Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением иностранных языков г.Дубны Московской области»
УТВЕРЖДЕНО
Директор_____________Е.Я.Лисеенко
Приказ_______от_____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «ЛИТЕРАТУРА»
базовый уровень
10 А класс
Учитель Салтыкова Татьяна Юрьевна
2013-2014 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе авторской программы С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (Программы по литературе для 5-11 классов. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.– М.: ООО «Русское слово», 2008) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) среднего (полного) общего образования по литературе.
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Тип программы: базовая программа по литературе.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником «Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ В.И.Сахаров, С.А.Зинин. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2012», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета «Литература»
Цель: формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое развитие школьников.
Задачи:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса «Литература» в 10 классе обучающиеся должны
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Личностные результаты обучения:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты обучения:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом :
«Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 частях»: М.,«Русское слово», 2012 год»
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. /Автор-составитель: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
Методические рекомендации к урокам литературы в 10-11 классах. С.А.Зинин. – М.: ООО «Русское слово», 2012).
- и дополнительной литературой:
Гуковскиий Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. — М.—Л.: Художественная литература, 1959.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
Набоков В.В. Лекции по русской литературе. Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М., 2001.
Виноградов И.А. Гоголь, художник и мыслитель. М., 2000.
Ревякин А.И. Островский. Жизнь и творчество. М.,1949.
Лотман.Ю.М. Островский и драматургия его времени. М., 1961.
И.А.Гончаров в русской критике. М., 1958.
Батюто А.И. Тургенев- романист. Л., 1972.
Руденко Ю.К. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Л., 1979.
Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М.,1962.
Кожинов В.В. Пророк в своем Отечестве. Федор Иванович Тютчев. М., 2002.
Шеншина В.А. . Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. М., 1998.
Аннинский.Л. Лесковское ожерелье. М., 1986.
Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. Л., 1976.
Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Толстого «Война и мир»: Комментарий. М., 1978.
Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1985.
Громов М.П. Чехов. М., 1993.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
Том числе на выполнение практической части программы
|
Сочинения
|
I
|
Вводный урок
|
1
|
|
II
|
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА
|
11
|
1
|
1
|
Обзор русской литературы первой половины XIX века
|
1
|
|
|
Творчество А.С. Пушкина
|
4
|
|
2
|
Творчество М.Ю. Лермонтова
|
2
|
|
3
|
Творчество Н.В. Гоголя
|
4
|
1 аудиторное
|
III
|
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА
|
82
|
8
|
1
|
Обзор русской литературы второй половины XIX века
|
1
|
|
2
|
Творчество А.Н. Островского
|
7
|
1 аудиторное
|
3
|
Творчество И.А. Гончарова
|
5
|
1 домашнее
|
4
|
Творчество И.С. Тургенева
|
8
|
1 аудиторное
|
5
|
Творчество Н.Г.Чернышевского
|
4
|
|
6
|
Творчество Н.А. Некрасова
|
6
|
1 домашнее
|
7
|
Творчество Ф.И. Тютчева
|
3
|
|
8
|
Творчество А.А. Фета
|
3
|
1 домашнее
|
9
|
Творчество Н.С. Лескова
|
2
|
|
10
|
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
|
3
|
|
11
|
Творчество А.К. Толстого
|
2
|
|
12
|
Творчество Л.Н. Толстого
|
18
|
1 аудиторное
|
13
|
Творчество Ф.М. Достоевского
|
10
|
1 домашнее
|
14
|
Творчество А.П. Чехова
|
10
|
1 аудиторное
|
IV
|
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
|
4
|
|
15
|
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
|
1
|
|
16
|
Г. де Мопассан
|
1
|
|
17
|
Г. Ибсен
|
1
|
|
18
|
А. Рембо
|
1
|
|
|
РЕЗЕРВ. Повторение изученного в 10 классе
|
4
|
|
|
Итого:
|
102
|
5А, 4Д
|
|