1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма




Скачать 363.69 Kb.
Название 1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма
страница 1/4
Дата публикации 26.09.2014
Размер 363.69 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова – манифест русского классицизма.

МАНИФЕСТ м. открытый лист, письмо; объявление, оглашение правительством о каком-либо государственном деле; всенародное объявление (толковый словарь Ожегова).

Утверждению доктрины русского классицизма способствовали эпистолы Сумарокова «О русском языке», «О стихотворстве», которые стали манифестом этого направления. Замечется зависимость эпистолы «О рус стих» от «Поэтического искусства» Буало. Но степень этой зависимости преувеличивалась. А вот влияние Ломоносовской «Риторики» отражено в эпистолах, т. к. на основе поэтической практики Ломоносова Сумароков разработал теорию оды. Эпистолы Сумарокова появились позже тог, как появились образцы рада кассицистических жанров (оды, трагедии). Значит, теоретическая база русского классицизма оформлялась на основе общеевропейских принципов, национальной традиции и достижении франц классицизма в интересах отечественной литературы.

Связь С. с Л. «Риторикой». 1У Л. о сложении торжественных речей сказано: «Штиль в панегирике, а особливо в заключении должен быть важен и великолепен, и при этом уклонен и приятен». У С. в «О русс яз»: « Слова, которые перед обществом бывают,\ Хоть их пером, хотя языком перлагают,\ Гораздо должныбыть пышняе сложены,\ И риторски б красы в них были включены,\ Которыев простых словах хоть необычны,\ Но к важности речей потребны и приличны…». 2Употребление церковнославянских слов в языке. Л. в «Риторике» советовал «убегать старых и неупотребительных славянских речений», непонятных народу, но в торжественных стилях сохранить те из них, которые «хотя в простых разговорах неупотребительны , однако знаменоваеин их народу известно». У С.: «Коль «аще», «точию» обычай истребил,\ Кто нудит, чтоб ты их опять в язык вводил?\ А что из старины осталось неотменно, \ То может быть тобой повсюду положено». 3 В основе теории оды примером послужил Л.(характерные его приемы): «Гремящий в оде звук, как вихорь, слух пронзает,\ Хребет Рифейских гор далеко превышает,\ В ней молния делит наполы горизонт,\ То верх высоких гор скрывает бурный понт…». В отличие от Буало Сумароков включает в рад образцовых авторов Мильтона, кина, Шекспира. Это говорит том, что «Наставление» не калька с трактата Буало. С. бегло упоминает о жанрах, которые еще не доконца развились в отеч. лит.(эпопея), подробно об иронической поэме, басне, эпистоле( у Буало этого ничего не сказано), песне, сатире. А сонет, рондо, баллада для С. – «игранье стихотворно», в то время как Буало «поэм больших сонет ведь стоит совершенный». Однако у С. отражены и положения эстетики Европ классицизам: подражание образц писателям («последуй таким писателям великим»), соблюдениестрогой регламентации жанорв по содержанию и стилю( «Знай в стихотворстве ты различие родов\ И что начнешь, ищи к тому приличных слов,\ Не раздражая муз худым своим успехом:\ Слезами Талию, а Мельпомену смехом»., признание главенства разума(«Нечаянно стихи из разума не льются», «Кто пишет, должен мыль прочистить наперед»),подчинение формы содержанию(«не должно, чтоб она в плен нашу мысль брала,\Но должно чтобы нашею невольницей была»),утверждение дидактической направленности(«Как должен представлять творец пороки нам\ И так должна цвести святая добродетель»), требование естественного изображения чувств, чтобы тренуть не только ум, но и сердце («Коль хочешь то писать, так прежде ты влюбись!»). С. выступил сторонником равноправия всех жанров в отличии от Л., кот. признавал лишь «высокую»литературу.

2 вопрос: «Образ Петра в произведениях русских писателей 17 века».

Многие писатели 17 века воспевали образ Петра Великого:

  • Феофан Прокопович (церковный и политический деятель времен Петра 1 и Анны Иоанновны). Он был ближайшим странником и соратником Петра 1.В своих произведениях он восхваляет его, называет отцом отечества, идеализирует.

  • М.Ломоносов.Он создал образ идеального правителя, озабоченного распространением просвещения, успехами наук, улучшением экономического благополучия, духовным ростом своих подданных. Прославление Петра отражено в одах(«Он бог, он бог твой был, Россия»), так же оды, посвященные современному правителю превращались в панегирик Петру(«Послал в Россию Человека,\Каков неслыхан был от века.\Сквозь все препятства он вознес\Главу, победами венчану,\Россию, грубостью попрану,\ С собой возвысил до небес», «В полях кровавых Марс страшился,\ свой меч в петровых зря руках,\И с трепетом Нептун чудился,\Взирая на Российский флаг», «Но кроткая Екатерина,\ отрада по Петре едина», «Великая Петрова дщерь…»), надписях («Се образ изваян премудрого героя,\ Что, ради подданных лишив себя покоя,\ Последний принял чин и, царствуя, служил,\Свои законы сам примером утвердил»), россы поле смерти Петра(«Земля казалася пуста:\ Взглянув на небо-не сияет,\ Взглянув на реки-не текут,\ И гор высокость осядает;\ Натуры сей прекраснее труд»). Он идеализировал Петра.


4 вопрос: «Проза петровской эпохи (повесть о Василии Кореотском и Александре, российском дворянине)

Одним из важнейших факторов литературы петровской эпохи была разработка новой концепции личности, решение проблем человека. Теперь человек воспринимался не как источник греховности, а как самостоятельная действующая личность, ценная сама по себе и за службу отечеству. Теперь только благодаря своему уму, храбрости, сообразительности можно было подняться из низших слоев общества в высшие. Примером послужит «Гистория о российском матросе Василии Кореотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли», написанная Фаном Прокоповичем.(он едет обучаться в голандию, там благодадря своему уму и работе добивается успеха, по дороге домой попадает на необитаемый остров, там становится главарем пиратов, спасает королевну от пиратов, потом от генерала, сам спасается от смерти, женится)

6 вопрос: «Творческий путь Тредиаковского»

Василий Кириллович Тредиаковский(1703-1769). Род в семье священника в Астрахани, там обучался в церкви риторике, философии, латинскому, немецкому, итальянскому все на латыни. Не хочет принимать духовный сан, бежит в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию, в 1726 году отправляется в Голландию, после пробыв 2 года и изучив фр язык отправляется в Париж пешком из-за крайней бедности., там проживая у русского князя и исполняя обязанности секретаря, посещает лекции в Сорбонне, изучает фр лит. Пишет стихи на фр языке, посвященные Парижу(«Стихи похвальные Парижу»), так же пишет стихи на русском. Вернувшись в Россию становится автором голантно-любовного романа. При Анне Иоанновне становится придворным пиитом, служит в Академии наук. В это время он продолжает свою издательскую деятельность, выпустив в свет 12 томов «Римской истории», 4 тома «Истории о римских императорах», «Телемахиду». Об универсальности его говорит не только широкая деятельность, связанная с практикой в литературе, но и теоретические труды. Примером послужит реформа стихосложения. Он создал трактат «Новый и краткий способ к сложению Российский стихов определение до сего надлежащих званий». Тредиаковский первым понял, что для утверждения на русской почве новой жанровой системы в поэзии необходимо реформация архаичной силлабической системы.


8 вопрос: «Тираноборческая трагедия Сумарокова «Дмитрий Самозванец»».

Трагедия Сумарокова была актом протеста против Екатерины2.Она написана на материале эпохи смутного времени. В то время наследник Павел достиг совершеннолетия, должен был вступить на престол. Но Екатерина не спешила отдавать ему бразды правления, от этого росли разговоры в оппозиционных кругах. И Поэтому трагедия была так популярна. Политическое звучание трагедии усилило откровенное требование свергнуть с престола царя-тирана. С. не жалел красок для прямолинейного разоблачения «изверга на троне». Характер Дмитрия был определен еще до начала пьесы надписью: «сей муж отечества смертельная был рана;\ Зрим в образе его убийцу и тирана.\ За варварство злодей утратил, наконец,\ Безвременно и жизнь, и скипетр, и венец». Сам Дмитрий себя определяе: «Зла фурия во мне смертельно сердце гложет. Злодейская душа спокойна быть не может». Он сознательно творит зло: «перед царем должна быть истина бесссловна;\ не истина, царь – я, закон – монарша власть,\ А предписание закона царска страсть.\ Невольник тот монарх, кто презрит те забавы,\ В которых вольности препятствуют уставы…». Дмитрий Самозванец надругается и ни во что не ставит всоих подчиненных: «Блаженство завсегда народу вредно:\ Богат быть должен царь, а государство бедно». Но осуждая Дмитрия за антигосударственные и антинародные злодейства, Сумароков не осуждает его за самозванство. Главным для него в этом вопросе станвиться не порда, а дела: «Когда бы ты не царствовал злонравно,\ Дмитрий ты иль нет, сие народу равно». В диалогах положительных героев приставлена концепция добродетельного монарха, который заботится о подданных и чтит законы. Освобождения страны от гнета тирана Сумароков отдает в руки народу. Эта трагедия положила начало новому типу: политическая. Тип конфликта изменился – Морально-политический дидактизм, конфликт между сущим и должным в поступках государя.

10 вопрос: «Предромантические и реалистические тенденции в литературе последней четверти 18 века!»

12 вопрос: «Кантемир – первый светский поэт. Белинский о Кантемире».

. Сатирическая деятельность писателя наглядно подтверждает органическую связь русского классицизма с потребностями русского общества. В отличие от предшествующей литературы все произведения Кантемира отличаются сугубо светским характером.

Жанр стихотворной сатиры был известен как в античной, так и во французской литературе XVII —XVIII вв. Сам Кантемир в сатире IV называет своими учителями Ювенала, Персия, Горация и Буало. Любопытно отметить, что одна из сатир Буало также носила название «К своему уму». Но используя созданную до него жанровую форму, Кантемир наполнил ее злободневным русским содержанием.

дарства. Герои его сатир — люди, забывшие свой долг, свои обязанности перед государством, — невежды, бездельники, взяточники, казнокрады. В этом одно из коренных отличий произведений Кантемира от предшествующей древнерусской литературы, в которой поведение человека определялось евангельскими заповедями.

Большая часть сатир Кантемира имеет двойное название. Одно из них указывает на объект сатиры — «На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», Другое — на адресата, к которому, обращается автор «Филарет и Евгений».

«На хулящих учение». Обрушивается на пердставителей церковной светской реакции, которые пытались вернуть Россию к дореформенным порядкам (Критон «безмозглый церковник», судья»бранящий тех, кто просит с пустыми руками», помещик Силиван, щеголь Медор, Лука). Критон не одобряет то, что «теперь, к церкви соблазну, библию честь стали; Толкуют, всему хотят знать повод, причину, Мало веры подая священному чину», он против того, что у церкви хотят отбрать земельные собственности «Мирскую в церковных власть рукахз лишину чают,шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали, поместья и вотчины весьма не пристали». Для Силивана наука бесполезна «Учение,-говорит,- нам голод наводит;Живали мы прежде сего, не зная латыне, Гораздо обильнее чем мы живем ныне», наука не дворянское дело( «за любопытством одним лишиться покою, Ища, солнце ль движется, или мы с землею», «Землю в четверти делить без Евклида смыслим», «Сколько копеек в рубле-без алгебры счислим»). Луку же ничто не заставит сесть за книги «Когда по небу сохой бразды водить станут, А с поверхности земли звезды уж поглянут, Когда будут течь к ключам своим быстры реки И возвратятся назад минувшие веки…тогда, оставя стакан, примуся за книги»

14 вопрос: «Бригадир Фонвизина – первая русская социально-бытовая комедия».

16 вопрос: «Система образов в комедии Фонвизина Недоросль».

Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам. Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой в нем является госпожа Простакова. ей присвоено слово «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж за своего брата. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы.

Уже начало пьесы — знаменитое примеривание кафтана — сразу же вводит нас в атмосферу дома Простаковых. Здесь и грубая брань в адрес доморощенного портного Тришки, и голословное обвинение его в воровстве, и привычное распоряжение наказать розгами ни в чем не повинного слугу. Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. Порядок в доме наводится бранью и побоями.

Примитивная натура Простаковой особенно явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью.

Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых

С образом Митрофана связана другая проблема — раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан резко отталкивает от себя и Простакову. И наконец, Митрофан — недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством.

противопоставлены в пьесе идеальные дворяне. Стародум и Правдин безоговорочно осуждают помещичий произвол, ограбление и насилие над крестьянами. В отличие от Простаковой, строящей свое благополучие на ограблении крестьян, Стародум выбирает другой путь обогащения. Он отправляется в Сибирь, где, по его словам, «требуют денег от самой земли». Видимо, речь идет о добыче золота, что вполне согласуется с мнением самого Фонвизина о необходимости для России «торгующего дворянства».

Еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян занимает Правдин. Он служит чиновником в наместничестве. Так назывались учреждения, созданные в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов. Главной своей задачей не только по должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Узнав о жестокостях и бесчинствах Простаковой, Правдин от имени правительства берет в опеку ее имение, лишая помещицу права самовольно распоряжаться крестьянами. В своих действиях Правдин опирается на указ Петра I

Не менее важным был для Фонвизина вопрос об отношении дворян к службе. После указа о «вольности» эта проблема приобрела особую остроту, поскольку многие из дворян уже на законном основании предпочитали отсиживаться дома. У Фонвизина эта тема вынесена даже в название комедии и тем самым специально акцентирована. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon Н. А. Бердяев «Истоки и Смысл Русского Коммунизма» Книга «Истоки...
Бердяев не дает, но утверждает, что «русский коммунизм» есть «марксизм», оригинально трансформированный сознанием и душою русского...
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon Занятие №3 Становление классицизма русской литературе 30-50-х годов...
Занятие №3 Становление классицизма русской литературе 30-50-х годов XVIII века. Специфика художественно-эстетической системы
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon Ханк Рейнвотер Как пасти котов. Наставление для программистов, руководящих...
Посвящается Дэвиду, моему любимому сыну, память о тебе меня неизменно вдохновляет
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon Тесты на промежуточный контроль (9-й класс)
В чем заключалось правило «трех единств», которого придерживались драматурги эпохи классицизма?
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon Доклад Тема: «Пословица недаром молвится»
Современный школьник особенно должен прислушиваться к народным высказываниям, потому что они несут в себе добрый совет и наставление...
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon Уроку. Вступительное слово учителя
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) – «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В. Виноградов)
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon Литература с основами литературоведения темы для индивидуальных сообщений студентов
Образ Федры в интерпретации античности, классицизма и литературы ХХ века (Еврипид, Сенека, Расин, Цветаева)
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. Том 2
Булгаков нисколько не лукавил, сказав Сталину, что русский писатель не может без России
1 вопрос: «Наставление хотящим быти писателями» А. Сумарокова манифест русского классицизма icon Из книги: Беседы со Шри Рамана Махарши. Тируваннамалаи, 1963, выборочно...
Этот вопрос самому себе, вопрошающему. Я это то, что остается после того, как устраняется не-Я
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции