Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина




Скачать 297.48 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина
Дата публикации30.09.2014
Размер297.48 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Факультет филологический

Кафедра русской литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

деятельности
__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г

рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.13. История русской литературы.

История русской литературной критики



Направление подготовки: 050100.62. Педагогическое образование

Профиль подготовки: Русский язык и литература

Литература и русский язык

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная, 5 лет

Н. Новгород


2013
Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», утвержденного 17 января 2011 г., №46.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Русский язык и литература», «Литература и русский язык», утвержденного12 апреля 2011 г.


Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч.3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол № 1 от 30 августа 2012 г.


Разработчик: к.ф.н., доцент Т.И. Торопкина

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой русской литературы

_________________/В.Т.Захарова/

«____»_______________201__г.
СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой русского языка

________________/Н.Е.Петрова/

«___» ___________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/_______________/

«____»_______________201__г.


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Цель ООП: дать целостное представление о русской критике как научно-художественной составляющей истории русской литературы, овладение которой позволит будущему педагогу реализовать цели и задачи его профессиональной деятельности.
1.2. Задачи дисциплины:
- последовательно рассмотреть становление русской критической мысли, отражающее идейную борьбу (художественную, философскую, политическую) в русской литературе через сопоставление различных точек зрения на произведения русской классической литературы;

- обратить внимание на тесную взаимосвязь русской критической, русской философской и русской социологической мысли, понимание которой позволит обеспечить разносторонне историко-культурное, историко-литературное образование на уроках литературы

- формировать профессиональную деятельность педагога – бакалавра по профилям подготовки «Русский язык» и «Литература»;

- обеспечить условия для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них опыта критической оценки творчества писателей русской литературы;



  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО




    1. Цикл ООП: профессиональный цикл, вариативная часть.

Для освоения курса «История русской литературной критики»

студенты используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении предшествующих историко- и теоретико-литературных курсов: «Введение в литературоведение», «Фольклор», «История русской литературы», а также «Истории России».

2.2 Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП: данный курс предполагает широкий взгляд на проблему русского литературного процесса. Постановка подобного курса в рамках учебного плана дополнительной специализации предусматривает междисциплинарное освоение проблематики, введение в рамки учебных часов не только литературоведческого материала, но и занятий по истории российской цивилизации, формированию общественной мысли.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:




  1. способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  2. готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  3. способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);






    1. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

общепрофессиональными (ОПК-1):

  1. готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  2. способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

в области педагогической деятельности:

  1. способностью применять современные методики и технологии организации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных учреждениях (ПК-1);

  2. способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;

в области научно-исследовательской деятельности:

  1. способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-6);

  2. готовностью индивидуальные креативыне способности для организации решения исследовательских задач (ПК-7);

  3. готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области управленческой деятельности:

  1. готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

  2. готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития системы (ПК-11);

  3. готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-эксперементальной работы (ПК-12);


в области проектной деятельности:

  1. способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виду контрольно-измертельных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-16);

  2. готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);


в области культурно-просветительской деятельности:

  1. способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-18);

  2. способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

  3. готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).

  4. уметь определять место и значение в истории научной мысли творческого наследия ряда известных персоналий.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр X

Общая трудоемкость дисциплины

3

108

108

Аудиторные занятия

36

36

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

2

2

Лекции

12

12

Практические занятия

24

24

Самостоятельная работа

54

54

Вид итогового контроля

зачет

4

4



5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

Экзамен

    1. Раздел 1. Литературно-общественное движение 18-1половины 19 века.

2

6

16




24

Предмет и задачи литературной критики

2




4




6

1.2.Классицистическая литературная критика




2

4




6

1.3.Романтическая литературная критика




2

4




6

1.4.Писательская критика




2

4




6

    1. Раздел 2. литературная критика 2 половины 19 века.

4

6

16




26

2.1. Место и значение В.Г.Белинского

2




4




6

2.2.Демократическая критика




2

4




6

2.3Эстетическая критика

2

2

4




8

2.4Органическая критика




2

4




6





































Раздел 3. Литературная критика серебряного века.

4

6

18




28

3.1Религиозно-философская критика

2

2

4




8

3.2.Социологическая критика




2

6




8

3.3. Народническая критика




2

4




6

3.4.Модернистская критика

2




4




6





































Раздел 4. Литературная критика 20 века

2

6

16




24

4.1.Общая характеристика литературно-критической ситуации

2




4




6

4.2.Официальная советская критика




2

4




6

4.3. Критика Русского Зарубежья




2

4




6

4.4 Современная литературная критика




2

4




6



































зачет










4

4



12

24

66

4

108


5.2. Содержание разделов дисциплины СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Критика как особая область литературно-художественной деятельности. Периодизация русской литературной критики XVI1I-XIX веков.

Расцвет русской литературной критики в XIX веке. Ее взаимосвязь с развитием литературы, эстетики, философии, журналистики. Роль критики в литературном процессе и русском общественном движении на протяжении XIX-го века. Значение ведущих журналов: «Отечественные записки», «Современник», «Русское слово», «Время», «Эпоха» и др.

^ II. Основные направления критики XVIII века.

Классицистическая критика XVIII век как период формирования русской литературной критики. Выделение критики как самостоятельной области литературных занятий. Нормативность ранней русской критики. Проблемы классицистической критики в трудах М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова. Полемика между Ломоносо

Осознание критики как особой специфической области познания. Утверждение ее специфического места среди других наук.

Деятельность Н. Новикова как издателя. Н. Новиков – автор «Опыта исторического словаря о российских писателях».

Вклад Радищева в разработку гражданских позиций в рус­ской критике.

^ III. Сентименталистская критика. Н.М. Карамзин — «основатель русской критики»

Демократическое содержание этого направления. Борьба с нормативностью классицизма. Н.М. Карамзин — редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы». Положения сентименталистской критики в статьях «Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?», «О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств». Развитие новых жанров в критических работах Карамзина. «Пантеон российских авторов» и его значение для истории литературы.

^ IV. Литературная критика первой трети XIX-го века

Многообразие романтических течений в критике 1810-1830-х годов. Критика декабристов. П.А. Вяземский как теоретик романтизма.

Литературно-критические выступления Жуковского и Батюшкова. Программа гражданского романтизма в критике декабристов: О. Сомова, В. Кюхельбекера, А.А. Бестужева. К. Рылеева. Появление новых жанров в критике декабристов. Черты декабристской романтической эстетики: требование высокой гражданственности литературы, борьба за самобытность литературы, отказ от западноевропейских влияний и заимствований, патриотизм. П.А. Вяземский как теоретик романтического направления.

^ V. Принципы литературной критики 30-х годов ХIХвека.

Становление русской философской критики Литературно-критические взгляды Н.И. Надеждина Критика братьев Николая и Ксенофонта Полевых. «Московский телеграф» как орган «демократического романтизма». Основные этапы развития русской литературы в работах Н. Полевого. Статьи о Державине, Жуковском, Пушкине, Гоголе. Н.И. Надеждин – ведущий критик журнала «Вестник Европы». Полемика с романтическими теориями Н. Полевого.

Идея синтеза романтизма и классицизма в работах Надеждина. Объективные критерии искусства в эстетике Надеждина. Статьи Н. Надеждина о творчестве А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя

^ VI. Литературное движение 40-х годов. Концепции русского критического реализма в работах В.Г. Белинского

Теоретические положения в статьях Белинского: о сущности искусства, о художественности и поэтичности, о разделении поэзии на роды и виды, о народности литературы, о пафосе творчества, о романтизме и реализме. Заслуги Белинского в создании нового взгляда на историю русской литературы и ее периодизации. Историко-литературная концепция в цикле о Пушкине. Развитие жанра годового обзора в критике Белинского. Белинский – идеолог «натуральной школы». Значение Белинского в истории русской критики.

^ VII. Революционно-демократическая критика. Основополагающие работы Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева

Н.Г. Чернышевский – лидер демократического движения в России 50-60-х годов. Материалистическая концепция диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Ведущая роль в журнале «Современник». Защита концепции критического реализма в борьбе с теорией «чистого искусства» («Очерки гоголевского периода русской литературы»). Требование объективности и правдивости в критике («Об искренности в критике»). Статьи о творчестве Некрасова, Огарева, Толстого, А. Островского, Щербины.

^ Н. Добролюбов. Концепция «реальной критики» в статьях Добролюбова об Островском, Тургеневе, Гончарове. Утилитарное толкование многих художественных вопросов в критике Добро­любова.

^ Д.И. Писарев – наиболее радикальный представитель демо­кратической критики. Соотношение идейно-эстетических взглядов Писарева с взглядами Чернышевского и Добролюбова. Оценка Писаревым образа Катерины из «Грозы» Островского, о женских образах Гончарова, Писемского, Тургенева. Участие Писарева в полемике вокруг романа «Отцы и дети». Статьи Писарева «Разрушение эстетики» и «Посмотрим», «Пушкин и Белинский».

^ VIII. Соотношение и борьба направлений в критике второй половины XIX века. Художественно-философское обоснование принципов эстетической критики.

Различные принципы оценки русской литературы в критике этих лет («революционно-демократической», «эстетической», «органической, «почвенической», «славянофильской). Ведущие периодические издания этого периода: «Современник», «Русское слово», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Москвитянин», «Дело», «Время», «Эпоха».

Эстетические принципы оценки литературного произведения в работах Дружинина. Теория «чистого искусства» и ее обоснование в статьях Дружинина – «А.С. Пушкин и последнее из­дание его сочинений», «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения».

В.П. Боткин – продолжатель идей Белинского в критике первой половины 50-х годов. Переход на позиции чистого искусства. «Стихотворения А.А. Фета». Литературно-критические и общественные взгляды П.В. Анненкова в статьях: «О мысли и произведениях изящной словесности», «О значении художественных произведений для общества», «О литературном типе слабого человека», «О деловом романе в нашей литературе», «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого «Война и мир».

^ IX. Славянофильская критика и ее идеологическая платформа

Философские и идеологические взгляды славянофилов. Художественное творчество славянофилов.

Направление журнала «Русская беседа». Выступления в журнале А.И. Хомякова («Предисловие», «Замечание на статью г. Соловьева «Шлецер и антиисторическое направление»), К. Аксакова («О русском воззрении», «Обозрение современной литературы», «О повести г-жи Кохановской «После обеда в гостях», «О драме г. Писемского «Горькая судьбина»), И. Аксакова (Несколько слов о Гоголе»), И. Киреевского («О необходимости и возможности новых начал для философии»).

^ X. Органическая критика. Связь органической критики с философией немецкого идеализма

«Органическая критика» Ап. Григорьева. Оценка творчества А.Н. Островского в критике Ап. Григорьева. Статьи: «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», «И.С. Тургенев и его деятельность», «После « Грозы» Островского», Деятельность Ап. Григорьева в журнале братьев Достоевских «Время» и «Эпоха». Основные положения «органической критики» в работах: «О правде и искренности в искусстве» и «Взгляд на основы, значение и приемы в современной критике искусства».

^ XI. «Почвенническая критика» в трудах Н.Н. Страхова Сотрудничество Н.Н. Страхова в журналах «Время» и «Эпоха». Статья Н.Н. Страхова «Бедность нашей литературы». Идейная и личная близость Н.Н. Страхова с Ф. Достоевским и Л. Тол­стым. Оценка Страховым романа Достоевского «Преступление и наказание». Н.Н. Страхов как первый критик романа Л. Толсто­го «Война и мир» (4 статьи о романе). Н. Страхов о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

^ XII. Основные направления в русской критической мысли 70-90-х гг. XIX века

Возникновение народнической критики (Михайловский, Скабичевский, Лавров, Ткачев). Социал-демократическая критика (Г. Плеханов). Споры о наследстве 60-х годов. Писательская критика в выступлениях и публикациях Л. Толстого, И. Турге­нева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Г. Успенского. М.А. Антонович. Участие в полемике вокруг романа «Отцы и дети». Статья «Асмодей нашего времени».

В. Зайцев – представитель радикальной демократической критики Н.В. Шелгунов. Критик-демократ социологического направления. Статья «Люди 40-х и 60-х годов» о героях-разночинцах.

«Вестник» и «Устои». Идейное влияние Н.К. Михайловского на современников. Оценка творчества Некрасова, Щедрина, Достоевского, Толстого, Г. Успенского в статьях Михайловского. Особенности критического метода Михайловского.

A.M. Скабичевский – соратник Михайловского в народнической критике. Г.В. Плеханов – представитель социал-демократического течения в литературоведении критике. Концепции раннего марксизма.

^ XIII. Критика символистов и ее влияние на развитие русской литературы XX века

Религиозно-идеалистические тенденции в литературоведении и критике В.В. Соловьева («Кризис западной философии). Пересмотр эстетических материалистических концепций 40-60-х годов («Красота в природе», «Общий смысл искусства»). Новое прочтение Достоевского как пророка и апостола русской духовности («Три речи в память Достоевского»). Религиозно-христианская трактовка смысла и значения русской поэзии («Судьба Пушкина», «О лирической поэзии»).

Минский Н.М. как основоположник идей символизма в критике и литературе (статья «Старинный спор»). Отстаивание принципа «свободы» искусства от общественной жизни. Объяснение специфики искусства преобладанием субъективных тенденций в фантазии художника. Утверждение идей агностицизма и иррационализма в искусствознании.

^ XIV. Русская философско-идеалистическая критика конца XIX – начала XX века

Религиозно-христианские литературные концепции в работах В.В. Розанова: («Легенда о великом инквизиторе...», «О Гого­ле», «Пушкин и Гоголь», «Заметки о Пушкине»). Оценка новых явлений в русской литературе («Декаденты»). Русская литература XIX-го века в интерпретации В. Розанова. Переосмысление значения критиков-шестидесятников в статье «Три момента в развитии русской критики». Полемика с Вл. Соловьевым по поводу судьбы и личности Пушкина, Лермонтова, Гоголя в статьях В. Розанова «Вечно печальная дуэль» (о Лермонтове) и «Гоголь и Пушкин ».

Утверждение общечеловеческих, религиозно-индивидуалистических критериев оценки литературных явлений в книге «Русские критики» (1896) А.Л. Волынского. Новая оценка творчества Пушкина и Гоголя. Высокая оценка творчества Достоевского. Особенности эстетики раннего символизма.

Развитие концепций раннего символизма в критике Д.С. Мережковского. Утверждение идей неоидеализма и иррационализ­ма. Новая интерпретация принципов классического реализма. («О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»). Пересмотр оценок русской классической критики. Д.С. Мережковский о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Чехове и др. Работа Мережковского «Толстой и Достоевский». 
Планы практических занятий
Формирование эстетики романтизма в русской критике 20-х гг. XIX века


  1. Генезис романтизма.

  2. Значение работы О.Сомова в формировании эстетики романтизма.

  3. Цели и задачи романтической поэзии, сформулированные критиками-декабристами.

  4. Соотнесенность критических положений, сформулированных в 20-х гг. XIX века с последующими литературными работами.


Литература:

  1. Сомов О. О романтической поэзии.

  2. Кюхельбекер В.К. О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие.

  3. Бестужев Взгляд на русскую словесность в течение 1824   начала 1825 гг.

  4. Рылеев Несколько мыслей о поэзии (Отрывки из письма к Н.Н.).

  5. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма


Борьба эстетических идей в России середины XIX века


  1. Цель и задачи искусства в понимании Дружинина, Чернышевского, Григорьева.

  2. полемика о гоголевском и пушкинском направлениях в цикле статей Дружинина «Критика гоголевского периода».

  3. Критика Чернышевским идеалистической эстетики.

  4. Определение Чернышевским основных эстетических категорий (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое).

  5. решение вопроса о значении художественной формы в произведениях искусства Добролюбовым и Дружининым.

  6. Инд.задание. Понимание задач «реальной критики» Д.И.Писаревым.


Литература:

1. Григорьев Ап.
А) Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства.

Б) Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина.

В) Русская изящная литература в 1852 году.

2. Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитии русской литературы.

3. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности.

4. Дружинин А.В. Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения.

5. Писарев Д.И. Реалисты.


Литературный процесс в восприятии критиков Серебряного века


  1. Как В.Соловьев определяет цель и задачи искусства?

  2. Какие имена русской литературы, с точки зрения В.Розанова, являются определяющими?

  3. В чем своеобразие взгляда на искусство и литературу Н.Бердяева?

  4. Какие основные закономерности в развитии реализма в России выделяет В. Набоков?

  5. В чем В. Набоков видит искажение литературного процесса в ХХ веке?

  6. Символисты о критике и творчестве.


Литература:

    1. Соловьев В.С. Общий смысл искусства.

    2. Бердяев Н.А. Смысл творчества.

    3. Розанов В.В. С вершины тысячелетней пирамиды.

    4. Набоков В.В. Писатели, цензура и читатели России.

    5. Мережковский

    6. Брюсов


Современная литературная критика


  1. Какие особенности эпохи влияют на развитие современной литературы?

  2. Как определяют современные литературные критики цели и задачи искусства? Литературной критики?

  3. Какие особенности современной литературы выделяются в критических статьях? Какие тенденции формулируют критики?

  4. по каким критериям рассматриваются литературные произведения в статьях разных авторов? Сформулировать полемические точки зрения.


Литература:

  1. Немзер А. Замечательное десятилетие.   Новый мир, 2000, № 1.

  2. Басинский П. Как сердцу высказать себя? О русской прозе 90-х годов.   Новый мир, 2000, № 4.

  3. Липовецкий М. Растратные стратегии, или Метамарфозы «чернухи». – Новый мир, 1999, № 11.

  4. Аннинский Л. Спасти Россию ценой России. –Новый мир, 1994, № 10.

  5. Аннинский Л. Песнь пепси в утробе поколения, которое смеясь рассталось со своим будущим. Свободная мысль, 2000, № 4.

  6. Золотусский И. Убиты и воскрешены. – Литература в школе, 2005, № 6.


5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

ОК-1

+

+

+

+

ПК-4

+

+

+

+

ПК-5

+

+

+

+


6. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «История русской литературной критики» рекомендуется применение развивающих технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

1.Жанры современной литературной критики – 2 часа
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины одуля) Список рекомендуемой для изучения литературы

Основная

1. Егоров Б. Ф. Очерки по истории русской литературной критики середины XIX века. Л., 1973.

2. История русской критики. В 2-х т. М. –Л., 1958.

3. История русской литературной критики в 2-х томах. – СПб., 2003. 4. Кулешов В. И. История русской критики XVIII-XIX вв. М., 1972.

5. Прозоров В.В. История русской критики. – М.: Высшая школа, 2003.

6. Русская критика XVIII- XIX вв. Хрестоматия. Сост. В. И. Кулешов. М. 1978.

7. Русская советская литературная критика (1917-1934). Хрестоматия. Сост. Проф. П. Ф. Юшин. М., 1981.

8. Русская литературная XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия / Сост. И.Т. Крук. – Л., 1991.

Дополнительная

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. В 2 т. – М., 1998.

2. Березина В.Г. Этюды о Белинском – журналисте критике. – СПб., 1991. 3. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной критики. – М., 1982.

4. Горбанев Н.А. Плеханов в литературной борьбе начала XX века. – Махачкала, 1972. 5. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. – Л., 1991.

6. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры, композиция, стиль. – Л., 1980. 7. Коновалов В.Н. Литературная критика народничества. – Казань, 1978.

8. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991. – С. 111-438.

9. Недзвецкий. Русская литературная критика XVIII – XIX веков. – МГУ, 1994.

10. Проблемы теории литературной критики: Сб. статей / Под ред. П. Николаева, Л. Чернец. – МГУ, 1980.

11. Прозоров В.В. Д.И. Писарев. – М., 1984.

12. Русская наука о литературе в конце XIX – начале XX в. – М., 1982.

13. Соколов Н.И. Критики и литература. Из истории русской литературы и критики второй половины XIX в. – Л., 1977.

Тексты.

1. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. 2. Анненский И. Книги отражений. – М., 1979.

3. Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. – М., 1985.

4. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 т. – М., 1976-1983. Т. 1-9.

5. Боткин А.П. Литературная критика. Публицистика. Письма. – М., 1984.

6. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. – М., 1990. 7. Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. Из глубины: Сб. статей о русской

революции. – М., 1982.

8. Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881 -1931 гг. Сб. статей. – М., 1990. – С. 74-85.

9. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. – М., 1984. 10. Герцен об искусстве. – М., 1954.

11. Гоголь Н.В. о литературе. – М., 1952.

12. Григорьев А.П. Искусство и нравственность. – М., 1986. 13. Декабристы. Эстетика и критика. – М., 1991.

14. Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 3 т. – М., 1950-1952. 15. Достоевский Ф.М. О русской литературе. – М., 1987.

16. Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990. 17. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. – М., 198.

18. Жуковский В.А. – критик. – М., 1985.

19. Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985.

20. Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма. – М., 1982.

21. Кириевский И.В. Избранные статьи. – М.: Современник, 1984. 22. Кириевский И.В. Критика и эстетика. – М.,1979.

23. Литературно-критические работы декабристов. – М., 1978.

24. Ломоносов М.В. «Письмо о правилах российского стихотворства», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», «Рассуждения об обязанностях журналистов» (Хрестоматия).

25. Мережковский Д.С. Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991.
9
26. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. – М., 1991.

27. Михайловский Н.К. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX – начала XX века. – Л., 1989.

28. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. – М., 1972.

29. Новиков Н. «Опыт исторического словаря о российских писателях». Полемика Новикова с журналом «Всякая всячина» (Хрестоматия).

30. Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства, в 2 т. – М., 1978. 31. Полевой Н.А., Полевой К.А. Литературная критика. – Л., 1990. 32. Пушкин А.С. – критик. – М., 1978.

33. Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989.

34. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития: Литературно-эстетические работы разных лет. – М., 1990.

35. Розанов В.В. Сочинения. – М., 1990.

36. Русская критика от Карамзина до Белинского. – М., 1981. 37. Русская эстетика и критика 40-50-х гг. XIX века. – М., 1982.

38. Салтыков – Щедрин М.Е. Литературная критика. – М., 1982.

39. Соколов А.Г. , Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века: Хрестоматия. – М., 1982.

40. Соловьёв В.С. Литературная критика. – М., 1990.

41. Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. – М., 1991. 42. Страхов Н.Н. Литературная критика. – М., 1984.

43. Сумароков А.П. «К несмысленным рифмотворцам», «Критика на оду». Г.Р. Державин «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (Хрестоматия).

44. Ткачёв П.Н. Люди будущего и герои мещанства. – М., 1986.

45. Тредиаковский В.К. «Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии», «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (Хрестоматия).

46. Хомяков А.С. О старом и новом. – М., 1988.

47. Чернышевский Н.Г. Литературная критика в 2 т. – М., 1981.

48. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. – М., 1984.
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:


www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, конспектов, рефератов, исследований.


Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знает: Воспроизводит и корректно использует основные понятия, связанные с изучением литературного процесса последней трети Х1Х в.

Умеет:анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания

Владеет: навыками самостоятельного анализа текстов критической литературы


Письменная домашняя работа

Письменная домашняя работа

Письменная домашняя работа

Письменная домашняя работа

ОК- 2 Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

Знает: периодизацию русской литературы, основные факты творческих биографий русских писателей, основные этапы творческой эволюции изучаемых авторов.

Умеет: понимать сущность взаимодействия различных типов художественного сознания в литературном процессе, соотносить художественное творчество различных авторов с литературно-эстетическими теориями эпохи. Владеет: способностью оценивать роль и место конкретного художественного произведения в литературном процессе.

Тест

Тест

Тест

Тест

ОПК – 3 Владение основами речевой профессиональной культурой


Знает: базовые термины и теоретические понятия, необходимые для осмысления истории русской литературы.

Умеет: выявить структурные компоненты художественного текста, различные средства художественной выразительности, сравнивать тексты и определять их место в творчестве конкретного автора.

Владеет: понятийным аппаратом современного литературоведения, культурой филологического мышления, грамотной речью.


Подготовка и выступление с докладом

Подготовка и выступление с докладом


Подготовка и выступление с докладом

Подготовка и выступление с докладом

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята...
Целью данного курса является изучение особенностей развития литературного процесса XVIII века в соответствии с основными историко-...

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от 30 августа 2012 г. Разработчик: к ф. н., доцент Т. И. Торопкина iconРабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции