План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося




Скачать 241.93 Kb.
Название План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося
Дата публикации 27.09.2014
Размер 241.93 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Учитель литературы: Сультеева А.Н.

Реферат « Работа над теоретико-литературными понятиями на уроках литературы в средних классах»
ПЛАН


  1. О значении литературоведческих знаний.

  2. Ступенчатый характер литературного образования учащегося.

  3. Общедидактические принципы при организации работы над теоретико- литературными понятиями 7-8 классах.

  4. О взаимосвязи родной и русской литературы.

  5. Работа над понятием «Художественный образ» на уроках по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  6. О проблемах жизненной правды и художественного смысла.

  7. Изучение языка художественных произведений.

  8. работа над понятием «метафора» в связи с изучением поэмы А.С. Пушкина «Полтава».

  9. Обобщение ранее приобретенных знаний о языке художественной речи ( конспект обобщающего урока).

  10. Соотношение темы, идеи и художественных образов при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

  11. Работа над понятием «Пейзаж».

  12. Расширение понятия о композиции.

  13. «Антитеза» при изучении рассказа А.Н. Толстого «После бала».

  14. Формирование понятия «Характер литературного героя» в связи с изучением повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»


Высокую культуру чтения надо воспитывать ежедневно всей системой работы над художественным произведением. Особое место в этой системе занимает работа по изучению теоретико – литературных понятий, знание которых способствует более глубокому восприятию художественных произведений.

На значение литературоведческих знаний в формировании идейно- эстетических взглядов, выработки навыков эмоционально- эстетического воспитания указывают известные методисты как по русской, так и по нерусской школе.

«Изучение теории помогает овладеть самым существом социальных явлений, видеть перспективы общественного и культурного развития. Без живого освоения эстетической теории, осознанного отношения к искусству невозможен дальнейший рост всесторонне развитой личности», - справедливо пишет Л.В. Тодоров.

Специальные литературоведческие знания приобретаются учащимися при изучении теории литературы.

Литературное образование учащихся национальных школ, как и русских, носит ступенчатый характер: 1 ступень – начальные классы; 2 ступень – средние классы;

3 ступень – старшие классы.

Изучение теоретико – литературных понятий в 7-8 классах строится с учётом ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

Объем и последовательность изучения теоретико – литературного материала в 7-8 классах национальной школы определены программой. Согласно программа, в 7-8 классах продолжается работа по развитию и обогащению новыми признаками тех литературоведческих понятий, о которых учащиеся получили первоначальные сведения в 5-6 классах ( например, о теме, идее, сюжете художественного произведения и т.д.)

Наряду с ними в 7-8 классах ученики усваивают новые теоретико – литературные понятия ( наприм ер в 7-8 классе – о метафоре, композиции, повести, стихотворении, двусложных, трёхсложных размерах стиха; о художественном образе, жизненной правде и художественном вымысле, языке художественной литературы, литературном характере), которые также закрепляются в старших классах.

При организации работы над теоретико – литературным понятием в 7-8 классах, как и раньше, необходимо опираться на общедидактические принципы ( научности, доступности, преемственности и др.) и данные науки об особенностях восприятия художественного произведения в условиях двуязычия.

Методически правильная постановка усвоения литературоведческих понятий связана и с учётом отдельных методических принципов. К ним, в частности, относятся: принципы постепенного формирования теоретико — литературных понятий, которые вводятся поэтапно ( накопления фактов, знакомство с определением понятия, применение его к конкретным произведениям, обогащение, расширение и углубление новыми при знаками при чтении и осмыслении новых литературных произведений); принципы изучения литературоведческих понятий на конкретном материале в связи с анализом изучаемого художественного произведения; коммуникативности принцип обучения русскому языку и литературе в национальной школе, который предполагает активизацию в различных видах речевой деятельности учеников литературоведческих терминов, а также соответствующей специальной лексики для характеристики литературных явлений.

Владение русской речью — одно из необходимых условий для успешного усвоения теоретико — литературных понятий по русской литературе. Поэтому, отбирая методические приемы для активизации тех или иных понятий, предпочтение нужно отдавать тем их них, которые будут не только способствовать пониманию их сути, но и максимально развивать мышление на русском языке и русскую речь учащихся.

Успешное освоение теоретико — литературных понятий в 7-8 классах во многом зависит и от учета соотношений, взаимосвязи родной и русской литературы.

В национальной школе, где русская литература изучается параллельно с родной литературой, теоретические знания ученики получают и на уроках родной литературы, причём с некоторым опережением.

Знания учащихся, приобретенные на уроках родной литературы, можно использовать в различных формах. Если, например, ученики познакомились с тем или иным теоретическим понятием на уроках родной литературы, то на уроках русской литературы я ссылаюсь на родную литературу и активизирую это понятие на материале русской литературы, углубляя и обогащая его. В том, случае, если ученики не изучали вводимое литературоведческое понятие на уроках родной литературы, этот теоретический материал даю на материале русской литературы с соответствующими примерами из родной литературы.

Знания по родной литературе целесообразно использовать для сопоставлений, расширяющих и обогащающих литературоведческие представления учащихся ( например, о жанрах, стихосложении в русской литературе), для параллелей, облегчающих усвоение функционального значения тех или иных понятий по теории литературы ( например, художественная функция метафор в русском и родном языках и т.д)

Рассмотрим пути усвоения отдельных литературоведческих понятий на материале программных произведений.

Основная проблема теории литературы связана с образным отражением жизни.

«Сердцевиной искусства является художественный образ, в котором писатель обобщает явления жизни со своих позиций, воссоздавая их с помощью творческого воображения.

Путь к познанию сущности и специфики литературы начинается с понятия «художественный образ». Учащиеся национальной школы получают первые представления и художественном образе еще в 5-6 классах.

Образ — это конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни, которая создается при помощи вымысла т имеет эстетическое значение.

Ученики должны постичь важную мысль о том, что образность — основа специфики художественной литературы, что образ- это словесная картина жизни, в которой находят выражение взгляды писателя, его мысли и чувства.

На уроке сначала активизируются приобретенные ранее на уроках родной и русской литератур знания о литературе как искусстве слова. Учащиеся отмечают, что благодаря художественным произведениям человек может очень много узнать и о нашем прошлом, и о нашем настоящем. Но знания о жизни людей и другие полезные сведения человеку дают и другие науки: история, биология ит.д. И внимание учащихся направляется на выявление различия между научной и художественной литературой.

Чем вызван, например, разный подход к описанию бурана в энциклопедическом словаре и в художественном произведении. Прежде всего, задачами, стоящими перед учеными и писателями. Задача ученного — дать точное представление о явлении природы, задача писателя — рассказать читателю об этом же явлении образно, художественно.

Этой задаче подчинены и изобразительно-выразительные средства, помогающие полнее и глубже нарисовать картину бурана в степи. Мы представляем темное небо, которое смешалось со снежным морем, видим в кибитке Гринёва, Савельича, ямщика.

Рассмотренный пример помогает учащимся понять, что художественный образ- это словесная картина человеческой жизни. Определяя отличие искусства от науки, В.Г.Белинский писал: «Философ говорит силлогизмами, поэт — образами и картинами. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один- логическими доводами, другой- картинами.»

Перед классом целесообразно поставить вопрос: что является источником художественного образа?

На основании изученных произведений русской и родной литератур ученики скажут о том, что источником художественного образа является сама жизнь.

В художественных произведениях рассказывается о том, что происходило, происходит или произойдет в жизни. Так, прочитав отрывки их повести М.Горького «Детство», учащиеся узнали о тяжёлом, беспросветном детстве в дореволюционной России, из рассказа И.С. Тургенева «Муму» - о жестокости, бесчеловечности помещиков и т.д.

Художественное произведение, однако, не обходится и без творческого вымысла. Художественный образ- творческое воспроизведение жизни. Воображение, фантазия участвуют в обдумывании характера героя, в описании его поступков, в создании сюжетных коллизий.

Творческое воображение играет определенную роль даже тогда, когда писатель пишет о подлинных жизненных фактах, тории. Любой вид и жанр искусства без вымысла не обходится.

Роль вымысла в создании художественного образа — это важнейшая теоретико — литературная проблема в 8 классе. С ней связана работа над понятием художественного образа, темы и идеи, композиции и сюжета произведения, изобразительных средств языка и др.

Если учащиеся 6-7 классов воспринимают литературные произведения в основном наивно -реалистически, как точное отражение жизни, то читательский опыт восьмиклассников позволяет им понять, что художественное произведение — это не фотографическое отражение жизни, а результат творчества писателя. Если в 5-6 классах внимание школьников специально не привлекается к проблеме жизненной правды и творческого вымысла, то в 8 классе национальной школы программа по русс кой литературе ориентирует усвоение теоретических знаний по этой проблеме, которая раскрывается при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». К этому времени при усвоении идейно — художественного содержания уже неоднократно говорилось о жизненной основе произведения.

Ценный материал для выявления жизненной правды и художественного вымысла дает повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Наличие в ней исторических личностей и вымышленных героев, сочетание исторических событий с вымышленными дают возможность понять пути использования элементов подлинной исторической правды, обогащенной гением писателя в соответствии с замыслом повести, с поставленными в ней социальными и нравственными проблемами.

Для того чтобы воссоздать силой творческого воображения образы участников народного восстания под руководством Емельяна Пугачёва, нужно было многое увидеть, осмыслить. Пушкин тщательно изучил материалы о восстании, познакомился с документами о Пугачёве и его сподвижниках, посетил места, где развертывались интересовавшие его события, беседовал с очевидцами и своим творческим воображением восполнил то, что скупо изложено в документах, что недосказано в воспоминаниях. Он блестяще нарисовал картину давно ушедшей жизни. В повести изображены действительно живые люди: Емельян Пугачёв, за которым пошел обездоленный народ добывать свободу, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II . Они изображены в окружении вымышленных героев: Гринев, Савельича, Маши Мироновой, Швабрина. В жизни не было конкретно этих людей, но были люди, похожие и на Машу Миронову, и на Гринева, и на Савельича. Пушкин знал их образ жизни, характеры, взгляды, домыслил образы и создал своих героев, смело проник в характеры и переживания людей того времени. Например, в герое повести капитане Миронове Пушкин отразил черты века, тип людей, которые выдвигались из солдат в офицеры благодаря своим личным боевым качествам. Герой повести капитан Иван Кузьмич Миронов- это обобщённый художественный образ.

Сравнивая статьи о Пугачевском восстании в учебнике истории с описанием восстания и его предводителе в «Капитанской дочке» восьмиклассники отметят, что они как будто присутствуют рядом с происходящими событиями, волнуются.

Восьмиклассники уже должны постичь обобщающую и оценочную роль художественного вымысла. Этому будет способствовать, частности, сравнение описания портрета Пугачева, которое оставили его современники, с художественным описанием в «Капитанской дочке».

Вот описание Пугачева его современником: «... рост был небольшой, лицо имеет круглое и сухощавое, нос с горбом, левый глаз щурит и часто мигает. Волосы на голове черные. Борода черная, да с небольшою сединою». Другой современник отмечал, что у Пугачева были «острые глаза и взор страховатый».

А вот отрывки из повести: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». ( гл. II “Вожатый»)

«Пугачев … сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» ( гл. VIII “Незваный гость»)

« В сенях я встретил Пугачева: он был одет по-дорожному, в шубе и киргизкой шапке... Пугачев весело со мной поздоровался и велел садиться мне с ним в одну кибитку» ( гл.XI “Мятежная слобода»)

Эти сравнения позволят учащимся сделать вывод о доброжелательном отношении писателя к предводителю крестьянского восстания. В повести «Капитанская дочка» перед нами предстает, говорят ученики, умный, наблюдательный сметливый, добрый, бесстрашный, искренний. Великодушный, щедрый, дальновидный предводитель крестьянского движения.

Учебная статья в хрестоматии поможет школьникам углубить представления о жизненной правде в литературе и роли творческого вымысла. Без которого не было бы ни художественного образа, ни литературного произведения.

К проблемам жизненной правды и художественного вымысла восьмиклассники возвратятся при изучении рассказа Л.Н. Толстого «После бала» поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин», встреча с которыми поможет им закрепить и обогатить полученные знания.

Как же удается писателю соединить художественный вымысел с реально существующими фактами, событиями, характерами?

Художественное произведение представляет собой совокупность органически связанных между собой событий, характеров, проблем, где все взаимосвязано и подчинено главному — раскрытию идейно-эмоционального, идейно — эстетического содержания.

В литературных произведениях основным средством создания художественного образа является язык, «первоэлемент» литературы, как определил его М.Горький.

Изучение языка художественных произведений в национальной школе имеет огромное образовательно — воспитательное значение. Перед учителем стоит особо важная задача — показать, насколько правдиво языковые средства изображают жизнь, убеждают читателя в этой правдивости, в какой мере они способствуют раскрытию идейного содержания произведения, воздействуют на мысли, чувства читателей, доставляют им эстетическое наслаждение.

При анализе языка художественных произведений в национальное школе в первую очередь встает вопрос об отборе писателем лексических средств языка и идейно- эстетической обусловленности выбора различных речевых средств для характеристики действующих лиц; важное место занимает также изучение специальных изобразительно — выразительных средств языка ( эпитетов, метафор, сравнений) , которые широко используются при описании пейзажа, портрета, душевного состояния героя и т.д.

В 7-8 классах программа ориентирует учителей в основном на изучение специальных изобразительно- выразительных средств языка, от которых во многом зависит художественная точность и эмоциональность изображения.

В 5 классе ученики знакомятся с эпитетом и сравнением, в 6 классе усваивают теоретико- литературное понятие об олицетворении.

Понятие о метафоре ученики получают в связи с изучением стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ». При изучении метафоры необходимо расширить и обобщить имеющиеся у школьников знания, умения и навыки, полученные на уроках родной литературы дать им в доступной форме теоретические знания и языковых и поэтических метафорах, раскрыть их сущность и научить учащихся видеть, чувствовать метафоры в тексте, употреблять их в речи.

В процессе работы над текстом названных произведений учащиеся находят примеры сравнений, метафор, олицетворений.

Выяснив их художественную функцию, учащиеся с помощью учителя подчеркивают, что посредством этих изобразительно — выразительных средств языка поэт как бы зримо, ощутимо передает величие кавказкой природы, полнее и ярче рисует её картины, помогает читателю увидеть и услышать свирепое веселье буйной горной реки и т.д.

Выяснение значений сравнений и метафор в описании Полтавского боя и раскрытии идейно — художественного содержания поэмы ( «Горит восток зарею новой», « темнеет слава из знамен»,»Он весь, как божия гроза», «Как пахарь, битва отдыхает» и т.д.) подводит учеников к правильному формированию понятия о метафоре, в основе которого лежит сравнение. Обращаю внимание учеников на отличие метафоры от сравнения. Направляемые и ориентируемые учителем, школьники устанавливают: в сравнении всегда известно, с чем сравнивается. («играет и воет, как зверь молодой»); в метафоре сравнение скрыто, читатель сам догадывается, что с чем сравнивается («Здесь тучи смиренно идут надо мной» и т.д)

Далее сообщаю, что метафоры образуются по принципу олицетворения («мчится Арагва», «Терек играет»), овеществления («немые громады», «мох тощий»), отвлечения («поле деятельности») и т.д., что в роли метафоры могут выступать глаголы, имена существительные, имена прилагательные и что они придают речи исключительную выразительность и эмоциональность, делая её яркой и сочной.

Затем прошу учащихся привести примеры из изученных произведений русской и родной литератур.

В 8 классе у учащихся национальной школы уже формируется понятие о языках художественного произведения.

Ко времени изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учащиеся уже усвоили функциональное значение эпитета, сравнения, гиперболы, метафоры, приобрели умения, узнали о силе и выразительности художественной речи.

По мнению методистов, усвоению понятия «язык художественного произведения» целесообразно отвести специальный урок. Придерживаясь этого мнения, выделяю урок после изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: для обобщения ранее приобретенных знаний. Стараюсь дать понятие о языке художественного произведения как о средстве живого, конкретного общения, с помощью которого писатель передает читателю свои мысли, чувства, взгляды на жизнь, эмоционально и эстетически воздействует на него. Словесный художественный образ всегда индивидуален и конкретен, хотя несет в себе высокое и глубокое обобщение. Урок этот можно начать вопросами:

  1. Чем достигается образность художественной речи?

  2. Каковы средства её создания?

Учащиеся высказывают различные предположения. Одни говорят, что художественность речи создается с помощью сравнений, другие отмечают роль эпитетов, третьи подчеркивают роль метафор и олицетворений.

Выслушав ответы учащихся, говорю о том, что в создании художественного образа, большую роль играет и эпитеты, и сравнения, и олицетворения. И метафоры. Художественность речи литературных произведений достигается, однако, и другими средствами . Мастера художественного слова создают прекрасные образы с помощью нейтральной лексики.

Сотворение художественного образа требует огромной работы: найти нужное, наиболее точное слово — дело нелегкое. Создавая художественный образ, писатель использует все богатства словарного состава языка — синонимы, антонима, фразеологические обороты. В ряде случает писатели используют архаизмы, историзмы, диалектизмы, профессионализмы и т.д.

Следующую часть урока целесообразно построить в форме беседы с выполнением заданий. Привожу план беседы:

  1. Что называется эпитетом? Какова его роль в художественных произведениях?

Задание: проиллюстрировать конкретными примерами из изученных произведений.

А.С. Пушкин « Унылая пора! Очей очарованье!»

( «унылая пора», « прощальная краса»)

  1. Что называется олицетворением?

Задание: приведите конкретные примеры и раскройте их художественную функцию.

А.С. Пушкин «Зимнее утро» ( вьюга змелась»)

М.М.Пришвин « Кладовая солнца».

(…брызнули миллионы разных цветов…скользили голубые синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх…»)

  1. Что называется сравнением?

Задание: докажите свои мысли на конкретных примерах из произведений русской и родной литератур.

А.С. Пушкин «Кавказ»

(«Играет и воет, как зверь молодой»)

А.С. Пушкин «Полтава»

(«И падшими вся степь покрылась, Как роем черной саранчи»)

Л.Н.Толстой « Кавказский пленник»

(«нос крючком, как у ястреба», волк, озирается»)

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

( развернутое сравнение Андрея с молодым псом, с хлебным колосом, с молодым барашком)

Л. Агаков «Ылтан вачара»

(« Унан сане хут пекех шурса кайна»)

Сравнение может быть положительным и отрицательным.

  1. Что называется метафорой? Каково её художественной значение?

Задание: подтвердите свои ответы примерами из изученных художественных произведений русской и родной литератур.

А.С. Пушкин «Полтава»

(« мы ломим», « гнутся шведы»)

А.С.Пушкин «капитанская дочка».

М.Горький «Песня о Соколе».

(«гордый Сокол»)

Ученики при моей помощи устанавливают, что метафоры как бы «в сжатом виде заключают в себе целые картины» и помогают наглядно представить предметы, явления, очень ярко, эмоционально выражают мысли и переживания писателя.

В качестве самостоятельной работы учащимся можно предложить задания, связанные с обобщением знаний о языке художественных произведений: найти в определенных текстах (отрывках) изобразительно – выразительные средства, выяснить роль ритмико- интонационных средств, выявить их художественное значение и пересказать отрывки близко к тексту, употребляя образные средства автора, и т.д.. Можно использовать отрывки из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (описание бурана в степи), из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» ( описание боя), из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и т.д.

Урок целесообразно завершить письменной работой по обобщению темы – заполнить предложенную таблицу определениями понятий.


Тропы ( греч. «оборот»)

Сравнение

Эпитет

Олицетворение

Метафора












Дома учащиеся подбирают примеры к каждому из тропов из русской и родной литератур, записывают их.

Постигая образность литературы, при изучении конкретных художественных произведений, учащиеся одновременно глубже овладевают понятиями темы и идеи, композиции и сюжета произведения, раскрывают их взаимосвязь, а также углубляют и обобщают знания об изобразительно – выразительных средствах языка.

Начальные понятия о теме и идее учащиеся получили еще в 5 классе на уроках русской и родной литератур.

В 8 классе при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», ученики уясняют соотношение темы, идеи и художественных образов.

На заключительном уроке по поэме , обобщая наблюдения учащихся над текстом, организую познавательную деятельность школьников и по выявлению взаимосвязи темы, идеи и художественных образов. Внимание учащихся обращаю на эпиграф к поэме. Затем коллективно, выясняем значение двух вводных глав, посвященных предыстории героя, который, живя в монастыре, где его оставили больным и слабым, испытывал тяжелые физические и нравственные страдания и жил одной мечтой – мечтой о родине, свободе.

Учащиеся определяют узловые эпизоды поэмы, готовят ответы на следующие вопросы:

  1. Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными?

  2. Скажите, как вы понимаете слова Мцыри: …жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Как понимал жизнь Мцыри?

  1. Почему Мцыри воспринимает монастырь как тюрьму? Что тяготит юношу в этих мрачных стенах?

  2. Почему истории всей жизни Мцыри посвящена лишь одна глава, а трем дням, проведенным на воле, -24 главы? Что было самым замечательным в жизни Мцыри?

Ответы на эти вопросы помогут восьмиклассникам глубже понять духовный мир юноши, которому свойственны сила и богатство чувств, волевое начало, необыкновенная целеустремленность

В результате проведенной работы учащиеся делают вывод о том, что, описывая жизнь юноши –горца, Лермонтов не бесстрастно излагает факты и события из биографии Мцыри, а дает им оценку, утверждает свои взгляды. Рисуя жизнь юноши – горца в неволе и его стремление любой ценой обрести свободу и родину ( тема поэмы), поэт прославляет волю, мужество, борьбу во имя свободы и родины ( идея поэмы). Все это было дорого Лермонтову, его чувства и мысли передаются и читателю. Поэма «Мцыри» направлена и против религиозной неволе, и против духовного рабства, и против враждебного человеческой природе общества в николаевской России.

Встреча с новыми художественными произведениями позволит восьмиклассникам самостоятельно и творчески применить полученные литературоведческие понятия темы и идеи, расширить знания, усовершенствовать умения и навыки. В дальнейшем учащимся полезно давать задания на сопоставление идейно и тематически близких произведений.

Понятие композиции включает взаимосвязь частей произведения, порядок изложения событий, расстановку персонажей, соотношение таких элементов, как интерьер, пейзаж, портрет, диалог, монолог, эпизод.

Элементы композиции художественного произведения учащиеся национальной школы усваивают постепенно. В 5-6- классах в процессе анализа изучаемых произведений на уроках родной и русской литератур они получают понятия о литературном герое ( при изучении повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда») , его портрете, диалоге, монологе, пейзаже.

В 7 класс, как этого требует программа, обогащается понятие о пейзаже в художественном произведении, определяется его значение в раскрытии идейного содержания произведения.

Пейзаж – это и место действия, и средство изображения действующих лиц, их переживаний, мыслей. Чувств, поступков ( «Муму» И.С. Тургенев), и средство передачи чувств автора («Мещерская сторона» К.Г. Паустовского, «Зимнее утро» А.С. Пушкина и др.)

Дома учащиеся читают теоретическую статью в учебной хрестоматии и готовят рассказ на одну из тем:

  1. «Зачем нужен в рассказе пейзаж?»

  2. «Пейзаж и его значение в художественном произведении»,

используя свои наблюдения над пейзажем в произведениях русской и родной литератур.

При изучении каждого произведении я стараюсь приучать учащихся делать наблюдения над пейзажем и осмысливать его художественную функцию (сначала коллективно, постепенно добиваясь все большей самостоятельности).

Работа над пейзажем продолжается при анализе других программных произведений. Например, при изучении поэмы Н.А, Некрасова «Мороз, Красный нос» ( 7 класс) выясняется художественная функция пейзажа: в 1-й части он усиливает представление читателя о горе и безысходности осиротевшей семьи, во 2-й части пейзажные картины углубляют представление читателя о героях. Природу не тронуло людское горе:

Лес безучастно внимал,

Как стоны лились на просторе,

И голос рвался и дрожал.

Равнодушие природы заставляет острее ощутить человеческую тоску, одиночество:

И Солнце кругло и бездушно,

Как жёстокое око совы,

Глядело с небес равнодушно

На тяжкие муки вдовы.

Воспитанию у учащихся чуткости к художественному слову, к индивидуальному стилю писателя способствуют также задания на сравнениях и у разных писателей – описание бури в стихотворении «Зимний вечер» и бурана в «Капитанской дочке»

При сравнении учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. На что главным образом обращает внимание писатель в своих пейзажах?

  2. В каком произведении разнообразнее краски, в каком пейзаже больше движения, чем это вызвано?

Композиция в 8 классе рассматривается как расположение и взаимосвязь частей произведения, как организация сюжета, обусловленная авторским отношением к событиям и героям.

У каждого писателя своя организация сюжета, своя композиция. В этом учащиеся убеждаются на примерах построения изученных художественных произведений русской и родной литератур.

Композиционная организация произведения обусловлена идейным замыслом и темой произведения.

Зависимость построения произведения от идейного замысла писателя удобнее всего показать на примере рассказа Л.Н. Толстого «После бал», при изучении которого у учащихся углубляется и расширяется понятие и композиции: восьмиклассники усваивают функциональную значимость антитезы.

В рассказе «После бала» писатель показывает жестокость в армии во времена Николая I и выражает резкий протест против бесправия, жестокости и насилия.

Идея произведения раскрывается в двух конкретных картинах – на балу и после бала.

- Как же раскрывается в рассказе идейный замысел писателя?

Учащиеся ответят, что повествование ведется от лица Ивана Васильевича; который вспоминает своё прошлое. Он скромен, уважаем всеми, ему верят, рассказывает он «очень искренно и правдиво». Иван Васильевич обещает рассказать историю, которая переменила всю ею жизнь. История эта связана с небольшим отрезком времени: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, скорее утра». Читателю хочется скорее узнать, что же это за особенное событие, которое так внезапно изменило жизнь человека.

В рассказе Толстого перед нами две сцены – бал и после бала ( наказание солдата шпицрутенами). Центральной в рассказе является вторая сцена, которая и решила судьбу рассказчика. Эти сцены резко противопоставлены одна другой. В них все контрастно: краски, звуки музыки, фигура и поведение полковника на балу ( красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой) и после бала, на площади ( «шёл твердой, подрагивающей походкой высокий военный», «Шествие стало удаляться, всё так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, корчившегося человека, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым»)

Контрастны и переживания самого рассказчика, его душевное состояние. Если на балу он влюблен, переполнен чувством нежности, восторженности, то совершенно лругим мы видим его утром после бала.

Эти сцены контрастны, резко противоположны, но в то же время неразрывно связаны одна с другой, и вместе они составляют художественное целое, развивают единую художественную идею.

Спрашиваю: Мог ли писатель построить рассказ по другому? Мог ли начать рассказ со второй сцены?

Учащиеся отвечают, что, конечно, мог, но тогда рассказ не получился бы таким, не произвел бы на читателя такого сильного, потрясающего впечатления. После описания чудесного веселого бала, картина истязания солдата становится более ужасной и впечатляющей. Этот контраст помогает рассказчику, человеку богатому, не знавшему до этого о жестокости и несправедливости, царивших в АРМ Ии, увидеть мир с неожиданной стороны, подчеркнуть силу своих переживаний.

Рассказ «После бала» построен на антитезе, и контраст выступает здесь в качестве способа построения произведения. Контрастное изображение героев. Их духовного состояния, обстановки, в которой они действуют, помогает Толстому глубже раскрыть характеры героев. Но не только это. Контрастно противопоставляя сцены бала и после бала, великий писатель как бы срывает маску с действительности, которая внешне выглядит благополучной, красивой, праздничной, показывает, какой была жизнь на самом деле, вскрывает противоречия жизни царской России и подводит читателя к широким обобщающим выводам о необходимости «изменить условия, среди которых живут люди».

Антитеза, делают вывод учащиеся ,- это один из способов построения художественного произведения. В заключение они читают теоретическую статью в учебной хрестоматии, составляют ее план, выполняют следующие за ней задания. Можно дать и такие задания для самостоятельной работы:

  1. Определите роль антитезы в композиции повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Какие герои противопоставлены друг другу и какое это имеет значение для развития идеи произведения?

  2. В чем своеобразие композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»? Какое место занимает в произведении повествование от автора и монолог главного героя? Раскройте роль контраста в поэме.

Учащимся нужно сказать и о том, что понятие композиции шире, чем понятие сюжета, что нет произведения без композиции, но некоторые произведения не имеют сюжета ( лирические).

В центре внимания художественной литературы человек во свей полноте его общественной и духовной жизни.

Первоначальные понятия о литературном характере учащиеся национальных школ получают в 8 классе на основании наблюдений, обобщений и практического опыта, приобретенных на русской и родной литератур.

Правильно понять характер литературного героя – это значит постичь внутреннее содержание персонажа, качество, свойство, присущее только ему и сформировавшиеся в определенной социальной среде и в определенную эпоху. При этих условия учащиеся в должной мере подготавливаются к восприятию теоретико – литературных понятий «образ», « литературный тип».

Необходимо отличать литературный характер от характера жизни. Писатель, создавая характер, может отражать в нем и черты реального человека. Но литературный характер – это идеологическое явление. Созданный фантазией писателя, он заключает в себе познания жизни, ее оценку, образное представление о её возможностях и перспективах.

Литературный характер т- сосредоточие художественных идей. Он активен по отношению к жизни. Так как он участвует в развитии личности. Жизни в целом.

Программа связывает формирование понятия «характер литературного героя» с изучением повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», которая дает широкие возможности показать учащимся, каким и как изображает Гоголь своего героя.

Представление учеников о характере основного героя повести Тараса Бульбы складываются постепенно, в результате чтения и анализа всего произведения.

Каким изображен Тарас В 1 главе?

Из 1 главы (при комментированном чтении и выполнении заданий хрестоматии) учащиеся узнают о внешнем облике и горячем нраве старого казака, человека волевого, для которого главным в жизни является воинский подвиг, бранная слава, борьба за независимость родины.

При чтении и разборе 2, 3, 5 глав, в которых рассказывается о Запорожской Сечи, обращаю внимание на внутреннее состояние Тараса, на отношение его к своим сыновьям (Тарас – воин в сыновьях он также стремился воспитать воинские качества, хотел их сделать «добрыми воинами»).

При чтении 7 и 8 глав особое внимание привлекается поведению Тараса в бою. Тарас Бульба изображен наказным атаманом, и казаки высказывают о нем свои мысли («…нет из нас никого равному ему в доблести, …чтоб таких полковников было побольше на Украине»).

9 глава повествует о беззаветной удали казаков в бою, об их героизме. Центральное место в этой главе – речь Тараса, обращенная к товарищам перед решающим сражением, в котором выражаются его чувства и мысли. Тарас утверждает братство, товарищество, призывает к верности родине. Речь, произнесенная непосредственно перед боем, раскрывает в Тарасе такие черты характера, как глубокий ум, понимание переживание людей перед сражением, организаторские способности и т.д.
В 10 и 11 главах с новой силой раскрывается стойкость и мужество казаков в момент их мучительной казни, а также показана бесстрашие Тараса, который пришел на площадь, чтобы поддержать сына в последние минуты жизни. Тарас верен законам братства. Учащиеся говорят о том, как жестоко отомстил Тарас за казнь Остапа и других храбрых казаков. О помощи товарищам Тарас думал до последней минуты своей жизни. Его команда была слышна и тогда, когда огонь уже поднимался над костром, когда его физические страдания дошли до предела. Гоголь восхищается стойкостью, мужеством, волей своего героя и с гордостью восклицает: «Да резвее найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

В характере своего героя Гоголь показал черты, которые сложились в определенную эпоху – эпоху национально – освободительной борьбы на Украине в 15 -17 веках. Тарас весь был создан для бранной тревоги, верил справедливость начатой борьбы и не представлял себе жизни вне этой борьбы.

Наблюдения учащихся над текстом завещаются составлением характеристики Тараса Бульбы, к которой они в известной мере уже подготовлены.

Характеристика персонажа – это сведения о его происхождении, внешности, деятельности, моральных качествах, способностях и интересах, переживаниях и т.д., которые в поведении и поступках героя.

Характеристика героя помогает осмыслить призведение в целом, определить его содержание.

Характеристика Тараса Бульбы составляется примерно по следующему плану:

  1. Происхождение Тараса Бульбы.

  2. .Внешность Тараса.

  3. Образ жизни Тараса.

  4. Отношение Тараса к жене, сыновьям, товарищам.

  5. Тарас – наказной атаман.

  6. сила характера Тараса.

  7. особенности речи Тараса.

  8. Тарас Бульба – яркий представитель эпохи национально – освободительной борьбы на Украине в 15 – 17 веках.

  9. В.Г.Белинский оТарасе Бульба.

  10. Отношение автора к герою.

  11. Какие чувства и мысли вызывает Тарас Бульба у читателя?


Работа над понятием «характер литературного героя» усложняется и обогащается при работе над другими произведениями.
На этом работа над теоретико – литературными понятиями не заканчивается. Она продолжается в старших классах, но уже на ином, более углубленном, уровне. Итогом этой работы являются сочинения на литературную тему после изучения произведений, письменные самостоятельные работы, зачеты и т.д.


Литература.

  1. Ефремова Е.В., Обернихина Г.А., Бакеева М.М. «Преподавание русской литературы в 7-8 кл.»

  2. Методическое руководство к учебной хрестоматии для 7 класса.

  3. Тодоров Л.В. «Изучение теории литературы в национальной школе». М., 2000, с.3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon Управление образования направляет Вам для использования в работе...
Вам для использования в работе пакет документов «Портфолио учащегося», необходимый для учащегося профильного и предпрофильного класса,...
План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon Русский язык и литература
Филология в системе совр гуманист знаний: методология совр литературоведческих исследований
План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon Нетрадиционные религии современности
В религиоведении термин "секта"[1] используется в специфическом значении группы, принадлежащей к более широкому направлению, но имеющей...
План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon Программа
Хх века. В освещении проблематики историко-литературной науки выделены принципы конкретного историзма, ценностный подход к литературным...
План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon План работы методического объединения
Доклад на семинар секции классных руководителей «Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива»
План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в л-ре, юмор, ирония, сатира, сарказм, комедия...
План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon План проведения Недели гуманитарного цикла на 2013-2014 уч год
Вступительное слово о значении русского языка. Русский язык -второй родной язык дагестанца
План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon Программа вступительного испытания по литературе
Вступительное испытание по литературе – это проверка знаний по истории и теории литературы, полученных в средней школе. Программа...
План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon Оглавление
Лучшие умы человечества рисовали картины идеального общественного строя, в котором находила отражение народная вера в торжество справедливости....
План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер литературного образования учащегося icon Лебедева Ю. В. и Романовой А. Н. «Программы общеобразовательных учреждений:...
Лебедева Ю. В. и Романовой А. Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». –...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции