Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
городского округа Стрежевой
с углубленным изучением отдельных предметов.
Согласовано Утверждаю
На методического объединении директор МАОУ СОШ №7
2013 г. 2013г
Председатель методического
объединения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Образовательная система «Школа 2100»
Р.Н. Бунеев. Литературное чтение «В океане света»: Учебник 4 класса (в 2-х частях)
Москва: Издательство «БАЛАСС», 2009
Допущено Министерством образования и науки РФ
Разработчик программы
учитель начальных классов
Кривошеина О.И.
педстаж 21 год
высшая квалификационная категория
2013 год
Пояснительная записка.
Данная учебная программа по курсу Литературное чтение разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МИНОБРНАУКИ РФ от 9.03.2004 и приказом МИНОБРНАУКИ РФ от 3.06.2011.
На основе общеобразовательной программы «Школа 2100» примерной программы по курсу Литературное чтение авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой и др., рекомендованной МИНОБРНАУКИ РФ сборник «Развернутое тематическое планирование Образовательная система Школа 2100» 3 класс авторов О. В. Рыбьяковой – Волгоград, Издательство «Учитель», 2010 г.
Особенности обучения в данном классе.
Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 23 ученика. Из них наблюдаются у логопеда – 3 человека, у психолога – 1 человек. Рекомендовано обучение по коррекционной программе школы VII вид одному обучающемуся.
Особенности обучения в данном классе.
Программа учитывает особенности учащихся класса. В классе обучаются 23 ученика. Из них наблюдаются у логопеда – 2 человека, у психолога – 1 человек. Рекомендовано обучение по коррекционной программе школы VII вид одному обучающемуся.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.
Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей. В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.
На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.
Программа 4 класса содержит следующие разделы:
– «Любимые книги»;
– «У истоков детской литературы»;
– «XIX век. Путешествие продолжается»;
– «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».
Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.
Технологии:
-
Технология продуктивного чтения
-
Технология проблемно-диалогического обучения
-
Технология оценивания учебных успехов учащегося
Формы:
-
Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
-
Образовательное путешествие;
-
Творческая мастерская;
-
Конференции;
-
Исследование;
-
Презентация;
-
Диагностика;
-
Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
-
Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;
-
Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, олимпиады, предметные недели, кружки.)
Планируемые образовательные результаты.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
-
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий на уроке;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
выразительно читать и пересказывать текст;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
-
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
-
делить текст на части, озаглавливать части;
-
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
-
подробно и выборочно пересказывать текст;
-
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-
размышлять о характере и поступках героя;
-
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
-
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
-
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы.
Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
-
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты.
Учащиеся научатся:
Регулятивные УУД:
-
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий на уроке;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
выразительно читать и пересказывать текст;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-
учиться работать в паре, группе.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
-
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; делить текст на части, озаглавливать части;
-
пересказывать текст;
-
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-
размышлять о характере и поступках героя;
-
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
-
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Нормативный срок освоения программы 1 год.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе по 3 часа в неделю (102 ч. в год)
Содержание учебного предмета.
Произведения современной детской литературы разных жанров (8часов)
У истоков русской детской литературы (11 часов)
Детская литература XIX века (33часов)
Детская литература XX века (30 часов)
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-50 ГОДОВ (7 часов)
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90 ГОДОВ (10 часов)
ПОВТОРЕНИЕ (2часа)
Тематическое планирование.
№ п/п
|
Тема урока в соответствии с целями и задачами урока
|
Тип урока
|
Виды, формы контроля
|
Дата
|
план
|
факт
|
Произведения современной детской литературы разных жанров (8 ч)
|
1
|
Знакомство с учебником.
|
Комбинированный урок
|
|
2.09
|
|
2
|
Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог.
|
Урок изучения нового
|
Предварительный контроль, устный опрос
|
3.09
|
|
3
|
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий
|
Урок закрепления знаний
|
Текущий контроль, устный рассказ
|
4.09
|
|
4
|
Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть
|
9.09
|
|
5
|
Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, устный опрос, выразительное чтение, чтение по ролям
|
10.09
|
|
6
|
Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»
|
Урок изучения нового
|
Текущий контроль, творческий пересказ
|
11.09
|
|
7
|
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
Тематический контроль, проверочная работа
|
16.09
|
|
8
|
Внеклассное чтение. Книги о ребятах сверстниках.
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Тематический контроль, краткий пересказ
|
17.09
|
|
У истоков русской детской литературы (11 ч)
|
9
|
Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»
|
Урок изучения нового
|
Предварительный контроль, устный опрос
|
18.09
|
|
10
|
«Повесть временных лет». Расселение славян. Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки
|
Урок закрепления знаний
|
Текущий контроль, чтение текста наизусть
|
23.09
|
|
11
|
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.
«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, выразительное чтение текста
|
24.09
|
|
12
|
Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия. Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, выразительное чтение текста
|
25.09
|
|
13
|
Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть
|
30.09
|
|
14
|
Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги
|
Урок комплексного применения знаний
|
Тематический контроль, выразительное чтение
|
1.10
|
|
15
|
Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».
Проверочная работа № 2
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
Тематический контроль, проверочная работа
|
2.10
|
|
16
|
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, выразительное чтение повести.
Рассказ о герое книги
|
7.10
|
|
17
|
Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Детские стихи
А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе
А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»
|
Урок изучения нового
|
Предварительный контроль, самостоятельное чтение; выразительное чтение
|
8.10
|
|
18
|
Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков.
Проверочная работа № 3 (20 минут)
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
Тематический контроль, проверочная работа
|
9.10
|
|
19
|
Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, выразительное чтение, пересказ
|
14.10
|
|
Детская литература XIX века (33 ч)
|
20
|
Путешествие 3. Москва начала
XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»
|
Урок изучения нового
|
Предварительный контроль, устный опрос
|
15.10
|
|
21
|
И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни
|
Урок закрепления знаний
|
Текущий контроль, выразительное чтение басни
|
16.10
|
|
22
|
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»
|
Урок изучения нового
|
Предварительный контроль, устный опрос
|
21.10
|
|
23
|
А. Погорельский «Черная курица»
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, выразительное чтение
|
22.10
|
|
24
|
Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники.
|
Урок изучения нового
|
Предварительный контроль, краткий пересказ
|
23.10
|
|
25
|
Исторические рассказы Александры Ишимовой
|
Урок закрепления знаний
|
Текущий контроль, выразительное чтение
|
5.11
|
|
26
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, краткий пересказ
|
6.11
|
|
27
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
|
Комбинированный урок
|
Текущий, выразительное чтение сказки.
|
11.11
|
|
28
|
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, выразительное чтение
|
12.11
|
|
29
|
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Текущий контроль, выразительное чтение, пересказ
|
13.11
|
|
30
|
В. А. Жуковский «Спящая царевна»
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, выразительное чтение
|
18.11
|
|
31
|
Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и
В. А. Жуковского (обобщение)
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Текущий контроль, чтение сказки (отрывка) наизусть
|
19.11
|
|
32
|
Литературные сказки.
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, выразительное чтение
|
20.11
|
|
33
|
В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, выразительное чтение
|
25.11
|
|
34
|
А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)
|
Урок закрепления знаний
|
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный устный опрос
|
26.11
|
|
35
|
Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается»
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Текущий контроль, краткий пересказ текста
|
27.11
|
|
36
|
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный устный опрос
|
2.12
|
|
37
|
Поэты XIX века
о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева
|
Комбинированный урок
|
Текущий контроль, чтение отрывка наизусть
|
3.12
|
|
38
|
Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе
|
Урок закрепления знаний
|
Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть
|
4.12
|
|
39
|
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
|
Урок закрепления знаний
|
Текущий контроль, выразительное чтение
|
9.12
|
|
40
|
Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги
|
Комбинированный урок
|
Текущий, чтение стихотворения (отрывка) наизусть
|
10.12
|
|
41
|
Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве»
|
Комбинированный урок
|
Текущий, составление схемы рассказа о Л. Н. Толстом
|
11.12
|
|
|