№ п/п
|
Дата проведения
|
Содержание
(разделы, темы)
|
Кол-во часов
|
Оборудование
|
план
|
факт
|
Введение (1 ч)
|
|
|
|
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
|
1
|
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)
|
|
|
|
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр т плотник»
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц
|
1
|
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(3 ч)
|
|
|
|
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге
|
1
|
|
|
|
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Классное сочинение на тему «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»
|
1
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)
|
|
|
|
М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов.
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Г.Р. Державин. «Река времен в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества
|
1
|
ИКТ
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч)
|
|
|
|
А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
«Медный всадник». Выражение чувства любви к родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Классное сочинение по теме «История России в произведениях А.С. Пушкина»
|
1
|
|
|
|
|
«Станционный смотритель». Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Повесть (развитие представлений)
|
1
|
|
|
|
|
М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характера и идеи поэмы
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
«Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Кубан. Лермонтов и Кавказ
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
«Молитва», «Ангел». Готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства
|
1
|
Фрагмент из фильма «Тарас Бульба»
|
|
|
|
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.
|
1
|
ИКТ
|
|
|
|
Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести
|
1
|
Фрагмент из фильма «Тарас Бульба»
|
|
|
|
Особенности изображения людей и природы в повести. Историческая и фольклорная основа произведения.
|
1
|
Фрагмент из фильма «Тарас Бульба»
|
|
|
|
Подготовка к домашнему сочинению по теме «Авторская оценка образа Тараса Бульбы». Кубан. Традиции Н.В. Гоголя в кубанской литературе
|
1
|
|
|
|
|
Домашнее сочинение по теме «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».
|
|
|
|
|
|
И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Поэма (развитие понятия)
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел.
|
1
|
|
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина» (8 ч)
|
|
|
|
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Вн. чт. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
|
1
|
|
|
|
|
Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
|
1
|
|
|
|
|
Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна». Взаимоотношения детей и взрослых.
|
1
|
|
|
|
|
«Maman». Проявление чувств героя, беспомощность к себе, анализ собственных поступков.
|
1
|
|
|
|
|
И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых
|
1
|
|
|
|
|
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина
|
1
|
|
|
|
|
Классное сочинение по теме «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина»
|
1
|
|
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» (3 ч)
|
|
|
|
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
А.П. Чехов. «Хамелеон». «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики
|
1
|
|
|
|
|
«Тоска», «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. Кубан. Чехов и Кавказ
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
«Край ты мой, родимый край!» (1 ч)
|
|
|
|
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
|
1
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (20 ч)
|
|
|
|
М. Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Дед Каширин. Изображение быта и характеров
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Вера в творческие силы народа. Тема и идея произведения
|
1
|
|
|
|
|
В.В. Маяковский. Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения
|
1
|
|
|
|
|
А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
|
|
|
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Своеобразие языка прозы Платонова.
|
1
|
|
|
|
|
Письменный ответ на вопрос «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?»
|
1
|
|
|
|
|
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака.
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
На дорогах войны (5 ч)
|
|
|
|
Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики
|
1
|
|
|
|
|
Героизм, патриотизм, самоотверженность в стихотворениях поэтов – участников войны. Ритм и образы военной лирики. Кубан. Кубанские писатели о Великой Отечественной войне
|
1
|
|
|
|
|
Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетическое и нравственно-экологические проблемы рассказа
|
1
|
|
55.
|
|
|
Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Взаимосвязь природы и человека
|
1
|
|
56.
|
|
|
Ю.П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка
|
1
|
|
«Тихая моя Родина» (3 ч)
|
57.
|
|
|
Стихи о Родине, родной природе. Человек и природа. Кубан. Кубанские поэты о природе и родном крае
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
58.
|
|
|
А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
59.
|
|
|
Д.С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.
|
1
|
|
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 ч)
|
60.
|
|
|
М.М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
Песни на слова русских поэтов ХХ века (1 ч)
|
61.
|
|
|
А. Вертинский. «Доченьки», И. Гоффи. «Русское поле», Б.Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирическое размышление о жизни, быстро текущем времени
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
Из литературы народов России (1 ч)
|
62.
|
|
|
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
|
63.
|
|
|
Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
64.
|
|
|
Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины
|
1
|
|
65.
|
|
|
Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека. Особенности жанра.
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
66.
|
|
|
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
|
1
|
Фонохрестоматия
к учебнику
|
67.
|
|
|
Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.
|
1
|
|
68.
|
|
|
Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о победе добра. Главные герои и события. Основные проблемы русской литературы XVIII – XX веков
|
1
|
Список литературы на лето
|