Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания




Скачать 203.81 Kb.
Название Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания
Дата публикации 29.09.2014
Размер 203.81 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Николай Алексеевич Некрасов

(1821–1877)

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

История создания

Поэма была задумана как «народная книга», эпопея, изображающая целую эпоху в жизни народа. Н. А. Некрасов начал работать над поэмой в начале 1860-х гг.

Окончание работы над первой частью произведения автор датирует 1865 г.

Пролог появляется в печати в январской книжке «Современника» за 1866 г. Издание первой части растянулось на несколько лет.

«Последыш» был создан в 1872 г., «Крестьянка» — в июле–августе 1873 г., «Пир — на весь мир» — осенью 1876 г. Главы печатались по мере написания, поэтому порядок частей поэмы в первом и последующих изданиях не совпадает.

В 1877 г. Некрасов умирает. Поэма остается неоконченной.

О замысле поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Н. А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

«Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”»

Г. И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н. А. изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по собственным словам Н. А., “по словечку” в течение двадцати лет».

Г. И. Успенский: «Однажды я спросил его:

— А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?

— А вы как думаете?

Н. А. улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ <�…>.

— Пья-но-му!

Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти “смежны”, стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, “подпоясанного лычком”, и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо»

Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа



Жанр

«Кому на Руси жить хорошо» — реалистическая лиро-эпическая поэма-эпопея.

Это огромное по масштабу исследование всей послереформенной России (1861 г. — отмена крепостного права), пребывавшей в переходном состоянии

Особенности композиции

Четкой структуры поэмы Некрасов не оставил, поэтому существует

вариативность в расположении глав. Традиционной является следующая последовательность:

Часть первая

Пролог

В прологе четко намечен замысел поэмы и ее структура.

«В каком годурассчитывай,

В какой землеугадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова —

Неурожайка тож,

Сошлисяи заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...»

Слова «Кому живется весело, / Вольготно на Руси?» являются рефреном.

Мужикам попадается по дороге птичка пеночка, она указывает, где найти скатерть самобраную, которая будет обеспечивать едой и чинить одежду. Герои отправляются искать «счастливца»

Глава 1. Поп

Первого по дороге мужики встречают попа. Он рассказывает о своей нелегкой жизни. Герои понимают, что попу не «живется весело, вольготно на Руси»

Глава 2. Сельская ярмонка

Мужики попадают на ярмарку, где много разного народа. Павлуша Веретенников, «барин», покупает пропившему все деньги Вавилу для его внучки ботиночки. Продают книги, но с базара пока несут не Белинского и Гоголя, а Блюхера и «милорда глупого»

Глава 3. Пьяная ночь

Мужики наблюдают пьяный разгул. Встречают записывающего в книжечку фольклор Веретенникова. «Барину» противны пьяные. Один из крестьян, Яким Нагой, объясняет, почему люди в деревне пьют:

«Пьем много мы по времени,

А больше мы работаем».

«Нет меры хмелю русскому.

А горе наше меряли?

Работе мера есть?»

В семьях, где не прикасаются к спиртному,

«Не пьют, а также маются,

Уж лучше б пили, глупые»

Глава 4. Счастливые

Мужики объявили, что нальют водки тому, кто окажется счастливым человеком. К странникам приходили дьячок, «старуха старая», «солдат с медалями», каменотес, дворовый человек, крестьянин-белорус, «мужик с скулой свороченной», нищие и все доказывали, описывая свою тяжелую

жизнь, какие они счастливцы. Народ рассказал странникам о счастливом, честном и добром молодце Ермиле Гирине

Глава 5. Помещик

Мужики по дороге встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева.

«Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет».

Тот рассказывает о своей судьбе после отмены крепостного права. Он сетует, что

«Усадьбы переводятся,

Взамен их распложаются

Питейные дома!»

Однако больше переживает о том, что ему, барину, привыкшему «жить чужим трудом», придется трудиться. Мужики делают вывод:

«Порвалась цепь великая,

Порваласьрасскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..»

Последыш (Из второй части)

1. «Петровки. Время жаркое...»

2. «Помещик наш особенный...»

3. «Пошли за Власом странники...»

Один из жителей деревни Вахлаки, Влас, рассказывает странникам о своем помещике, уверенном, что до сих пор действует крепостное право. Утятин-князь, ничтожная фигура прошлого, «дурит по-старому», а народ ему подыгрывает. Дети помещика, боясь лишиться отцовского наследства, платят людям за то, чтобы они создавали иллюзию, будто все идет как раньше. Образ помещика имеет гротескный характер; мир, в котором он «куражится»,

абсурден. Безрассудные приказы Утятина смешат крестьян. Вскоре после прихода странников последыш умирает. Дети его перестают одаривать крестьян и начинают судиться с ними за земли

Крестьянка (Из третьей части)

Пролог

Глава 1. До замужества

Глава 2. Песни

Глава 3. Савелий, богатырь святорусский

Глава 4. Демушка

Глава 5. Волчица

Глава 6. Трудный год

Глава 7. Губернаторша

Глава 8. Бабья притча

Мужики решают поискать счастливых среди баб. Им советуют поговорить с Матреной Тимофеевной. Женщина рассказывает им свою судьбу.

Матрена Тимофеевна —

«Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла».

Росла в непьющей работящей семье. Девушкой влюбилась в Филиппа Корчагина, печника из Петербурга. Молодые сыграли свадьбу, переехали жить к Филиппу. Матрена попала в новую семью «с девичьей холи в ад». Жили с мужем в любви, но свекровь не давала покоя

Матрена Тимофеевна родила сына Демушку. Помогал молодой матери и жалел ее во время отъезда мужа только дедушка Савелий, «родитель свекра-батюшки». Но однажды, присматривая за ребенком, которого дед без памяти

любил, «заснул старик на солнышке, / Скормил свиньям Демидушку». Врачи при матери проводили вскрытие мальчика. Матрена долго тужила за ребенком. Дедушка «ушел на покаяние / В Песочный монастырь», через время поставил оградочку на могиле Демы; умер в 107 лет. Вскоре пошли у Корчагиных новые дети. Однажды Федотушка, восьмилетний мальчик Матрены, пожалел кормящую обессиленную волчицу и отдал ей овцу. За это ребенка чуть не высекли, наказание за сына получила мать. В голодный год тяжело пришлось Матрене: мужа забрали в рекруты, детей кормить было нечем, да свекровь «попрекала без перестану». Беременная, Матрена отправилась просить за мужа к губернаторше Елене Александровне, которая «добра была, умна была, / Красивая, здоровая». Упала перед барыней на колени Матрена, потеряла сознание, а очнулась, когда уже родила младенца Лиодорушку. Губернаторша пожалела несчастную мать, вернула Филиппа из рекрутов домой. Многого натерпелась женщина, однако

«Ославили счастливицей,

Прозвали губернаторшей

Матрену с той поры...»

Пир на весь мир

Вступление

1. Горькое время — горькие песни

Барщинная

Про холопа примерного — Якова верного

2. Странники и богомольцы

О двух великих грешниках

3. Старое и новое

Крестьянский грех

Голодная

Солдатская

4. Доброе время — добрые песни

Соленая

Бурлак

Русь


Глава посвящается Сергею Петровичу Боткину. В Вахлаках героям местные жители рассказывают истории. Одна из них — «про холопа примерного — Якова верного», который всю жизнь служил барину: «Только и было у Якова

радости: / Барина холить, беречь, ублажать / Да племяшамалолетка

качать». «Вырос племянничек Якова, Гриша» и захотел жениться на Арише, которая нравилась и старому помещику, «слабому на ноги», который уже и ходить сам не мог. «Как ни просил за племянника дядя, / Барин соперника в рекруты сбыл». Обиделся за это Яков на любимого барина, свез его в лес и на его же глазах повесился.

«Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!»

Историю «О двух великих грешниках» рассказывает Ионушка. Кудеяр, атаман двенадцати разбойников, решил замолить свои грехи перед Богом. Долго ходил он по святым землям, и «предстал пред ним угодник», который

приказал атаману срезать дуб тем ножом, что «и кровь проливал», — тогда «только что рухнется дерево/ Цепи греха упадут». Кудеяр принялся за работу. Однажды встретил он пана Глуховского, который не задумывался

о своих злодеяниях: «Сколько холопов гублю, / Мучу, пытаю и вешаю, / А поглядел бы, как сплю!» Не выдержал бывший атаман таких речей, убил душегубца, и в это время «рухнуло древо, скатилося / С инока бремя

грехов!..» Услышали странники и рассказ о крестьянине, который не исполнил завещания «аммирала-вдовца», предал народ, не отпустил на волю «восемь тысяч душ». Гриша Добросклонов, семинарист, «складывает» и поет

песни о матушке-Руси. Возможно, именно он — будущий народный герой и счастливец.

«Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного –

Пел он воплощение счастия народного!..»



Сюжетные ходы, не получившие развития

мужики опросили не всех заявленных в прологе «счастливцев», встретили только попа и помещика;

- не получает сюжетного развития предостережение пеночки:

«А водки можно требовать

В день ровно по ведру.

Коли вы больше спросите,

И раз и два — исполнится

По вашему желанию,

А в третий быть беде!»

- обрывается история о Ермиле Гирине и т. д.

Роль песен в поэме

Песни являются неотъемлемой частью поэмы. Они утешают народ в горе, помогают пережить несчастья, сопровождают в радостях. В песнях выражено сознание народа

Некрасов использует народные песни и свои стилизации

В начале поэмы песни играют вспомогательную роль, в конце несут основную смысловую нагрузку. В последней песне Гриши Добросклонова — ответ на главный вопрос о счастье

Формы развития сюжета

Рассказ, преимущественно

монолог, встреченного

«счастливца» или иного

персонажа

Изображение того, что видят и слышат мужики,

Выступая в роли обычных

наблюдателей

Рассказ от имени

автора-повествователя,

когда странников

в сюжете нет

«Поп», «Помещик»

«Сельская ярмонка», «Последыш»

О Григории

Добросклонове

Характеристика отдельных персонажей

Яким

Нагой

«В деревне Босове

Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!..»

Яким похож «на землю-матушку». Он жил когда-то в Петербурге,

«Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся»

Ермила

Гирин

Умный и честный, вызывает уважение у всех, кто его знает. Выбранный бурмистром, семь лет преданно служит односельчанам: «В семь лет мирской копеечки / Под ноготь

не зажал, / В семь лет не тронул правого, / Не попустил виновному, / Душой не покривил». / И этим заслужил / «Почет завидный, истинный, / Не купленный ни деньгами,

/ Ни страхом: строгой правдою, / Умом и добротой!»

Лишь раз несправедливо он поступил, но признался во всем перед народом и с горя чуть не повесился. Когда Гирину надо было выкупить мельницу, народ на площади собрал необходимую сумму: «Несут Ермилу денежки, / Дают, кто чем богат».

Когда раздавал молодой герой деньги людям обратно, «И выдать гроша лишнего / Ермилу не пришлось». / «Рубль лишний — чей Бог ведает! — / Остался у него».

Однако судьба Ермилы остается неизвестной, один из мужиков говорит, что народный заступник оказался в остроге, вероятно, по несправедливому обвинению

Савелий

«С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал, / Особенно как из лесу, / Согнувшись, выходил».

Дедушка Савелий — русский богатырь. О себе он говорил: «Клейменый, да не раб!» Не желая терпеть более издевательств немца Фогель, он с мужиками мучителя «живого закопал», за что угодил в острог и на каторгу.

В собственной семье Савелия не понимают: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!»

Дед сочувствует тяжелой женской доле:

«Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог

да каторга, / А бабам на Руси / Три петли…»

Григорий

Добросклонов

Семинарист Григорий, добрый и чуткий, постоянно

голодающий, думает о народе, о родной стране:

«Не надо мне ни серебра / Ни золота, а дай господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси!»

Юноша понимает, что он рожден для счастья и для того, чтобы сделать счастливой «матушку-Русь»:

«И скоро в сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась, — и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Что будет жить для счастия

/ Убогого и темного / Родного уголка».

В его песне звучат такие слова: «Доля народа, / Счастье его, / Свет и свобода / Прежде всего!»

Герой будет деятельно бороться за народное счастье:

«Ему судьба готовила / Путь славный, имя громкое / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь»

Фольклорные элементы в поэме

Автор вводит в свой текст:

- пословицы, поговорки, загадки, песни; мотивы былин и народных легенд; обычаи и приметы; сказочные элементы (говорящая пеночка, скатерть самобраная, магические числа) и т. д.;

- художественные средства, характерные для былинного эпоса («путь-дороженьку», «Пошло гулять-погуливать / Пошло кричать-покрикивать» и т. д.);

- просторечную лексику, фразеологизмы, народные обороты.

Это создает особый национально-самобытный колорит поэмы


О ДВУХ ВЕЛИКИХ ГРЕШНИКАХ

Господу богу помолимся,

Древнюю быль возвестим,

Мне в Соловках ее сказывал

Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,

Был Кудеяр - атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан,
Много богатства награбили,

Жили в дремучем лесу,

Вождь Кудеяр из-под Киева

Вывез девицу-красу.
Днем с полюбовницей тешился,

Ночью набеги творил,

Вдруг у разбойника лютого

Совесть господь пробудил.
Сон отлетел; опротивели

Пьянство, убийство, грабеж,

Тени убитых являются,

Целая рать - не сочтешь!
Долго боролся, противился

Господу зверь-человек,

Голову снес полюбовнице

И есаула засек.
Совесть злодея осилила,

Шайку свою распустил,

Роздал на церкви имущество,

Нож под ракитой зарыл.
И прегрешенья отмаливать

К гробу господню идет,

Странствует, молится, кается,

Легче ему не стает.
Старцем, в одежде монашеской,

Грешник вернулся домой,

Жил под навесом старейшего

Дуба, в трущобе лесной.
Денно и нощно всевышнего

Молит: грехи отпусти!

Тело предай истязанию,

Дай только душу спасти!
Сжалился бог и к спасению

Схимнику путь указал:

Старцу в молитвенном бдении

Некий угодник предстал,
Рек "Не без божьего промысла

Выбрал ты дуб вековой,

Тем же ножом, что разбойничал,

Срежь его, той же рукой!
Будет работа великая,

Будет награда за труд;

Только что рухнется дерево -

Цепи греха упадут".
Смерил отшельник страшилище:

Дуб - три обхвата кругом!

Стал на работу с молитвою,

Режет булатным ножом,
Режет упругое дерево,

Господу славу поет,

Годы идут - подвигается

Медленно дело вперед.
Что с великаном поделает

Хилый, больной человек?

Нужны тут силы железные,

Нужен не старческий век!
В сердце сомнение крадется,

Режет и слышит слова:

"Эй, старина, что ты делаешь?"

Перекрестился сперва,
Глянул - и пана Глуховского

Видит на борзом коне,

Пана богатого, знатного,

Первого в той стороне.
Много жестокого, страшного

Старец о пане слыхал

И в поучение грешнику

Тайну свою рассказал.
Пан усмехнулся:"Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!"
Чудо с отшельником сталося:

Бешеный гнев ощутил,

Бросился к пану Глуховскому,

Нож ему в сердце вонзил!
Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов!..

Господу богу помолимся:

Милуй нас, темных рабов!

В1. История «О двух великих грешниках» носит назидательный характер, содержит моральное поучение в иносказательной форме. Как называется такой литературный жанр?

В2. Старец Кудеяр не выдерживает цинизма пана Глуховского и убивает его. Как называется данный элемент сюжета, если для него характерно наивысшее напряжение действия, предельное обострение противоречий?

В3. В истории «О двух великих грешниках» изображено острое столкновение взглядов и жизненных принципов Кудеяра и пана Глуховского. Назовите термин, означающий противоборство между героями, ведущее к развитию сюжетного действия.

В4. Легенду «О двух великих грешниках» мужикам рассказывает странник Иона Ляпушкин, который, в свою очередь, слышал её от старца отца Питирима. Для какого вида словесного творчества характерна такая устная форма существования?

В5. В словосочетаниях «дремучий лес», «борзый конь», «дуб вековой», «булатный нож» использованы определения с определяемыми словами и образующие с ними образно-поэтические выражения. Какой вид тропа здесь использован?

В6. Какой вид звукописи использован автором в заключительном эпизоде истории о двух великих грешниках?

В7. Какой стихотворный размер использовал автор, рассказывая о двух великих грешниках?

С1. Почему для Кудеяра искупление грехов наступает после убийства пана Глуховского?

С2. Чем сходны и чем различны с Кудеяром герои-праведники в русской литературе?

В1. Притча

В2. Кульминация

В3. Конфликт

В4. Фольклор

В5. Эпитет

В6. Аллитерация

В7. Дактиль

Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня рассказа праведница Матрёна - нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрена Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. “Лоб её недолго оставался омрачённым...”, Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение. Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя,что она “всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой”. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде.

Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть.

После смерти Матрёны многие её укоряли: “...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно”, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...”

В повести “Очарованный странник” Н.С.Лесков создал уникальный образ такого человека, который грешен в своих поступках, но чист мыслями и душой. Главный герой – Иван Северьяныч Флягин, странник с необычной судьбой. Он был рожден по молитвам родителей и поэтому “предназначен” для монастыря. Но жизнь нередко била его, устраивала испытания на крепость духа, поэтому и путь Флягина полон приключений. Герой произведения вовсе не безгрешен, хоть с ним и происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар. На совести героя три человеческих смерти: по его вине погибает монах, татарский князь и любимая им Грушенька. Однако Иван осознаёт свои грехи и сам называет себя «великим грешником», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». Но ни один из его греховных поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Неоднозначность натуры героя проявляются и в том, что при всех своих заблуждениях и пороках, он поступает по совести и всегда честен с собой и окружающими людьми. Жизнь преподносит Флягину нелегкие испытания и искушения, но твердость духа, чувство собственного достоинства никогда не позволяют ему забывать о совести, морали.





























Осьмнадцать лет терпели мы.
Застроил немец фабрику,
Велел колодец рыть.
Вдевятером копали мы,
До полдня проработали,
Позавтракать хотим.
Приходит немец: "Только-то?.."
И начал нас по-своему,
Не торопясь, пилить.
Стояли мы голодные,
А немец нас поругивал
Да в яму землю мокрую
Пошвыривал ногой.
Была уж яма добрая...
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,
Потом другой толкнул его,
И третий... Мы посгрудились...
До ямы два шага...
Мы слова не промолвили,
Друг другу не глядели мы
В глаза... А всей гурьбой
Христьяна Христианыча
Поталкивали бережно
Всё к яме... всё на край...
И немец в яму бухнулся,
Кричит: "Веревку! лестницу!"
мы девятью лопатами
Ответили ему.
"Наддай!" - я слово выронил, -
Под слово люди русские
Работают дружней.
"Наддай! наддай!" Так наддали,
Что ямы словно не было -
Сровнялася с землей!
Тут мы переглянулися..."

Остановился дедушка.

"Что ж дальше?"

                          "Дальше - дрянь!
Кабак... острог в Буй-городе,
Там я учился грамоте,
Пока решили нас.
Решенье вышла: каторга
И плети предварительно;
Не выдрали - помазали,
Плохое там дранье!
Потом... бежал я с каторги...
Поймали! не погладили
И тут по голове.
Заводские начальники
По всей Сибири славятся -
Собаку съели драть.
Да нас дирал Шалашников
Больней - я не поморщился
С заводского дранья.
Тот мастер был - умел пороть!
Он так мне шкуру выделал,
Что носится сто лет.

А жизнь была нелегкая.
Лет двадцать строгой каторги,
Лет двадцать поселения.
Я денег прикопил,
По манифесту царскому
Попал опять на родину,
Пристроил эту горенку
И здесь давно живу.
Покуда были денежки,
Любили деда, холили,
Теперь в глаза плюют!
Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать..."

Н.А.некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
В1. Назовите имя героя, монолог которого приводится в отрывке из поэмы.
В2. На законы кокого фольклорного жанра ориентировался Н.А.Некрасов, создавая образ этого могучего и смелого героя?
В3. При помощи какого приёма охарактеризовано отношение к деду его юлизких в строчках: «Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!»?
В4. Какой стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных конструкций, Н.А.некрасов использовал в начале заключительной строфы?
В5. Выпишите фразеологизм, при помощи которого охарактеризованы в отрывке сибирские заводские начальники.
В6. Какой стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, использован Н.А.Некрасовым в оборотах «землю мокрую», «по манифесту царскому», «люди русские»?
С1. Какой нарисована судьба русского мужика в рассказе некрасовского героя и может ли он претендовать на то, чтобы назваться «счастливым» в поэме?
С2. Какие русские писатели в своих произведениях ориентируется на фольклорные сюжетно-композиционные приёмы и способы обрисовки персонажей и в чём отличие в принципах использования этих приёмов от поэмы Н.А.Некрасова?


В1. Савелий

В2. Былина

В3. Антитеза

В4. Анафора

В5. Собаку съели

В6. Инверсия

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Тема счастья в рассказах Л. Е. Улицкой «И умерли они в один день», «Дочь Бухары»
А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», В. Г. Короленко в очерке «Парадокс»,...
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Поэма «Мертвые души» История создания
«мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. Н. В. Гоголь: «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение отдал мне...
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Урок литературы по проектной методике 7 класс. Тема: Н. А. Некрасов....
Тема: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Николай Левашов Зеркало моей души Автобиографическая хроника Том...
Внимание! Для просмотра иллюстраций, необходимо кликнуть мышкой на выделенном жирным шрифтом номере рисунка. Нужный рисунок тут же...
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Книга первая. «Хочешь ли ты жить?»
Кому не хочется жить?! Или – хотя бы выжить?! Думаете, вопрос праздный? Да ещё и глупый… Разве не понятно, что всем хочется жить…...
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Рассказ-эссе «Моя профессия школьный библиотекарь»
«Кому в школе жить хорошо? Школьному библиотекарю «Выдал учебники и сиди себе целый год спокойно в тишине школьной библиотеки». Так...
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.»
Цели: 1 познакомить учащихся с основными событиями русско-турецкой войны 1877 1878 гг., ее причинами и итогами
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Прошлое несет в себе зерна настоящего и будущего и тот, кто не хочет...
«новое — это хорошо забытое старое». Это не значит, что история движется по кругу: разумеется, ей свойственно развитие; но параллели...
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Островский Николай Алексеевич [16(29) 1904 22. 12. 1936] За кулисами русской сцены
Александра Николаевича Островского (1823-1886) отличало подобное стремление соединить с художественным творчеством неустанную и разностороннюю...
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания icon Николай Михайлович Карамзин История государства Российского. Том V
«История Карамзина» — один из величайших памятников русской национальной культуры
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции