МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО гуманитарного цикла
______________Мухина Н.З.
Протокол № от ________
« _____»__________ 2011 г.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МКВ(С)ОУ «В(с)ОШ №35»
___________ Шевченко О.А.
«____ »______________ 2011г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКВ(С)ОУ «В(с)ОШ №35»
______ Каримбаев С.Б.
«____» ____________ 2011г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
на 2011-2012 учебный год
72 часа (2 часа в неделю)
Учитель Волкова Тамара Петровна
Категория I, год аттестации: 2009 г.
Саратов 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература 8 класс
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2001 г.) и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина. В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2005г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся приходят в школу с очень слабой подготовкой. У них, как правило, большие пробелы в знаниях.
Характерная черта программы - снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Цель изучения литературы в 8 классе В(С)ОШ - помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.
Половина ребят, поступающих в 8-й класс, как правило, плохо читают, а около 15% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
составление планов;
краткие и подробные пересказы текста:
изложение с элементами сочинения;
устные и письменные сочинения-характеристики героев;
анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
развитие художественной фантазии;
прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов, чем в дневной школе. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в про грамме и количества произведений, но принцип вариативности остается.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение кр4уга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становиться важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9, классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Учащиеся недостаточно владеют техникой чтения, но активно воспринимают прочитанный текст. Именно поэтому на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка про читанного ). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
В программу включены произведения писателей и поэтов Поволжья. Задача - познакомить учащихся с лучшими произведениями народов Поволжья. Главное средство знакомства - это чтение произведений, беседа по ним, рассказ об авторах. Учителю можно сопоставить художественные тексты и произведения народного творчества.
Занятия должны быть построены на интересе учащихся - на интересе к своему родному краю, стремлении познакомиться с ним. Это позволит решить следующие задачи:
воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций своей родины:
помочь учащимся войти в мир национальной культуры;
приобщить учащихся к духовным ценностям народа через литературу родного края;
В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и возвращаются забытые имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.
Учащиеся должны знать:
Тексты художественного произведения.
Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, лирические и драматические произведения.
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
Давать анализ отдельного эпизода.
Календарно-тематическое планирование
Раздел
|
№
урока
|
Тема урока
|
Материал учебника
|
Формы работы
|
Формы контроля
|
Домашнее задание
|
Введе ние (1 час)
|
1
|
Литература и история
|
Ч. 1 стр. 3-5
|
Беседа
|
Тестирование
|
Стр.6-8(пересказ)
|
Фольклор
(2 часа)
|
2
|
Отражение жизни народа в народных песнях
|
Ч. 1
стр. 6-13
|
Рассказ учителя. Беседа. Анализ песен
|
|
Выучить песню «Пугачёв в темнице»
|
3
|
Предания как исторический жанр народной прозы
|
Ч. 1
стр. 13- 17
|
Беседа
|
|
Стр. 17, вопрос 1, стр. 19-27(чтение, вопросы)
|
Древнерусская литература (4 часа)
|
4
|
«Житие Александра Невского»
|
Ч. 1
стр. 18- 30
|
Лекция учителя. Беседа. Практикум
|
Художественный пересказ
|
Зайцев «Житие Сергия
Радонежского» (прочитать)
|
5в/ч"
|
«Житие Сергия Радонежского»
|
|
Беседа, пересказ
|
|
Стр. 32-36(чтение, вопросы)
|
6Р*
|
Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
|
|
Беседа. Слово учителя.
Составление плана. Написание вступления и заключения
|
|
Написать сочинение
|
7 в/ч
|
«Шемякин суд как сатирическое произведение»
|
Ч. 1
стр. 31- 36
|
Урок внеклассного чтения
|
Тестирование «Фольклор. Древнерусская литература»
|
Фонвизин
«Недоросль» (прочитать)
|
Русская
литера тура
|
8
|
Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии
|
Ч. 1
стр. 37- 74
|
Лекция учителя. Беседа. Чтение по ролям. Заполнение таблицы
|
Тестирование
|
Стр. 74-79 (читать, вопросы)
|
* Материал, расширяющий программу
18
века (4 часа)
|
9
|
Анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль»
|
Ч. 1
стр. 74- 79
|
Практикум
|
|
Стр. 80-87 (читать, вопросы)
|
10
|
И. А. Крылов. «Лягушки», «Обоз»
|
Ч. 1 стр. 80- 87
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Тестирование по басням Крылова
|
Стр. 88-94 (читать,
вопросы) сообщение
|
11
|
К. Ф. Рылеев «Смерь Ермака»
|
Ч. 1
стр. 88- 94
|
Практикум
|
Сообщение «Судьба Рылеева»
|
Стр. 95-105 (чтение, вопросы)
|
творчество А. С. Пушкина (11 часов)
|
12
|
А. С. Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье...», «19 октября»
|
Ч. 1
стр. 220- 228
|
Рассказ учителя. Беседа. Анализ стихотворений
|
Сообщения
|
Наизусть «Я помню чудное мгновенье»
|
13
|
А. С. Пушкин «История Пугачёва»
|
Ч. 1
стр. 95- 105
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
|
14
|
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания
|
|
Лекция учителя, конспект лекции, составление плана
|
|
Стр. 105-128 (чтение) стр. 216 (вопросы)
|
15
|
Анализ сцены бурана. Первая встреча с Пугачёвым
|
Ч. 1
стр. 108- 128
|
Беседа, анализ эпизода, заполнение таблицы
|
|
Стр.128-144 (читать) стр. 216- 217(вопросы)
|
16
|
«Старинные люди»
|
Ч. 1
стр. 128- 144
|
Беседа
|
|
Стр. 144-166 (читать) стр. 217 (вопросы)
|
17
|
Вторая и третья встреча с Пугачёвым. Путём милосердия
|
Ч. 1
стр. 144- 166
|
Беседа, заполнение таблицы
|
|
Стр. 167-202 (читать) стр. 217- 218 (вопросы)
|
18
|
Швабрин и Гринёв.
Сравнительная
характеристика
|
Ч. 1
стр. 167- 202
|
Беседа,составление плана сравнит. хар-ки
|
|
Стр. 202-215 (читать) стр. 218 (вопросы)
|
19
|
Образ Марь Ивановны
|
Ч. 1
стр. 202- 215
|
Беседа,составление
плана характеристики
|
|
Подбор материалов к сочинению
|
20Р
|
Гуманизм и историзм Пушкина в романе «Капитанская дочка»
|
|
Урок развития речи
|
Тестирование
|
Подготовка к сочинению
|
|
21Р
|
Сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка»
|
|
Урок развития речи
|
|
Пушкин «Пиковая дама» (читать)
|
22
|
А. С. Пушкин «Пиковая дама»
|
Ч. 1
стр. 228- 229
|
Беседа. Рассказ учителя
|
|
Стр. 230-259 (чтение, вопросы)
|
Творчество М.Ю. Лермонтова (3 часа)
|
23
|
М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой
|
Ч. 1
стр. 230- 259
|
Слово учителя. Беседа
|
|
Отрывок «Бой с барсом» (наизусть)
|
24
|
Особенности композиции поэмы «Мцыри»
|
Ч. 1
стр. 230- 259
|
Практикум,
|
выразительное чтение наизусть
|
Лермонтов
«Демон» (прочитать)
|
25
в/ч*
|
М. Ю. Лермонтов «Демон»
|
|
Слово учителя, беседа,
художественный пересказ
|
|
Гоголь «Ревизор» (читать)
|
Творчество Н. В. Гоголя (8 часов)
|
26
|
Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания и её первой постановки
|
Ч. 1
стр. 260- 265
|
Лекция учителя. Составление конспекта статьи учебника
|
Первичное
Восприятие комедии
(проверочная
работа по содержанию)
|
Ответы на проблемные вопросы, экскурсия по городу
|
27
|
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе
|
Ч. 1
стр. 265- 358
|
Беседа. Практикум. Чтение по ролям
|
Экскурсия по городу
|
Заполнение
Обобщающих таблиц
|
28
|
Хлестаков и хлестаковщина
|
Ч. 1
стр. 265- 358
|
Практикум. Составление плана характеристики
|
|
Заполнение
Обобщающих таблиц
|
29Р"
|
Речевая характеристика городничего
|
Ч. 1
стр. 265- 358
|
Практикум
|
|
Заполнение
Обобщающих таблиц
|
ЗОР
|
Подготовка к домашнему сочинению «Обобщающая Характеристика чмновников
|
Ч. 1
стр. 265- 358
|
Урок развития речи
|
|
Написать сочинение
|
* Материал, расширяющий программу ** Материал, углубляющий программу
|
31
|
Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека»
|
Ч. 1
стр. 358- 391
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Сообщения
|
Сообщения. Гоголь «Невский проспект» (прочитать)
|
32*
|
Образ Петербурга у Пушкина и Гоголя («Невский проспект» и «Шинель»)
|
Ч. 1
стр. 358- 391
|
Практикум
|
Сообщения
|
Гоголь
«Портрет»(читать)
|
ЗЗ
в/ч*
|
Н. В. Гоголь «Портрет»
|
|
Урок внеклассного чтения
|
|
Стр. 3-16 (читать, вопросы)
|
Русская литература второй половины 19 века (7 часов)
|
34
|
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
|
Ч. 2
стр. 3-16
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
Стр. 15-26 (читать, вопросы)
|
35
|
Н. С. Лесков «Старый гений»
|
Ч. 2
стр. 15- 26
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
Стр. 27-41 (читать, вопросы)
|
36
|
Л. Н. Толстой «После бала»
|
Ч. 2
стр. 27- 41
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
Тютчев «Осенний вечер» (наизусть)
|
37
|
Мастерство Толстого в рассказе «После бала»
|
Ч. 2
стр. 27- 41
|
Практикум
|
|
Сочинение- миниатюра
|
38 в/ч
|
Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова
|
Ч. 2
стр. 41- 44
|
Практикум.
|
Выразительное чтение наизусть
|
Тургенев «Ася» (прочитать)
|
39
в/ч*
|
И. С. Тургенев «Ася»
|
|
Урок внеклассного чтения
|
|
Тургенев «Первая любовь», «Вешние воды»
|
40
в/ч*
|
Повести Тургенева о первой любви
|
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
Творчество А. П. Чехова (4 часа)
|
41
|
А. П. Чехов «О любви»
|
Ч. 2
стр. 45- 58
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
Чехов «Человек в футляре» (читать)
|
42 в/ч*
|
А. П. Чехов «Человек в футляре»
|
|
Урок внеклассного чтения
|
|
Чехов
«Крыжовник»
|
43
в/ч*
|
А. П. Чехов «Крыжовник»
|
|
Урок внеклассного чтения
|
Ответ на проблемный
|
Чехов «Ионыч»
|
* Материал, расширяющий программу
|
58Р
|
Сочинение «ВОв в литературе 20 века»
|
|
Урок развития речи
|
|
Стр.235-254 (чтение, вопросы)
|
Зарубежная литература (12 часов)
|
59*
|
У. Шекспир. Слово о писателе. Театр Шекспира
|
Ч. 2
стр. 235- 254
|
Лекция учителя
|
|
Работа на карточках
|
60
|
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви
|
Ч. 2
стр. 235- 254
|
Беседа
|
Проверочная работа по содержанию
|
Работа на карточках
|
61
|
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы»
|
Ч. 2
стр. 235- 254
|
Беседа. Практикум
|
|
Шекспир. «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь» (сообщения)
|
62в/ч
|
У. Шекспир. Комедии
|
|
Круглый стол
|
Тестирование
|
Подготовиться к композиции
|
63
|
У. Шекспир. Сонеты
|
|
Урок-композиции
|
|
|
64-65
|
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
|
Ч. 2
стр. 253- 306
|
Беседа. Слово учителя. Чтение по ролям
|
|
Экзюпери
«Маленький принц»
|
66- 67в/ч*
|
Экзюпери «Маленький принц»
|
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
68
|
Подведение итогов. Рекомендации на лето
|
|
Урок-игра
|
|
|
69
|
Резерв
|
|
|
|
|
70 71
72
|
Резерв
|
|
|
|
|
|