Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку




Скачать 2.43 Mb.
Название Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку
страница 1/22
Дата публикации 29.09.2014
Размер 2.43 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Несколько слов о моделях заданий части А и В ЕГЭ по русскому языку

Тихов А.Н.

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Белгородского регионального института ПКППС
Несмотря на то, что ЕГЭ уже перестал быть альтернативой школьным итоговым экзаменам и постепенно выходит из рамок эксперимента (принят федеральный закон N17-ФЗ от 9 февраля 2007 года), до сих пор объективно нет полной базы данных по вопросам и заданиям частей А и В в КИМах ЕГЭ по русскому языку. Многие учителя сетуют на то, что нет ни чёткой методики подготовки к экзамену, ни достаточного количества материалов. Справедливости ради всё же стоит отметить, что книжный рынок буквально переполнен литературой под маркой «Готовимся к ЕГЭ…», что Интернет (вернее, его российская часть – Рунет) предоставляет достаточно обширные сведения по этим проблемам, а подготовкой детей к экзамену (в рамках репетиторства) не занимается только самый ленивый учитель, преподаватель, методист.

Естественно возникает вопрос о качестве и полноте этой литературы, этих сетевых материалов, этого преподавания. Но позвольте, всегда можно использовать ЛЮБУЮ информацию при подготовке к ЕГЭ, важно знать, как это делать. На этой основе и строятся различные методики подготовки к «Бабе-ЕГЭ». В конечном итоге, можно ограничиться ЛЮБЫМ учебником русского языка, вернее, полным курсом русского языка в средней школе. Поверьте, ничего невозможного авторы КИМов не предлагают нашим детям, для этого достаточно взглянуть на кодификаторы или спецификации к демонстрационным материалам экзамена, который всегда любезно предоставляется и МинОбром, и ФИПИ, и РосОбрНадзором на подведомственных им сетевых ресурсах: http://mon.gov.ru, http://ege.edu.ru, http://fipi.ru . Странно, но большинство выпускников, да и учителей (что не редко) не только не знают, как использовать эти документы, но и не подозревают о них.

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям (ну, если захотят, то и родителям) и всем интересующимся данной проблемой лучше ориентироваться в вопросах¸ связанных с частями А и В. Однако хотелось бы и затронуть некоторые обстоятельства подготовки к самому интересному заданию (это сугубо личный взгляд) – части С, то есть творческой части экзамена. Надеюсь, что данный материал «дойдёт до умов и сердец всех тех…», хотя никто не застрахован от ошибок.

Кроме того, хотелось бы поблагодарить всех тех, кто принял участие (непосредственно или опосредованно, через участие в форуме Всероссийского Интернет-педсовета «Русский язык и литература» - http://pedsovet.org) в подготовке этого материала. Об этих людях и организациях будет упомянуто в связи с конкретной их помощью.
Часть первая – часть А

Глава первая - А1

Первое задание (А1) (внимательно смотрим спецификацию)1 предполагает умение производить фонетический анализ слова и (согласно кодификатору) проверяет следующие элементы содержания – фонетику и орфоэпию:

  • Звуки и буквы

  • Гласные и согласные звуки

  • Гласные ударные и безударные

  • Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые

  • Слог, ударение

  • Фонетический анализ слова

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Уровень сложности задания

Тип задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения (мин.)

Примерный % выполнения







Часть 1













60 мин.




1

А1

Фонетический анализ слова.

Умение проводить

фонетический анализ слова.

1.2

Б

ВО

1

1мин.

65-75

Как и во всех остальных случаях, связанных с заданиями части А, не всегда это задание может выглядеть так, каким оно предложено в демонстрационной или экзаменационной версии на уже упомянутых сайтах. В школах, где нет Интернета или мало информации о структуре конкретного экзамена, зачастую бытует ошибочное мнение, что все задания должны быть такими, как выглядят в демо-КИМе. В итоге ученик из такой школы (а их немало на просторах любимой Отчизны) просто теряется, когда видит совершенно другое задание под той же цифрой (А1). Отсюда и паника, и обвинения от родителей (и, само собой, «возмущённой общественности») учителей в некомпетентности – дескать, не мог научить, подготовить, вовремя объяснить. Но ни в спецификации, ни в кодификаторе к экзамену нет ни слова о том, что задание должно быть таким.

А каким оно может быть? В материалах к экзамену, которые попали в моё поле зрения (благодаря воле провидения и друзьям-товарищам по цеху), случилось выделить несколько вариантов этого задания. И все они, как ни странно, отвечают тем позициям, которые заложены в кодификаторе и специализации к экзамену.

Вот они – можете проверить:

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) языков 2) маячить 3) объём 4) меньше

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) бульончик 2) юноши 3) несётся 4) больше

В каком слове звуков больше, чем букв?

1) огород 2) просьба 3) боец 4) ребенок

В каком слове 5 звуков?

1) доешь 2) съезды 3) делаю 4) выльет

В каком слове произносится звук [о]? (либо любой другой гласный – А. Т.)

1) жёсткий 2) бояться 3) корзина 4) шоколад

В каком слове произносится звук [т]? (либо любой другой согласный – А. Т.)

1) очередь 2) затем 3) пересадка 4) портиться

В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) неологизм 2) лексика 3) специально 4) вытяжка

В каком слове все согласные звуки глухие?

1) признаться 2) переход 3) способ 4) грызть

В каком слове все согласные звуки мягкие? (либо все твёрдые – А. Т.)

1) живёте 2) восемь 3) пересесть 4) горячий

В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный?

1) похоже 2) прочный 3) честь 4) мощный
В каком слове произносится твёрдый глухой шипящий согласный?

1) торшер 2) круче 3) драже 4) щука

В каком слове один из согласных звуков оглушается? (либо озвончается – А. Т.)

1) вокзал 2) сбежать 3) подружка 4) языком

Рассматривая приведённый (увы!) не полного список типов заданий, можно отметить, что простора для фантазии у составителей КИМов к экзамену по русскому языку более чем достаточно. Представьте только, сколько интересных вариантов этого задания (А1) может быть основано на одних только характеристиках звуков. Ну, например, такое, обнаруженное в книге «Русский язык. Контрольно измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004г.»2:

Какой согласный звук произносится в конце слова ДУБ?

1) [б] – звонкий, твёрдый

2) ,] – звонкий, мягкий

3) [п] – глухой, твёрдый

4) [п,] – глухой, мягкий

Если же задуматься над тем, какие варианты могут быть ещё в А1, можно представить и такое, помня о том, что в школьных учебниках достаточно слабо представлен «Слогораздел» (снова обратимся к спецификации, где «Слогораздел» представлен) и многие дети допускают ошибки при письме именно в местах переноса слов (пусть они и считаются как негрубая ошибка)3:

Какое слово неправильно разделено на слоги? (или правильно разделено – А.Т.)

1) жи-вот-но-е 2) яб-ло-ко 3) пе-ре-бор 4) ин-ва-лид

Подобные вопросы никоим образом не выходят за рамки тех границ, которые установлены спецификацией и кодификатором. Теперь, думаю, у многих отпадёт желание говорить, что на экзамен можно натаскать. Отнюдь, здесь необходимо не только знать материал раздела «Фонетика», но и уметь использовать эти знания в практике решения А1. Естественно, не стоит говорить о целесообразности и практической ценности проверки знаний, связанных с этим разделом, именно в такой форме. Априори полагаю – если этот материал заложен в стандарте, значит, его необходимо проверить, раз уж у нас нет выбора. Пока нет выбора…

Как же бороться с такой напастью? Вернее, как решать задания, связанные с фонетикой русского языка? Попытаемся найти общий подход к решению этих задач. Общий алгоритм, если это представится возможным. Однако, учитывая вариативность задания, всё-таки стоит подумать о группе алгоритмов.

Первые четыре варианта А1 связаны с различением звуков и букв. Неумение различать их – главная причина ошибок в вопросах, связанных с фонетикой. Уже в начальной школе говорится о том, что «буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим». Здесь можно предложить такой вариант поиска правильного ответа: внимательное чтение слов - поиск букв, дающих два звука или ноль звука - определение верного ответа. Один из участников дискуссии на ветке, посвящённой разбору заданий,4 предлагает в качестве первого шага «поиск йотированных в начале слова и Ь в окружении согласных». «А еще нужно помнить о случаях слияния согласных типа -ться, -тся и т.п., - корректирует Светлана Викторовна Андреева5. – Необходимо помнить о том, что буквы "е", "ё", "ю", и "я" обозначают два звука, когда находятся в абсолютном начале слова или после "Ъ" или "Ь" А ещё, если они стоят после гласных. То есть, проще говоря, всегда, если стоят не после согласных (т.е. перед согласными – А.Т.). Я уже так стала учить, ведь насколько проще получается: не нужно запоминать три случая».

Следующие семь вариантов требуют умения определять характеристику звуков. Здесь тоже возможен алгоритм – такой, например: определяемся с тем, о каком звуке идет речь (гласный или согласный) – определяем (сильную или слабую) позицию звука – находим верный ответ. Вот что отмечают аналитики ФИПИ по результатам 2006 года: «Подбор примеров требовал умения различать звуки и буквы, понимать, что в слове только при определённых условиях, в определённой позиции происходит озвончение или оглушение согласных, что на письме не отражается. Неразличение звуков и букв – главная причина ошибок экзаменуемых в данном случае. Немалую роль играет и региональный фактор, например, особенности произношения слов в той или иной местности»6. Опять же не стоит забывать и о таком (пока не нашедшем отражение в КИМах по русскому языку) процессе в устной речи, как смягчение звуков.

Этот же алгоритм можно применить, в какой-то мере, и к заданию со словом «ДУБ». Важно помнить о парных и непарных по глухости/звонкости согласных звуках ([б]-[п], [з]-[с] и др.) сонорных ([р],[л],[м],[н],[j,]), шипящих (например, [ш]), всегда мягких (например, [j,]) или всегда твёрдых (например, [ц]).

Еще один вариант задания – обнаружение процесса озвончения или оглушения. С.В.Андреева предлагает решение в два шага: ищем парные глухие, ведь только они могут озвончаться - смотрим, какой из них стоит перед звонким согласным звуком. Достаточно просто и эффективно. Опять же замечу, что без необходимых знаний решение, правильное решение, найти достаточно проблематично.

И, пожалуй, последний вариант, связанный с правильностью-неправильностью слогоделения или количеством слогов в слове (может быть и такое?). Думаю, что, хотя и существует несколько теорий слогоделения (теория «восходящей звучности», например), ответ на подобное задание всегда можно найти в учебниках начальной школы: программа «Гармония» предусматривает, например, то, что слог всегда оканчивается на гласный звук. Для определения слогораздела Ю.А. Поташкина7 предлагает приём «Шайбу!». Его основной принцип – декламация слова, которое можно представить в названии команды, за которую болеешь и поддерживаешь криками и скандированием.

Но именно из-за различных теорий слогоделения и большой путаницы с определением закрытого и открытого слога, если в слове есть звук [j,], подобное задание пока маловероятно. Но как знать – вдруг учёные-лингвисты раз и навсегда договорятся о каком-то одном варианте слогоделения?

А теперь о казусах и неточностях, которые могут появляться в этом задании в источниках, о которых не раз уже упоминалось на сайтах (http://mon.gov.ru, http://ege.edu.ru, http://fipi.ru) и в СМИ. Пресса ищет подобные неточности в КИМах буквально со свечой днём и ночью, как искал Диоген человека. Но философ хотя бы по делу искал. В одной из книг достаточно известного издательства, которое сейчас выпускает школьные учебники, (мне часто приносят ученики такие «ляпы») встречаем такое задание А1:

В каком слове произносится звук [т]?

1) назад 2) сядь 3) подключено 4) поддержка

Как видно из примера – вариантов ответа два: 1 и 3. В обоих случаях происходит процесс оглушения: в первом – в абсолютном конце слова, во втором – перед глухим согласным звуком.

Спрашивается, можно ли использовать такие варианты заданий при подготовке к экзамену? Да, можно и даже нужно. Но только при подготовке к экзамену: в качестве проверки реальных знаний ученика. Если и он заметит, что в задании два правильных ответа, значит, он умеет находить их. Значит, он знает, как искать правильное решение. Но вот на самом экзамене или во время контрольной работы этого делать не стоит, поскольку это может ввести ученика в заблуждение.
Глава вторая – А2

Задание А2 связано с разделом «Орфоэпия». Об этом мы снова узнаём из кодификатора и спецификации. Проверяемые элементы содержания и виды деятельности выглядят так: орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение), умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

Вот как выглядит задание в спецификации экзаменационной работы по русскому языку для выпускников ХI (XII) классов:

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Уровень сложности задания

Тип задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения (мин.)

Примерный % выполнения

2

А2

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

9.1

Б

ВО

1

2 мин

60-70


В аналитике ФИПИ8 можно найти следующие позиции, связанные с этим вопросом: «Следует подчеркнуть, что не случайно показатель выполнения этого задания мало отличается от процента выполнения задания А1. Действительно, орфоэпия строится на базе фонетики, поэтому без знания законов фонетической системы русского языка, без дифференциации звуков (первичных элементов языка) и букв (вторичных элементов, созданных для обозначения звуков в письменной форме языка) невозможно овладение нормами произношения и ударения. Успешность выполнения задания, проверяющего владение основными орфоэпическими нормами, зависела от того, насколько экзаменуемый владеет основными нормами произношения слов и отдельных форм слов, а также от знания наиболее употребительных слов русского языка, в которых возможна ошибка, связанная с постановкой неправильного ударения: дефис, квартал, звонит, родилась и т.п.».

Предварительный вывод, который мы можем сделать на основании аналитической статьи ФИПИ, звучит так: «На уроках русского языка следует ориентировать учащихся на то, что при выполнении любых фонетико-орфоэпических заданий необходимо непременно ориентироваться на звучащую речь и соотносить ее с написанием слова». И становится понятной не только логика составителей КИМов по русскому языку, но и то, что знания и умения выпускников должны обладать системностью, поскольку сами задания контрольно-измерительных материалов в данном случае напоминают звенья одной цепи.

Предлагаемые варианты задания А2 тоже отличаются разнообразием, о чём уже не трудно догадаться:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кренится 2) торты 3) квартал 4) кормящий

В каком слове ударение указано верно?

1) некролог (2-й слог)

2) дралась (1-й слог)

3) облегчит (2-й слог)

4) сливовый (1-й слог)

В каком слове на месте буквы «Щ» произносится [ш]?

1) хищный 2) мощный 3) помощник 4) чудовищный

В каком слове согласный перед «Е» произносится твёрдо?

1) тест 2) патент 3) демократичный 4) музейный

В каком слове согласный перед «Е» должен произноситься твёрдо?

1) купе 2) неон 3) паштет 4) демагог

В каком слове ударение на третьем слоге?

1) ходатайствовать 2) каучук 3) намерение 4) красивее

В каком слове произносится твёрдый согласный [м]?

1) семь 2) восемьсот 3) семьдесят 4) восемь

В каком слове на месте буквы «Ч» произносится звук [ш]?

1) конечный 2) прилично 3) праздничная 4) скучны

Можно, безусловно, говорить и о том, что часто встречаются в этом задании глаголы, имеющие формы женского рода прошедшего времени, где ударение закреплено на последнем слоге «ободрала», но не «ободрала». Эти глаголы могут быть возвратными: «обнялась», но не «обнялась». Это всего лишь слабое утешение для старшеклассников и готовящих их к ЕГЭ учителей, поскольку мы видим и другие варианты – «прислала», но не «прислала». Вот здесь и возникают сложности с определением ударений в глаголах, поскольку общая тенденция постановки ударений на последнем слоге в глаголах женского рода есть, но она не идеальна. Это необходимо помнить.

Как таковой алгоритм действия при проработке А2 составить достаточно сложно. Стоит, однако, отметить, что в вариантах ответов к заданию очень часто попадаются слова с закреплённым ударением, которые обычно выносятся на поля в учебниках для закрепления их произношения. В учебниках (во всех, что я имел счастье видеть и внимательно изучать9) можно часто наблюдать орфоэпические словари10, словарики «Говорите правильно»11 и другие словари, одной важной особенностью которых является наличие ударений и транскрипции при произношении тех или иных слов. Поэтому хотелось бы всех, кого затрудняет произношение слова, выбор в нём ударения, отослать к «Евгению Онегину», а именно к строчкам из первой главы: «Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь». Словари, пожалуй, самые важные помощники в деле работы с вопросами этого задания, поскольку уже сейчас мы наблюдаем, как появляются словари, имеющие большую вариативность в произношении. Тем не менее, смею предложить один из словарей, которым пользуюсь сам: Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. – Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 600 с.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon Материалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С»)
Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем егэ по русскому языку…». Журнал «Литература»,...
Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon Программа «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:...
Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной...
Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon Анализ результатов егэ по русскому языку за 2009-2011 год
Свой доклад я начну с таблицы, составленной Натальей Анатольевной к предыдущему педагогическому совету, которая дает представление...
Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «федеральный...
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon Содержание программы по русскому языку: Лексика и фразеология
Сборник материалов по русскому языку для самостоятельной подготовки к егэ ( Лексика. Фонетика. Словообразование )
Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon Элективный курс по русскому языку Текст
Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа...
Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon Справочное пособие по русскому языку 1 -2 классы (1 -4)
Правописание слов с парными согласными Написание слов с парными согласными на конце., 89
Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к егэ» в 11 классе
Егэ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу
Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon «Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку»

Несколько слов о моделях заданий частиАив егэ по русскому языку icon Рабочая учебная программа по русскому языку 10 класс для базового уровня
Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10 -11 классы» Н. Г....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции