Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова




Скачать 2.5 Mb.
Название Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова
страница 1/13
Дата публикации 30.09.2014
Размер 2.5 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
3

ВВЕДЕНИЕ

Программа разработана в соответствии с требова_

ниями Федерального государственного образова_

тельного стандарта начального общего образования

(далее — Стандарт) по разделам «Обучение грамоте»

и «Литературное чтение».

В системе школьного образования русский язык

является не только предметом изучения, но и сред_

ством обучения, определяющим успешность и каче_

ство образования в целом. Становление механизма

чтения_письма и письма_чтения в период обучения

грамоте построено с учетом формирования пред_

ставления «о русском языке как языке русского на_

рода, государственном языке Российской Федера_

ции, средстве межнационального общения, консо_

лидации и единения русского народа».

Литературное чтение как раздел начального

обучения имеет ярко выраженную воспитательную

направленность на формирование базовых наци_

ональных ценностей, передаваемых от поколения

к поколению через печатное слово, представленное

в лучших образцах классической литературы, и «оп_

ределяет уровень интеллектуального, эмоциональ_

но_нравственного развития школьника, его способ_

ности владеть родным языком, искусством речи и

мышления»1. Предлагаемый для изучения матери_

ал содержит обязательный минимум и вариативную

часть (свободное учебное чтение), что позволяет со_

1 Фундаментальное ядро содержания общего среднего

образования. — М., 2009.— С. 18.

4

хранить единую художественно_литературную базу

и одновременно создает условия для формирования

личностного потенциала каждого учащегося.

Разделы «Обучение грамоте» и «Литературное

чтение» содержательно и функционально реализуют

концепцию, заложенную в Стандарте, где определе_

на цель воспитание, социально_педагогическая под_

держка становления и развития высоконравст_

венного, ответственного, инициативного и компе_

тентного гражданина России».

Целевую заданность программы, ее ценностные

ориентиры определяет отбор литературы и система

методов. Языковой и речевой курсы (обучение гра_

моте) строятся на основе литературных образцов

и тематического единства, представляющего мате_

риалы, систематизирующие и расширяющие пред_

ставления о родине, стране, родном крае, ответст_

венности и обязанностях, закладывая нравственно_

эстетическое отношение к богатству родного языка,

формируя культуру устной и письменной речи.

Лингвистическая, языковая, культуроведческая и

коммуникативная компетентность формируется

в процессе развития мыслительной и речевой де_

ятельности (письменной и устной).

Литературный курс представляет классическую

детскую литературу в отдельных образцах и памят_

никах, отражающих основные моменты ее разви_

тия. Вариативная составляющая курса (свободное

учебное чтение) отражает разнообразие многона_

циональной литературы России и задает общее пред_

ставление о классической зарубежной литературе.

Литература представлена как вид искусства в со_

отношении и взаимосвязи с другими видами ис_

кусств. На этой основе формируется художест_

венный вкус младшего школьника. Система лите_

ратуроведческой и книговедческой пропедевтики,

умение различать основные типы изданий предопре_

деляют возможность работы школьников с коммен_

тариями и справочным аппаратом книги, энцикло_

педиями, словарями.

Последовательное введение системы речевой ком_

муникации: от осознания вопросов к тексту и адек_

5

ватного решения поставленных в них задач до лите_

ратурных бесед— является базой для воспитания

«этически развитого и мыслящего в категориях

культуры читателя», способного понимать и грамот_

но оценивать произведение в соответствии с лично_

стными и возрастными особенностями.

Программа реализуется на основе личностно ори_

ентированного и деятельностного подхода к обуче_

нию и воспитанию с учетом общефилологического

подхода, объединяющего языковое, литературное и

речевое направления обучения детей 6—9 лет, в том

числе формирования универсальных учебных уме_

ний младших школьников в области письма, чтения

и устной речи.

В программе заложен фактический материал и

предопределены методы и приемы, которые нацеле_

ны на формирование активной, коммуникативной,

творческой личности, которая использует свои спо_

собности в общественно значимой и личностно ори_

ентированной деятельности.

6

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение грамоте — комплексный подготовитель_

ный раздел обучения русскому (родному) языку, его

цель — продолжить процесс освоения ребенком раз_

говорно_бытового стиля речи на основе дошкольного

опыта подражания образцу и задать осмысленное

системное овладение литературным языком и лите_

ратурой в новой для него форме письменной речи,

обеспечить формирование нравственно_эстетическо_

го опыта, гражданской направленности, общего,

языкового и литературного развития.

Обучение грамоте — это полноценный раздел ре_

чевой, языковой, литературной подготовки младше_

го школьника в период становления механизма чте_

ния и письма.

Содержание раздела обеспечивает подготовку

учащихся в следующих направлениях:

— устная речь, коммуникативные умения;

— становление механизма чтения_письма как ос_

новы формирования навыка письменной речи;

— чтение, знакомство с детскими книгами и ос_

воение литературного текста;

— письмо, наблюдение над языковыми явлениями.

Общая хара_теристи_а _рса

Развитие речи выступает в этот период как цель

и средство обучения сознательному слушанию, гово_

рению, чтению и письму.

7

Речь учителя, его речевое поведение, рассказ яв_

ляются неотъемлемой и сущностной частью процес_

са обучения. Они служат не только образцом для

подражания, но и являются составной частью рече_

вой и читательской деятельности учащихся, воспол_

няя те ее части, которые находятся в стадии станов_

ления и развития. Пока ученики не овладели способ_

ностью читать книги, учитель сам читает вслух и

вместе с детьми рассматривает книгу. Впервые об_

разцовый пересказ первоклассники слышат из уст

учителя или являются соучастниками пересказа,

который ведет учитель, и т. д.

Систематизация, уточнение и расширение зна_

ний, представлений об окружающем мире осу_

ществляются в ходе работы по тематически задан_

ным страницам «Учебника по обучению грамоте и

чтению. Азбуки» и при слушании, чтении_рассмат_

ривании детских книг, участии в экскурсиях, на_

блюдениях, праздниках, творческих играх.

Тематика учебного материала связана непосред_

ственно с опытом ребенка: школа и учеба; игры и за_

бавы ребят, отношения между ребятами_сверстника_

ми, старшими и младшими; законы коллективной

жизни; семья, быт, труд, отдых; природа, животные

и растения, отношения человека к природе, времена

года; литература, книги, библиотека, театральные

зрелища; спорт, здоровье, труд людей; родной край,

страна, жители страны — граждане, Родина.

Развитие эмоционально_чувственного опыта и

нравственных, эстетических представлений осу_

ществляется в процессе специально созданных учеб_

ных ситуаций с широким применением выразитель_

ного чтения учителя, хоровой декламации, элемен_

тов драматизации, речевых и литературных игр,

естественного общения.

Материалы для совершенствования эмоциональ_

но_нравственного опыта задает каждый разворот

учебника «Азбука», где предусмотрено решение за_

дачи что такое хорошо и что такое плохо. Эмоцио_

нальный настрой заложен в сюжетных иллюстраци_

ях к сказкам Б. Заходера «Кит и кот», Б. Житкова

8

«Храбрый утенок», стихотворениям В. Маяковского

«Кем быть» и С. Маршака «Мастер_ломастер», рас_

сказу Л. Толстого «Филипок», сказке В. Бианки

«Лис и мышонок» и др. Произведения детской лите_

ратуры вовлекают ребенка в сферу переживаний на

основе слушания, выражения собственных эмоций и

переживаний через высказывания, декламацию, пе_

ресказ, чтение. Первоклассники читают произведе_

ния, где юмор и шутка являются стержнем содержа_

ния, знакомятся с литературными играми, учатся

составлять их по образцам, заданным в учебнике.

В период обучения грамоте проходит совершенст_

вование и развитие всех компонентов речевого слу_

ха. Дети учатся осмысленно и целенаправленно слу_

шать речь учителя, одноклассников, воспринимать

информацию на разных уровнях звучания (тихо,

громко), воспроизводить требуемый ситуацией темп

и ритм речи. У первоклассников формируется спо_

собность ощущать мелодику, тон, тембральную ок_

раску речи, ритм в тесном единстве с темпом. Особое

внимание уделяется развитию фонематического слу_

ха — умения различать и воспроизводить звуки ре_

чи, соотнося их с фонетической системой языка. Все

стороны речевого слуха развиваются в единстве и на

основе опыта. В «Азбуке» отрабатывается артикуля_

ция через чтение чистоговорок, скороговорок, введе_

ны упражнения в виде речевой гимнастики, анали_

тические упражнения, построенные на сравнении

устной и письменной речи «Читай — слушай —

сравнивай». Звуковой анализ задан в различных

формах: от игры «Угадай звук» до воспроизведения

звукового состава слова через схемы. Освоению ме_

лодики речи способствует исполнение песен Д. Каба_

левского, В. Шаинского.

Формирование активного и пассивного словаря

учащихся проходит через всю учебно_воспитатель_

ную деятельность. Задачи расширения, обогащения,

уточнения словаря, овладения различными языко_

выми конструкциями решаются как в ходе специ_

ально организованной речевой деятельности, так и в

свободном общении. Специальные упражнения на_

9

правлены на осознание смысла слова, классифика_

цию, группировку слов, сочетаемость слов, освоение

образности слова и т. д. Работа над словом организу_

ется в процессе чтения, письма, слушания рассказа

учителя, участия в пересказах, заучивания наизусть

и т. д.

Культура речевого поведения учащихся заклады_

вается при активном участии в диалоге. Дети учатся

слушать и слышать вопрос и давать на него содержа_

тельный ответ. Первоклассники слушают, читают,

инсценируют диалоги из художественных произве_

дений в соответствии с предложенной там образной

системой. Упражнения в рассказывании формируют

монологическую речь.

Совершенствование речепроизносительных на_

выков предполагает постоянное внимание к выявле_

нию речевых недочетов у детей и их исправлению,

формированию орфоэпических норм. Артикуляци_

онная гимнастика как специальная система упраж_

нений, хоровое проговаривание, хоровая деклама_

ция — неотъемлемая часть занятий обучения грамо_

те. Такого рода упражнения заложены в учебнике

«Азбука» и серии настенных демонстрационных

таблиц «Обучение грамоте».

Звуковой аналитико_синтетический метод обу_

чения грамоте определяет систему становления на_

выка чтения. Он ведет ребенка от звучащей речи к

речи письменной. Исходный текст дети получают

в качестве рассказа учителя или создают его под руко_

водством учителя. Далее следует аналитическая ра_

бота по вычленению предложения, слова, слога, зву_

ка. Центральным моментом являются упражнения

на распознавание звука в слове, установление зву_

ко_буквенных соответствий и освоение буквы_знака.

Затем происходит интенсивное чтение слогов, слов.

Чтение отдельных предложений определяет готов_

ность к чтению текста, и наконец текст читается.

Путь от устного текста к букве проходит сначала

в коллективной фронтальной работе с использова_

нием настенных таблиц, демонстрационной под_

вижной азбуки, а потом повторяется при работе по

10

разворотам «Азбуки». Сюжетные иллюстрации, по_

могающие составить текст_рассказ с заданной лекси_

кой и звуковой структурой, также предлагаются на_

бором слогов, слов; отдельные предложения. Систе_

му освоения звуков и буквы завершает текст. Эта

типовая структура предполагает вариативность на

разных этапах становления механизма чтения. По

мере развития навыка чтения в «Азбуке» увеличи_

вается количество упражнений на интенсивное чте_

ние.

Этапы формирования механизма чтения: 1) зву_

ковая структура слова — слог, звук, последователь_

ная система звуков, ударный слог, гласный звук, со_

гласный твердый и мягкий; 2) чтение — гласные а,

у, о, и, ы, э; согласные, м, н, с, к, т, л, р, в, ш, и; глас_

ные е, я, ё, ю; буква ь; согласные п, з, д, г, ф, ж; со_

гласные ч, щ, х, ц; буква ъ. Такая последователь_

ность позволяет интенсифицировать процесс чтения

с учетом трудностей упреждающего синтеза при сло_

говом чтении и раннего введения текстов на доста_

точно широком диапазоне лексики. Она же обеспе_

чивает языковую пропедевтику и дает возможность

ребенку начать чтение текстов со слова мама.

Совершенствование навыка чтения, начиная

с букварного периода, проходит в системе интенсив_

ных упражнений (в «Азбуке» и настенных демонст_

рационных таблицах), нацеленных на прочтение

слова как знаково_понятийной единицы. В этот же

период вводятся упражнения на предупреждение

ошибок на пропуск, замену, искажение, перестанов_

ку, а также на интенсификацию и упорядочение

темпа чтения.

Освоение текста при чтении по «Азбуке» про_

исходит на основе эмоционально_понятийного мето_

да и метода объяснительного чтения. Дети учатся

целенаправленно перечитывать текст, участвуют в

пересказе текста учителем, получают представление

о делении текста на части, картинном плане, вопро_

сах к тексту в виде заданий, заглавии произведения

как показателе содержания, знакомятся с расска_

зом, сказкой, стихотворением, загадкой, с творчест_

вом конкретного писателя.

11

Круг детского чтения первоклассники осваива_

ют как в процессе работы по «Азбуке», так и на спе_

циальных занятиях с детской книгой.

В «Азбуке» литературный материал представлен

художественными текстами и серией иллюстраций

по сюжетам произведений фольклора, литератур_

ных сказок, рассказов и стихотворений. Игры и иг_

ровые задания знакомят первоклассников с творче_

ством некоторых писателей.

На занятиях с детской книгой круг чтения задает_

ся системно во всем доступном первоклассникам

разнообразии тем, жанров, авторов, изданий. Слу_

шая и рассматривая детские книги, учащиеся осва_

ивают приемы грамотного восприятия фольклора и

художественных произведений, воссоздают прослу_

шанное («живые картины»), заучивают наизусть,

декламируют, участвуют в инсценировании, расска_

зывании, отвечают на вопросы.

Филологический принцип представления матери_

ала позволяет реализовать идею интеграционного

подхода к развитию речи и организовать формирова_

ние системы языковых представлений как при рабо_

те с материалами «Азбуки», так и при обучении

письму с использованием тетрадей_прописей.

Дети слушают, говорят, читают, пишут и наблю_

дают языковые явления, получают представления о

тексте, предложении, слове, группах слов, алфави_

те, знакомятся со слоговым составом слова, упраж_

няются в различении ударения, осваивают законо_

мерности звуко_буквенных соответствий, случаи

традиционных написаний, правила переноса, слу_

чаи написания большой буквы и т. д. Читая и допол_

няя словосочетания, упражняются в осмыслении

формально_языковых значений.

Система речевых упражнений предполагает

гармоничное сочетание и учет разных сторон

развития речи и умственных действий. Развитие

умственных действий лежит в основе комплексных

речевых упражнений, которые связаны с граммати_

ческой и орфографической пропедевтикой, активи_

зацией словаря учащихся, освоением предложения,

словосочетания, текста.

12

Организационной основой речевых упражнений

являются целенаправленные наблюдения, которые

ориентированы на определенные формы умствен_

ных действий, операций: на анализ и синтез, ин_

дукцию, дедукцию, на выделение существенных

признаков, на обобщение и конкретизацию, на вы_

явление причинно_следственных связей между яв_

лениями, на сравнение, сопоставление, противопо_

ставление, решение мыслительных задач. Перво_

классники перечисляют, группируют, сопоставляют

предметы и слова; выделяют признаки, характери_

зующие предметы, явления, слова; озаглавливают

текст — делают обобщение и т. д.

Обучение письму идет параллельно с обучением

чтению и учитывает принцип координации устной и

письменной речи, когда освоению письменной речи

предшествуют упражнения аналогичного содержа_

ния в устной речи. Здесь обращается внимание на

отработку артикуляционных умений, формирова_

ние способности самодиктовки_проговаривания при

письме, выработку каллиграфического письма.

Индивидуальный подход заложен в содержании

и организации обучения. Индивидуализацию обуче_

ния обеспечивает «Учебник по обучению грамоте и

чтению. Азбука», в первой части которого упражне_

ния и тексты на каждом развороте различаются по

характеру и сложности. Во второй части этого учеб_

ника предусмотрены материалы для формирования

навыка чтения у детей, которые имеют недостаточ_

ный или превышающий норму уровень техники чте_

ния. Применение комплекса приемов и методов, вы_

равнивающих речевые навыки, и организация до_

полнительных занятий для отдельных учащихся

гарантируют позитивный личностный характер ре_

чевого и литературного развития и овладение задан_

ными программой знаниями, умениями и навы_

ками. В процесс индивидуализации обучения вовле_

каются родители через организацию внеурочных

занятий с детьми по интересам.

Развитие творчества первоклассников обеспе_

чивается за счет широкого применения игровых ме_

13

тодик, занятий с книгой, где предусматривается

обучение приемам творческого освоения литератур_

ных произведений, выход в свободную деятельность

с книгой, уроки_утренники.

Оценка речевой деятельности первоклассника

в процессе обучения не может носить негативный

характер и не подлежит оценке в виде отметки.

Всякая оценка должна побуждать ребенка к обще_

нию и создавать условия для активизации речи.

Исключение отрицательных оценок, уважение

права ребенка на ошибку в процессе обучения, добро_

желательная помощь, широкое применение коллек_

тивных методик, где ребенок производит действия

вместе со всеми, особенно хоровая, фронтальная про_

работка всех умений, которые впоследствии осваива_

ются как индивидуальная деятельность, помогают

исключить в процессе формирования речевых навы_

ков возникновение негативного личностно_психологи_

ческого барьера. Он возникает у ряда первоклассни_

ков из_за трудностей овладения навыками письма_чте_

ния, из_за недостаточности или отсутствия культуры

речевого поведения, импульсивности или затормо_

женности ребенка, неразвитого активного словаря,

незнания букв, неудачной попытки принять участие

в общей работе и негативной публичной оценки.

Оценка знаний, умений и навыков первоклассни_

ков на конец года определяется по государственной

шкале отметок.

Продвижение ребенка в речевом и литератур_

ном развитии определяется по соотношению сфор_

мированности умений и навыков на начало и конец

обучения. Поэтому необходимым условием объек_

тивности оценки качества обучения детей и уровня

квалификации деятельности учителя является про_

ведение по общепринятым фронтальным и индиви_

дуальным методикам тщательного обследования со_

стояния речевых навыков первоклассников в пер_

вый месяц обучения в школе.

В обучении грамоте различают три периода: пред_

букварный, букварный и послебукварный (завер_

шающий).

14

В предбукварный период внимание сосредоточи_

вается на устной речи, отработке речевого слуха, ов_

ладении рассказыванием как учебным умением.

Первоклассники знакомятся с системой языковых

единиц, осваивают терминологию, постигают азы

звукового анализа и способы обозначения речи с по_

мощью графических знаков, знакомятся с детской

книгой, осваивают первоначальные приемы письма.

Продолжительность периода от трех до шести не_

дель.

Букварный период характеризует постановка ме_

ханизма чтения на всем диапазоне русского алфави_

та и формирование продуктивного навыка чтения и

письма, системное освоение языковых представле_

ний и круга детского чтения. Продолжительность

периода 14—17 недель.

Послебукварный период определяет переход от

аналитического слогового чтения к чтению целыми

словами на материале дидактических текстов и ли_

тературных произведений путем интенсивного нара_

щивания темпа чтения и целевого предупреждения

ошибок, характерных для этого периода (пропуск,

замена, перестановка), что обеспечивает безболез_

ненный переход к системному литературному и язы_

ковому курсам.

Особенностью этого периода является подвиж_

ность его рамок и оснащение специальными учебны_

ми пособиями. Учитель решает вопрос о длительнос_

ти того или иного периода обучения грамоте в зави_

симости от уровня освоения детьми письменной

речи. Как правило, первоклассники заканчивают

букварный период с уровнем сформированности на_

выка чтения, позволяющим переходить к программе

собственно литературного чтения, поэтому «Азбу_

ка» не содержит материала для этого периода обуче_

ния. Первоклассники переходят к работе с учебни_

ком для 1 класса «Литературное чтение» в двух час_

тях.

Упражнения, способствующие формированию

техники чтения, сосредоточиваются в первой части

учебника «Литературное чтение». Вторая часть,

15

учебник_хрестоматия, предусматривает работу ме_

тодом комбинированного чтения, где отдельные про_

изведения читает учитель. Разумное сочетание и по_

следовательное введение в процесс обучения обеих

частей учебника с учетом подготовленности учащих_

ся позволяет обеспечить необходимый уровень обу_

ченности. Продолжительность периода 7—12 не_

дель.

Система уроков и занятий в период обучения

грамоте такова: уроки обучения письму, уроки

обучения чтению, занятия с детской книгой, уроки_

утренники. Развитие устной речи, обучение слуша_

нию, рассказыванию, упражнения коммуникатив_

ного характера являются неотъемлемой, органиче_

ской частью каждого урока.

Согласно учебному плану на уроки русского (род_

ного) языка отводится 9 часов в неделю. Из них

4 часа на уроки чтения и 5 часов на уроки письма.

Занятия свободным учебным чтением (знакомство

с детскими книгами) проводятся один раз в неделю

во второй половине урока чтения и продолжаются

15—20 минут. Уроки_утренники проводятся один

раз в четверть за счет использования школьного вре_

менного компонента.

Эффективность функционирования программы

в практике работы школы определяют следующие

условия.

_ Обучение грамоте разноподготовленного кол_

лектива детей предполагает тесную взаимосвязь

фронтальной и индивидуальной работы по учебнику

под руководством учителя. Коллективные, хоровые

упражнения с широким применением предметной,

речевой, текстовой наглядности должны предшест_

вовать аналогичным действиям и упражнениям по

учебнику «Азбука».

_ Своеобразие содержания методики раскрывает_

ся в учебниках и учебных пособиях. Для обеспече_

ния эффективной реализации методического замыс_

ла программы желательно использование в процессе

обучения учебно_методического комплекса во всем

его многообразии.

16

_ Коммуникативный характер программы пред_

полагает не более 25 человек в классе_комплекте.

Превышение нормы влечет на собой изменение мето_

дов, приемов, характера обучения.

Учебный комплекс, обеспечивающий образова_

тельную программу обучения, состоит из ряда учеб_

ников и учебных пособий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...
Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...
Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Пояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального...
Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Программа по литературе составлена на основе федерального компонента...
Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности
Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Рабочая программа по литературному чтению умк «Школа 2100»
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Рабочая программа по истории для 10-1 класса на 2012 2013 учебный год
Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории...
Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Основная образовательная программа основного общего образования разработана...

Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Пояснительная записка рабочая программа курса литературного чтения...
Рабочая программа курса литературного чтения разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального...
Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Рабочая программа по истории для 9-1, 9-2 классов на 2012 2013 учебный год
Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории...
Программа разработана в соответствии с требова ниями Федерального государственного образова icon Рабочая программа по истории для надомного обучения в 10 класса на 2012 2013 учебный год
Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции