Скачать 459.4 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Галицкая средняя обшеобразовательная школа» Гороховецкого района Владимирской области
Рабочая программа учителя Аксеновой Ирины Вячеславовны, первая квалификационная категория, по учебному курсу «Литература» 10 класс 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка Основу рабочей программы составляют: *Государственный стандарт общего образования *Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого / М., Мнемозина, 2006 г. /. * Учебник Литература 10 кл. для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): в 2 ч., под ред. Ю.И. Лыссого, Г.И.Беленького.-3-е изд., стер.- М.:Мнемозина, 2012 * Дополнительная литература
Количество учебных часов В год – 105. В неделю – 3. Классные сочинения – 5 Домашние сочинения -2 Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 105 часов. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира. Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе: – осмысление литературы как особой формы культурной традиции; – формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; – формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; – формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Таким образом, компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала. Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся. Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Осваивая художественные произведения, указанные в программе, к концу 10-го класса учащиеся овладевают знаниями: а) историко-литературными:
б) теоретико-литературными:
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны: • характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
Содержание программы по литературе в 10 классе. Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века:
— роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе. I Русская литература первой половины XIX века А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного). Для чтения и изучения Лирика: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы. «Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к героям поэмы — Петру и Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества. Для самостоятельного чтения Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...». Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский). Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова. Для самостоятельного чтения «Демон». Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры. Литературные направления первой половины XIX века — реализм и романтизм (общая характеристика). II Русская литература второй половины XIX века Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка. А. Н. Островский. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга). Для чтения и изучения «Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы. Для самостоятельного чтения «Лес». И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Для чтения и изучения «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание. Для самостоятельного чтения «Обыкновенная история». И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа. Для самостоятельного чтения «Дворянское гнездо», «Рудин». Из поэзии середины XIX века Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного) Для чтения и изучения «Silentium», «О, как убийственно мы любим...», «Не то, что мните вы, природа...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»). Для чтения и бесед «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Осенний вечер». Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл. А. А. Фет. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...». Для чтения и бесед «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом...», «В лунном сиянии...». Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета. А. К. Толстой. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Коль любить, так без рассудку...», «Ты не спрашивай, не распытывай...», «Средь шумного бала, случайно...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...». Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). Для чтения и бесед «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба...». Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии. Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров; широкое использование фольклора. Для чтения и изучения «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»). Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество Для чтения и изучения «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность :оциально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль. Для самостоятельного чтения «Идиот». Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков). Язык рассказа. Для самостоятельного чтения «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе. Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Для самостоятельного чтения «Смерть Ивана Ильича». Из зарубежной литературы Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц. О.де Бальзак «Отец Горио», Г. Флобер «Госпожа Бовари». Тематическое планирование курса литературы в 10 классе
Контрольно-измерительные материалы
|
Рабочая программа Поповой Елены Ивановны высшая квалификационная... |
Рабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» |
||
Рабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» |
Публичный отчет муниципального казённого дошкольного образовательного... Руководитель Рудых В. П.– первая квалификационная категория, высшее педагогическое образование |
||
Рабочая программа учителя начальных классов Захаренко Светланы Юрьевны... Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану |
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе Составила: Аскерова Р. К. учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
||
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по... Федерального закона Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» |
Рабочая программа по учебному курсу "Литература". 9 класс Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Горин |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |