Скачать 55.02 Kb.
|
Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Воркута Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цели:
- Что хотел показать М. Булгаков в образе Иешуа Га – Ноцри? - Что необходимо по М. Булгакову для достижения совершенства? - Как влияют обстоятельства на формирование личности человека?
Оборудование урока:
Эпиграф к уроку: Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Ф. М. Достоевский. Ход урока:
- Сегодня на уроке мы поразмышляем над темой, интересующей не одно поколение людей. Поможет нам - великое произведение XX века «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. - А над чем размышлять? II. Введение в урок. - Ключевые слова темы урока обозначены в строках стихотворения русского поэта Э.Асадова: Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно. - На ваш взгляд, какие это слова? Запишите их в Рабочих листах (слова записываются на доске). - Объясните значение данных слов с помощью подбора синонимов. Запишите в Р.Л.(слова записываются на доске). - Сформулируйте, что такое добро и зло, используя синонимические ряды. Запишите в Р.Л. - Насколько близки вы были к объяснению этих понятий определите, прослушав толкование слов в философском словаре (на доску вывешиваются определения) Благо, добро – все, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей; стремление его чувственности и духа:
Высшее благо
Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противоположно благу.
«Философский словарь».
- Как вы понимаете значение «метафизическое зло»? (недостающее определение вывешивается на доску).
- Продолжите мою мысль: « В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» рассматривается форма зла». - Теперь, я думаю, вам не составит труда сформулировать тему урока? Запишите в Р.Л. (тема вывешивается на доску). - Ключом к раскрытию темы могут служить слова известного русского писателя XIX века Ф. М. Достоевского (эпиграф урока вывешивается на доску). Определите главную мысль высказывания. (Добро и зло – понятия, которые вне человека не существуют). - Попробуем определить место каждого героя романа с позиции: является он носителем добра или зла. Для этого обратимся к заданиям. (Работа в группах. Ответы. На доску вывешиваются иллюстрации героев, учащиеся определяют место «добро», «зло». Вывод: Из множества героев романа, только Иешуа вы определили как носителя только положительных черт. - Иешуа – идеальный образ, так как он является носителем высшего блага (обращение к определениям из «Философского словаря»). - Так не есть ли Иешуа Га-Ноцри сам Иисус Христос? Можем ли поставить= (высказывание учеников) ИИСУС = ИЕШУА (доска) - Вопрос сложный. Подробно изучила вопрос ваша одноклассница. Результат работы - таблица в Р.Л. Вывод: = ставить нельзя. - Что хотел показать М.Булгаков в образе Иешуа Га – Ноцри? (Возможность достижения совершенства простым человеком). - Что необходимо, по М.Булгакову, для достижения высшего блага? (Совершенство мира). - Кому из героев принадлежат слова: «Главное – обстоятельства, которые делают добрых людей несчастливыми»? - Какие обстоятельства помешали достичь «высшего блага» Маргарите, Мастеру, «Московскому народонаселению»? Согласны ли вы с тем, что обстоятельства влияют на формирование личности человека? - Не кажется ли вам, что вышесказанное вами созвучно с утверждение Ф. М. Достоевского «Красота спасет мир». Какое значение вкладывал писатель в слово «красота»? IV. Творческая работа. - Возможно ли то, что проповедует Иешуа Га-Ноцри «злых людей нет на свете». Напишите сочинение-миниатюру в Р.Л. (озвучивание работ по желанию учащихся).
- Обращение к эпиграфу. Что необходимо делать, чтобы искоренить борьбу дьявола с Богом? (Не допускать зло). - Перед вами высказывания людей разных эпох. Какие из них вы могли бы предложить в качестве эпиграфа к уроку? Аргументируйте свой выбор.
- Как вы думаете, в чем смысл нашего урока? - Какие размышления у вас возникли в связи с работой над темой? - Что показалось наиболее сложным в уроке? - Над какими вопросами по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова вы хотели поразмышлять?
- Предоставляю вам возможность выбора темы сочинения по роману. Можете самостоятельно сформулировать тему. Заключительное слово учителя. - Хотелось закончить урок словами Л. Новиковой: Мы в мир пришли, чтобы добро творить, Чтоб злу дорогу в душу преградить. - Помните об этом. (На листах оценивания ученики показывают степень своего участия в уроке). |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по... Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» |
||
Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по... Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» |
12 класс. Зачёт №1 Темы сочинений Роль сцены сеанса чёрной магии в идейно-художественной структуре романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» |
||
Конспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие... |
План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема Цель: дать представление о личности А. С. Грибоедова и его трагической судьбе; проследить историю создания комедии «Горе от ума» |
||
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать... Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций |
||
Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского... Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе |
Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе «Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |