Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Дата публикации30.09.2014
Размер113 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
Аннотация к рабочей программе по факультативному курсу «Филологический анализ художественного текста» для 10 класса.
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы по предмету «Анализ лирического произведения. 10-11 классы», разработанной Н.А.Владимировой.
Миссия предмета: удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

Цель предмета: практика филологического анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений).

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:

  • обогащение содержательного наполнения учебного предмета «Литература»;

  • углубление и систематизация знаний по теории литературы;

  • совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей;

  • обучение учащихся анализу поэтического текста;

  • развитие речевой и филологической памяти;

  • расширение культурного кругозора;

  • развитие литературно-творческих способностей.

Основное назначение рабочей программы учебного предмета «Филологический анализ художественного текста» для 10 класса – определение комплекса основных характеристик образования обучающихся - организационно-педагогических условий, объема, содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ текста» для 10 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень

  • Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);


  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;

  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников».

Регионального уровня:

  • Закона Свердловской области «Об образовании» от 16.07.1998 г. № 26-03;

  • Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.06.2008 г. № 177 «Об использовании нормативных документов, определяющих содержание учебных планов общеобразовательных учреждений Свердловской области»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений Свердловской области».

Муниципального уровня:

      • Письма управления образования Администрации города Нижний Тагил «О продолжительности учебного года и каникул в образовательных учреждениях города Нижний Тагил в 2013-2014 учебном году».

Образовательного учреждения:

      • Лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 12970 от 17.03.2011 г.);

      • Свидетельства о государственной аккредитации, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 5741 от 10.05.2011 г.);

      • Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция 2011 года);

  • Программы развития МБОУ СОШ № 36;

  • Основной образовательной программы начального общего образования (1-3 классы);

  • Основной образовательной программы начального общего образования (4 классы);

  • Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы);

Основной образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы).

Рабочая программа курса «Филологический анализ художественного текста» для 10 класса рассчитана на 34 учебных часа в течение учебного года, на 1 недельный учебный час.

В современной трактовке надпредметной функции любого курса приоритетом на этапе основного общего образования является формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых задействованы все виды речемыслительной деятельности:

- коммуникативные: способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- интеллектуальные: выделение характерных причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- информационные: осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), умение обрабатывать информацию разными способами (составлять план, тезисы, конспект), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных);

- организационные: самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В процессе изучения курса используются следующие элементы уроков:

- элементы урока изучения теории,

- традиционный урок,

- элементы урока творчества,

- урок развития речи и др.

В зависимости от задач урока, содержания учебного материала, материальной обеспеченности урока, степени подготовленности учеников могут использоваться следующие методы и приёмы организации занятий:

1. Методы организации и осуществления образовательной деятельности: методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения и практической деятельности (словесные, наглядные, практические); методы, осуществляющие характер усвоения учащимися нового учебного материала (либо путём самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями, либо путём активного запоминания готовой учебной информации (иллюстративно-объяснительные, репродуктивные, проблемные, эвристические, исследовательские); методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала (индуктивные, дедуктивные, конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, классификации и систематизации); методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в образовательной деятельности (методы УР под руководством учителя, методы самостоятельной деятельности учащихся).

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов, интереса (познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуации успеха); методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, долга (убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение, порицание).

3. Методы контроля и самоконтроля в учебной деятельности: устные или письменные, фронтальные, групповые, индивидуальные, итоговые или текущие, с применением технических средств, программированные или непрограммированные.

Реализация рабочей программы факультативного курса «Филологический анализ художественного текста » в 10 классе предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:

1. Учебно-программное обеспечение:

1. Литература. 11 класс: филологический анализ художественного текста: элективный курс / авт.-сост. И.В. Арисова – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 98.

2. Составительская программа «Филологический анализ художественного текста. 11 класс» / сост. С.В.Замойская. – Нижний Тагил, 2011.

2. Учебно-теоретическое обеспечение:

1. Бабенко Л.Г, Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста. – М., 2002.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

4. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002.

5. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Теория стиха. – Л., 1975.

6. Жирмунский В.М. теория литературы: Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

7. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. – М., 1986.

8. Кожевникова Н.А. О роли тропов в организации стихотворного текста // Язык русской поэзии XX века. – М., 1989.

9. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М., 1988.

10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

11. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студ. филолог. фак-тов учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2004.

12. Маслов В.А. Лингвокультурология. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

13. Морозов И.В. Основы культурологи. /Игорь Морозов. – Минск.: Тетра Системс, 2001.

14. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. – М., 1995.

15. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М., 1970.

16. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. – М.: Просвещение, 1979.

17. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Ленинград, 1975.

18. Калачева С.В. Стих и ритм. – М.: Знание, 1978.

19. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч.1. – с. 224.

20. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч.2. – с. 224.

21 Медведев В.П. Изучение лирики в школе. – М.: Просвещение, 1985.

22. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… 5 – 11 классы. Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. – Волгоград, 2002.- 102 с.

23. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: Советский писатель, 1978.

24. Русская литература XX века. 11 кл.: Практикум для общеобразоват. Учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998. – с. 527.

25. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.– M., 1976.

26. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-пресс, 2001.

3. Учебно-практическое обеспечение:

1. Литература. 11 класс: филологический анализ художественного текста: элективный курс / авт.-сост. И.В. Арисова – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 98.

2. Литература: задания повышенной сложности по литературе для учащихся 9-11 классов: сборник материалов для учителей-словесников и учащихся 9-11 классов / авторы-составители: Т.А.Долинина, Андрус Н.Л. – Екатеринбург: ИРРО, 2008. – 301 с

4. Учебно-справочное обеспечение:

1. Грушников П.А. Орфографический словарик. Пособие для учащихся нач. классов. Изд. 14-е. – М.: Просвещение, 1979. – 80 с.;

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И.Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. – 640 с.;

3. Орфографический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 320 с.;

4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 8 изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с.;

5. Словарь иностранных слов: свыше 21000 слов / отв. редакторы В.В. Бурцева, Н.М. Семёнова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2007. – 817 с.;

6. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка: ок. 2000 единиц / А.Н. Тихонов, Н.А.Ковалёва. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 520 с.

7. Квятковский. А.П. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

8. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов. – М.: «Советская энциклопедия», 1981. – 784 с.

9. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. / М.Мещерякова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.

10. Фелицина В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. Яз. им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: Рус. Яз., 1979. – 240 с.

11. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XiX века / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – 672 с.

12. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.2. XX век / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.

6. Учебно-наглядное обеспечение

1. 1. Наборы открыток:

-Художник А. Яр-Кравченко. Советские писатели. Вып. I . М.: Издательство «Планета», 1982. – 32 ш.

2. Выставки:

- «…Быть просто человеком»: Литературно-краеведческий альманах. К 150-летию Д.Н.Мамина-Сибиряка… - Нижний Тагил, 2002. – 154 с.

- Жизнь и творчество А.А. Блока. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М.: Детская литература, 1979. – 38 с.




Рабочие программы по учебным предметам на 2013-2014 учебный год:

1. Приняты на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 36 (протокол № 1 от 30.08.2013 г.);

2. Утверждены приказом по школе от 30.08.2013 г. № 150.

Рабочая программа имеет следующую структуру:

  • Титульный лист;

  • Пояснительная записка;

  • Обязательный минимум содержания образования по предмету в соответствии с ФК ГОС;

  • Требования к уровню подготовки обучающихся;

  • Учебно-тематический план;

  • Организационно-содержательная модель реализации рабочей программы, включающая календарно-тематическое поурочное планирование;

  • Критерии оценивания обучающихся (устные ответы, письменные работы);

  • Перечень учебно-методического обеспечения;

  • Список литературы.


Составитель рабочей программы - учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconРабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconРабочая программа по элективному курсу «Филологический анализ текста»...
«Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв редактор), Е. М. Виноградова,...

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconРабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения»
Рабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 9 классы» (8 класс) составлена на основе следующих нормативно-правовых...

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана...

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconЭлективный курс 10 класс «Лингвистический анализ художественного текста»
Но еще более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию художественного текста, получают особые...

Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» iconЛитература: Лингво-стилистический анализ текста
Домашнев А. Н., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. – М., 1989

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции