Институт иностранных языков




Скачать 223.27 Kb.
Название Институт иностранных языков
Дата публикации 28.09.2014
Размер 223.27 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ


УТВЕРЖДАЮ:

Декан

________________________

«____» _________20_____г.


Рабочая программа

Язык и творчество Шекспира

Б.3.15.
направление подготовки 032700.62.– ФИЛОЛОГИЯ

Квалификация –филолог, преподаватель

Очная форма обучения

Утверждено на заседании кафедры

________________________________

________________________________

(протокол № __ от __________ 20___ г.)

Зав.кафедрой

________________________________

Москва 2010

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Язык и творчество Шекспира» является рассмотрение самых значительных произведений Шекспира в широком контексте русской литературы; выявление парадигм, проявивших себя как в английской литературе (Чосер, Марло и др.), так и в русской (Пушкин, Достоевский, Лесков, Кузмин, Пастернак). На материале курса обеспечить основу для понимания последующего многовекового культурного процесса, способствовать осознанию художественной самоценности английской и русской литературы и культуры и значимости их на современном этапе развития общества.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Профессиональный цикл. Вариативная часть. Б3.15.

Дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История зарубежной литературы», «История русской литературы», «Введение в литературоведение», «Теория литературы», а также с историей философии, эстетики, историей мировой художественной культуры.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

  • способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

в области научно-исследовательской деятельности:

  • готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  • готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

в области управленческой деятельности:

  • готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

в области проектной деятельности:

  • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

  • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

  • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

  • способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

Выпускник в результате освоения дисциплины должен:

Знать основные понятия и термины (шекспиризм, парадигма, дискурс, тезаурусный анализ и др.), используя их при анализе художественного произведения; знать, что источником сюжета шекспировского «Макбета», пушкинского «Бориса Годунова», романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» является библейский рассказ о братьях Каине и Авеле, «Орестея» Эсхила; знать шекспировские парадигмы в творчестве Б.Пастернака (стихотворение «Гамлет», роман «Доктор Живаго»; важную составляющую «культурного кода» поэтики стихотворений М.А.Кузмина – ассоциации и реминисценции образов Шекспира;

Уметь раскрыть русско-зарубежные связи, на примере шекспировских парадигм в творчестве русских писателей; выявлять особенности литературных явлений и процессов на основе сравнительно-сопоставительного анализа; дать представление о специфике творческого наследия великого английского гуманиста Ренессанса – Шекспира, имеющего непреходящее значение для дальнейшего развития мировой литературы, в частности, русской литературы; уметь самостоятельно работать с научными исследованиями и художественными текстами, предполагается знакомство с работами: Левин Ю.Д. «Некоторые вопросы шекспиризма Пушкина», Луков Вл.А. «Культ Шекспира: тезаурусный анализ понятия», Елизарова М.Е. «Образ Гамлета и проблемы «гамлетизма» в русской литературе конца XIX в. (80 – 90-е годы)»; в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу;

Владеть методами и подходами исследования мирового литературного процесса; навыками проблемного анализа в ходе подготовки к практическим занятиям (например, «Шекспировские парадигмы «Макбета» в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Шекспировские мотивы, или дискурсы, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказаниие»); техникой конспектирования необходимой литературы, формированием индивидуального отношения к тексту; навыками ведения дискуссии по проблемам курса, затрагивающимися на практических занятиях; техникой речевой коммуникации, опираясь на современное состояние языковой культуры,
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы - 108 часов.






п/п


Модуль

дисциплины

Трудоемкость

Форма контроля

Ак. часы

Зач. ед.

Зачет

1

Модуль 1

24







2

Модуль 2

24







3

Модуль 3

24










ВСЕГО

72

2

7 сем.


Содержание дисциплины

Модуль 1.

Литература Ренессанса в культурном контексте эпохи. Отражение в понятии «Возрождение» (Ренессанс) представления об историческом развитии человечества. «Универсальный человек» как новый идеал, его реализация в эпоху Возрождения: универсальный подход к освоению мира у Леонардо да Винчи и других деятелей эпохи. Гуманизм — идеология Ренессанса. Обращение к античности, соединение античного антропоцентризма («Человек есть мера всех вещей») со средневековой идеей равенства («Все люди равны перед Богом»).

Возрождение в Англии. Историческая характеристика Англии в XV — XVI веках. Война Алой и Белой роз. Англо-шотландские народные баллады. Баллада «Два ворона» и ее переложение А. С.Пушкиным («Ворон к ворону летит»). Баллады о Робин Гуде. Баллада «Робин Гуд и Гай Гисборн» в переводе Н. С. Гумилева.

Английская ренессансная драматургия "университетских умов" — предшественников Шекспира. Интерлюдии Джона Гейвуда. "Приятная комедия о Джоне Грине, векфилдском полевом стороже" Роберта Грина, обращение драматурга к народным балладам, героизация простолюдина, использование народного языка без примеси эвфуизма. Кристофер Марло — создатель английской ренессансной трагедии. "Трагическая история доктора Фауста" — первая в европейской литературе обработка легенды о Фаусте, изложенной в немецкой народной книге. Образ Фауста. Развитие категории трагического (в сравнении с жанром "кровавой трагедии" — "Испанская трагедия" Томаса Кида). Разработка белого стиха. Трагедия Марло в русском переводе К.Д.Бальмонта. Марло и Шекспир ("Мальтийский еврей" Марло и "Венецианский купец" Шекспира, "Эдуард II" Марло и исторические хроники Шекспира).

Шекспир – поэт. Поэмы «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». Традиции Овидия и Петрарки. Сонеты Шекспира. Главные образы и мотивы. Образ «смуглой леди сонетов» и переосмысление традиционного образа Прекрасной Дамы. Художественные особенности сонетов, развитие традиций английского сонета. Циклизация сонетов. Парадоксальное использование мотивов шекспировских сонетов в одноактной комедии Дж.Б.Шоу «Смуглая леди сонетов». Перевод сонетов на русский язык С.Я. Маршаком, Б.Л.Пастернаком.

Художественный мир Шекспира. Жанры шекспировской драматургии: исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии.

Первый период. Концепция Единой цепи бытия. Шекспир и история. Исторические хроники. Их объединение в цикл. Проблема перехода персонажа из одной исторической хроники в другую. Магистральный сюжет шекспировской исторической хроники: приоритет общественной жизни. Образ Времени. Образы правителей (Генрих IV, Генрих V, Генрих VI, Ричард III). Образ Фальстафа и «фальстафовский фон». Комедии Шекспира. Развитие комического от «Комедии ошибок» и «Укрощения строптивой» до «Сна в летнюю ночь» и «Двенадцатой ночи». Магистральный сюжет шекспировской комедии: приоритет естественной жизни. Торжество счастливой случайности, жизнерадостность смеха. Драматические повороты действия в «Венецианском купце» и «Много шуму из ничего». Художественные особенности комедий.

Ранние трагедии. Трагическое как ужасное в «Тите Андронике». Трагедия «Ромео и Джульетта». Источник сюжета (новелла Матео Банделло и др.). Система образов. Конфликт трагедии. Характер трагического. Сочетание трагического и комического. Метафоры в языке трагедии. Развитие трагического начала в «Юлии Цезаре».

Период «великих трагедий». Магистральный сюжет трагедий: судьба личности. Открытие истинного лица мира. Характер трагического.

«Гамлет». Источники сюжета (Саксон Грамматик и др.). Характер конфликта. Система образов. Образ Гамлета, его трактовка у Гете, Белинского, Тургенева, Выготского, Пинского. Монолог «Быть или не быть?». Проблема мести: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас. Женские образы: Офелия, Гертруда. Зло в мире: Клавдий. Образы Полония, Розенкранца и Гильденсъерна, Озрика. Тень отца Гамлета. Мотив дружбы: Горацио. Проблемы искусства: актеры. Мотив смерти: могильщики, образ Йорика. Композиция трагедии. Сцена "мышеловки". Трактовка финала. Особенности языка трагедии. Философское звучание трагедии.

«Отелло». Источники сюжета («Венецианский мавр» Джиральди Чинтио). Система образов. Отелло. Тема ревности. «Отелло от природы не ревнив — напротив: он доверчив» (А.С.Пушкин). Дездемона. Яго, его мотивы. Образ Венеции. Характер конфликта. Композиция трагедии. Особенности художественной формы произведения.

«Король Лир». Эксперимент короля Лира, его мотивы. Образы дочерей Лира. Параллельная сюжетная линия (заимствованная из «Аркадии» Сидни): Глостер и его сыновья. Значимость возраста героев для трактовки трагедии. Художественное мастерство Шекспира в «Короле Лире». Л.Н.Толстой о трагедии Шекспира. Объяснение отрицательного отзыва Толстого.

«Макбет». Трансформация титанической личности в образе Макбета. Образ леди Макбет. Роль фантастического начала. Мотивы шекспировской трагедии в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

«Античные трагедии»: «Антоний и Клеопатра», «Тимон Афинский», их художественные особенности.

Поздние произведения Шекспира. «Мрачные комедии»: «Все хорошо, что хорошо кончается», «Мера за меру», их отличие от ранних комедий.

Трагикомедии. «Цимбелин», «Зимняя сказка». «Буря». Соединение трагедии с утопической развязкой. Роль сказочного элемента. Хронотоп «Бури».
Модуль 2.

Шекспироведение. Шекспир - наиболее изученный писатель мира. Шекспироведение. XVII век: предисловие к фолио 1623 года Бена Джонсона. XVIII век: первая биография Шекспира Николаса Роу. Вольтер о Шекспире. Предисловие Сэмюеля Джонсона к собранию сочинений Шекспира (1765), содержавшее утверждение, что правдивость драм Шекспира искупает нарушение им "правил". "Опыт о драматическом характере сэра Джона Фальстафа" Мориса Моргана (1777) — первая попытка психологического истолкования характеров Шекспира. Культ Шекспира в Германии (Лессинг, Гердер, Гете). XIX век: романтическая трактовка произведений Шекспира (Ф.Шлегель, Г.Гегель, С.Кольридж, Стендаль, В.Гюго, Ф.Гизо). Рассмотрение эволюции творчества Шекспира в труде Г.Г.Гервинуса "Шекспир" (4 т., 1849—1850). "История английской литературы" И.Тэна (1863—1865) — культурно-историческое истолкование творчества Шекспира. Позитивистская критика романтического культа Шекспира ("Шекспиромания" Р.Бенедикса, 1873, и др.). Дж.Б.Шоу — критик Шекспира. Исследование Г.Брандеса "Уильям Шекспир" (1895—1896) — вершина шекспироведения XIX века. XX век: основополагающее значение трудов Э.К.Чемберса, развитие текстологических исследований (А. У. Поллард, Р.Мак-Керроу,У.У.Трег). Раскрытие традиций народного театра в драматургии Шекспира (Л.Шюкинг, Э.Стол). Возникновение школы, изучающей произведения Шекспира с точки зрения поэтической образности (Кэролайн Сперджен, У.Найт), приходящей к трактовке драм Шекспира как конгломерата поэтических образов (этюд Ч.С.Льюиса "Гамлет: принц или поэма?", 1942). Философски ориентированные исследования: фрейдизм ("Толкование сновидений" З.Фрейда, 1900, "Характер и мотивы у Шекспира" Дж. Стюарта, 1949, и др.), неогегельянство ("Шекспировская трагедия" Э. С. Брэдли, 1904), интуитивизм ("Ариосто, Шекспир и Корнель" Б.Кроче, 1920), экзистенциализм ("Шекспир с экзистенциалистской точки зрения" Д.Хоровитца) и др. Образы Шекспира в произведениях современной художественной литературы (роман А.Мердок "Черный принц" и др.).

Русское шекспироведение. XIX век: отзывы А.С. Пушкина, В.Г.Белинского. Статья И.С.Тургенева "Гамлет и Дон Кихот" (1860). И.Стороженко - основоположник русского академического шекспироведения. Деятельность С.А.Венгерова по подготовке издания полного собрания сочинений Шекспира (вышло в 1902—1904 гг.). Философский подход к произведениям Шекспира в книге Л.Шестова "Шекспир и его критик Брандес" (1898). XX век: статья Л.Н.Толстого "О Шекспире и о драме" (1903—1904). А.Блок о Шекспире. Возникновение советского шекспироведения. А.В.Луначарский о Шекспире. Социологизм в трудах В.М.Фриче. Возникновение шекспировского театроведения ("Драма и театр эпохи Шекспира" В.К.Мюллера, 1925), монография "Творчество Шекспира" А.А.Смирнова (1934). Психологическое исследование произведений Шекспира ("Психология искусства" Л.С.Выготского, 1925). Исследование языка и стиля Шекспира (труды М.М.Морозова). Труды А.А.Аникста о Шекспире. Книга Л.Е.Пинского "Шекспир: начала драматургии"

Шекспировские парадигмы в творчестве А.С.Пушкина. Проблема преступления и наказания. Убийство и его последствия для человека. Источник сюжета (библейский рассказ о братьях Каине и Авеле, «Орестея» Эсхила). Разработка этой темы Шекспиром в трагедии «Макбет». «В истории русского шекспиризма Пушкин – центральная фигура» (Ю.Левин). «Борис Годунов» Пушкина и его близость к историческим хроникам Шекспира. Интерес русского писателя к переломным, «смутным» моментам прошлого. Сходность сюжетных ситуаций «Бориса Годунова» и исторических хроник Шекспира. Раскрытие темы народа у обоих драматургов. Различие образов английского короля Ричарда III и русского Бориса Годунова. Шекспировские цареубийцы и их отличие друг от друга (Брут «Юлий Цезарь», Клавдий «Гамлет»). «Борис Годунов» и «Макбет». Трагедия героя как личное, общественно-политическое и провиденциально-космическое измерение. Отсутствие в «Борисе Годунове» мифологической парадигмы Шекспира. Сравнительная характеристика Бориса и Макбета. Характеристика двойника Бориса. Отличие Самозванца от Бориса. Самозванец, Генрих IV Наваррский и Ричард III. Словесная парадигма Макбета и его жены и Самозванца и Марины. Своеобразное проявление иррационально-космического измерения в произведении Пушкина. Историческая концепция Пушкина, ее отражение в конфликте и сюжете трагедии. Полемический диалог с «Историей государства Российского» Н.М.Карамзина. Летописная концепция истории и композиционная роль образа Пимена. Проблема «народного мнения» и мифологизация русской истории в сюжете трагедии. Спор о значении финала и заключительной ремарки в отечественном пушкиноведении. Особенности пушкинского «историзма» в «Борисе Годунове». Проблема сценичности «Бориса Годунова». Особенности стиха.
Модуль 3.

Шекспир и Достоевский. Шекспировские мотивы, или дискурсы, в романах Ф.М.Достоевского. Личное, общественно-политическое и провиденциально-космическое измерение в шекспировском «Макбете» и в романе русского писателя «Преступление и наказание». Роман «Преступление и наказание» как роман-трагедия. Первая парадигма: Раскольников и Макбет – личности незаурядные, исключительные. Близость Раскольникова – героя-философа к образу Гамлета. Вторая парадигма: мотив добра и зла в образе Раскольникова и Макбета. «Преступление и наказание» – первый идеологический роман. Творческая история произведения. -Многопроблемность романа. Злободневность и полемичность. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Влияние особенностей сюжета и композиции на своеобразие жанра романа. Принцип сквозного драматического действия, противопоставление «преступления» и «наказания» в композиции романа. Композиционная роль «снов» Раскольникова.

Образ Родиона Раскольникова. Его предшественники в русской и мировой литературе (Брут из «Юлия Цезаря»). Общественно-политические, идейные, психологические и нравственные причины формирования раскольниковского типа личности. Преступление героя как «нашего времени случай». Теория Раскольникова и ее сущность. Религиозно-нравственная, психологическая и социальная оценка Достоевским личности, преступления и судьбы Раскольникова.

Раскольников в системе образов-персонажей произведения. 06разы-«двойники» в романе – третья шекспировская парадигма. Смысл образов Свидригайлова, Лужина, Лебезятникова, Порфирия Петровича и их значение для понимания основной идеи романа. Сопоставление с образом Раскольникова.

Женские образы романа. Дуня и Соня. Идейный и религиозно-нравственный смысл образа Сони Мармеладовой, его значение для понимания идейно-эстетической системы романа. Соня и хрупкие, нежные героини поздних пьес Шекспира (Миранда, Утрата, Марина из «Перикла»). Смысл эпизода евангельского чтения о воскрешении Лазаря.

Последний сон Раскольникова. Смысл эпилога романа. Новое обращение писателя к апокалипсическим образам. Крушение гордыни Раскольникова.

Восприятие и изображение писателем социальной несправедливости. Гуманистический пафос Достоевского. Полемичность романа.

Своеобразие психологизма в романе. Изображение духовных исканий интеллектуального героя в переломную эпоху в соединении с детальным анализом неординарных проявлений и кульминационных душевных состояний личности. Общий колорит романа. Исповедальное начало, загадочное, недосказанное в повествовании. Сны Раскольникова и Свидригайлова и ведьмы, призраки в шекспировском «Макбете». Художественная функция приема «вдруг». Полифонизм романа. Особенности художественного времени. Язык романа (речь автора и персонажей, эмоциональность, внутренние монологи, характер диалогов и т. д.).

Шекспировская парадигма в открытом финале романа Достоевского.

Шекспир и Н.С.Лесков. Шекспировские парадигмы «Макбета» в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Трансформация титанической личности в образе Макбета. Образ леди Макбет. Мотивы шекспировской трагедии в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Ключ к правильному пониманию замысла произведения Лескова. Особенности развития сюжета в произведении русского писателя. Леди Макбет и Катерина Львовна, отличие последней от героев Шекспира, Пушкина, Достоевского. Своеобразие искалеченного средой самобытного характера главной героини в повести Лескова. «Двойник» героини Лескова и его отличие от шекспировской трагедии. Роль фантастического начала. Сны и видения Катерины Львовны и духи смерти и ведьмы, как воплощение бесовского начала, в «Макбете».

М.А.Кузмин-переводчик Шекспира. Кузмин – одарённейший поэт «серебряного века», «тончайший лирик» (А.Блок). Эстетизм – одна из сторон его многогранной натуры. Шекспир – литературное пристрастие русского поэта. Ассоциации и реминисценции стихов и образов Шекспира в произведениях Кузмина, важная составляющая» культурного кода» его поэтики. Концепция Кузмина как переводчика пьес английского драматурга. Стремление к точности сохранения ритма и числа строк оригинала. Реминисценции центрального эпизода пьесы «Буря» в поэтическом наследии Кузмина. Метафора бури и страстей в шекспировском произведении. Сложное сопряжение иллюзии и реальности, ложных представлений о себе и мире. Проблема «познай себя самого» в «Короле Лире». Познание себя и истинного смысла любим и страдания в поэзии Кузмина.

Метафора свирепого морского шторма с громом и молниями в драме последнего периода творчества Шекспира «Буря». Отличие этой метафоры от метафоры «Короля Лира». Фантастичность, сказочность «Бури». Финальная гармония пьесы Шекспира и грустные, элегические мотивы в творчестве русского поэта. Волшебно сказочная стилистика «Бури» как восторженно поэтическоое представление Кузмина об английском драматурге.

Шекспировские парадигмы в творчестве Б. Пастернака. Идентичность взглядов на мир Пастернака и Шекспира в последний период их творчества. Шекспировские мотивы в поэзии Пастернака. Поэтический сборник Б.Пастернака «Стихотворения Юрия Живаго». Стихотворение русского поэта «Гамлет». Проблема выбора шекспировского Гамлета из одноименной трагедии и пастернаковского героя того же названия. Размышления английского Гамлета о тайнах жизни и смерти. Мысль о «вывихнутом времени» в трагедии Шекспира. «Гамлет» – «драма долга и самоотречения… драма высокого жребия» (Б.Пастернак»). Включение стихотворения «Гамлет» в лирико-философский роман «Доктор Живаго» и его функция в символико-философском толковании жизни. Творческая история. Концепция личности, её соотношения с историей и вселенной. Образ Юрия Живаго. Шекспировские парадигмы в романе. Датский принц и доктор Живаго – свидетели слома Времени. Тема одиночества Гамлета и Юрия Живаго, «чужого среди своих». Тема гибели морали и культуры, разрушение человеческой личности в романе Б.Пастернака. Выбор Живаго – это выбор Гамлета, обусловленный выбором Христа в Гефсиманском саду и в последнем акте пьесы. Другая шекспировская парадигма – это рефлексия главного героя, или другими словами «гамлетизм». Причина этой рефлексии, медлительности – предмет споров в критической литературе. И.В.Гёте о силе интеллекта и слабости воли Гамлета. Точка зрения В.Г.Белинского. Статья И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Критика русским писателем Гамлета за бездеятельность и бесплодную рефлексию. Кинорежиссёр Г.М.Козинцев подчеркнул в Гамлете активное начало. (М.Цветаева «Диалог Гамлета с совестью»).

Тема личной, интимной жизни Живаго, его семейное бытие, любовь, творчество. Отношения Гамлета и Офелии и пастернаковских героев Юрия Андреевича и Лары. Крушение идиллического мира героя. Цикл стихов Юрия Живаго как результат его творчества. Проявление парадигмы Шекспира в финале романа Пастернака: стихотворение «Гамлет» не только о герое романа, но и о его авторе. «Гамлет» – пророческое предсказание судьбы Пастернака.

5. Образовательные технологии

Для реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающегося:

Проблемная лекция (темы «Проблема преступления и наказания в трагедии Шекспира «Макбет» и в «Борисе Годунове» А.С.Пушкина?», «Проблема выбора шекспировского Гамлета из одноименной трагедии и пастернаковского Гамлета из стихотворения того же названия», «Взгляд на историческую личность у Шекспира и Макиавелли» и др.)

Лекция-беседа (темы «Мрачные комедии» Шекспира («Буря», «Зимняя сказка», «Цимбелин», «Концепция М.А.Кузмина как переводчика произведений Шекспира» и др.);

Лекция-дискуссия (темы «Можно ли утверждать, что образы леди Макбет из одноименной трагедии Шекспира и Катерины Львовны из повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» во всем схожи», «Что сближает Раскольникова – героя-философа с шекспировским Гамлетом?» и др.);

Эффективность использования указанных образовательных технологий контролируется в ходе проведения лекционных, практических и семинарских занятий, а также в ходе промежуточного и итогового контроля.

Интерактивные формы обучения включают в себя подготовку электронных презентаций по Модульам курса, интерпретирующих визуально учебный материал.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Вопросы к зачету

  1. Судьба античного наследия в эпоху Ренессанса.

  2. Возрождение в Англии и его особенности

  3. Английский театр эпохи Возрождения.

  4. Жанр сонета в поэзии Шекспира.

  5. Исторические хроники Шекспира: Генрих IV, Ричард III.

  6. Ренессансный оптимизм комедий Шекспира.

  7. Идейно-художественный анализ трагедии Шекспира «Гамлет». Оценка трагедии В.Г.Белинским.

  8. Проблема преступления и наказания в трагедии «Макбет».

  9. «Мрачные комедии» Шекспира («Буря», «Зимняя сказка», «Цимбелин»), Наследие Шекспира в оценках русской критики XIX века (Белинский, Чернышевский, И.С.Тургенев) и в трудах ученых XX века. (А.А.Смирнов, М.М.Морозов, А.А.Аникет).

  10. Парадигмы исторических хроник Шекспира в «Борисе Годунове» А.С.Пушкина.

  11. Сравнительная характеристика пушкинского Бориса Годунова и Макбета из одноименной трагедии Шекспира.

  12. Характеристика двойников: Бориса Годунова и Макбета.

  13. Английский король Ричард III. и русский Борис Годунов (общее и различия).

  14. Шекспировские парадигмы в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание».

  15. Раскольников и Макбет.

  16. Предшественники Родиона Раскольникова в русской и мировой литературе.

  17. Образы-«двойники» как шекспировская парадигма в романе «Преступление и наказание»

  18. Образ Сони Мармеладовой и героинь поздних пьес Шекспира (Миранды, Утраты, Марины).

  19. Парадигмы шекспировского «Макбета» в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

  20. Проблема выбора шекспировского Гамлета из одноименной трагедии и пастернаковского Гамлета из стихотворения того же названия.

  21. Шекспировские парадигмы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

  22. Образ шекспировского Гамлета и Юрия Живаго Пастернака.



Вопросы для самоконтроля студента

  1. В чем состоит специфика эпохи Возрождения, исходя из особенностей истории и культуры?

  2. Какую роль в формировании культурной атмосферы Ренессанса сыграло

возрождение античности?

  1. В чем состоит специфика английского Возрождения?

  2. Каковы особенности английского театра шекспировской эпохи?

  3. В чем состоит отличие шекспировского сонета от жанра сонета поэтов Италии?

  4. В какой период творчества Шекспира были написаны «исторические хроники».

  5. Принимает ли Шекспир взгляд Макиавелли на историческую личность?

  6. Кто Ричард Глостер – герой, злодей, сознательный актер Времени?

  7. Какие типы комических персонажей встречаются в комедиях Шекспира?

  8. В чем ситуация трагедии «Ромео и Джульетты» сходна с ситуацией комедии «Сон в летнюю ночь»?

  9. Как разрабатывается проблема преступления и наказания в трагедии Шекспира «Макбет» и в «Борисе Годунове» А.С.Пушкина?

  10. В чем сюжетная ситуация трагедии «Борис Годунов» сходна с ситуацией исторических хроник Шекспира?

  11. В чем заключается различие образов английского короля Ричарда III и русского Бориса Годунова?

  12. Каковы типы двойников у Бориса Годунова и Макбета? В чем их отличие?

  13. Как проявляется шекспировская парадигма в разговорах Самозванца и Марины?

  14. Шекспировские мотивы в романах Ф.Достоевского.

  15. Является ли мотив добра и зла в образе Раскольникова парадигмой шекспировского Макбета?

  16. Кто из героев в русской и мировой литературе являются предшественниками образа Родиона Раскольникова?

  17. Что сближает Раскольникова – героя-философа с шекспировским Гамлетом?

  18. В чем заключается смысл образов Свидригайлова, Лужина, Лебезятникова?

  19. Какова роль Сони Мармеладовой в сравнении с героинями поздних пьес Шекспира (Миранды, Утраты, Марины)?

  20. Что общего в снах Раскольникова и снах героев трагедии «Макбет»?

  21. Как проявилась шекспировская парадигма в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда?

  22. Можно ли утверждать, что образы леди Макбет и Катерины Львовны во всем схожи?

  23. Какова концепция М.А.Кузмина как переводчика произведений Шекспира?

  24. Как шекспировские парадигмы трансформируются в поэзии Б.Пастернака?

  25. В чем особенности проблемы выбора шекспировского Гамлета и пастернаковского Гамлета из одноименного стихотворения?

  26. Что было принципиально новым в образе «рефлектирующего героя» в драматургии Шекспира?

  27. Каковы функции стихотворений, включенных в роман Пастернака «Доктор Живаго»?

  28. Каковы черты сходства и различия датского принца и доктора Живаго?

  29. В чем заключается философия жанра «трагедии мести» и почему Гамлет не принимает её?

Тематика рефератов

  1. Английский театр эпохи Возрождения.

  2. Парадигмы шекспировского «Макбета» в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

  3. Проблема выбора шекспировского Гамлета из одноименной трагедии и пастернаковского Гамлета из стихотворения того же названия.

  4. Шекспировские парадигмы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

  5. Образ шекспировского Гамлета и Юрия Живаго Пастернака.


Тематика дипломных работ

  1. Жанр сонета в поэзии Шекспира.

  2. Исторические хроники Шекспира: Генрих IV, Ричард III.

  3. Ренессансный оптимизм комедий Шекспира.

  4. Идейно-художественный анализ трагедии Шекспира «Гамлет». Оценка трагедии В.Г.Белинским.

  5. Проблема преступления и наказания в трагедии «Макбет».

  6. «Мрачные комедии» Шекспира («Буря», «Зимняя сказка», «Цимбелин»), Наследие Шекспира в оценках русской критики XIX века (Белинский, Чернышевский, И.С.Тургенев) и в трудах ученых XX века. (А.А.Смирнов, М.М.Морозов, А.А.Аникет).

  7. Парадигмы исторических хроник Шекспира в «Борисе Годунове» А.С.Пушкина.


Образцы тестовых заданий

1. В каком из произведений А.С.Пушкина наиболее ярко проявились шекспировские парадигмы?:

А) трагедии «Борис Годунов»,

Б) трагедии «Моцарт и Сальери»,

В) трагедии «Каменный гость».

2. Кто из героев трагедии Шекспира «Гамлет» произносит фразу: «Подгнило что-то в Датском государстве»?

A) Гамлет,

Б) Марцелл,

B) Горацио

3. В каком произведении Ф.М.Достоевского христианский образ воскресения Лазаря является шекспировской парадигмой?:

А) «Братья Карамазовы»,

Б) «Преступление и наказание»,

В) «Идиот».

4. В каком произведении Н.С.Лескова трансформировались мотивы шекспировской трагедии «Макбет»?:

А) «Очарованный странник»,

Б) «Леди Макбет Мценского уезда»,

В) «Воительница».

5. Датский принц из шекспировского «Гамлета» и доктор Живаго из одноименного романа Б.Пастернака являются свидетелями:

А) слома Времени,

Б) разрушения человеческой личности,

В) торжества сил света и добра.
Ключи к тесту: 1. А; 2. Б; 3. Б; 4. Б; 5. А,Б.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:
Шайтанов И.О.История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения. В 2 т.М., 2001.
б) дополнительная литература:

1. Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

2. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

3. Морозов М М. Избранные статьи и переводы. М., 1954 (статьи о Шекспире, Марло).

4. Шекспир в меняющемся мире: Сб. статей / Пер. с англ. М., 1966.

5. Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Данная дисциплина обеспечена книжными фондами библиотеки, доступом к Инернет-ресурсам.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Филология» и профилю подготовки «Преподавание филологических дисциплин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт иностранных языков icon Институт иностранных языков
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Институт иностранных языков icon Институт иностранных языков
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Институт иностранных языков icon Институт иностранных языков
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Институт иностранных языков icon Институт иностранных языков
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным...
Институт иностранных языков icon Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва
Институт иностранных языков icon Высшего профессионального образования институт иностранных языков
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным...
Институт иностранных языков icon Пособие для тех, кто желает легко и в непринужденной форме овладеть...
Пособие для тех, кто желает легко и в непринужденной форме овладеть навыками изучения иностранных языков
Институт иностранных языков icon Согласовано
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей иностранных языков
Институт иностранных языков icon Утверждено
«Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением иностранных языков г. Дубны Московской области»
Институт иностранных языков icon Пенькова Варвара Геннадиевна
Обширный опыт в торговле (отрасль минеральных удобрений) и в преподавании иностранных языков
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции