Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература»




Скачать 272.34 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература»
Дата публикации 27.09.2014
Размер 272.34 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет»

Факультет русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ

И.о .ректора НГПУ

________________Л.Е.Шапошников
"_____"__________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Введение в литературоведение

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль «Русский язык и Литература»,

«Литература и Русский язык»
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 5 лет

Форма обучения - очная

Нижний Новгород

2011

1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории литературы как науки.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Введение в литературоведение» (3.2.7.) относится к вариативной части профессионального цикла.

Для освоения дисциплины «Введение в литературоведение» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования, а также постепенно наращиваемую информацию, получаемую в ходе освоения параллельных курсов «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Античная литература», «Практикум по современной литературе».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История русской литературы», «Детская литература», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики», «Поэтика».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1).

Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями (ОК-3).

Способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6).

Владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ОПК-5).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • предмет и задачи литературоведческой науки;

  • содержание основных категорий общей поэтики и их репрезентацию в литературоведческой литературе разных направлений и школ;

  • специфику искусства как особой формы отражения мира и своеобразие литературы в ряду прочих видов искусств;

  • специфику литературного процесса в развитии его структурных категорий.

уметь:

  • механизм формирования содержания литературоведческих терминов,

  • распознавать основные явления языка художественной литературы;

  • определять семантику литературоведческих категорий, наблюдаемых в тексте;

  • применять полученные знания в процессе анализа литературного произведения

владеть:

  • общей литературоведческой терминологией, способностью грамотно и профессионально выстраивать суждение о литературоведческих явлениях.

  • основными подходами к анализу литературоведческих категорий в художественном тексте.



4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа (36 лекции, 36 практические занятия; 72 часа самостоятельной работы), 18 КСР

Структуре дисциплины предполагает включение шести разделов (ДЕ), подлежащих аттестации.


Специфика искусства

.


Определение искусства.

Проблема художественного образа.

Содержание и форма литературного произведения.

Язык художественной литературы


Поэтическая лексика

Ритм и ритмообразующие элементы

Поэтическая парадигма. Синонимия и антонимия

Поэтическая фонетика

Поэтический синтаксис

Тропы


Стиховедение


Системы русского стихосложения

Рифма

Строфа

Литературное произведение как системно-целостное единство

Текст как художественное единство. Тема и идея художественного произведения.

Понятие художественности.

Автор и герой литературного произведения.

Общая поэтика

Пространство и время художественного произведения.

Сюжет, композиция, конфликт.

Интертекстуальность.


Теория родов и жанров

Понятие о литературном роде. Родо-видовая специфика текста.

Понятие о литературном жанре. Жанровые системы.

Система эпических жанров.



Структура и содержание дисциплины «Введение в литературоведение»






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

всего

лекции

Практич.

КСР







1

Специфика искусства

Определение искусства.

Проблема художественного образа.

Содержание и форма литературного произведения.


1

1-3

10/12

6

4

2

Входная диагностика (тестирование)

Устный ответ по теме

Составление глоссария по материалам лекции




2

Язык художественной литературы

Поэтическая лексика

Ритм и ритмообразующие элементы

Поэтическая парадигма. Синонимия и антонимия

Поэтическая фонетика

Поэтический синтаксис

Тропы

1

4-6

12/16

4

8

4

Входная диагностика (тестирование)

Устный ответ по теме

Выполнение домашнего задания


Письменная работа


3

Стиховедение

Системы русского стихосложения

Рифма

Строфа

1

7-9

12/16

4

8

4

Устный ответ по теме

Выполнение типовых творческих заданий

Выполнение творческого домашнего задания




4

Литературное произведение как системно-целостное единство

Текст как художественное единство. Тема и идея художественного произведения.

Понятие художественности.

Автор и герой литературного произведения

1

10-13

14/16

8

6

2

Устный ответ по теме

Выполнение типовых творческих заданий

Составление глоссария по материалам лекции

Конспектирование научной литературы

Выполнение домашнего задания




5

Общая поэтика

Пространство и время художественного произведения.

Сюжет, композиция, конфликт.

Интертекстуальность

1

14-16

12/16

8

4

4

Устный ответ по теме

Выполнение типовых творческих заданий

Составление глоссария по материалам лекции

Тестирование по модулю

6

Теория родов и жанров

Понятие о литературном роде. Родо-видовая специфика текста.

Понятие о литературном жанре. Жанровые системы.

Система эпических жанров.


1

16-18

12/14

4

8

2

Устный ответ по теме

Выполнение типовых творческих заданий

Составление глоссария по материалам лекции

Тестирование по курсу

Итоговое собеседование













72/90

34

38

18








5. Образовательные технологии

Лекции, лекции с элементами эвристической беседы, коллективное выполнение типовых творческих заданий, поисковая работа в микрогруппах, самостоятельный анализ текста, создание текста по заданным параметрам, семинары.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы: Составление глоссария по материалам лекции, конспектирование научной литературы, выполнение заданий репродуктивного характера, выполнение творческих домашних заданий. Работы выполняются в соответствии с рейтинг-планом дисциплины

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля:

Тесты для входной диагностики по теме «Специфика искусства»

Тесты для входной диагностики по теме «Язык художественной литературы»

Задания для краткой письменной работы по теме «Язык художественной литературы»

Тесты для входной диагностики по теме «Стиховедение»

Задания для краткой письменной работы по теме «Стиховедение»

Задания для письменной контрольной работы (промежуточный контроль)

Темы эссе по теме «Общая поэтика. Интертекстуальность»

Тесты для промежуточного (рубежного) контроля по модулю

Тесты для итогового контроля по курсу

Список вопросов для итогового собеседования

Теория литературы как наука.

Определение искусства.

Литература как вид искусства. Специфика литературы в ряду других искусств

Классификация видов искусства. Проблема художественного образа.

Происхождение художественного образа, его свойства и структура.

Классификация художественных образов (по М.Эпштейну).

Художественный мир произведения. Категории слово – образ – идея в их единстве и взаимосвязи.

Содержание и форма литературного произведения.

Проблема содержания и формы в литературоведении и философии. Предмет и содержание искусства.

Определение понятия тема. Структура тематики.

Ритм и ритмообразующие элементы. Ритм как смыслообразующая категория. Ритмообразущие элементы на разных уровнях языка.

Специфика языка художественной литературы. Поэтическая лексика.

Поэтическая парадигма: синонимия и антонимия.

Поэтическая фонетика: звук и образ. Аллитерации, ассонансы; способы установления семантики звука в поэтическом тексте.

Тропы. Смысловая и эстетическая функции тропов.

Поэтический синтаксис.

Поэтическая интонация

Ритм и метр. Метрические системы русского стихосложения: тонический стих, силлабическая и силлабо-тоническая системы. Стих и стопа, пэон.

Основные и вспомогательные размеры. Цезура. Лестница неклассического стиха.

Рифма. Проблема рифмы. Рифма и клаузула. Происхождение рифмы. Виды рифм. Способы рифмовки.

Стих как единство.

Строфа как смысловое единство. Виды строф.

Сложные строфы и твердые формы. Анализ строфы твердой формы.

Содержание понятия модус художественности.

Героический, сатирический и трагический модусы художественности.

Комический модус и его вариации (юмор, сарказм).

Специфика сентиментальных модусов. Идиллическое и элегическое.

Драматический модус художественности.

Пафос и ирония. Иронический модус художественности.

Проблема автор-герой в современном литературоведении. Герой и персонаж. Многозначность термина автор. Образ автора. Категория автора на разных стадиях искусства.

Исповедь и автобиография (биография) как способы соотношения автора и героя.

Лирический субъект. Субъектная структура в лирике (по Б.Корману).

Характер, тип, сверхтип. Характерное, индивидуальное, типическое в герое (персонаже).

Способы характеристики литературного героя (персонажа).

Эволюция структуры персонажа, Внешний и внутренний планы персонажа.

Психологизм, формы проявления психологизма.

Категория пространства в художественном произведении.

Категория времени художественного произведения, хронотоп.

Образ-пейзаж. Различные классификации пейзажа (по М.Эпштейну).

Понятие о сюжете и фабуле в литературоведении 20 века.

Представление о сюжете в статье Ю.Лотмана «Сюжетное пространство русского романа».

Определение понятия композиция. Уровни композиции.

Конфликт.

Художественное произведение как целостное единство. Понятие интертекстуальности.

Понятие о литературном роде. Определение понятия род.

Эпос.

Лирика.

Драма.

Понятие о литературном виде. Поэзия и проза.

Определение понятия жанр. Жанрообразующие черты.

Система эпических жанров. Традиционно-эпическая, романическая и очерковая группы жанров.

Принципы выделения жанров в лирике.

Жанры в драматургии.
Список текстов для конспектирования

  • Ю.Лотман. Анализ поэтического текста. Главы: Природа поэзии. Художественный повтор. Ритм как структурная основа стиха. Проблема рифмы. Повторы на фонемном уровне. Графический образ поэзии. Лексический уровень стиха. Понятие параллелизма. Стих как единство. Строфа как единство. Проблема поэтического сюжета.

  • М.Бахтин. Автор и герой в эстетической деятельности.

  • Ю.Лотман. Художественное пространство в прозе Н.Гоголя /Ю.Лотман. В школе поэтического слова.

  • Ю.Лотман. Сюжетное пространство русского романа 19 столетия./Ю.Лотман. В школе поэтического слова.

  • В.Белинский. Разделение поэзии на роды и виды.

  • И.Кузмичев. Введение в общее литературоведение21 века. Глава: Типология современного эпоса.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

  1. Введение в литературоведение. /Под ред. Чернец Л.В.. М., 2000.

  2. Кузьмичев, И.К. Введение в литературоведение XXI века. Н.Новгород, 2000.

  3. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А.. М., 1987.

  4. Хализев, В.Е. Теория литературы. М., 2000.

  5. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.// Белинский, В.Г. Собр.соч. в 3 томах Т.2. М., 1948.

  6. Лотман, Ю.М. Художественное пространство русского романа XIX века. // Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

  7. Лотман Художественное пространство в прозе Гоголя. // Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

  8. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. // Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

  9. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. //Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

б) дополнительная литература:

  1. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М. Эпос и роман. СПб, 2000.

  2. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе.//Бахтин М.М, Эпос и роман. СПб.,2000.

  3. Драгомирецкая Н. Автор и герой в русской литературе XIX – XX вв. М., 1991.

  4. Жирмунский В. Теория стиха. М., 1975.

  5. Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

  6. Кожевникова Н. О соотношении речи автора и персонажа. Веселовский А. Историческая поэтика. Л., 1940.

  7. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы. СПб., 1997.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Текстовый раздаточный материал.

Аттестационные измерительные педагогические материалы в виде тестов закрытого типа, заданий.

Задания на сайте НГПУ
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .

Автор: доцент кафедры русской литературы,

кандидат филологических наук Т.П.Комышкова

Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Индивидуальный лист учета рейтинговых баллов по дисциплине
_________________________Введение в литературоведение________________

(название дисциплины согласно рабочему учебному плану)
Направление, профиль подготовки _____050100 Педагогическое образование – Русский язык и Литература
курс ____1_____, семестр____1_______2011 /2012 гг.
Количество ЗЕ по плану __4___. Форма промежуточной аттестации «с оценкой»

Количество часов по учебному плану 144, в т.ч. аудиторная работа _72_, самостоятельная работа _72_.
Преподаватель: Комышкова Татьяна Петровна, доцент, кандидат филологических наук

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
ФИО студента № группы


Виды учебной деятельности студентов

Балл

за задание


Число

заданий

Срок сдачи задания

Баллы

Дата

сдачи

задания, подпись преподавателя

Мин.

Макс.

получено

Дидактическая единица 1: Специфика искусства. 10 часов.

Занятия №№ 1-5

Определение искусства. Проблема художественного образа. Содержание и форма литературного произведения.


Текущий контроль

5

8







1.Входная диагностика. Тестирование

1

2

Занятие 1

1

2







2.Аудиторная работа


1

4

Занятие 2-5

3

4







3.Составление глоссария по материалам лекции

2

1

Занятие 6

1

2







Дидактическая единица 2: Язык художественной литературы. 12 часов.

Занятия №№ 6-11

Поэтическая лексика. Ритм и ритмообразующие элементы. Поэтическая парадигма. Синонимия и антонимия. Поэтическая фонетика. Поэтический синтаксис. Тропы.


Текущий контроль

9

14







Входная диагностика (тестирование)

1

2

Занятие 6

1

2







Аудиторная работа

1

4

Занятие 7-10

3

4







Краткая письменная контрольная работа

1

2

Занятие 8

1

2







Конспектирование научной литературы

2

3

Занятие 7,8,9

4

6







Промежуточный (рубежный) контроль

4

6







Письменная контрольная работа

3

2

Занятие 11

4

6







Дидактическая единица 3: Стиховедение. 12 часов.

Занятия №№ 12-17

Системы русского стихосложения. Рифма. Строфа.


Текущий контроль

6

10







Входная диагностика

1

2

Занятие 12

1

2







Аудиторная работа

1

3

Занятие 13,14,16

2

3







Краткая контрольная работа

2

1

Занятие 15

1

2







Выполнение домашнего задания по анализу текста

3

1

Занятие 18

2

3







Дидактическая единица 4: Литературное произведение как системно-целостное единство

14 часов

Занятия 18 –24

Текст как художественное единство. Тема и идея художественного произведения. Понятие художественности. Автор и герой литературного произведения

Текущий контроль

7

10







Аудиторная работа

1

3

Занятие 20, 21,22,24

2

3







Составление глоссария по материалам лекций

2

2

Занятие 20, 24

3

4







Конспектирование научной литературы

1

3

Занятие 21

2

3







Дидактическая единица 5: Общая поэтика. 12 часов.

Занятия №№ 25 – 30

Пространство и время художественного произведения. Сюжет, композиция, конфликт. Интертекстуальность.

Текущий контроль

6

10







Аудиторная работа

1

3

Занятие 25.26.27

2

3







Выступление на коллоквиуме

2

1

Занятие 28

1

2







Конспектирование научной литературы

1

3

Занятие 26, 27, 28

2

3







Презентация эссе

2

1

Занятие 29

1

2







Промежуточный (рубежный) контроль

3

4







Тестирование по модулю

1

4

Занятие 30

3

4







Дидактическая единица 6: Теория родов и жанров. 8 часов

Занятия №№31- 34

Понятие о литературном роде. Родо-видовая специфика текста. Понятие о литературном жанре. Жанровые системы. Система эпических жанров.

Текущий контроль

5

8







Аудиторная работа

1

4

Занятие 32, 34

3

4







Составление глоссария по материалам лекций

1

1

Занятие 34

1

2







Конспектирование научной литературы

1

2

Занятие 33

1

2







Поощрительные баллы

Выполнение творческой работы







Занятие 16




2







Штрафные баллы






















Отчет по ДЕ 1: Специфика искусства – сдан после срока













. Пропуск занятий по неуважительной причине




4







Отчет по ДЕ 2: Язык художественной литературы – сдан после срока













Пропуск занятий по неуважительной причине




4







Отчет по ДЕ 3: Стиховедение – сдан после срока













Пропуск занятий по неуважительной причине




4







Отчет по ДЕ 4: Литературное произведение как системно-целостное единство – сдан после срока













Пропуск занятий по неуважительной причине




3







Отчет по ДЕ 5: Общая поэтика– сдан после срока













Пропуск занятий по неуважительной причине




4







Отчет по ДЕ 6: Теория родов и жанров– сдан после срока













Пропуск занятий по неуважительной причине




4







итого

45

70







Итоговый контроль 4 часа

Занятия №№35-36




30







Тестирование по курсу







Занятие 35

5

15







Итоговое собеседование







Занятие 36

5

15







итого










55

100







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Рабочая программа дисциплины Введение в языкознание Направление подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) история русской литературы...
...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Отечественная история Направление...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации...
Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации...
Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических...
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Программа учебной практики фольклорная направление подготовки 050100...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Русский язык и Литература» icon Рабочая программа дисциплины Латинский язык и античная культура Направление...
Чтение текстов древних латинских авторов классического периода и ближайшего к нему времени
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции