Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности




Скачать 127.08 Kb.
Название Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Дата публикации 29.09.2014
Размер 127.08 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Духовно-нравственное просвещение на уроках

русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Под духовно-нравственным просвещением понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, то есть Православия, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на основе духовно-нравственных ценностей.

Следует различать духовно-нравственное просвещение и религиозное образование. Последнее подразумевает вероучительное просвещение, которое осуществляется в воскресных школах. Духовно-нравственное просвещение, будучи стержнем формирования личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.

Работа по духовно-нравственному просвещению предполагает обращение к творческому наследию таких отечественных педагогов, как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, которые в своих педагогических системах придавали большое значение духовно-нравственному просвещению.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской подростковой преступности, суицида, наркомании, сектанства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей, сформированных Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим (толерантность), умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие).

  1. Особую важность приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков.

  2. Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живём во времена глобализации всех процессов. И чтобы не потеряться в общем доме всех народов, мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием.

  3. Но православие не только культуросообразующая компонента отечественной цивилизации, но и государствующая религия. Огромнейшее же число современных деструктивных, стремящихся обосноваться в учебных заведениях, разрушает государственность и деформирует сознание учащихся. Чтобы привить детям иммунитет против сект, необходимо знакомить их с традиционной духовностью.


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Приоритет морально-нравственного воспитания перед рационально-информационным.

  2. Деятельный характер работы (не только рассказ о милосердии, а дела милосердия; организация исследовательской работы по духовному краеведению и т.д.)

  3. Воспитание личности учащихся через духовно-нравственные качества педагога.

  4. Воспитание на идеалах Святой Руси.

  5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

  6. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству.

  7. Формирование нравственных чувств ребенка: совести, долга, веры, надежды, ответственности, гражданственности, патриотизма;

  8. Развитие нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

  9. Развитие нравственного облика: кротости, смирения, терпения, милосердия, незлобивости; способности прощать обиды, проявлять стойкость и мужество;

Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях.

Организация духовно-нравственного воспитания предусматривает разработку нормативно-правового сопровождения, создания оптимальной системы подготовки и переподготовки педагогов, взаимодействие социальных институтов: образовательное учреждение, семья, социальные институты, церковь и т.д.

Самым же важным звеном организационной работы является построение практической воспитательной работы, что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо, самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов содержание воспитания становится реальным живым воспитанием.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Формы воспитания. Воспитание реализуется в разных формах: уроки, факультативы, кружки, мероприятия, внешкольная, внеклассная работа и т.д.

О Боже, ты даёшь для родины моей

Тепло и урожай, дары святого неба.

Но, хлебом золотя простор её полей,

Ей также, Господи, духовного дай хлеба.

А.Н.Майков.

Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.

Я думаю, сейчас педагоги на вопрос, что они должны делать: обучать, воспитывая или воспитывать, обучая и развивая - должны выбрать второе.

Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности.

Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. Систему духовно-нравственного воспитания в условиях социально-педагогического партнерства можно представить в виде схемы. Это взаимодействие школы, семьи, учреждений культуры, общественных организаций и СМИ.

Я считаю, что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.

Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.

Русская литература - это воистину «неупиваемая чаша» нашей духовности.

Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:

-Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?

-Умен ли Чацкий?

-Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?

-Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?

- Грех, возмездие и покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?

-Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?

В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.

Иногда тема урока литературы позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.

Изучая сказ Н.С. Лескова «Левша» в 7 классе уч-ся узнают, что автор увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру. Работая над тремя первыми главами сказа, наблюдаем над героями: царем Александром Павловичем и атаманом Платовым. Выполняя домашнее задание, уч-ся работали над понятием слова «патриот» и выяснили что:

Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и на подвиги во имя интересов своей Родины.

Отвечаем на вопрос:

- Кто же патриот – царь Александр Павлович или атаман Платов? Уч-ся отвечают, что Платов и приводят цитаты из текста, характеризующие обоих героев.(Александр Павлович: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, сейчас же скажет: так и так, и у нас дома своё не хуже есть…».

И, конечно же, истинный патриот – левша. Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении.

Лесков считал, что потребность делать добро – самая главная в человеке. Такая потребность есть у Левши, такая же потребность есть у учительницы Лидии Михайловны, героини рассказа В.Распутина «Уроки французского» (6 класс). Ребятам понравилось это произведение. Эстетическая задача изучения произведения состоит в том , чтобы ученики опирались не только на содержательную сторону произведения, но и могли сами проанализировать тот или иной эпизод, оценить поступок героя.

- Когда начинается для мальчика самостоятельная жизнь? (в 12 лет)

- Почему мальчик играет «в чику» на деньги? (чтобы купить себе кружку молока).

- Какие черты характера вас привлекают в герое? (стойкость, жажда знаний, чувство собственного достоинства).

Когда работа над произведением была завершена, проводилось итоговое тестирование. 2 вопрос из 5 был такой: «Название произведения говорит о том, что перед нами…» и варианты ответов:


1) рассказ о необходимости изучения иностранных языков

2) история дополнительных занятий по французскому языку

3) рассказ героя о любимых уроках французского языка

4) рассказ об уроках нравственности и доброты.

8 человек из 12 выбрали правильный ответ – рассказ об уроках нравственности и доброты.

Изучая рассказ А. Платонова «Юшка» ( 7 класс), мы говорим о необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Всё творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей видеть в человеке хорошее. Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Юшка, один из самых униженных его героев, говорит обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя».

При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

На уроках русского языка также можно заниматься духовно-нравственным просвещением.

И здесь я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию.

Основным содержанием духовно - нравственного воспитания на уроках русского языка являются базовые национальные ценности:

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Направления:

1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся;

2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним;

3. Разработка методического материала, направленного на формирование ценностного отношения к здоровью.

Педагогические условия, обеспечивающие развитие духовно-нравственных ценностей :

• опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла);

• сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания русский язык как предмета, формирующего духовную сферу человека, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету;

• интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий

• использование святоотеческого наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования.

В основе формирования духовно – нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:

- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);

- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).

На уроке развития речи в 8 классе «Описание памятника архитектуры нашего города » учащиеся задумываются: какой в городе есть архитектурный памятник? И приходят к ответу, что таким памятником является Никольская церковь. В сочинении можно рассказать и об истории появления памятника, и о его архитектурных достоинствах.

На уроке развития речи в 7 классе по теме «Описание внешности человека» ребятам предлагается сочинение по картине П.Д. Корина «Александр Невский». Цель его: духовно-нравственное просвещение на примере жизни и деятельности Александра Невского. Почему Александр Невский? Это – достойный пример для подражания. Невский – это патриот своей страны. Он и прославленный военачальник, и мудрый правитель, и талантливый дипломат, и просто князь, причисленный к лику святых. Самое главное – это человек с активной жизненной позицией, а значит – он и есть тот духовно-нравственный ориентир, который необходим в жизни наших детей.

Духовно-нравственное просвещение во внеурочной деятельности

В моей воспитательной работе с классом духовно-нравственное просвещение занимает основное место. И в понятие духовно-нравственное просвещение входит и патриотическое, и половое воспитание, и пропаганда здорового образа жизни, а именно отрицательного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ.

  1. сентября мы начинаем учебный год уроком по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию.

Классный час «10 заповедей Д.С. Лихачева»

праздник, посвящённый Дню Матери «Под покровом любви»;

«Новогодний классный час с рассказом о Рождестве Христовом».

Краеведение ( конкурс стихов « Природа в произведениях поэтов Ставрополья» )
И всё же особые впечатления оставались у ребят, когда мы совершали поездки:

  • Поездка по лермонтовским местам и посещение домика Лермонтова в г. Пятигорске.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Ежегодно ребята участвуют в краеведческих чтениях, где представляют свои исследовательские работы не только по историческому, но и по литературному краеведению

В заключение мне хотелось бы обратиться к словам Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: “Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово “образование” восходит к понятию “образ Божий”, который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке”. Величие народа в том, что носит в сердце он своём».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...
Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...
Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon План работы шмо учителей русского языка и литературы моу верхнетимерсянской...
Методическая тема шмо: «Использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое...
Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon План внеурочной деятельности по русскому языку и литературе для учащихся...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щельяюрская средняя общеобразовательная школа»
Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon Заседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
«а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ
Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon Календарное планирование работы методического объединения «Филология»...
...
Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...
Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon Использование новых технологий на уроках и во внеурочной деятельности....
Важность развития данной отрасли отметил в своем последнем Послании к Федеральному Собранию и президент РФ дмитрий Медведев
Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности icon Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции