Основные особенности поэтического языка

8.Понятие о метаромане в современном литературоведении

9.Особенности мифопоэтики

10.Постмодернизм в литературе

11.Своеобразие и значение творчества Байрона

12. Проблематика и поэтика произведений Гофмана

13.Значение романистики Бальзака

14.Роль Пушкина в развитии русской литературы и культуры

15.Значение творчества Л.Толстого

16.Любимый писатель русской литературы 19 в.

17.Своеобразие рассказов Горького

18.Мотивы путешествий в творчестве Бунина

19.Значение поэзии Цветаевой

20.Проблематика и художественное своеобразие романистики Набокова

21.Своеобразие и значение творчества Солженицына

22.Проблемы воспитания и формирования личности ребенка в современной литературе

23 Трилогия Тендрякова о школе и ее нравственные уроки

24.Любимое произведение отечественного или зарубежного постмодернизма



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры классической и современной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции