Скачать 411.29 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа разработана для учащихся 8 класса многонационального общеобразовательного учреждения. За основу рабочей программы и тематического планирования взята программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной и написана к учебнику-хрестоматии этого же автора. Курс преподавания литературы в 8-х классах в МКОУ «СОШ с. Красносельского» состоит из 70 учебных часов( 2 часа в неделю), что соответствует программе по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Эта рабочая программа по литературе построена с учетом современных требований к содержанию образования, отраженного в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и действующих учебников: учебник –хрестоматия « Литература. 8 класс». Автор- составитель В.Я. Коровина. Москва. Издательство «Просвещение», 2008г. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе: – осмысление литературы как особой формы культурной традиции; – формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; – формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; – формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций. Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение литературы в 8-м классе – это 2-ой этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. Большое внимание в программе уделяется изучению литературы ХХ века, т.к. необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанра, их многообразию и развитию. В рабочей программе отведены часы на проведение внеклассных занятий, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и часы на развитие речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений и другим видам работ, развивающим устную и письменную речь учащихся. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса. Учащиеся должны знать: - текст художественного произведения; - событийную сторону (сюжет); - тему идею, художественный образ, героев изученных произведений; - основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи. Учащиеся должны уметь:
- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним; - различать эпические и лирические произведения;
- создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, групповая характеристика) с учетом - авторского отношения к ним; - составлять план характеристики героев художественного произведения; - давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям);
Виды контроля: — промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра; создание презентаций. — итоговый : сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов. Содержание тем учебного курса. Введение (1ч) Литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому народа. Устное народное творчество(3ч) Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная...». «Вдоль по улице метелица метет...», Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».Частушки как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Теория литературы. Исторические и лирические песни, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). Из древнерусской литературы(2ч) Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. «Шемякин суд» — как сатирическое произведение XVII века. Теория литературы. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы . Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). Из литературы XVIII века (4ч) Денис Иванович Фонвизин.(2ч) Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Н.М. Карамзин.(2ч) Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». Сюжет повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Характеры героев. Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении. Понятие о сентиментализме. Из литературы XIX века (34ч) Иван Андреевич Крылов.(1ч) Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев.(1ч) Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «П покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. (10ч) А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. «Туча». К*** («Я помню чудное мгновенье...»). «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Композиция. Жанр. Формирование личности П. Гринёва “Я рос недорослем”. Гринёв в Белогорской крепости. “Русское семейство Мироновых”. Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика. Гринёв и Маша Миронова. Нравственная красота героини. . Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринёва и Пугачева ”. Образ Пугачева в романе. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление личности под влиянием “благих потрясений”. Теория литературы. Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Контрольные мероприятия: домашнее сочинение по роману «Капитанская дочка». Михаил Юрьевич Лермонтов. (4ч) Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве. Стихотворения “Узник”, “Пленный рыцарь”. Символический образ тюрьмы в лирике поэта. Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Поэма “Мцыри”. История создания, особенности композиции поэмы. Идейное содержание поэмы “Мцыри”. Образ Мцыри в поэме. “Мцыри”. Художественное своеобразие поэмы. Теория литературы. Развитие понятия о теме и идее худ. произведения. Понятие о романтизме. Контрольные мероприятия: классное сочинение по поэме «Мцыри». Николай Васильевич Гоголь. (6ч) Писатель-сатирик. Биографический очерк. Комедия “Ревизор”. История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии. Страх перед “ревизором” как основа развития комедийного действия. Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии “Ревизор”. Мастерство речевых характеристик. Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова. Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии “Ревизор”. Хлестаков и хлестаковщина. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки. Финала, немой сцены. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Комедия, сатира и юмор (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. (4ч) Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя- повествователя. «Тургеневская девушка» в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. Контрольные мероприятия: анализ эпизода повести, изложение по повести «Ася». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.(2ч) Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города (отрывок). Художественно-историческая сатира на общественные порядки. Обличие строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Николай Семенович Лесков.( 1ч)Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой.(3ч) Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Теория литературы: антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Психологизм (начальные представления). Контрольные мероприятия: сочинение по рассказу «После бала», тестирование по рассказу «После бала». Поэзия родной природы. (1ч) А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике. Антон Павлович Чехов. (1ч) Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Из русской литературы XX века (21ч) Иван Алексеевич Бунин.(1ч) Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ». Александр Иванович Куприн. (1ч)Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Нравтсвенные проблемы рассказа «Куст сирени».Представление о любви и счастье в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Контрольные мероприятия: развернутый ответ на вопрос. Максим Алексеевич Горький. (2ч) Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Дух свободолюбия. Герои и их судьбы в рассказе «Челкаш». Авторское представление о счастье. Идеал личности. Александр Александрович Блок.(2ч) А.А.Блок – выдающийся русский поэт – символист. Историческая тема в тв-ве Блока. «Россия»: образ родины как символ веры в будущее. Образ родины в лирическом цикле « На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. Сергей Александрович Есенин.(1ч) Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Михаил Андреевич Осоргин. (1ч) Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Иван Сергеевич Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. Краткий рассказ о писателе. Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». (1ч) Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. (1ч) Александр Трифонович Твардовский. (3ч) Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме. Контрольные мероприятия: сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Андрей Платонович Платонов. (1ч)Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.Краткий рассказ о жизни писателя. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. (1ч) Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова, М. Исаковского, Б.Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова. Виктор Петрович Астафьев. (3ч) Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Особенности сюжета. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Контрольные мероприятия: изложение по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», контрольная работа за год. Русские поэты о Родине, родной природе. (1ч) И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.(1ч) Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Кайсын Кулиев. (1ч) Слово о поэте. Лирика . Из зарубежной литературы ( 6ч) Уильям Шекспир. (2ч) Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. (1ч) Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. Черты классицизма. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий). Джонатан Свифт.(1ч) Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Контрольные мероприятия: отзыв по одному из изученных в 8 классе произведений. Вальтер Скотт.(1ч) Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Нравственная проблематика романа «Айвенго». Контрольные мероприятия: тестирование. Количество часов по четвертям, виды работ.
|
Рабочая программа включает восемь разделов: «Пояснительная записка» Программы развития и формирования универсальных учебных действий в рамках предмета «Литература». За основу данной Рабочей программы... |
Рабочая программа по биологии Класс Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263). За основу рабочей программы взята... |
||
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева... |
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным... Г. И. Беленького, Э. А. Красновского, Ю. И. Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе... |
||
Пояснительная записка. Об учебной программе рабочая программа по... В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2008 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
Пояснительная записка рабочая программа по «Занимательной математике»... Рабочая программа по «Занимательной математике» в 4 классе разработана как компонент образовательного учреждения. Содержание рабочей... |
||
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для... Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11... |
Программа по литературе для 6 класса. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
||
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным... Временным научным коллективом «Образовательный стандарт» (руководитель Э. Д. Днепров) Министерства образования РФ. Москва, «Дрофа»,... |
Рабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |