Скачать 272.34 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» Факультет русского языка и литературы УТВЕРЖДАЮ И.о .ректора НГПУ ________________Л.Е.Шапошников "_____"__________________20__ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Направление подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль «Русский язык и Литература», «Литература и Русский язык» Квалификация (степень) выпускника - бакалавр Нормативный срок освоения программы – 5 лет Форма обучения - очная Нижний Новгород 2011 1. Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории литературы как науки. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Введение в литературоведение» (3.2.7.) относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения дисциплины «Введение в литературоведение» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования, а также постепенно наращиваемую информацию, получаемую в ходе освоения параллельных курсов «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Античная литература», «Практикум по современной литературе». Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История русской литературы», «Детская литература», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики», «Поэтика». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1). Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями (ОК-3). Способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6). Владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3). Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ОПК-5). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:
уметь:
владеть:
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа (36 лекции, 36 практические занятия; 72 часа самостоятельной работы), 18 КСР Структуре дисциплины предполагает включение шести разделов (ДЕ), подлежащих аттестации.
Структура и содержание дисциплины «Введение в литературоведение»
5. Образовательные технологии Лекции, лекции с элементами эвристической беседы, коллективное выполнение типовых творческих заданий, поисковая работа в микрогруппах, самостоятельный анализ текста, создание текста по заданным параметрам, семинары. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Виды самостоятельной работы: Составление глоссария по материалам лекции, конспектирование научной литературы, выполнение заданий репродуктивного характера, выполнение творческих домашних заданий. Работы выполняются в соответствии с рейтинг-планом дисциплины Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля: Тесты для входной диагностики по теме «Специфика искусства» Тесты для входной диагностики по теме «Язык художественной литературы» Задания для краткой письменной работы по теме «Язык художественной литературы» Тесты для входной диагностики по теме «Стиховедение» Задания для краткой письменной работы по теме «Стиховедение» Задания для письменной контрольной работы (промежуточный контроль) Темы эссе по теме «Общая поэтика. Интертекстуальность» Тесты для промежуточного (рубежного) контроля по модулю Тесты для итогового контроля по курсу Список вопросов для итогового собеседования Теория литературы как наука. Определение искусства. Литература как вид искусства. Специфика литературы в ряду других искусств Классификация видов искусства. Проблема художественного образа. Происхождение художественного образа, его свойства и структура. Классификация художественных образов (по М.Эпштейну). Художественный мир произведения. Категории слово – образ – идея в их единстве и взаимосвязи. Содержание и форма литературного произведения. Проблема содержания и формы в литературоведении и философии. Предмет и содержание искусства. Определение понятия тема. Структура тематики. Ритм и ритмообразующие элементы. Ритм как смыслообразующая категория. Ритмообразущие элементы на разных уровнях языка. Специфика языка художественной литературы. Поэтическая лексика. Поэтическая парадигма: синонимия и антонимия. Поэтическая фонетика: звук и образ. Аллитерации, ассонансы; способы установления семантики звука в поэтическом тексте. Тропы. Смысловая и эстетическая функции тропов. Поэтический синтаксис. Поэтическая интонация Ритм и метр. Метрические системы русского стихосложения: тонический стих, силлабическая и силлабо-тоническая системы. Стих и стопа, пэон. Основные и вспомогательные размеры. Цезура. Лестница неклассического стиха. Рифма. Проблема рифмы. Рифма и клаузула. Происхождение рифмы. Виды рифм. Способы рифмовки. Стих как единство. Строфа как смысловое единство. Виды строф. Сложные строфы и твердые формы. Анализ строфы твердой формы. Содержание понятия модус художественности. Героический, сатирический и трагический модусы художественности. Комический модус и его вариации (юмор, сарказм). Специфика сентиментальных модусов. Идиллическое и элегическое. Драматический модус художественности. Пафос и ирония. Иронический модус художественности. Проблема автор-герой в современном литературоведении. Герой и персонаж. Многозначность термина автор. Образ автора. Категория автора на разных стадиях искусства. Исповедь и автобиография (биография) как способы соотношения автора и героя. Лирический субъект. Субъектная структура в лирике (по Б.Корману). Характер, тип, сверхтип. Характерное, индивидуальное, типическое в герое (персонаже). Способы характеристики литературного героя (персонажа). Эволюция структуры персонажа, Внешний и внутренний планы персонажа. Психологизм, формы проявления психологизма. Категория пространства в художественном произведении. Категория времени художественного произведения, хронотоп. Образ-пейзаж. Различные классификации пейзажа (по М.Эпштейну). Понятие о сюжете и фабуле в литературоведении 20 века. Представление о сюжете в статье Ю.Лотмана «Сюжетное пространство русского романа». Определение понятия композиция. Уровни композиции. Конфликт. Художественное произведение как целостное единство. Понятие интертекстуальности. Понятие о литературном роде. Определение понятия род. Эпос. Лирика. Драма. Понятие о литературном виде. Поэзия и проза. Определение понятия жанр. Жанрообразующие черты. Система эпических жанров. Традиционно-эпическая, романическая и очерковая группы жанров. Принципы выделения жанров в лирике. Жанры в драматургии. Список текстов для конспектирования
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература:
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Текстовый раздаточный материал. Аттестационные измерительные педагогические материалы в виде тестов закрытого типа, заданий. Задания на сайте НГПУ Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ . Автор: доцент кафедры русской литературы, кандидат филологических наук Т.П.Комышкова Рецензент (ы) _________________________ Программа одобрена на заседании ____________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от ___________ года, протокол № ________. Индивидуальный лист учета рейтинговых баллов по дисциплине _________________________Введение в литературоведение________________ (название дисциплины согласно рабочему учебному плану) Направление, профиль подготовки _____050100 Педагогическое образование – Русский язык и Литература курс ____1_____, семестр____1_______2011 /2012 гг. Количество ЗЕ по плану __4___. Форма промежуточной аттестации «с оценкой» Количество часов по учебному плану 144, в т.ч. аудиторная работа _72_, самостоятельная работа _72_. Преподаватель: Комышкова Татьяна Петровна, доцент, кандидат филологических наук (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание) ФИО студента № группы
|
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Рабочая программа дисциплины Введение в языкознание Направление подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) история русской литературы... ... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Отечественная история Направление... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации... Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... |
Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации... Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... |
||
Программа учебной практики фольклорная направление подготовки 050100... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа дисциплины Латинский язык и античная культура Направление... Чтение текстов древних латинских авторов классического периода и ближайшего к нему времени |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |