Скачать 49.84 Kb.
|
Баранчикова Анна Байрымовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Купчегеньская сош» Проблемы формирования культуры речи в школьном обучении. Хорошую речь – хорошо и слушать. (Народная поговорка). Культура речи (наряду с культурой мышления и эмоциональной культурой) является основой общей культуры личности. В современном динамично меняющемся мире требуются специалисты не только хорошо квалифицированные, но и люди высокообразованные, владеющие литературно грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации. Формирование культуры речи является одним из приоритетных задач учителя русского языка и литературы в школе. Повышение речевой культуры учащихся означает освоение языка на уровне правильности (нормы русского литературного языка); овладение качеством речи (богатством, точностью, выразительностью, чистотой, уместностью и логичностью). В последние годы наряду со снижением уровня речевой культуры в обществе вызывает беспокойство и уровень речевой культуры школьников. Поэтому на учителя русского языка в школе ложится большая ответственность при обучении языку. В практике работы в своей школе я вижу основные три проблемы нарушения культуры речи: -нарушение орфоэпических норм литературного языка при постановке ударений в словах; -нарушение грамматических норм; -распространение сквернословия. Несомненно, есть и другие нарушения норм литературной речи, но эти три наиболее ярко вырисовываются в повседневной жизни школьников. Решать первую проблему помогает выполнение заданий ЕГЭ в старших классах. В 10-11 классах и перед учеником, и перед учителем стоит важнейшая задача – успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, одной из составляющей которого являются задания по культуре речи (часть А задания № 1, 2, 3, 4,5, 6, 28). Так как учащиеся испытывают трудности при выполнении данных заданий, я считаю, что работу необходимо выстраивать через систему упражнений, позволяющих увидеть литературные нормы в действии и практически их освоить. Задание А1 проверяет соблюдение основных орфоэпических норм литературного языка. С ударением в русском языке связано наибольшее количество ошибок, так как русское ударение разноместное и подвижное. В алтайском языке такой проблемы не существует, в связи с тем, что ударение в этом языке неподвижное: оно падает всегда на последний слог. Поэтому учителю русского языка в национальных школах необходимо проработать с учащимися наибольшее количество слов с «проблемными» ударениями. Это возможно сделать, если орфоэпические упражнения будут включаться регулярно в урок не только в старших классах, но и в среднем звене. Я провожу «Орфоэпические минутки», «Орфоэпические списывания», во время которых учащиеся расставляют ударения с обязательным проговариванием и самопроверкой или взаимопроверкой по «Орфоэпическому словарю». Например: Августовский, обеспечение, закупорить, баловать, танцовщица, средства, черпать, украинский, христианин, блокировать, созыв, облегчить, обеспечение и т.д. Эффективными являются составление учащимися подобных упражнений в форме презентаций. При работе над формированием орфоэпических норм русского языка прорабатываем материалы параграфа 14 учебника «Русский язык. 10-11 классы» , авторы Н.Г.Гольцова и И.В.Шамшин, где, мне кажется, наиболее полно освещены все основные правила правильного произношения. Очень хорошо помогает «Справочник-практикум по культуре русской речи», выпущенный для студентов и школьников Республики Алтай, 2011г., г. Горно-Алтайск. РИО Горно-Алтайского госуниверситета. Владение грамматическими (морфологическими и словообразовательными) нормами вызывает не меньше трудностей у школьников. Следовательно, они часто допускают ошибки. Например, многие определили как правильную неверную форму превосходной степени «более выше», «более лучше», употребление ошибочных форм Р.п. мн.ч. существительных «апельсинов», «грузинов», «кадетов» и др. Наиболее распространенным является неверное употребление в речи падежных форм имен числительных. Во время подготовки к экзамену (ЕГЭ , часть А – задания №3) использую следующие тренировочные упражнения: определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию (например, лягу – ляжу, кладу – ложу и др.); от данных существительных образуйте Р.п. мн.ч.(например, апельсины, башни, осетины, туфли, чулки, грабли, сумерки, ботинки, валенки, блюдца, полотенца и др.); отметьте словосочетания, в которых существительное в Р.п. может иметь только окончание –у. Выпить ча__ Стакан ча__ Производство__ Стакан индийского ча__ Выпить чайк__ История народ__ Много народ__ Ложка сахар__ Производство сахар__ Подсыпать сахарк__ Отметьте существительные, у которых в форме И.п. мн.ч. наблюдается только окончание –ы, -и. Бухгалтер__ Шофер__ Ветер__ Джемпер__ Диспетчер__ Учитель__ Ректор__ Снайпер__ Хлеб__ Составьте словосочетания числительных оба и обе с данными словами (например, дочь, директор, женщины, мужчины, дерево и др.) Часто на уроках работаем с деформированными текстами для редактирования: учащиеся находят речевые и грамматические ошибки, устраняют их, исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для работы на уроке и дома учащиеся имеют «Орфоэпический словарик», который представляет собой небольшую записную книжку и заполняется под руководством учителя. Для оптимальной работы на уроке интенсивно использую компьютерные технологии и ксерокопированные материалы, материалы брошюры Е.Д.Бердникова и А.Г. Петрякова «Тесты по культуре речи» для средней школы, 2000г, г. Москва, издательства «Флинта». Третья проблема, которая вызывает у меня особое беспокойство – это проблема сквернословия, употребление слов-паразитов, ненормативной лексики. Протоиерей Борис Пивоваров, магистр богословия, писал: «Человек переступает границу добра и зла чаще всего через слово – через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое пере-ступление (или проще – преступление) норм общественной морали называется сквернословием». Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. Он сказал в одном из своих интервью: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Еще он писал: « Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Тексты Д.С.Лихачева о культуре, о языке включены в материалы ГИА и ЕГЭ. Школьники читают, анализируют эти тексты, пишут по ним сочинения – рассуждения. Несомненно, в мыслях и душах детей что-то остается от этих слов. Также важно читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! «Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком». И напротив, если слух детей будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? Поэтому миссия учителя состоит в том, чтобы вселять в детские души радость, свет, добро и любовь с помощью красоты русского слова. Мне кажется, что учитель сегодня, как никогда, должен «стоять на страже» и охранять чистоту языка. «Мы сохраним тебя, русская речь!» (А.Ахматова). |
По материалам энциклопедий Норма языковая; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности... |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты) |
||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... |
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни... |
||
Люби русский язык. Говори правильно и красиво Цель: Развитие познавательного интереса к языку и речи; формирование навыков лингвистической и коммуникативной компетенции; развитие... |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты |
||
Пояснительная записка Музыкальное воспитание является неотъемлемой... Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью эстетического воспитания, это определяющий фактор формирования музыкальной культуры... |
Анцупов А. Я. А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит изд; центр владос, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога) |
||
Рабочая программа по предмету «Музыка» Целью программы по музыке является: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры; духовно-нравственное... |
Актуальные вопросы формирования имиджа туристской дестинации Федеральные и региональные проблемы развития внутреннего и въездного туризма в России |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |