Бакалавры
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (II ЧАСТЬ)
(вопросы к экзаменам)
Реализм как ведущая художественная система западноевропейской литературы 1830-1860-х годов. Роман как основной жанр реализма.
Периодизация литературы французского реализма. Специфика первого периода.
Место Ф.Стендаля в истории французской литературы, особенности его эстетической позиции. Стендаль и Бальзак, особенности их творческой манеры.
Роман Ф.Стендаля «Красное и черное» как социально-психологический роман.
«Итальянские хроники» Ф.Стендаля. Новелла «Ванина Ванини» как шедевр новеллы первой половины XIX века.
Роман Ф.Стендаля «Пармская обитель»: проблема героя и жанра. Характер изображения Наполеона и войны. Л.Н.Толстой о романе.
Концепция мира и человека в Предисловии к «Человеческой комедии» и «Физиологии брака» О.де Бальзака. Особенности построения «Человеческой комедии».
Философские этюды («Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр») как социально-этическая, эстетическая и психологическая основа романов «Человеческой комедии» О.Бальзака.
Концепция общества и личности в художественном видении О.Бальзака (по роману «Отец Горио» и повести «Гобсек»). Способы художественного создания общества.
Судьба молодого человека в художественном воплощении О.Бальзака (по роману «Утраченные иллюзии»).
Роль сквозных образов, идея разобщенности и борьбы всех против всех как основа мировидения автора (Отец Горио. Утраченные иллюзии. Блеск и нищета куртизанок).
Творческий путь П.Мериме. Проблематика и поэтика новеллы «Кармен». Мериме и русская литература.
Мастерство П.Мериме-новеллиста. Экзотические и психологические новеллы П.Мериме.
Концепция истории и нравственности в романе П.Мериме «Хроника царствования Карла IX».
Своеобразие проблематики и поэтики поэзии Ж.П.Беранже, связь с народным творчеством.
Новые черты французского реализма 50-60-х годов XIX века. Соотношение
героя и среды во французских романах этого периода.
Творчество Г.Флобера как новый этап в развитии французского реализма
Роман «Мадам Бовари» Флобера, проблематика и художественное своеобразие.
Роман «Саламбо»: флоберовская концепция истории, особенности манеры
повествования.
Братья Гонкур в литературном процессе Франции. «Жермини Ласерте» как новый тип романа.
«Современный Парнас»: имена, эстетическая концепция, место во французской литературе. Т.Готье и Ш.Л.де Лиль как мэтры парнасской школы.
Место Ш.Бодлера в истории французской литературы. Сборник «Цветы зла», особенности проблематики, структуры, поэтики. «Теория соответствий» Ш.Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».
Специфика английского реализма 30-70-х годов XIX века. Особенности английского реалистического романа.
Особенности жанра романа в творчестве Д.Остен. Специфические особенности художественного мира Д.Остен.
«Тайна семьи Бронте». Жанровое своеобразие романа «Джейн Эйр» Ш.Бронте. Переплетение реалистических и романтических черт в романе.
Место Э.Бронте в истории английской литературы. Проблематика и поэтика романа «Грозовой перевал».
27. Периодизация творчества Ч.Диккенса. Восприятие художественного мира
Диккенса в России.
28.Тема детства и воспитания в романах Ч.Диккенса (2-3 – по выбору ). Ч.Диккенс как создатель детской темы в мировой литературе.
29.«Рождественская философия» Ч.Диккенса в повести «Рождественская песнь в прозе». Элементы рождественской философии в романах Диккенса.
«Домби и сын» Ч.Диккенса – смысл названия и реализация его в системе образов и композиции романа.
Тема творческой личности в романе Ч.Диккенса «Дэвид Копперфилд». Соединение романа воспитания с романом о творческой личности.
Тема утраченных иллюзий в романе Ч.Диккенса «Большие надежды» и национальная специфика ее художественного воплощения.
Творческий путь У.Теккерея. Особенности художественной манеры У.Теккерея и Ч.Диккенса: сходство и различие.
Проблематика и художественная специфика романа У.Теккерея «Ярмарка тщеславия».
Концепция истории и исторической личности в романе У.Теккерея «История Генри Эсмонда».
Специфика жанра «сенсационного романа» в английской литературе (У.Коллинз, М.Рид).
Теория романа Д.Элиот. Натуралистические черты и символика в романе Д.Элиот «Мельница на Флоссе».
Творчество Р.Браунинга в контексте английской поэзии 40-70-х гг. XIX в. Периодизация творчества и особенности творческой манеры Р.Браунинга.
39. Идейный смысл и художественные образы поэтического мира А.Теннисона
(«Королева мая», «Тимбукту», «Королевские идиллии»).
«Прерарафаэлитское братство»: имена, периодизация, эстетическая концепция.
Творчество Д.Г.Россети.
Немецкая литература эпохи Реставрации. Бидермейер как переходное направление в немецкоязычной литературе. Особенности воплощения темы искусства и художника в повести «Бедный музыкант» Ф.Грильпарцера: традиционное и новое.
Предмартовская литература в Германии, ее особенности. Обновление немецкого театра. Общая характеристика драматургии этого периода (К.Гуцков, Г.Бюхнер и др.).
Творческий путь Г.Гейне: периодизация творчества, особенности каждого периода. Гейне в русских переводах.
Проблематика, образы и художественные особенности поэтического сборника Г.Гейне «Книга песен».
Г.Ф.Фрейлиграт как представитель немецкой революционной поэзии 40-х годов XIX века, особенности эволюции его творчества.
Литература Германии второй половины XIX века. Поэтический реализм. Творчество Т.Шторма.
Своеобразие американской литературы середины XIX века.
Н.Готорн как создатель психологического направления в литературе США. Система персонажей и символика исторического романа «Алая буква».
Аболиционистская тема в творчестве Г.Бичер-Стоу, специфика ее художественного воплощения в романе «Хижина дяди Тома».
Жанровое своеобразие романа Г.Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». Соединение романтического и реалистического начала.
Проблематика и поэтика сборника У.Уитмена «Листья травы».
Фольклорные и мифологические мотивы и образы в поэме Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
Специалитет
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (II ЧАСТЬ)
(вопросы к экзаменам)
Реализм как ведущая художественная система западноевропейской литературы 1830-1860-х годов. Роман как основной жанр реализма.
Периодизация литературы французского реализма. Специфика первого периода.
Место Ф.Стендаля в истории французской литературы, особенности его эстетической позиции. Стендаль и Бальзак, особенности их творческой манеры.
Роман Ф.Стендаля «Красное и черное»: жанр, герой, особенности психологизма.
Романтический характер и реалистические обстоятельства в новелле-хронике Ф.Стендаля «Ванина Ванини». Образ Италии в творчестве Ф.Стендаля.
Тема утраченных иллюзий в творчестве Ф.Стендаля и О.Бальзака, специфика ее художественного воплощения.
Концепция мира и человека в Предисловии к «Человеческой комедии» и «Физиологии брака» О.де Бальзака. Особенности построения «Человеческой комедии».
Роль ростовщика-банкира и способы художественного создания общества в повести О.Бальзака «Гобсек».
Концепция общества, личности, сущности семейных отношений в художественном видении О.Бальзака (по роману «Отец Горио» или «Евгения Гранде»).
Судьба молодого человека в художественном воплощении О.Бальзака (по роману «Утраченные иллюзии»).
Творческий путь П.Мериме. Проблематика и поэтика новеллы «Кармен». Мериме и русская литература.
Мастерство П.Мериме-новеллиста. Экзотические и психологические новеллы П.Мериме.
Своеобразие проблематики и поэтики поэзии Ж.П.Беранже, связь с народным творчеством.
Новые черты французского реализма 50-60-х годов XIX века. Творчество Г.Флобера как новый этап в развитии французского реализма
Роман «Мадам Бовари» Флобера, проблематика и художественное своеобразие.
Группа «Парнас»: принципы эстетики и художественное творчество.
Место Ш.Бодлера в истории французской литературы. Сборник «Цветы зла», особенности проблематики , структуры, поэтики.
«Теория соответствий» Ш.Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».
Группа «Парнас»: принципы эстетики и художественное творчество.
Особенности развития реализма в английской литературе XIX века. Влияние просветительской традиции и романтической художественной системы на формирование жанра викторианского романа.
Место Д.Остен в литературном процессе Англии XIX века. Смысл названия романа «Гордость и предубеждение», особенности художественной манеры Д.Остен.
«Тайна семьи Бронте». Жанровое своеобразие и особенности композиции романа Ш.Бронте «Джен Эйр», переплетение романтических и реалистических традиций.
«Магический» реализм Э.Бронте. Роман «Грозовой перевал»: проблематика и поэтика.
Периодизация творчества Ч.Диккенса. Восприятие художественного мира Диккенса в России.
Тема детства и воспитания в романах Ч.Диккенса (2-3 – по выбору ).
«Рождественская философия» Ч.Диккенса в повести «Рождественская песнь в прозе».
Проблематика и художественное своеобразие романа Ч.Диккенса «Домби и сын».
Нравственные проблемы романа Ч.Диккенса «Дэвид Копперфилд» и способы их художественного воплощения.
Тема утраченных иллюзий в романе Ч.Диккенса «Большие надежды» и национальная специфика ее художественного воплощения.
Творческий путь У.Теккерея. Особенности художественной манеры У.Теккерея и Ч.Диккенса: сходство и различие.
Проблематика и художественная специфика романа У.Теккерея «Ярмарка тщеславия».
Р.Браунинг о двух типах поэтов. Художественный мир Р.Браунинга и его периодизация в контексте английской литературы 40-70-х годов XIX века.
Нравственная проблематика и особенности ее звучания в творчестве А.Теннисона.
Братство прерафаэлитов, их место в английской культуре и литературе, принципы эстетики.
Поэтические сборники Д.Г.Россети, их особенности.
Жанр сенсационного романа в английской литературе, его особенности.
Эпоха Реставрации в Германии. Литература бидермейера. Особенности конфликта повести Ф.Грильпарцера «Бедный музыкант»: традиционное и новое.
«Предмартовская» литература в Германии, ее особенности. Драма как жанр, выражающий дух времени (общая характеристика).
Ф.Фрейлиграт как представитель «предмартовской» литературы, эволюция его творческого пути.
Периодизация творчества Г.Гейне, особенности этапов его творчества. Гейне в русских переводах.
Проблематика, образы и художественные особенности поэтического сборника Г.Гейне «Книга песен».
Литература Германии второй половины XIX века. Поэтический реализм. Творчество Т.Шторма.
Своеобразие американской литературы середины XIX века.
Проблематика и поэтика стихов У.Уитмена.
Концепция истории, система персонажей, роль символов в романе Н.Готорна «Алая буква».
Жанровое своеобразие романа Г.Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит».
Художественные особенности романа Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» и его роль в борьбе против рабства.
Фольклорные и мифологические мотивы и образы в поэме Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
|