Скачать 2.5 Mb.
|
3 ВВЕДЕНИЕ Программа разработана в соответствии с требова_ ниями Федерального государственного образова_ тельного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) по разделам «Обучение грамоте» и «Литературное чтение». В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и сред_ ством обучения, определяющим успешность и каче_ ство образования в целом. Становление механизма чтения_письма и письма_чтения в период обучения грамоте построено с учетом формирования пред_ ставления «о русском языке как языке русского на_ рода, государственном языке Российской Федера_ ции, средстве межнационального общения, консо_ лидации и единения русского народа». Литературное чтение как раздел начального обучения имеет ярко выраженную воспитательную направленность на формирование базовых наци_ ональных ценностей, передаваемых от поколения к поколению через печатное слово, представленное в лучших образцах классической литературы, и «оп_ ределяет уровень интеллектуального, эмоциональ_ но_нравственного развития школьника, его способ_ ности владеть родным языком, искусством речи и мышления»1. Предлагаемый для изучения матери_ ал содержит обязательный минимум и вариативную часть (свободное учебное чтение), что позволяет со_ 1 Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования. — М., 2009.— С. 18. 4 хранить единую художественно_литературную базу и одновременно создает условия для формирования личностного потенциала каждого учащегося. Разделы «Обучение грамоте» и «Литературное чтение» содержательно и функционально реализуют концепцию, заложенную в Стандарте, где определе_ на цель воспитание, социально_педагогическая под_ держка становления и развития высоконравст_ венного, ответственного, инициативного и компе_ тентного гражданина России». Целевую заданность программы, ее ценностные ориентиры определяет отбор литературы и система методов. Языковой и речевой курсы (обучение гра_ моте) строятся на основе литературных образцов и тематического единства, представляющего мате_ риалы, систематизирующие и расширяющие пред_ ставления о родине, стране, родном крае, ответст_ венности и обязанностях, закладывая нравственно_ эстетическое отношение к богатству родного языка, формируя культуру устной и письменной речи. Лингвистическая, языковая, культуроведческая и коммуникативная компетентность формируется в процессе развития мыслительной и речевой де_ ятельности (письменной и устной). Литературный курс представляет классическую детскую литературу в отдельных образцах и памят_ никах, отражающих основные моменты ее разви_ тия. Вариативная составляющая курса (свободное учебное чтение) отражает разнообразие многона_ циональной литературы России и задает общее пред_ ставление о классической зарубежной литературе. Литература представлена как вид искусства в со_ отношении и взаимосвязи с другими видами ис_ кусств. На этой основе формируется художест_ венный вкус младшего школьника. Система лите_ ратуроведческой и книговедческой пропедевтики, умение различать основные типы изданий предопре_ деляют возможность работы школьников с коммен_ тариями и справочным аппаратом книги, энцикло_ педиями, словарями. Последовательное введение системы речевой ком_ муникации: от осознания вопросов к тексту и адек_ 5 ватного решения поставленных в них задач до лите_ ратурных бесед— является базой для воспитания «этически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя», способного понимать и грамот_ но оценивать произведение в соответствии с лично_ стными и возрастными особенностями. Программа реализуется на основе личностно ори_ ентированного и деятельностного подхода к обуче_ нию и воспитанию с учетом общефилологического подхода, объединяющего языковое, литературное и речевое направления обучения детей 6—9 лет, в том числе формирования универсальных учебных уме_ ний младших школьников в области письма, чтения и устной речи. В программе заложен фактический материал и предопределены методы и приемы, которые нацеле_ ны на формирование активной, коммуникативной, творческой личности, которая использует свои спо_ собности в общественно значимой и личностно ори_ ентированной деятельности. 6 ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение грамоте — комплексный подготовитель_ ный раздел обучения русскому (родному) языку, его цель — продолжить процесс освоения ребенком раз_ говорно_бытового стиля речи на основе дошкольного опыта подражания образцу и задать осмысленное системное овладение литературным языком и лите_ ратурой в новой для него форме письменной речи, обеспечить формирование нравственно_эстетическо_ го опыта, гражданской направленности, общего, языкового и литературного развития. Обучение грамоте — это полноценный раздел ре_ чевой, языковой, литературной подготовки младше_ го школьника в период становления механизма чте_ ния и письма. Содержание раздела обеспечивает подготовку учащихся в следующих направлениях: — устная речь, коммуникативные умения; — становление механизма чтения_письма как ос_ новы формирования навыка письменной речи; — чтение, знакомство с детскими книгами и ос_ воение литературного текста; — письмо, наблюдение над языковыми явлениями. Общая хара_теристи_а _рса Развитие речи выступает в этот период как цель и средство обучения сознательному слушанию, гово_ рению, чтению и письму. 7 Речь учителя, его речевое поведение, рассказ яв_ ляются неотъемлемой и сущностной частью процес_ са обучения. Они служат не только образцом для подражания, но и являются составной частью рече_ вой и читательской деятельности учащихся, воспол_ няя те ее части, которые находятся в стадии станов_ ления и развития. Пока ученики не овладели способ_ ностью читать книги, учитель сам читает вслух и вместе с детьми рассматривает книгу. Впервые об_ разцовый пересказ первоклассники слышат из уст учителя или являются соучастниками пересказа, который ведет учитель, и т. д. Систематизация, уточнение и расширение зна_ ний, представлений об окружающем мире осу_ ществляются в ходе работы по тематически задан_ ным страницам «Учебника по обучению грамоте и чтению. Азбуки» и при слушании, чтении_рассмат_ ривании детских книг, участии в экскурсиях, на_ блюдениях, праздниках, творческих играх. Тематика учебного материала связана непосред_ ственно с опытом ребенка: школа и учеба; игры и за_ бавы ребят, отношения между ребятами_сверстника_ ми, старшими и младшими; законы коллективной жизни; семья, быт, труд, отдых; природа, животные и растения, отношения человека к природе, времена года; литература, книги, библиотека, театральные зрелища; спорт, здоровье, труд людей; родной край, страна, жители страны — граждане, Родина. Развитие эмоционально_чувственного опыта и нравственных, эстетических представлений осу_ ществляется в процессе специально созданных учеб_ ных ситуаций с широким применением выразитель_ ного чтения учителя, хоровой декламации, элемен_ тов драматизации, речевых и литературных игр, естественного общения. Материалы для совершенствования эмоциональ_ но_нравственного опыта задает каждый разворот учебника «Азбука», где предусмотрено решение за_ дачи что такое хорошо и что такое плохо. Эмоцио_ нальный настрой заложен в сюжетных иллюстраци_ ях к сказкам Б. Заходера «Кит и кот», Б. Житкова 8 «Храбрый утенок», стихотворениям В. Маяковского «Кем быть» и С. Маршака «Мастер_ломастер», рас_ сказу Л. Толстого «Филипок», сказке В. Бианки «Лис и мышонок» и др. Произведения детской лите_ ратуры вовлекают ребенка в сферу переживаний на основе слушания, выражения собственных эмоций и переживаний через высказывания, декламацию, пе_ ресказ, чтение. Первоклассники читают произведе_ ния, где юмор и шутка являются стержнем содержа_ ния, знакомятся с литературными играми, учатся составлять их по образцам, заданным в учебнике. В период обучения грамоте проходит совершенст_ вование и развитие всех компонентов речевого слу_ ха. Дети учатся осмысленно и целенаправленно слу_ шать речь учителя, одноклассников, воспринимать информацию на разных уровнях звучания (тихо, громко), воспроизводить требуемый ситуацией темп и ритм речи. У первоклассников формируется спо_ собность ощущать мелодику, тон, тембральную ок_ раску речи, ритм в тесном единстве с темпом. Особое внимание уделяется развитию фонематического слу_ ха — умения различать и воспроизводить звуки ре_ чи, соотнося их с фонетической системой языка. Все стороны речевого слуха развиваются в единстве и на основе опыта. В «Азбуке» отрабатывается артикуля_ ция через чтение чистоговорок, скороговорок, введе_ ны упражнения в виде речевой гимнастики, анали_ тические упражнения, построенные на сравнении устной и письменной речи «Читай — слушай — сравнивай». Звуковой анализ задан в различных формах: от игры «Угадай звук» до воспроизведения звукового состава слова через схемы. Освоению ме_ лодики речи способствует исполнение песен Д. Каба_ левского, В. Шаинского. Формирование активного и пассивного словаря учащихся проходит через всю учебно_воспитатель_ ную деятельность. Задачи расширения, обогащения, уточнения словаря, овладения различными языко_ выми конструкциями решаются как в ходе специ_ ально организованной речевой деятельности, так и в свободном общении. Специальные упражнения на_ 9 правлены на осознание смысла слова, классифика_ цию, группировку слов, сочетаемость слов, освоение образности слова и т. д. Работа над словом организу_ ется в процессе чтения, письма, слушания рассказа учителя, участия в пересказах, заучивания наизусть и т. д. Культура речевого поведения учащихся заклады_ вается при активном участии в диалоге. Дети учатся слушать и слышать вопрос и давать на него содержа_ тельный ответ. Первоклассники слушают, читают, инсценируют диалоги из художественных произве_ дений в соответствии с предложенной там образной системой. Упражнения в рассказывании формируют монологическую речь. Совершенствование речепроизносительных на_ выков предполагает постоянное внимание к выявле_ нию речевых недочетов у детей и их исправлению, формированию орфоэпических норм. Артикуляци_ онная гимнастика как специальная система упраж_ нений, хоровое проговаривание, хоровая деклама_ ция — неотъемлемая часть занятий обучения грамо_ те. Такого рода упражнения заложены в учебнике «Азбука» и серии настенных демонстрационных таблиц «Обучение грамоте». Звуковой аналитико_синтетический метод обу_ чения грамоте определяет систему становления на_ выка чтения. Он ведет ребенка от звучащей речи к речи письменной. Исходный текст дети получают в качестве рассказа учителя или создают его под руко_ водством учителя. Далее следует аналитическая ра_ бота по вычленению предложения, слова, слога, зву_ ка. Центральным моментом являются упражнения на распознавание звука в слове, установление зву_ ко_буквенных соответствий и освоение буквы_знака. Затем происходит интенсивное чтение слогов, слов. Чтение отдельных предложений определяет готов_ ность к чтению текста, и наконец текст читается. Путь от устного текста к букве проходит сначала в коллективной фронтальной работе с использова_ нием настенных таблиц, демонстрационной под_ вижной азбуки, а потом повторяется при работе по 10 разворотам «Азбуки». Сюжетные иллюстрации, по_ могающие составить текст_рассказ с заданной лекси_ кой и звуковой структурой, также предлагаются на_ бором слогов, слов; отдельные предложения. Систе_ му освоения звуков и буквы завершает текст. Эта типовая структура предполагает вариативность на разных этапах становления механизма чтения. По мере развития навыка чтения в «Азбуке» увеличи_ вается количество упражнений на интенсивное чте_ ние. Этапы формирования механизма чтения: 1) зву_ ковая структура слова — слог, звук, последователь_ ная система звуков, ударный слог, гласный звук, со_ гласный твердый и мягкий; 2) чтение — гласные а, у, о, и, ы, э; согласные, м, н, с, к, т, л, р, в, ш, и; глас_ ные е, я, ё, ю; буква ь; согласные п, з, д, г, ф, ж; со_ гласные ч, щ, х, ц; буква ъ. Такая последователь_ ность позволяет интенсифицировать процесс чтения с учетом трудностей упреждающего синтеза при сло_ говом чтении и раннего введения текстов на доста_ точно широком диапазоне лексики. Она же обеспе_ чивает языковую пропедевтику и дает возможность ребенку начать чтение текстов со слова мама. Совершенствование навыка чтения, начиная с букварного периода, проходит в системе интенсив_ ных упражнений (в «Азбуке» и настенных демонст_ рационных таблицах), нацеленных на прочтение слова как знаково_понятийной единицы. В этот же период вводятся упражнения на предупреждение ошибок на пропуск, замену, искажение, перестанов_ ку, а также на интенсификацию и упорядочение темпа чтения. Освоение текста при чтении по «Азбуке» про_ исходит на основе эмоционально_понятийного мето_ да и метода объяснительного чтения. Дети учатся целенаправленно перечитывать текст, участвуют в пересказе текста учителем, получают представление о делении текста на части, картинном плане, вопро_ сах к тексту в виде заданий, заглавии произведения как показателе содержания, знакомятся с расска_ зом, сказкой, стихотворением, загадкой, с творчест_ вом конкретного писателя. 11 Круг детского чтения первоклассники осваива_ ют как в процессе работы по «Азбуке», так и на спе_ циальных занятиях с детской книгой. В «Азбуке» литературный материал представлен художественными текстами и серией иллюстраций по сюжетам произведений фольклора, литератур_ ных сказок, рассказов и стихотворений. Игры и иг_ ровые задания знакомят первоклассников с творче_ ством некоторых писателей. На занятиях с детской книгой круг чтения задает_ ся системно во всем доступном первоклассникам разнообразии тем, жанров, авторов, изданий. Слу_ шая и рассматривая детские книги, учащиеся осва_ ивают приемы грамотного восприятия фольклора и художественных произведений, воссоздают прослу_ шанное («живые картины»), заучивают наизусть, декламируют, участвуют в инсценировании, расска_ зывании, отвечают на вопросы. Филологический принцип представления матери_ ала позволяет реализовать идею интеграционного подхода к развитию речи и организовать формирова_ ние системы языковых представлений как при рабо_ те с материалами «Азбуки», так и при обучении письму с использованием тетрадей_прописей. Дети слушают, говорят, читают, пишут и наблю_ дают языковые явления, получают представления о тексте, предложении, слове, группах слов, алфави_ те, знакомятся со слоговым составом слова, упраж_ няются в различении ударения, осваивают законо_ мерности звуко_буквенных соответствий, случаи традиционных написаний, правила переноса, слу_ чаи написания большой буквы и т. д. Читая и допол_ няя словосочетания, упражняются в осмыслении формально_языковых значений. Система речевых упражнений предполагает гармоничное сочетание и учет разных сторон развития речи и умственных действий. Развитие умственных действий лежит в основе комплексных речевых упражнений, которые связаны с граммати_ ческой и орфографической пропедевтикой, активи_ зацией словаря учащихся, освоением предложения, словосочетания, текста. 12 Организационной основой речевых упражнений являются целенаправленные наблюдения, которые ориентированы на определенные формы умствен_ ных действий, операций: на анализ и синтез, ин_ дукцию, дедукцию, на выделение существенных признаков, на обобщение и конкретизацию, на вы_ явление причинно_следственных связей между яв_ лениями, на сравнение, сопоставление, противопо_ ставление, решение мыслительных задач. Перво_ классники перечисляют, группируют, сопоставляют предметы и слова; выделяют признаки, характери_ зующие предметы, явления, слова; озаглавливают текст — делают обобщение и т. д. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению и учитывает принцип координации устной и письменной речи, когда освоению письменной речи предшествуют упражнения аналогичного содержа_ ния в устной речи. Здесь обращается внимание на отработку артикуляционных умений, формирова_ ние способности самодиктовки_проговаривания при письме, выработку каллиграфического письма. Индивидуальный подход заложен в содержании и организации обучения. Индивидуализацию обуче_ ния обеспечивает «Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука», в первой части которого упражне_ ния и тексты на каждом развороте различаются по характеру и сложности. Во второй части этого учеб_ ника предусмотрены материалы для формирования навыка чтения у детей, которые имеют недостаточ_ ный или превышающий норму уровень техники чте_ ния. Применение комплекса приемов и методов, вы_ равнивающих речевые навыки, и организация до_ полнительных занятий для отдельных учащихся гарантируют позитивный личностный характер ре_ чевого и литературного развития и овладение задан_ ными программой знаниями, умениями и навы_ ками. В процесс индивидуализации обучения вовле_ каются родители через организацию внеурочных занятий с детьми по интересам. Развитие творчества первоклассников обеспе_ чивается за счет широкого применения игровых ме_ 13 тодик, занятий с книгой, где предусматривается обучение приемам творческого освоения литератур_ ных произведений, выход в свободную деятельность с книгой, уроки_утренники. Оценка речевой деятельности первоклассника в процессе обучения не может носить негативный характер и не подлежит оценке в виде отметки. Всякая оценка должна побуждать ребенка к обще_ нию и создавать условия для активизации речи. Исключение отрицательных оценок, уважение права ребенка на ошибку в процессе обучения, добро_ желательная помощь, широкое применение коллек_ тивных методик, где ребенок производит действия вместе со всеми, особенно хоровая, фронтальная про_ работка всех умений, которые впоследствии осваива_ ются как индивидуальная деятельность, помогают исключить в процессе формирования речевых навы_ ков возникновение негативного личностно_психологи_ ческого барьера. Он возникает у ряда первоклассни_ ков из_за трудностей овладения навыками письма_чте_ ния, из_за недостаточности или отсутствия культуры речевого поведения, импульсивности или затормо_ женности ребенка, неразвитого активного словаря, незнания букв, неудачной попытки принять участие в общей работе и негативной публичной оценки. Оценка знаний, умений и навыков первоклассни_ ков на конец года определяется по государственной шкале отметок. Продвижение ребенка в речевом и литератур_ ном развитии определяется по соотношению сфор_ мированности умений и навыков на начало и конец обучения. Поэтому необходимым условием объек_ тивности оценки качества обучения детей и уровня квалификации деятельности учителя является про_ ведение по общепринятым фронтальным и индиви_ дуальным методикам тщательного обследования со_ стояния речевых навыков первоклассников в пер_ вый месяц обучения в школе. В обучении грамоте различают три периода: пред_ букварный, букварный и послебукварный (завер_ шающий). 14 В предбукварный период внимание сосредоточи_ вается на устной речи, отработке речевого слуха, ов_ ладении рассказыванием как учебным умением. Первоклассники знакомятся с системой языковых единиц, осваивают терминологию, постигают азы звукового анализа и способы обозначения речи с по_ мощью графических знаков, знакомятся с детской книгой, осваивают первоначальные приемы письма. Продолжительность периода от трех до шести не_ дель. Букварный период характеризует постановка ме_ ханизма чтения на всем диапазоне русского алфави_ та и формирование продуктивного навыка чтения и письма, системное освоение языковых представле_ ний и круга детского чтения. Продолжительность периода 14—17 недель. Послебукварный период определяет переход от аналитического слогового чтения к чтению целыми словами на материале дидактических текстов и ли_ тературных произведений путем интенсивного нара_ щивания темпа чтения и целевого предупреждения ошибок, характерных для этого периода (пропуск, замена, перестановка), что обеспечивает безболез_ ненный переход к системному литературному и язы_ ковому курсам. Особенностью этого периода является подвиж_ ность его рамок и оснащение специальными учебны_ ми пособиями. Учитель решает вопрос о длительнос_ ти того или иного периода обучения грамоте в зави_ симости от уровня освоения детьми письменной речи. Как правило, первоклассники заканчивают букварный период с уровнем сформированности на_ выка чтения, позволяющим переходить к программе собственно литературного чтения, поэтому «Азбу_ ка» не содержит материала для этого периода обуче_ ния. Первоклассники переходят к работе с учебни_ ком для 1 класса «Литературное чтение» в двух час_ тях. Упражнения, способствующие формированию техники чтения, сосредоточиваются в первой части учебника «Литературное чтение». Вторая часть, 15 учебник_хрестоматия, предусматривает работу ме_ тодом комбинированного чтения, где отдельные про_ изведения читает учитель. Разумное сочетание и по_ следовательное введение в процесс обучения обеих частей учебника с учетом подготовленности учащих_ ся позволяет обеспечить необходимый уровень обу_ ченности. Продолжительность периода 7—12 не_ дель. Система уроков и занятий в период обучения грамоте такова: уроки обучения письму, уроки обучения чтению, занятия с детской книгой, уроки_ утренники. Развитие устной речи, обучение слуша_ нию, рассказыванию, упражнения коммуникатив_ ного характера являются неотъемлемой, органиче_ ской частью каждого урока. Согласно учебному плану на уроки русского (род_ ного) языка отводится 9 часов в неделю. Из них 4 часа на уроки чтения и 5 часов на уроки письма. Занятия свободным учебным чтением (знакомство с детскими книгами) проводятся один раз в неделю во второй половине урока чтения и продолжаются 15—20 минут. Уроки_утренники проводятся один раз в четверть за счет использования школьного вре_ менного компонента. Эффективность функционирования программы в практике работы школы определяют следующие условия. _ Обучение грамоте разноподготовленного кол_ лектива детей предполагает тесную взаимосвязь фронтальной и индивидуальной работы по учебнику под руководством учителя. Коллективные, хоровые упражнения с широким применением предметной, речевой, текстовой наглядности должны предшест_ вовать аналогичным действиям и упражнениям по учебнику «Азбука». _ Своеобразие содержания методики раскрывает_ ся в учебниках и учебных пособиях. Для обеспече_ ния эффективной реализации методического замыс_ ла программы желательно использование в процессе обучения учебно_методического комплекса во всем его многообразии. 16 _ Коммуникативный характер программы пред_ полагает не более 25 человек в классе_комплекте. Превышение нормы влечет на собой изменение мето_ дов, приемов, характера обучения. Учебный комплекс, обеспечивающий образова_ тельную программу обучения, состоит из ряда учеб_ ников и учебных пособий. |
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной... |
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной... |
||
Пояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального... |
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента... Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности |
||
Рабочая программа по литературному чтению умк «Школа 2100» Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта... |
Рабочая программа по истории для 10-1 класса на 2012 2013 учебный год Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории... |
||
Основная образовательная программа основного общего образования разработана... |
Пояснительная записка рабочая программа курса литературного чтения... Рабочая программа курса литературного чтения разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального... |
||
Рабочая программа по истории для 9-1, 9-2 классов на 2012 2013 учебный год Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории... |
Рабочая программа по истории для надомного обучения в 10 класса на 2012 2013 учебный год Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |