Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы»




Скачать 314.81 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы»
страница1/4
Дата публикации27.09.2014
Размер314.81 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Факультет гуманитарных наук

Кафедра классической и современной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

_________________Г. А. Папуткова

«__» _____________20____г.


АРХЕТИПЫ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Нижний Новгород

2013 г.

Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» принята на заседании кафедры классической и современной литературы

_________________ «___» _________________ 20___, протокол № __

Рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению(ям) подготовки /специальности(ям) 050100 Педагогическое образование, профиль подготовки «Русская словесность»

Разработчики:

д-р филол.наук, профессор В.Т.Захарова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой классической

и современной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________2013 г.


1. Пояснительная записка
Целью курса является формирование у учащихся представлений об этнокультурной специфике русской литературы. УМК содержит программу курса, списки основной и дополнительной литературы, вопросы к зачетам, методические указания по подготовке к сессии. Программа соответствует действующим ГОС ВПО

II Рабочие программы дисциплины

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»
Факультет гуманитарных наук

Кафедра классической и современной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

___________________Г. С. Самойлова

«__» _______20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. В.13 Архетипы и образы русской литературы

Направление подготовки: 050100 – Филологическое образование

подготовки: Русская словесность

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, 4 года
Нижний Новгород,

2013 г.
Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300 Филологическое образование, утвержденного «____» января 20___ г., №. _____

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль подготовки «Русский язык и литература», утвержденного «___» ______20___ г., протокол №_____


Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской литературы, протокол № 1 от «31» августа 2006г., переутверждена на заседании кафедры русской литературы, протокол №____ от «___» _____ 20___ г.
Разработчики:

докт. филол.наук, проф. В.Т.Захарова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой русской литературы

_________________/В.Т.Захарова/

«____»_______________20__г.
СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой всемирной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________20__г.
СОГЛАСОВАНО

Зав. библиотекой

_________________/ Парунова О.В./

«____»_______________20__г.


2. Цели и задачи дисциплины (модуля)
Цель курса: Изучение художественных явлений русской литературы с точки зрения обнаружения в них архетипической основы, праистоков, приближающих к глубинному постижению народного характера, творческой души народа, закладывающих принципы отечественного художественного мышления.

Основные задачи:

  • формирование представлений об универсальности архетипов и бесконечном разнообразии возможностей их отражения в художественном произведении; о многочисленных инвариантах восхождения архетипических образов к сущностным проблемам бытия;

  • углубление представлений о художественном образе как философской и литературоведческой категории, как системы взаимоотражений;

  • привитие навыков литературоведческого анализа, синтезирующего различные методологические подходы в их разнообразных сочетаниях: мифологического и этимологического предметов исследования, культурологического, сравнительно-исторического литературоведения, психологии и психоанализа, феноменологии, структурализма;

  • изучение художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, репрезентативных с точки зрения насыщенности архетипической образностью.

Содержание термина «архетип» опирается на учение К.Юнга о первичных схемах образов, воспроизводимых бессознательно и априорно формирующих активность воображения. Такое понимание термина «архетип» ориентирует на выделение в образной структуре произведений инвариантного архетипического ядра, которое может быть метафорически выражено образами, мотивами, сюжетом, композицией, жанром и т.п. Схемы образов наполняются конкретным содержанием в процессе трансформации архетипа в образ, что на определенной стадии развития культуры приводит к образованию наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных структур, которые также принято называть архетипическими. Среди таких образов наиболее общими и устойчивыми для русской словесности, очевидно, следует считать мифологемы дом, дорога (путь), Мировое древо, лес, река, а также основные христианские образы и символы.

Оформляясь в мифологических системах, архетипические образы проникают в т.н. бытовые тексты, подвергаются ассимиляции со стороны бытового сознания. Процесс модификации архетипических образов и мотивов составляет одну из главных сил внутреннего саморазвития литературы; понимание данной закономерности мотивирует необходимость данного курса в системе занятий магистерской подготовки «Языковое образование»

Исходя из юнговского понимания архетипа, практически в любом тексте можно установить связь его структурных элементов с первичными схемами. Однако наибольший интерес вызывают те художественные системы, в которых наиболее очевидна, подчеркнута связь с мифологическими системами, с мифопоэтическим сознанием народа, что в данной программе обусловило выбор произведений для анализа.

Как известно, история культуры, в том числе словесной, может быть осмыслена как процесс накопительный, не отвергающий художественный опыт прошлого, но осваивающий и видоизменяющий его. В этом смысле литература XIX и XX столетий представляет особый опыт взаимовлияния мифопоэтических традиций, воспринимаемых в качестве основ национального сознания, и их различных литературных трансформаций в последующие эпохи, осознаваемых как литературная традиция. Такого рода многослойность, многосоставность текстов конца XIX века и всего XX века определила приоритеты в выборе тем в данной программе. Первая часть курса рассматривает мифопоэтику Серебряного века, взаимодействие языческих и христианских основ русской ментальности, отраженной в литературе. Вторая часть курса представляет художественное воплощение шести основных архетипов в русской культуре (литературе и фольклоре) в их динамике и переплетении.

Курс входит в литературоведческий блок занятий магистерской подготовки «Языковое образование» и позволяет систематизировать знания, полученные в ходе освоения предшествующих дисциплин, в частности, «Комплексный анализ текста», «Языковая картина мира писателя», «Философия русского слова».

Курс носит теоретико-практический характер, проводится в лекционной форме в течение двух семестров, изучение каждой часть завершается зачетом.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconУчебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconПрограмма курса магистерской подготовки Нижний Новгород 2004 Печатается...
Архетипы и образы русской литературы: Программа курса магистерской подготовки. – Н. Новгород: нгпу, 2004. с

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Нижний Новгород
Трофимова Л. И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи». – Н. Новгород: вгипу, 2009. с

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconУчебно-методический комплекс по английскому языку для студентов 2-курса...
Учебно-методический комплекс по английскому языку для студентов 2-курса лечебного, стоматологического и медико-педагогического факультетов...

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconУчебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconУчебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления
Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы ХХ века»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине М1Б2
Профиль подготовки (магистерская программа) «Профессиональное образование» «Менеджмент в образовании»

Учебно-методический комплекс нижний Новгород 2013 г. Программа курса магистерской подготовки «Архетипы и образы русской литературы» iconУчебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности...
Н. Н. Горбачева. Комментирование художественного текста. Учебно-методический комплекс для студентов IV курса озо специальности 031001....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции