№
|
Дата
|
Тема
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
|
|
|
Введение (1)
|
Литература и история.
|
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы
|
|
|
Устное народное творчество (2)
|
Лирические песни. Исторические песни
|
В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне
|
|
|
|
Предания как исторический жанр русской народной прозы
|
Особенности содержания и формы народных преданий
|
|
|
Древнерусская литература (3)
|
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы
|
Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития
|
|
|
|
вн\ч «Шемякин суд» как сатирическое произведение древнерусской литературы
|
Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 18 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
Особенности поэтики бытовой сатирической повести
|
|
|
|
р\р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе»
|
Обобщение пройденного
|
|
|
Русская литература 18 века (2)
|
Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
|
Слово о писателе. Понятие о классицизме
|
|
|
|
Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
|
Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
|
|
1.10
|
И.А. Крылов и К.Ф. Рылеев (3)
|
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз»
|
Краткий рассказ о писателе. Критика общественного договора Ж-Ж. Руссо. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 г.
|
|
5
|
|
В\ч И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца
|
Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства
|
|
|
|
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева
|
Краткий рассказ о писателе. Автор дум и сатир. Оценка дум современниками
|
|
|
А.С. Пушкин (10)
|
А.С. Пушкин. Его отношение к истории
|
Краткий рассказ о об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе
|
|
|
|
Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина
|
История России в творчестве А.С. Пушкина
|
|
|
|
А.С. Пушкин. «История Пугачёва». Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора
|
Заглавие Пушкина и поправка Николая I.
История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин)
|
|
|
|
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения
|
Историческая правда и вымысел в романе
|
|
|
|
Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринёв и Швабрин
|
Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе
|
|
|
|
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
|
Маша Миронова – нравственная красота героини
|
|
|
|
Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина
|
Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева»
|
|
|
|
р\р Гуманизм и история А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка»
|
Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина
|
|
|
|
А.С. Пушкин. «Пиковая дама»
|
Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к нему. Композиция повести. Система образов-персонажей. Эпилог и его место в философской концепции повести
|
|
|
|
Контрольная работа по творчеству Пушкина
|
|
|
|
М.Ю. Лермонтов (4)
|
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой
|
Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой
|
|
|
|
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме
|
Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении.
Романтически-условный историзм поэмы
|
|
|
|
Обучение сочинению по поэме М. Лермонтова «Мцыри»: анализ эпизода в поэме «Мцыри»
|
Обобщение изученного материала
|
|
|
|
М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в его творчестве
|
Краткий рассказ о писателе. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве
|
|
|
Н.В. Гоголь (6)
|
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории
|
Краткий рассказ о писателе. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве
|
|
|
|
Н.В. Гоголь «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью»
|
Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме
|
|
|
|
Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление
|
Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как нравственное явление
|
|
|
|
р\р Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению
|
Обобщение пройденного материала
|
|
|
|
Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе
|
Образ «маленького человека» в литературе. Потеря главным героем лица.
|
|
|
|
Мечта и реальность в повести «Шинель»
|
Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества
|
|
|
Литература второй половины 19 века (9)
|
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, писателе. «История одного города»
|
Краткий рассказ о писателе, редакторе, писателе. Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. История писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения
|
|
|
|
р\р Обучение анализу эпизода романа «История одного города». Подготовка сочинению
|
Обобщение пройденного материала
|
|
|
|
Контрольная работа по творчеству М. Лермонтова, Н. Гоголя, М. Салтыкова- Щедрина (тест)
|
|
|
|
|
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
|
Краткий рассказ о писателе.
Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
|
|
|
|
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала»
|
Краткий рассказ о писателе.
Идеал взаимной любви и согласия в обществе
|
|
|
|
Мастерство Л. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции
|
Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта.
|
|
|
|
в\ч Нравственные проблемы повести Л. Толстого «Отрочество»
|
Нравственность в основе поступков героев. Психологизм повести
|
|
|
|
в\ч Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета
|
Стихотворения о родной природе в творчестве поэтов 19 века
|
|
|
|
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье
|
Краткий рассказ о писателе.
История о любви и упущенном счастье
|
|
|
Литература начала 20 века (12)
|
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ»
|
Краткий рассказ о писателе.
Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя
|
|
|
|
в\ч М. Горький. «Челкаш»
|
Идеал личности в раннем творчестве Горького
|
|
|
|
А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
|
Краткий рассказ о писателе.
Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини
|
|
|
|
р\р Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.Лескова, А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна
|
Обобщение пройденного материала
|
|
|
|
А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России и её истории
|
Краткий рассказ о поэте.
Историческая тема в его творчестве, её современное звучание и смысл.
|
|
|
|
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» – поэма на историческую тему.
|
Краткий рассказ о поэте.
Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина
|
|
|
|
р\р Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.Пушкина, С. Есенина
|
Сопоставление образа предводителя в разных произведениях.
|
|
|
|
р\р Подготовка к домашнему сочинению
|
Обобщение пройденного материала
|
|
|
|
М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
|
Краткий рассказ о писателе.
Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание
|
|
|
|
Контрольная работа по творчеству Л.Толстого, А. Чехова, И. Бунина, М.Горького, А.Блока
|
|
|
|
|
И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству
|
Краткий рассказ о писателе.
Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическим.
|
|
|
|
в\ч Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»
|
Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом
|
|
|
Литература о Великой Отечественной войне (7)
|
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин»
|
Краткий рассказ о писателе.
Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине
|
|
|
|
Василий Тёркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского
|
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.
|
|
|
|
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»
|
Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Юмор. Язык поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике
|
|
|
|
в\ч А.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мира в рассказе «Возвращение»
|
Краткий рассказ о писателе.
Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа
|
|
|
|
р\р Стихи и песни о Великой Отечественной войне
|
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину
|
|
|
|
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»
|
Краткий рассказ о писателе.
Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства
|
|
|
|
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»
|
Обобщение изученного материала
|
|
|
Поэты русского Зарубежья (1)
|
в\ч Русские поэты о Родине, родной природе
|
Поэты русского Зарубежья об оставленной ими родине
|
|
|
Зарубежная литература (6).
|
У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта»
|
Краткий рассказ о писателе.
Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира
|
|
|
|
Сонеты У. Шекспира
|
Воспевание поэтом любви и дружбы
|
|
|
|
Ж-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство
|
Краткий рассказ о писателе.
Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Общечеловеческий смысл комедии
|
|
|
|
Черты классицизма в комедии Мольера
|
Особенности классицизма в комедии. Народные истоки смеха Мольера
|
|
|
|
Д. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера»
|
Краткий рассказ о писателе.
Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения
|
|
|
|
В.Скотт «Айвенго» как исторический роман
|
Краткий рассказ о писателе.
Исторический роман. История, изображенная «домашним образом»
|
|
|
Подведение итогов 2 ч
|
Итоговое тестирование
|
Итоговый контроль
|
|
|
.
|
Анализ итогового тестирования
|
Анализ
|