№
|
Дата
|
Тема
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
|
|
|
Введение (1 час).
|
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.
|
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
|
Устное народное творчество (3 часа)
|
Вн.ч. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
|
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
|
|
|
|
Пословицы и поговорки как малый фольклорный жанр.
|
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора.
Афористичность загадок.
|
|
|
|
Р.р. Урок-«посиделки». Устное народное творчество.
|
Русский фольклор. Игры, загадки
|
|
|
Древнерусская литература (1 час)
|
Русские летописи. «Повесть временных лет». Исторические события
|
Русские летописи. «Повесть временных лет».
«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях
|
|
.
|
Русская литература XVIII века (3 часа)
|
Русские басни И.И. Дмитриев. «Муха». Аллегория и мораль басни
|
Русские басни.
И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.
|
|
|
|
И.А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик»
|
И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
|
|
|
|
И.А. Крылов. «Осел и Соловей»
|
И.А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.
Развитие понятия об аллегории.
Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»
|
|
|
А.С.Пушкин (9 ч.)
|
А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Узник»
|
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.
|
|
|
|
Р.р. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.
|
А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро»
|
|
|
|
А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Жанр стихотворного послания.
|
А.С. Пушкин. «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.
Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина
|
|
|
|
А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина».
|
А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.
|
|
|
|
А.С. Пушкин. «Дубровский» Картины жизни русского барства.
|
А.С. Пушкин. «Дубровский» Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова
|
|
|
|
Протест В. Дубровского против несправедливых порядков.
|
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.
|
|
|
|
Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой
|
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения
|
|
|
|
Р.р. Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести «Дубровский»
|
Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский»
|
|
|
|
Тестирование по творчеству А.С. Пушкина
|
Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина
|
|
|
М.Ю. Лермонтов (4 ч.)
|
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Особенности поэтических интонаций.
|
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.
|
|
|
|
Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
|
Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…».
Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.
|
|
|
|
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Поэтическая интонация.
|
М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова
|
|
|
|
Вн.ч. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».
|
Н.В. Гоголь. Старосветские помещики».
|
|
|
|
И.С. Тургенев. «Записки охотника». Народные верования и предания.
|
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.
|
|
.
|
|
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг»
|
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
|
|
|
|
Ф.И. Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева
|
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…» «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении
|
|
|
|
Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения
|
Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения
|
|
|
|
А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
|
А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
|
|
|
|
А.А. Фет. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви
|
А.А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
«Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.
|
|
|
|
Р.р. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета и Тютчева
|
Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Тютчева и Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Тютчева и Фета.
|
|
|
|
Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Величие народа-созидателя
|
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя
|
|
|
|
Своеобразие композиции стихотворения Некрасова «Железная дорога»
|
Своеобразие композиции стихотворения Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций
|
|
|
|
Вн.ч. Н.А. Некрасов. «Дедушка». Декабристская тема в творчестве писателя
|
Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Некрасова.
|
|
|
|
Зачет по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова
|
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова
|
|
|
Русская литература второй пол. 19 в. (5 ч.)
|
Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе.
|
Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.
|
|
|
|
Р.р. Особенности языка повести Н. Лескова «Левша»
|
Особенности языка повести Н. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша»
|
|
|
|
Р.р. Особенности языка повести Н. Лескова «Левша»
|
Особенности языка повести Н. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша»
|
|
|
|
Вн.ч. А.П. Чехов «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия»
|
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте
|
|
|
|
А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Художественная деталь как источник юмора
|
А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора
|
|
|
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. Толстой «Где гнуться над омутом лозы…». Развитие понятий о лирике.
|
|
|
Русская литература 20 века (20 ч.)
|
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок»
|
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок» Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
|
|
|
|
Вн.ч. А.С. Грин. Слово о писателе «Алые паруса». Душевная чистота главных героев
|
А.С. Грин. Слово о писателе. «Алые паруса».Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении
|
|
|
|
М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений М. и Н.
|
М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти
|
|
|
|
Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца»
|
Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»
|
|
|
|
Р.р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были.
|
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца».
Подготовка к сочинению.
|
|
|
|
Сочинение «Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца»
|
Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
|
|
|
|
Р.р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.
|
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.С. Самойлов «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.
|
|
|
|
Вн.ч. А.А. Лиханов «Последние холода». Дети и война.
|
А.А. Лиханов «Последние холода». Дети и война.
|
|
|
|
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.
|
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность рассказа. Нравственные проблемы рассказа.
|
|
|
|
Р.р. В.П. Астафьев. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой»
|
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой».
|
|
|
|
В.Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники
|
В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
|
|
|
|
Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского»
|
Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.
|
|
|
|
Р.р. Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Г. Распутина и В.П. Астафьева»
|
Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Г. Распутина и В.П. Астафьева»
|
|
|
|
В.М. Шукшин «Срезал». Особенности героев Шукшина
|
В.М. Шукшин . Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
|
|
|
|
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе
|
Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
|
|
|
|
Н.М. Рубцов Тема Родины в поэзии Рубцова
|
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.
|
|
|
|
Родная природа в русской поэзии 20 века.
|
Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.
С.А. Есенин. Слово о писателе. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есениа. Обучение выразительному чтению.
|
|
|
|
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
|
А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики
|
|
|
|
Вн.ч. К.Кулиев. Тема Родины и народа
Г. Тукай. Любовь к малой родине
|
К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…», .Тема Родины и народа Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.
Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.
|
|
|
|
Тестирование по творчеству поэтов 19 – начала 20 века
|
Контрольная работа или тестирование.
|
|
|
Зарубежная литература (9 ч.)
|
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
|
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.
|
|
|
|
Геродот. «Легенда об Арионе»
|
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
|
|
|
|
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
|
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
|
|
|
|
Вн.ч. Джанни Родари «Планета Новогодних елок»
|
Джанни Родари «Планета Новогодних елок»
|
|
|
|
Ф. Шиллер Баллада «Перчатка»
|
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
|
|
|
|
Вн.ч. Э. Сетон-Томпсон «Домино», «Снап»
|
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.
|
|
|
|
Вн.ч. О. Генри «Вождь краснокожих»
|
О. Генри «Вождь краснокожих»
|
|
|
|
Вн.ч. А. Конан Дойл «Горбун»
|
А. Конан Дойл «Горбун»
|
|
|
|
Вн.ч. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча
|
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче
|
|
|
Итоги (2ч)
|
Р.р. Ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»
|
Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся
|