Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
"Мой первый доклад"
Тема: «Пословица недаром молвится»
Выполнила ученица Тришневская Дарья
МАОУ сош № 5, 4Г класс
Руководитель: Костюченко В. Г.
учитель начальных классов МАОУ сош№ 5
Сатка 2013 год
Содержание
Введение ………………………………………………………………….…....3
Основная часть………………………………………………………………...4
Исследовательская часть……………………………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………….7
Выводы………………………………………………………………………...8
Источники информации………………………………………………………9
Приложение…………………………………………………………………...10
Введение:
В современной жизни школьников, пословицы не потеряли своей актуальности. К любому случаю из жизни есть своя пословица, которая особенно подходит к данному моменту. Ведь пословица используется не только как присказка, а как возможность взять народную мудрость, для примера. Современный школьник особенно должен прислушиваться к народным высказываниям, потому что они несут в себе добрый совет и наставление к хорошим поступкам, правильному поведению и уважению старших.
Тема: «Пословица недаром молвится».
Цель работы: Выяснить роль пословиц в речи современных детей.
Задачи:
Углубить знания о пословицах;
Изучить материалы словарей.
Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей.
Узнать мнение о пословицах. Какие пословицы чаще всего используют школьники 2-4 классов. Узнать какую роль они имеют в жизни школьников.
Продумать и провести опрос школьников 2-4 классов.
Объект исследования: Речь современных школьников.
Предмет исследования: знание и использование пословиц в речи современных школьников.
Гипотеза:
Я считаю, что современные дети редко используют пословицы в речи.
Пословица играет большую роль в современной жизни каждого человека.
Такие пословицы как - « Семь раз отмерь , один раз отрежь», учат нас не торопиться с решением, высказыванием и прежде чем, что либо сделать подумать.
К труду приучает и следующее высказывание,- «Любишь кататься, люби и саночки возить» Я думаю что, каждый ребёнок должен использовать пословицы в своей жизни и брать, только самое хорошее для себя, и становиться от этого умнее, добрее и мудрее.
Основная часть
Пословицы – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Можно выделить такие основные источники возникновения русских пословиц и поговорок: народное, литературное, библейское происхождение, заимствование и использование цитат Крылова, Пушкина, Куприна и других русских писателей в качестве пословиц и поговорок.
Что же такое пословица?
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
Насколько велико значение пословиц в самом сознании народном мы видим по количеству пословиц о пословице! Вот некоторые из них:
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Без пословицы не проживёшь.
Не всякая пословица при всяком молвится.
От пословицы не уйдёшь.
Пень не околица, а глупая речь не пословица.
Пословица ведётся, как изба веником метётся.
Пословица недаром молвится.
Русская пословица ко всему пригодится.
Старая пословица век не сломится.
Без пословицы речь не молвится
Из поговорки слова не выкинешь.
Для поговорки мужик в Москву пешим шёл.
Белый свет не околица, а пустая речь не пословица.
Пословица не на ветер молвится.
Пословицы не обойти, не объехать.
На пословицу ни суда, ни расправы.
Пословицу и на кривой не объедешь.
На рынке пословицы не купишь.
Пословицами на базаре не торгуют.
Рожь в поле не околица, а пьяного речь не пословица.
Над кем пословица не сбывается!
Глупая речь не пословица.
Эта пословица не для Кузьмы Петровича.
Можно выделить три наиболее четко очерченных типа пословиц.
К первому типу мы относим пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Сюда можно отнести пословицы типа: «Бабушка надвое сказала»; « Игра не стоит свеч»; « Своя рубашка ближе к телу»; «Сухая ложка рот дерет» и т. п.
Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойным планом – буквальным и иносказательным. Таковы: «Аппетит приходит во время еды»; «Лежачего не бьют»; «Любишь кататься, люби и саночки возить»; «Что посеешь, то и пожнешь» и т. п.
Наконец, третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся, например: «Бедность не порок»; «Век живи, век учись»; «Лучше поздно, чем никогда»; «Молчание – знак согласия»; «Старый друг лучше новых двух» и τ. д.
Исследовательская часть.
Я провела анкетирование среди учащихся 2-4 классов (см. приложение)
В результате чего выяснила, что большинство учеников начальной школы знают пословицы, но крайне редко применяют их в жизни.
В данной таблице (табл.1), я представила результаты своих исследований:
класс
|
Используют ли
пословицы в речи
|
Понимают смвсл пословиц
|
Преобладающий тип посл
|
Нужно ли использ.пословицы в речи
|
2кл
|
10% используют
|
60%
|
2,3 тип
|
90%
|
3кл
|
50% используют
|
70%
|
2,3 тип
|
100%
|
4кл
|
14% не ответили
14% используют,
72% не исп.
|
72%
|
2,3 тип
|
86%
|
(табл.1)
На вопрос какую роль играют пословицы в нашей жизни, были получены следующие ответы;:
пословицы украшают речь;
они учат нас быть умнее;
передают мысли, чувства народа;
Вывод по исследованию:
В результате исследования я выяснила, что в речи современных детей редко используются пословицы, хотя все показали знания пословиц на различные темы. Прослеживается, что ученики 2 классов не отличаются в знаниях пословиц от более старших, но не всегда понимают смысл высказываний. А ученики 3-4 классов более осмысленно применяют пословицы в речи.
Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.
Заключение
Пословицы широко распространены в речи современного человека, это мы выяснили, проведя исследовательскую работу. Полученные данные помогли понять, насколько важно знать и применять пословицы в обыденной речи и в написании литературных произведений. Такие писатели как Пушкин, Крылов , Толстой и т.д. широко использовали этот жанр в своих произведениях. Некоторые выражения самих писателей позже переросли в пословицы, вот некоторые из них :
из произведений А.С.Пушкина
«Любви все возрасты покорны»;
«Что пройдёт, то будет мило»;
И. Крылов в своих баснях создал такие пословицы как:
«А воз и ныне там»;
«Услужливый дурак , опасней врага»;
Хотелось бы отметить, что современный школьник так же знает и понимает смысл пословиц. Многие дети применяют их в речи .Тем самым обогащают свой внутренний мир и нравственное воспитание .
Выводы
Узнала из литературы, что такое пословица и познакомилась с их значениями.
Проанализировать пословицы, употребляемые в устной речи и литературных произведениях известных русских писателей.
Узнала мнение о пословицах, и какие из них чаще всего используется.
Придумала и провела опрос школьников 2-4 классов.
Список литературы
Сборник пословиц В.И Даля
Басни И. Крылова
Стихи А.С. Пушкина
В.Сысоев « Пословицы и поговорки»
http://xreferat.ru/49/1800-1-poslovicy-i-pogovorki.html
Приложение
Анкета
Класс______
№
п/п
|
Тема
|
Запиши, какие знаешь пословицы
|
1
|
Народная мудрость
советы
|
|
2
|
Труд, работа
|
|
3
|
Нравственность
Человеческие качества
|
|
4
|
Дружба
|
|
5
|
Ответственность
|
|
6
|
Ум, знания
|
|
7
|
Семья
|
|
8
|
Родина
Храбрость
патриотизм
|
|
Нужно ли знать и использовать пословицы в современной жизни?
|
да
|
нет
|
Часто ли вы используете пословицы в современной жизни?
|
да
|
нет
|
какую роль играют пословицы в нашей жизни?
|
|
|
|