Кто? Когда? Где?




Скачать 236.87 Kb.
Название Кто? Когда? Где?
Дата публикации 30.09.2014
Размер 236.87 Kb.
Тип Вопрос
literature-edu.ru > Литература > Вопрос



ОҚО, Кентау қаласы

Б.Момышұлы атындағы

№ 12 жалпы орта мектебінің

орыс тілі пәнінің мұғалімі

Юлдашева Жамила




Воспроизведение


Простые

Кто? Когда? Где? Как?



Понимание


Уточняющие

Правильно ли я понял..?



Применение


Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?



Анализ


Интерпретационные

Почему?



Синтез


Творческие вопросы

Что будет, если..?



Оценка


Оценочные

Как вы относитесь ?


Тема: Глагол (Етістік).

Цель: обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи.
1.обучающая: развивать умения
- находить изученную часть речи;
- обосновать правильность выбора орфограммы при написании глаголов;
2. развивающая: развивать коммуникативную компетенцию:
- использование разнообразных языковых средств устной и письменной коммуникации для решения учебных задач;
- осуществление продуктивного взаимодействия в ситуациях учебного и социокультурного общения.
3. воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство коллективизма, креативность мышления.


Тип урока: урок обобщения знаний

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый

Технологии: применение стратегии RWCT «Ассоциация», «Авторский стул»,Ромашка Блума.

Межпредметная связь: казахский язык, русская литература, музыка

Оборудование: интерактивная доска, слайды, ватман, фломастеры, карточки, схемы, музыка казахских композиторов.

Глагол – самая гибкая, емкая по смыслу часть речи.
В.В.Виноградов

Глаголы – это такие слова, которые дают движение всей фразе.

Л.Н.Толстой

Глаголы – самая живая часть речи.
И назначение глагола – выражать само действие!
А.Югов

Ход урока
I. Орг.момент. (2 мин.)
II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний (16 мин) Группа заранее поделена на подгруппы по 4 - 5 учащихся.
- тесты

1.-целеполагание: объявление темы и цели урока.
Применение стратегии RWCT «Ассоциация».
1. Учитель читает отрывок из стихотворения
Что без меня предметы? Лишь названия.
Но я приду - все в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет. (В.Кондрашов)
Беседа:
- О какой части речи говорится в стихотворении?
- Прочитайте эпиграфы к теме. Какую роль авторы слов отводят глаголу?
- Что вы знаете о глаголе?
- Какие ассоциации у вас возникают с этим словом?

2. Задание каждой подгруппе: написать на листах ватмана свои ассоциации (ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), связанные со словом «Глагол».
Подгруппам выдается материал для работы (ватман, фломастеры). Спикер каждой группы озвучивает записи, сделанные на листах учащимися.
Вывод: что такое «Глагол» (дайте определение)?

- Ребята, для чего нужны глаголы в нашей речи?
- Для чего вам нужны знания о глаголе?

Слайд №11 «Деформированный текст (без глаголов)»
Республика Казахстан ........... себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого ......... человек, его жизнь, права и свободы.
Государство .......... о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.
Республика Казахстан ........ принципы и нормы международного права, ........ политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, ........... от применения первой вооруженной силы. (Конституция РК, ст. 1, ст.7, ст.8)
(Утверждать, являться, заботиться, уважать, проводить, отказываться)

- Прочитайте запись. Можно назвать его текстом, почему? Чего не хватает в нем, чтобы появился смысл? (Учащиеся выходят к доске и подставляют слова). Какова основная мысль текста? Определите время, вид, спряжение и число глаголов.
Вывод учителя: глаголы в нашей речи необходимы, чтобы правильно строить свою речь, уметь четко изложить свою мысль. Чему мы с вами и будем учиться на нашем занятии. Поэтому следующая часть работы – применение ваших теоретических знаний на практике.

3. «Авторский стул». Каждой группе написать эссе о русском языке.

III. Этап обобщения и систематизации изученного (60 минут)
1. Работа с учебником. (10 мин.)
1) Выполнение заданий упражнения индивидуально, по проблемным вопросам – работа в группах:


1 группа - упр. 180 Слайд№ 12

2 группа – упр. 183 Слайд№13

Слайд №2 «Самопроверка».
Упр. 180 –
Упр. 183 –
Правописание глагольных окончаний (спряжение глаголов).
- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно написать окончания глаголов? (Надо знать спряжение глаголов)

Слайд №3 «Спряжение»:
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.
Окончания настоящего/ будущего времени называются
личными окончаниями глагола.
Личные окончания зависят от спряжения глагола:

Лицо I спряжение II спряжение Слайд №14
ед.число мн.число ед.число мн.число
1 лицо -у(ю) -ем -у(ю) -им
2 лицо -ешь -ете -ишь -ите
3 лицо -ет -ут(ют) -ит -ат(ят)
ко II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться, а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать).
Остальные глаголы относятся к I спряжению.

- Что такое спряжение глагола? (учащиеся делают вывод)

2. Работа по карточкам «Работа с пословицами» (10 мин.). Слайд №15
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.(3л.)

Шила в мешке не утаишь.(2л.)

Двое одного не ждут.(3л.)
На час отстанешь – за день не догонишь.

И сам тонет, и других топит.

Труд кормит, лень портит.
3. Работа с предложениями (5 мин.) Слайд № 4 «Синтаксическая роль глагола»
1. За годы независимости республика добилась значительных успехов в строительстве правового государства и гражданского общества.
2. Страна располагает богатыми запасами полезных ископаемых.
3.Одной из основных отраслей сельского хозяйства является животноводство.
4. Жить – Родине служить.

- Чем является глагол в предложении, какова его синтаксическая роль?
- Найдите глаголы, от какой части речи задается вопрос к глаголу? Каким членом предложения является глагол?
Вывод: глагол в предложении чаще всего является сказуемым, иногда подлежащим и дополнением.

4.Творческое применение и добывание знаний, путем решения проблемных задач (15 минут)
Творческая работа – Синквейн на тему «Глагол».

глагол
переходный, возвратный
объединяет, выступает, употребляется
обозначает действие или состояние
что делать?

5. Подведение итогов занятия. (4 мин)

- Что вспомнили о глаголе?

Составление опорной схемы на доске (коллективно)

6. Рефлексия (3 мин)
- Что вам понравилось на уроке?
- Что полезного для себя вы узнали?
- Чья творческая работа вам понравилась и почему?

8. Оценивание работы учащихся.(3 мин)

IV. Домашнее задание: Упражнение 180,183 Прочитать и пересказать содержание текста.


1.Русский язык.
Национальный, основной.
Является, практикуется, забывается.

Межнациональный язык в Казахстане. .
Могучий язык


2.Русский язык.
Великий, могучий.
Учится, преподается, развивается.
Один из предметов в школе.
Английский язык.

3.Русский язык.
Распространённый, сложный.
Обучает, тренирует, развивает.
Не каждый может его выучить.
казахстан

русский язык
древнерусский современный
говорят пишут разговаривают
один из крупнейших языков мира
русистика

глагол
переходный, возвратный
объединяет, выступает, употребляется
обозначает действие или состояние
что делать?

нтеллектуальная игра "Знатоки русского языка"

Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка"

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Приветствую интеллектуалов нашей школы на игре «Знатоки русского языка», посвящённой неделе гуманитарных наук!
Эпиграфом сегодняшней игры, являются слова поэтессы серебряного века Анны Ахматовой:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.

Мы знаем всё то, что можем выразить языком, поэтому в нашей игре будут звучать вопросы не только по русскому языку и литературе, но и вопросы на логику, на общие знания.
- А демонстрировать командный дух, глубину своих познаний в области истории, русского языка и литературы, состязаться в смекалке, логике и быстроте реакции сегодня будут 3 команды. Давайте с ними познакомимся!
- Я называю команду, команда встаёт с места и приветствует остальных участников:
Представление команд
1. Команда «Грамотеи», капитан команды
2. Команда «Умники», капитан команды
3. Команда «Эрудит», капитан команды
Следить за ходом игры и определять лучших игроков будет Совет мудрейших:
1.
2.
3.
4.
- И прежде чем команды вступят в интеллектуальную битву прослушайте правила нашей игры. - Интеллектуально – познавательная игра состоит из 5 туров. В каждом туре участники команд отвечают на вопросы и за правильный ответ получают баллы. Победителем «Знатоков русского языка» становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Желаю Вам удачи!

Всех участников просим быть внимательными и мы начинаем нашу игру. Первый тур называется «Байга». На экране будут выходить вопросы, всего их 10 с тремя вариантами ответов. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти правильный ответ и записать его в лист ответов, который лежит перед вами на столе. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Время на обсуждение 15 секунд.
- Итак, внимание 1 вопрос:

1. Кого называют отцом истории?
а) Геродота
б) Аристотеля
в) Астерикса

2. Как называют человека, знающего несколько языков?
а) Педагог
б) Логопед
в) Полиглот

3. Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября?
а) День учителя
б) День единства
в) День языков

4. В какой стране люди впервые стали писать на бумаге?
а) Китай
б) Египет
в) Индия

5. Какая эпоха идет за эпохой бронзы?
а) Эпоха меди
б) Эпоха железа
в) Эпоха камня

6. В каком слове ударение падает на первый слог?
а) Жалюзи
б) Средства
в) договор

7. Найдите значение фразеологизма «Бить баклуши»
а) бездельничать
б) драться
в) смеяться

8. Что изучает наука фонетика?

а) звуки
б) состав слова
в) словосочетание

9. Кто написал произведение «Муму»?
а) Пушкин
б) Тургенев
в) Чехов

10. Что в переводе с английского языка означает слово language?
а) язык
б) дневник
в) карандаш

- Итак, это был последний вопрос 1 тура и я прошу капитанов команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые подсчитают ваши баллы.
- А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя.

1.Отцом истории называли Геродота – первого из великих греческих историков, который был назван так за свои полномасштабные труды по истории.
2. Человек, владеющий многими языками называется полиглотом - (от поли - много и греч. glotta — язык).
3. Указом Президента республики 22 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана.
4. Впервые люди стали писать на бумаге в Китае. Именно эта страна является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания.
5. После эпохи бронзы идет эпоха железа.
6. В слове средства ударение падает на первый слог. Слова жалюзи и договор имеют ударение на третьем слоге.
7. Фразеологизм Бить баклуши означает бездельничать.
Выражение связывается промыслом по изготовлению деревянных ложек, чашек и другой посуды.В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Этой работой могли заниматься начинающие мастера и даже дети. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.
8. Фонетика – раздел языкознания, который изучает звуки речи.
9. Повесть «Муму» была написана Иваном Сергеевичем Тургеневым.
10. В переводе с английского языка слово language означает «язык».

- Итак, сейчас слово предоставляется нашим судьям, которые объявят результаты первого тура. (Слово предоставляется судьям)

1. Команда «Грамотеи» зарабатывает
2. Команда «Умники» зарабатывает
3. Команда «Эрудит» зарабатывает

Ведущий: 2 тур нашей игры называется «ПОЛИГЛОТ».
Задание на второй тур. Вы должны вставить в пословицу недостающее слово и перевести это слово на казахский и английский языки. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение. Первым отвечает участник команды, поднявший раньше других сигнальную карту, которая лежит у вас на столах. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла.
Внимание на экран!
1. « Без труда не вынешь ..... из пруда» (Рыбку, балық, fish)
2. « Не имей сто рублей, а имей сто .....» (Друзей, дос, friend).
3. « Делу -…, потехе - час (время, сағат, time )
4. «Хлеб - всему ......» ( Голова, бас, head)
5. «Под лежачий камень и ... не течёт.» (Вода, су, water )
6. Готовь сани летом, телегу… (зимой, қыс, winter)

- Итак, подведем итоги 2 тура. (Слово предоставляется судьям)

1. Команда «Грамотеи» зарабатывает
2. Команда «Умники» зарабатывает
3. Команда «Эрудит» зарабатывает
- Следующий, 3 тур нашей интеллектуальной игры называется «Анаграмма».
В этом конкурсе принимают участие ученики 5-х классов со всех команд. Я попрошу вас пересесть за свободный стол. Возьмите с собой ручку и лист ответов.
Послушайте задание 3 тура: вам будут даны слова, в которых буквы перемешались и ваша задача переставить буквы не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось слово. Время на выполнение задания 2 минуты. Победит та команда, чьи участники смогут разгадать как можно больше слов. Каждое разгаданное слово принесет команде по одному баллу.
Внимание на экран. Вы видите буквы, а сейчас разгадайте какое слово зашифровано. Время пошло.
Голгла – глагол
Кзыя – язык
Торисия – история
Руздья – друзья
Ранкадаш – карандаш
Сифксуф - суффикс
Дьмевед – медведь
Бенокре – ребенок
Нослец – солнце

- Итак, время на выполнение этого задания закончилось, и я прошу участников команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые подсчитают ваши баллы.
- А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя.
- Итак, сейчас слово предоставляется нашим судьям, которые объявят результаты третьего тура. (Слово предоставляется судьям)

1. Команда «Грамотеи» зарабатывает
2. Команда «Умники» зарабатывает
3. Команда «Эрудит» зарабатывает

- Следующий IV тур называется «Мозговой штурм».
Я по очереди буду задавать каждой команде вопросы. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Время на обдумывание 30 секунд. Каждый правильный ответ принесет командам по 2 балла.
-Итак, внимание, вопрос команде «Грамотеи»:
1. Англичане говорят: «Одна птица в руке стоит двух птиц в кустах». А что говорим мы? (лучше синица в руках, чем журавль в небе)

- Следующий вопрос команде «Умники»:
2. Именно так в Др.Греции назывался пергамент, сложенный для удобства пользования вчетверо. Сейчас вы используете это в школе каждый день. О чём речь? (тетрадь)

- Следующий вопрос команде «Эрудит»:
3. Все вы, конечно, помните басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и слова стрекозы «не оставь меня, друг милой, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». А что означает слово «вешние»? (весенние)

- Команда «Грамотеи» вам вопрос:
4. В 1769 году в Петербурге была издана книга "Письмовник", в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, "актер" предлагали заменить на "представщик", "пульс" — на "жилобой". А вместо чего употребили "ошейник"? (галстук)

- Следующий вопрос команде «Умники»:
5. Эта пищевая добавка в древности ценилась дороже драгоценных металлов и даже использовалась в качестве заменителя денег. Назовите её. (соль)

-И последний вопрос команде «Эрудит»:
6. Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». О ком идёт речь? (черепаха)

- 4 тур подошел к концу и сейчас слово предоставляется судьям, которые объявят результаты этого тура.

1. Команда «Грамотеи» зарабатывает
2. Команда «Умники» зарабатывает
3. Команда «Эрудит» зарабатывает

- 5 тур «Битва капитанов».
Уважаемые участники, вот и наступил решающий момент, по окончанию этого тура мы узнаем победителя игры. Каждый из капитанов команд в течение 45 секунд должен ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать нужно быстро. Если не знаете ответ говорите «дальше и если у вас останется время к нему можно потом вернуться». Каждый правильный ответ принесет вам 1 балл.

Первым отвечает на вопросы капитан команды «Грамотеи»

1. Сколько месяцев в году? (12)
2. Слова различные по звучанию и написанию, но схожие по значению (синонимы)
3. Сколько спряжений у глаголов? (2)
4. Автор повести «Тарас Бульба» (Гоголь)
5. Какого рода слово тюль? (м.р.)
6. Какая часть речи обозначает предмет? (существительное)
7. Подберите синоним к слову очи (глаза)
8. Как называется речь одного человека? (монолог)
9. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (7 раз)
10. К какому склонению относится слово папа? (I)

1. Столица Казахстана? (Астана)
2.Слова противоположные по значению. (антонимы)
3. какого рода слово кофе (м.р.)
4. Сколько падежей в русском языке? (6)
5. Какая часть речи обозначает признак предмета? (прилагательное)
6. Автор трагедии «Моцарт и Сальери» (Пушкин)
7. Подберите синоним к слову уста (губы)
8. Как называется речь двух и более человек? (диалог)
9. К какому спряжению относятся окончания ут, ют (Iспряжение)
10. Сколько человек одного не ждут? (семеро)

1. Сколько дней в неделе? (7)
2. Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол)
3. Какого рода слово кенгуру? (м.р.)
4. Автор поэмы «Полтава» (Пушкин)
5. Новые слова, недавно появившиеся в языке. (неологизмы)
6. Сколько склонений в русском языке? (з)
7. Подберите антоним к слову друг (враг)
8. К какому спряжению относятся окончания ат, ят (II спряжение)
9. Определите вид глагола бежать (несов. вид)
10. Кто совершил первый полет в космос? (Ю. Гагарин )

- Спасибо участникам за ответы. А сейчас мы узнаем, сколько баллов набрали наши участники и какая команда одерживает победу. Слово предоставляется жюри.

1_________________
2_________________
3_________________

игра "Русская рулетка"

Велик и могуч русский язык
Игра: «Русская рулетка» (8-11)
Ведущий выходит в зал и приветствует зрителей, жюри и гостей вечера. Затем от каждого класса выбирает по два участника, ведущий представляет их залу и жюри (жюри записывает имена на заранее приготовленные карточки). В руках у ведущего мешок или ящик в которым находятся карточки с именами участников. Объясняет правила игры: 1 не выкрикивать ответы; 2 отвечает тот участник чьё имя было вытянуто из мешка, если участник отвечает правильно то он выбирает следующего игрока, если ошибается ведущий пользуется мешком с именами; 3 за правильный ответ участник получает балл, за не правильный ответ выбывает из игры; 4 участник может взять подсказку: помощь зала, помощь жюри либо варианты ответа, подсказками можно пользоваться один раз. Если у участников нет вопросов то игра начинается.
Ведущий достает имя участника из мешка и именно ему нужно ответить на заданный вопрос и так дальше по правилу /2/.
1 в: Этот раздел грамматики изучает минимальные значимые части слова.
А) синтаксис
Б) словообразование
В) морфемика
2в: Основная и обязательная часть слова из которой образуются новые слова
А) приставка
Б) корень
В) предлог
3в: Вопрос в шуточной форме: «Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают; чрезмерно доверчивые и любопытные».
А) глаза
Б) уши
В) руки
4в:Раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.
А) пунктуация
Б) морфемика
В) словообразование
5в: К этому стилю речи относятся определения, теоремы, аксиомы.
А) разговорный
Б) научный
В) художественный
6в: Единица языка выражающая законченную мысль.
А) слово
Б) слог
В) предложение
7в: Какими бывают предложения по цели высказывания?
А) повествовательные
Б) побудительные
В) вопросительные
Г) все ответы верны
8в: Главный член предложения, который отвечает на вопросы Кто? Что? И обозначает предмет.
А) сказуемое
Б) подлежащие
В) глагол
9в: Оно бывает простое и составное.
А) сущ
Б) сказуемое
В) подлежащие
10в: Самый распространенный язык на земле.
А) русский
Б) немецкий
В) китайский
11в: Если подлежащие и сказуемое выражены существительным в именительном падеже, то между ними ставится…
А) тире
Б) двоеточие
В) запятая
12в: Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Который? Чей?
А) прилагательное
Б) дополнение
В) определение
13в: Оно бывает двусоставное и односоставное.
А) предложение
Б) числительное
В) нет правильного ответа
14в:Это односоставное предложение, в котором сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.
А) сложное
Б) неопределенно-личное
В) определенно-личное
15в: Это односоставные предложения, в которых обозначается действие, происходящее без участия какого-либо лица.
А) неопределенные
Б) безличные
В) не назывные
16в: В этих предложениях пропускается главный или второстепенный член предложения.
А) безличное
Б) назывное
В) неполное
17в: Члены предложения отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной и той же части речи.
А) однокоренные
Б) подчинненые
В) однородные
18в: Это односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащие, выраженное формой именительного падежа.
А) назывное
Б) личное
В) определенное
19в: Слова служащие для связки слов в предложении.
А) союзы
Б) предлоги
В) союзы и предлоги
20в: Назовите два слова, в которых три буквы е стоят рядом. У этого вопроса нет вариантов ответа. ( змееед, длинношеее)
21в: Сколько звуков в слове ЁЖ? (три)
22в: Сколько букв в русском языке? (33)
23в: Продолжите фразу сказанную Гоголем: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из под сердца, так кипело и животрепетало, как ……..» (метко сказанное русское слово).
24в: Словосочетания близкие по значению, но разные по строению. (синонимичные)

Финалист получает звание «Мозг вечера»

Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
- Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
- Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)
- В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)
- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
- Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко).
- Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
- Кто был третьим от кого ушел колобок? Медведь, заяц, лиса.
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
- Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
- Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
- Сколько спряжений у глагола? (2)
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)
- К какому жанру относится «Евгений Онегин»? повесть, роман, поэма.
- Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)
- Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
- Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
- В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
- Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
- кто напечатал 1-ю книгу на Руси ? (И. Федоров)
- кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
- Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
- Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»
- Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? Аллегория, антитеза, гипербола.
- Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)
- Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
- На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
- Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
- Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
- Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
- С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
- Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант» ? (Короленко)
- Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)
- Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )
- Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
- Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
- Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
- От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)
- Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
- Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)
- Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
- Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
- К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
- Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
- Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? ( общий род)
- Как правильно сказать: извините или извиняюсь?
- Поставьте ударение: договор или договор?
- Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)
- Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)
- Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречийпозавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Жюри подводит итоги. Один участник покидает игру.


СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА 

 

◘ Самый лучший знаток и

рассказчик сказок - это... Кто?

(Бабушки.)

◘ Чем все очень разные сказки похожи друг на друга?

(В любой сказке обязательно побеждает Добро.)

◘ Назовите составителя известнейшего сборника «Народные русские сказки», разработавшего классификацию сказок, которая была принята учёными, стала международной и применяется до сих пор.

(Александр Николаевич Афанасьев. «Сказки Афанасьева» - так чаще всего называют этот сборник.)

◘ У этой «народной» русской сказки автор всё-таки есть - Владимир Иванович Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица?

(«Курочка-Ряба».)

◘ Кто написал книгу со сказками, на обложке которой красуется необычное имя автора - Казак Луганский?

(Владимир Даль.)

◘ Кто написал книгу «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея», в которой можно найти сказки «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», рассказы «Столяр», «Бедный Гнедко» и др.?

(В.Ф. Одоевский. Дедушка Ириней - это его псевдоним.)

◘ Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?

(Ведро.)

◘ Как называется русская сказка, написанная в XIX  веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто её автор?

(В.Ф. Одоевский «Морозко».)

◘ Перу какого русского писателя принадлежат «Алёнушкины сказки»?

(Д.Н. Мамину-Сибиряку.)

◘ Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом?

(«Три толстяка».)

◘ Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

(«Чёрная курица, или Подземные жители».)

◘ Какой весёлый и жизнерадостный детский писатель-сказочник родился в День Смеха?

(Корней Иванович Чуковский, родился 1 апреля 1882 года.)

◘ Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться?

(«Мойдодыр».)

◘ Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик?

(Н. Носов.)

◘ Какому немецкому писателю принадлежат сказки «Маленький Мук», «Холодное сердце», «Калиф-аист» и «Карлик Нос»?

(Вильгельму Гауфу.)

◘ Назовите немецкого писателя, композитора и художника, автора сказок «Крошка Цахес», «Повелитель блох», «Щелкунчик и Мышиный Король»?

(Эрнст Теодор Амадей Гофман.)

◘ Как звали старшего из братьев Гримм?

(Якоб. А младшего зовут Вильгельм.)

 ◘ Какой знаменитый сказочник был генеральным секретарём в интендантстве королевских построек, членом Французской академии, физиком, анатомом и языковедом?

(Шарль Перро.)

◘ Сказка Ш. Перро «Золушка» стала балетом или оперой?

(И тем, и другим. Оперу написал Дж. Россини, а балет С.С. Прокофьев.)

◘ Какому датскому писателю принадлежит автобиография «Сказка моей жизни»?

(Г.К. Андерсену.)

◘ Памятник какому сказочному герою стоит в итальянском городке Коллоди?

(Пиноккио - деревянный человечек. Это герой сказки Карла Коллоди, настоящая фамилия сказочника - Лоренцини.)

◘ В 17 лет он преподавал в младших классах, сочинял сказки вместе с учениками. Ныне его сказки включены в итальянские учебники. Кто он?

(Джанни Родари.)

◘ Одной хорошей шведской учительнице предложили написать учебник географии родной страны для ребят. Она решила написать совершенно особый учебник - в виде сказки. Под каким названием этот сказочный учебник стал известен детям всего мира?

(«Чудесные приключения Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф.)

◘ Какую шведскую писательницу её земляки называют: «Андерсен наших дней»?

(Астрид Линдгрен.)

◘ В шведском Виммербю местные энтузиасты создали мини-городок, застроенный маленькими копиями сказочных домов, придуманных этой писательницей. Какой?

(Астрид Линдгрен, это её родной город.)

◘ В сказках какого американского писателя все сказочные звери приходились друг другу братьями?

(Джоэля Харриса. В «Сказках дядюшки Римуса» есть Братец Лис и Братец Кролик, Братец Медведь и Братец Волк, Братец Черепаха и Братец Опоссум.)

◘ Какой американский детский писатель придумал Волшебную страну Оз?

(Ф. Баум, «Мудрец из страны Оз». Эта книга лежит в основе сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)

◘ Какая финская писательница придумала сказочных муми-троллей?

(Туве Янсон.)

◘ Какой английский писатель придумал хоббитов?

(Джон Толкиен, или Толкин. Волшебная сказка «Хоббит, или Туда и обратно».)

◘ Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы?

(Баба-Яга.)

◘ Назовите грозное оружие Соловья-разбойника.

(Свист.)

◘ Как звали сказочного кота-гипнотизёра?

(Баюн.)

◘ В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив?

(Русская народная сказка «Теремок».)

◘ Как назывался горшок, который сделали своим жильём звери?

(Теремок.)

◘ Назовите жаркое место рождения Колобка.

(Печь.)

◘ Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством?

(«Колобок».)

◘ Какая зверюга жаловалась Айболиту, что её укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство?

(Лиса.)

◘ Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано?

(Лиса Патрикеевна. Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами в XIV веке.)

◘ В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап?

(Русская народная сказка «Репка».)

◘ Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно.

(Жучка.)

◘ Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи.

(Царевна-лягушка.)

◘ Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды.

(Рукава платья Царевны-лягушки.)

◘ Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?

(Василиса Премудрая.)

◘ Назовите имя сказочного царя-долгожителя.

(Кащей Бессмертный.)

◘ Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием?

(Игла.)

◘ Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

(Сказочную шапку-невидимку.)

◘ Какие сказочные персонажи А.С. Пушкина прожили вместе «тридцать лет и три года»?

(Старик и старуха.)

◘ Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом...»?

(Золотой рыбке.)

◘ Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара?

(Князь Гвидон.)

ВЕРНУТЬСЯ НА СОДЕРЖАНИЕ

 
Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кто? Когда? Где? icon Николаева Олеся/ Библиотека Golden-Ship ru Современная культура и Православие
Прошло немногим более ста лет и как страшно изменился облик культуры, изменилось состояние душ и сердец! Где ныне "замечательное...
Кто? Когда? Где? icon 1 Сострадание активный помощник
Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (З)Постороннему, какими они считают всех,...
Кто? Когда? Где? icon Конкурс чтецов и риторов на тему «Родная природа в стихотворениях русских поэтов»
Таков и труд читателя. Литературное произведение, как и камень, нуждается в обработке. Без читателя оно молчит, оставаясь пачкой...
Кто? Когда? Где? icon Я давно, еще со студенческих лет, когда не терпелось применить только...
Написал несколько публикаций. Сохранил копии кучи внутриведомственных документов. И вот теперь, когда я, казалось бы, готов выложить...
Кто? Когда? Где? icon Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) «Что? Где? Когда?»
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Кто? Когда? Где? icon Русский язык
...
Кто? Когда? Где? icon Где и когда зарождается эпоха Возрождения?
Каково значение открытий новых земель, с точки зрения их влияние на развитие эпохи Возрождения
Кто? Когда? Где? icon Каждую лекцию д-р Рудольф Штайнер начинал со следующего обращения
Мы снова помянем тех, кто находится на фронте, где ныне решаются грозные события времени
Кто? Когда? Где? icon Т 14 Тайны "снежного человека". ("Великие тайны"). Isbn 5-7838-0669-2
Читателей ждет увлекательное путешествие по разным континентам, где когда-либо были
Кто? Когда? Где? icon Учителя и их учения
Кто не боится увидеть свет, тот от орлинного глаза. Кто не боится войти в огонь, тот огненного рождения. Кто не боится невидимого,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции