№ п/п
|
Наименование разделов, темы уроков
|
Изучаемые произведения
|
Использование ИКТ
|
Примечание
|
|
Введение – 1 ч.
|
|
|
ТПО№1
|
1
|
Человек как основной объект изображения в литературе. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.
|
|
|
ТПО№2
|
|
Человек толпы – человек в толпе - 13 +2РР
|
|
|
|
2
|
Личность и общество как объект искусства. Субъективность оценки. Типы литературных героев.
|
В.В.Маяковский. «Надоело»,
А.А.Блок. «Незнакомка»
|
|
|
3
|
Протест против социального неравенства и несправедли-вости в повести Гоголя «Шинель».
|
Н.В.Гоголь. «Шинель»
|
|
ТПО№3
|
4
|
Реалистический взгляд художника на мир. Типический характер Башмачкина
|
Н.В.Гоголь. «Шинель»
|
|
|
5
|
Многостороннее изображение «маленького человека» классиками реализма
|
А.П.Чехов. «Душечка»,
Н.В.Гоголь. «Шинель», Ю.Д.Левитанский. «Как показать зиму»
|
|
вспомнить «Станционного смотрителя»Пушкина
|
6
доб
|
Проблематика повести Пушкина «Пиковая дама». Жизненные ценности и особенности характера главного героя.
|
А.С.Пушкин. «Пиковая дама»
|
|
|
7
|
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Система образов в комедии. Анализ 1,2 действия.
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор»
|
|
ТПО №6
|
8
|
Анализ 3 действия. Хлестаков как главный герой произведения. Способы создания характера героя.
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор»
|
|
|
9
|
Анализ 4 действия комедии «Ревизор». Проблематика пьесы Гоголя.
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор» Ю.Д.Левитанский. «Зачем дураку море…»
|
фрагмент фильма-спектакля
|
|
10
|
РР1. Изложение. Мастерство сатирического изображения действительности в комедии Гоголя. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции и способ создания характера.
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор»
|
|
|
11
|
Жизненный и творческий путь Ж.Б. Мольера. «Мещанин во дворянстве» как комедия классицизма.
|
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
|
|
ТПО№9,на уроке -обучение составлению плана лекции
|
12
|
Господин Журден и его жизненные ценности (по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»)
|
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
|
|
|
13
|
М.А. Булгаков - продолжатель традиций Гоголя и Чехова. Шариков - главный герой повести «Собачье сердце».
|
М.А. Булгаков . «Собачье сердце».
|
фрагмент фильма
|
ТПО№4
|
14
|
«Собачье сердце» как социальная сатира. Проблематика повести Булгакова.
|
М.А. Булгаков . «Собачье сердце».
|
|
|
15
|
РР2. Обобщение материала по разделу «Человек толпы – человек в толпе». Подготовка к домашнему сочинению-описанию героя
|
|
|
ТПО№5 домашнее контрольное сочинение- характеристика героя
|
|
Человек размышляющий… -
9+1РР
|
|
|
|
16
|
Идеал и действительность в литературе. Ответственность героя за выбор жизненной философии (на примере р-за А.П. Чехова «Крыжовник»).
Обучение дискуссии.
|
А.П.Чехов. «Крыжовник»,
П.А.Вяземский. «Жизнь наша в старости – изношенный халат»
|
|
ТПО №7,
ТПО№8
|
17
|
А.П. Чехов. «О любви». Влияние условностей и ненужных рассуждений на судьбы героев.
|
А.П.Чехов.
«О любви»,
В.М.Тушнова. «Мы шли пустынной улицей вдвоем»,
А.А.Фет. «Ласточки»
|
|
|
18
|
Мыслящие герои Шекспира.
Мечты и их крушение в трагедии «Гамлет».
|
В.Шекспир. «Гамлет»
|
|
|
19
|
Осмысление героями Шекспира бренности и скоротечности человеческой жизни. Драматургический конфликт.
|
В.Шекспир. «Гамлет»,
А.А.Тарковский. «Жизнь, жизнь»
|
|
|
20
доб
|
И.В. Гёте. «Фауст» - вершина философской литературы. Размышления героев о смысле жизни
|
И.В.Гёте. «Фауст»
|
|
|
21
|
Мир реальный и мир иллюзорный в рассказе Т.Т олстой «Река Оккервиль». Читательская оценка главного героя.
|
Т.Толстая. «Река Оккервиль», П.Верлен. «Целует клавиши прелестная рука…»
|
|
|
22
|
Воспитание человека как основная цель представителей классицизма. Особенности первого литературного направления.
|
|
|
|
23
|
Размышления о жизни в стихотворениях поэтов-классиков
|
Ф.И.Тютчев. «Когда дряхлеющие силы…»,
А.А.Ахматова. «Нам свежесть слов и чувства простоту…»,
А.С.Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
|
|
рекомендация книги М.Монтеня «Опыты» для домашнего чтения
|
24
|
Обобщение по разделу «Человек размышляющий». Изображение человека писателями-реалистами и писателями-классицистами.
|
Изученные ранее пр-я Чехова, Шекспира, Мольера,
+ Е.Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет…»
|
|
домашняя подготовка к сочинению
по разделу «Человек размышляющий»
|
25
|
РР3. Написание обучающего сочинения – групповой характеристики
|
|
|
|
|
Человек чувствующий – 9 ч. +1
|
|
|
|
27
|
Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. Сентиментализм и творчество Н.М.Карамзина
|
|
|
ТПО№10
|
28
|
Рассказчик и герои повести Карамзина «Бедная Лиза». Глубокое проникновение автора в человеческую душу. Роль пейзажа.
|
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза», «Осень»,
Ф.И.Тютчев. «О, как убийственно мы любим…»
|
|
|
29
|
История жизни и любви Лизы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героя. Обучение составлению плана развития образа.
|
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза», Е.А.Баратынский. «Разуверение»
|
|
|
30
доб
|
В.Шекспир – певец великих чувств. «Ромео и Джульетта».
|
В.Шекспир. «Ромео и Джульетта»
|
фрагмент фильма
|
|
31
|
Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, утверждение
необходимости бережного отношения к чувствам других в повести Ф.Саган «Здравствуй, грусть».
|
Ф.Саган.
«Здравствуй, грусть», А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом»
|
|
|
32
|
Разочарование как выраже-ние отношения человека к жизни. Анализ ст-я Лермон-
това «Пророк» и рассказа Чехова «Палата №6»
|
М.Ю.Лермонтов «Пророк», А.П.Чехов. «Палата № 6»
|
|
к уроку рассказ Чехова должен быть прочитан дома
|
33
|
Герой и обстоятельства. Судьба людей и страны, тема эмиграции в повести С.Д.Довлатова «Наши»
|
С.Д.Довлатов. «Наши»,
Е.А.Евтушенко. «Итальянские слезы»
|
|
|
34
|
Стихотворения в прозе Тургенева как лирическая исповедь автора. Любовь к Родине, способ ее выражения.
|
И.С.Тургенев. «Русский язык», «Деревня» (доб)
|
|
ТПО №11
|
35
|
Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.
|
Ф.И.Тютчев. «Умом Россию не понять…»,
А.А.Блок. «Россия»,
Е.Евтушенко. «Идут белые снеги», А.А.Галич. «Когда я вернусь…»
|
|
|
|
Проверочная работа. Анализ стихотворения О.Э.Мандельштама «Я вернулся в свой город…»
|
О.Э.Мандельштам
«Я вернулся в мой город…»
|
|
|
36
|
РР4. Обобщение по разделу «Человек чувствующий». Сочинение стихотворения в прозе (обучающее)
|
|
|
ТПО№11
|
|
Человек действующий -24+2
|
|
|
|
37
|
Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои и героические характеры. Подвиг как нравственная категория.
|
А.С.Пушкин. «Во глубине сибирских руд…», В.Гюго. «Отверженные»
|
|
|
38
|
Национальный русский характер, героическое начало в думе.
|
К.Ф.Рылеев. «Иван Сусанин»
|
|
|
39
|
Романтизм как литературное направление. Исторический сюжет и романтические образы в «Песне про купца Калашни-кова» М.Ю.Лермонтова.
|
М.Ю.Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
|
|
ТПО№13
|
40
|
Калашников и Кирибеевич.
|
М.Ю.Лермонтов.
«Песня про купца Калашникова»
|
|
составление плана сравнительной характеристики
|
41
|
Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических событий
|
М.Ю. Лермонтов.
«Песня про купца Калашникова»
|
|
|
42
|
Романтизм и романтический герой. Противопоставление мечты и действительности в поэме Лермонтова «Мцыри».
|
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
|
|
ТПО№12
|
43
|
«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский)
|
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
|
критики о герое
(Интерн.)
|
|
44
|
Вольный мир Запорожской Сечи в повести Гоголя «Тарас Бульба»
|
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
|
|
|
45
|
Остап и Андрий. Прием контраста в изображении героев.
|
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
|
|
обучение аргументации заявленного тезиса
|
46
|
Героический характер Тараса Бульбы в повести Гоголя
|
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
|
|
|
47
|
Самоотверженность героинь поэм Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины»
|
Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», «Русские женщины»
|
|
|
48
|
Жены декабристов глазами Некрасова. Поступок героя как способ создания характера.
|
Н.А. Некрасов. «Русские женщины»
|
фрагмент фильма
|
|
49
|
Герой пассивный и герой действующий в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
|
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
|
|
подбор цитат к образам Жилина и Костылина
|
50
|
РР4.Современное прочтение рассказа Толстого. Обучение сочинению-диспуту.
|
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
|
|
|
51
|
М. Сервантес. Дон Кихот – борец с несправедливостью или пародия на рыцаря
|
М.Сервантес. «Дон Кихот»
|
фрагмент фильма
|
домашнее сочинение-диспут
|
52
|
Противоречивый путь самосоздания. Анализ ст-я Б.Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»
|
Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (Ф.Стендаль. «Красное и черное)
|
|
|
54
|
Героические личности в литературе. Главная героиня повести Б. Васильева «Завтра была война» и закономерность ее гибели.
|
А.С.Пушкин.
«К Чаадаеву»,
Б. Васильев. «Завтра была война»
|
|
д.з.: составление плана развития образа
|
55
|
Герои повести Б. Васильева в процессе самосоздания. Смысл названия повести, тема, идея.
|
Б. Васильев. «Завтра была война»
|
|
инд. задание: сжатый пересказ трагедии Шекспира
|
56
|
Судьбы людей в эпоху Гражданской войны (на при-мере рассказа Б. Лавренева «Сорок первый»)
|
Б.А. Лавренев. «Сорок первый»
|
|
к уроку рассказ Б.Лавренева должен быть прочитан дома
|
57
|
Смысл жизни героев Лавренева. Позиция автора. Обучение анализу эпизода (спор между Марюткой и поручиком).
|
Б.А. Лавренев. «Сорок первый»
|
фрагмент фильма
|
|
58
|
Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Анализ эпизодов из романа Ремарка «На Западном фронте без перемен»
|
Э.М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен»,
В.В. Маяковский. «Мама и убитый немцами вечер»
|
|
групповая работа
|
59
|
Горькая философия поэтов. Анализ стихотворений А.С. Пушкина «Анчар» и В.В. Высоцкого «Притча о Правде и Лжи»
|
А.С. Пушкин. «Анчар», В.В. Высоцкий. «Притча о Правде и Лжи»
|
|
|
|
М.А. Шолохов. «Родинка»
|
|
|
|
60
|
Проблематика повести Д. Олдриджа «Последний дюйм». Смысл заглавия произведения
|
Д. Олдридж. «Последний дюйм»
|
|
|
61
|
Подвиг глазами поэтов (на примере стихотворений
М. Светлова и К.Симонова)
|
М.А. Светлов. «Гренада»,
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
|
|
|
62
|
Обобщение изученного в разделе «Человек действующий». Проверочная работа (ТПО).
|
|
|
|
|
Большой «маленький человек» - 6 ч.
|
|
|
|
63
|
Человек как главная ценность. Гуманистический характер художественной литературы. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Поэту»
|
А.С.Пушкин. «Поэту»
|
|
|
64
доб
|
А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Уроки жизни в философской сказке для детей и взрослых.
|
А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
|
|
просмотр спектакля
|
65
|
Тематика и проблематика «Сказок об Италии» А.М.Горького. Вера писателя в «маленького человека»
|
А.М.Горький. «Симплонский туннель»,
Ю.Д.Левитанский. «Каждый выбирает для себя…»
|
|
|
66
|
Философский смысл повести Э.Хемингуэя «Старик и море». Сила характера старика в повести Э.Хемингуэя. Обучающее сочинение-монолог от лица литературного героя
|
Э.Хемингуэя «Старик и море»
|
|
ТПО№14
|
67
|
Бой героя за свое человеческое «Я» в рассказе В.Шаламова «Последний бой майора Пугачева»
|
В.Шаламов. «Последний бой майора Пугачева»
|
|
|
68
|
РР6.Обобщение изученного в курсе литературы 8 класса.
Итоговое контрольное сочинение – рассуждение
|
|
|
|