Литература




Скачать 148.83 Kb.
Название Литература
Дата публикации 26.09.2014
Размер 148.83 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЛИТЕРАТУРА XVII века

I. XVII век как особая историческая и культурная эпоха.

Переходный характер эпохи и неравномерность путей и темпов раз­вития различных стран Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница). Рационализм как основа познания действительности. Усиление светско­го начала в музыке и живописи, ведущие жанры.

Основные литературные направления: барокко, классицизм, ренес-сансный реализм- Дискуссионность проблемы ренессансного реализма в современном литературоведении. Взаимовлияние различных литера­турных направлений и восприятие предшествующей ренсссансной тра­диции в творчестве крупнейших писателей XVII века.

II. Барокко как специфическая художественная система.

Трагизм мироощущения как основа барочного искусства. Течения в искусстве барокко, его особенности в разных странах. Идеи хаоса, из­менчивости мира и иррационального начала. Своеобразие приемов и методов изображения действительности в литературе барокко.

III. Поэзия барокко.

Луис до Гонгора, Франсиско де Кеведо — выдающиеся поэты ис-панского барокко. Основные темы, мотивы. Мистицизм, фантастич­ность образов, слова-символы. «Темный стиль», усложненный синтак­сис их стихов.

IV. Роман в литературе барокко.

Испанский плутовской роман. Традиции гуманизма эпохи Возрож­дения (Ф. де Кеведо. Л.В. де Гевара). Г.Я. Гриммельсгаузен и его роман «Симплициус Симплициссимус». Своеобразие модели мира, созданной в произведении. Жанр. Специфика.

Прециозная литература. «Низкое» и «высокое» барокко. Развитие галантно-героического и бытописательного романов (М. Де Скюдери, Ш. Сорель, П. Скаррон).
V. Драматургия барокко.

Традиции ренессансной драмы в испанском театре XVII столетия. Творчество П.Кальдерона. Периодизация творческого пути. Отличи­тельные особенности драматургического метода. Морально-фило­софские драмы Кальдерона. Драма «Жизнь есть сон» как образец дра­матургии барокко, проблематика внутреннего и внешнего конфликта, идея духовного перерождения человека, особенности поэтики.

VI. Литературный процесс в Англии XVII века.

Поэзия Дж. Донна и школа «метафизиков». Дж. Мильтон и его по­эмы. Сочетание традиций Возрождения и пуританской дидактики. Биб­лейские мотивы в поздних поэмах.

VII. Классицизм во Франции XVII века.

Социально-исторические предпосылки возникновения и утвержде­ния классицизма во Франции XVII века. Рационалистическая филосо­фия Р. Декарта, ее влияние на становление классицизма. Классицизм как эстетическая система. Основные принципы. Виднейшие теоретики, Н.Буало и его трактат «Поэтическое искусство».

VIII.Художественная проза и поэзия классицизма.

Поэзия Ф. Малерба, его роль в выработке классицистской доктрины. Басни Ж.де Лафонтена. Мастера афоризма — Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Де Лабрюйер. «Принцесса Киевская» М. Де Лафайет как психологический роман.

IX. Драматургия классицизма.

П. Корнель и его эпоха. Периодизация творчества. Жанр историко-политической трагедии Корнеля как наиболее отвечающий запросам времени. Категория героического в творчестве французского драматур­га. Трагедия «Сид» и классицистическая доктрина. Спор о трагедии, критика Французской академии. Общественные и нравственные кон­фликты в трагедии «Гораций». Система образов, гуманистический па­фос произведения и классицистический канон. Позднее творчество Корнеля. Влияние барочной литературы. «Родогуна» как типичная тра­гедия «второй манеры» Корнеля.

Ж. Расин и новый этап французского классицизма. Роль янсенизма в формировании мировоззрения драматурга. Периодизация творчества.
Эстетические воззрения Ж. Расина, специфика жанра трагедии, антич­ные сюжеты, образы в его произведениях.

Трагедия «Андромаха». Конфликт и его разрешение. Центральные образы трагедии — мастерство психологического анализа, проблема положительного героя. «Британик» как политическая трагедия. Пробле­ма власти и моральных принципов.

Трагедия «Федра» — вершина творчества Расина. Трагизм внутрен­него конфликта главной героини. Тема душевного разлада в произведе­нии.

Мольер и комедия классицизма. Творческий путь Мольера. Перио­дизация творчества. Проблематика и поэтика ранних комедий. Соци­альные комедии («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп»). Специфика конфликта, приемы комического. Схематизм образов — выразителей определенных пороков, их принадлежность к конкретной социальной среде. Тема буржуазии в комедиях Мольера («Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Демократизм т творчества Мольера. Образ слуги в его комедиях.

ЛИТЕРАТУРА XVIII века

X. Эпоха Просвещения.

Особенности исторического процесса в Западной Европе XVIII века. Движение Просвещения, идеология, философская основа, национальная специфика. Литература эпохи Просвещения, основные направления.

XI. Английская просветительская литература.

Противоречивый характер английского Просвещения, влияние на просветительское движение английской буржуазной революции XVIII века. Периодизация Просвещения. Раннее Просвещение. Поэзия А. Поупа, эссеистика Дж. Аддисона и Р. Стила. Влияние их творчества на развитие просветительского реалистического романа.

XII. Творчество Д. Дефо.

Журналистская деятельность, публицистика, путь к художественной литературе. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как просветительский роман. Жанровая специфика, особенности поэти­ки. Реалистическая основа произведения, прототип и литературный ге­рой. Литературное влияние романа.
XIII. Дж. Свифт — мастер сатиры и аллегории.

Периодизация творчества. Жанр памфлета в его творчестве. Ранняя публицистика («Сказка бочки», «Битва книг»). Проблематика, прием аллегорического изображения действительности. Ирландская публици­стика, место в ней «Писем суконщика».

«Путешествия Гулливера». Объекты и специфика художественных средств сатиры в романе. Проблема жанрового определения. Образ главного героя, его функции в произведении.

XIV. Английский роман периода зрелого Просвещения.

Господствующие позиции в английской литературе, основные чер­ты. Эпистолярные романы С. Ричардсона. Нравственно-психологичес­кая проблематика.

XV. Романистика и драматургия Г.Филдинга.

Периодизация творчества. Сатирическая направленность драматур­гии Филдинга. Литературный манифест Филдинга-романиста. Роман — комическая эпопея, влияние литературной традиции, пространство и время в романе, принципы построения сюжета, реалистическая характе­ристика героев. Своеобразие повествовательной манеры Г.Филдинга.

XVI. Английский сентиментализм.

Идеологические и социальные предпосылки возникновения. Поэтика сентиментализма. Поэзия сентиментализма (Д.Томсон, Э.Юнг, Т.Грей). Основные мотивы, жанры, лирический герой.

XVII. Эстетическая программа Л. Стерна.

Преобладание субъективного начала над объективным. Новаторская теория построения характеров, ироническая интонация. Жанровое свое­образие «Сентиментального путешествия». Многоплановость семанти­ки названия произведения. Образ главного героя, функции отступлений.

XVIII. Лирика и сатира Р.Бернса.

Основные темы, своеобразие образов, фольклорная традиция.
XIX. Английская драма XVIII века.

Сатирическая комедия Шеридана «Школа злословия». Сложность интриги, динамизм сюжета, приемы авторской характеристики персо­нажей.

XX. Просвещение во Франции.

Социально-политическая ситуация и духовная атмосфера француз­ского общества. Периодизация французского Просвещения.

XXI. Творческий путь Вольтера.

Его социально-политические и философские взгляды, отношение к религии. Многообразие наследия, периодизация литературного творче­ства, проблема метода. Поэмы Вольтера. Драматургия: принципы театра классицизма и шекспировского театра. Проблема религиозной нетерпи­мости и фанатизма в его трагедиях «Заира», «Магомет». «Философские повести»: поэтика жанра, условность сюжета, герои-схемы как носители философских идей автора. Специфика конфликта в повести «Кандид или оптимизм». Способы достижения сатирического эффекта, прием «остранения» в «Простодушном»

XXII. Д. Дидро и энциклопедисты.

Эстетическая концепция Д.Дидро, критика доктрины классицизма. Антирелигиозная направленность повести «Монахиня». Философский спор в «Племяннике Рамо», позиция автора, своеобразие формы произ­ведения. «Жак-Фаталист». Специфика композиции, образ главного ге­роя.

XXIII. Ж-Ж. Руссо и руссоизм.

Социально-политические взгляды. Философские трактаты. Теория государственного права, основа народовластия в «Общественном дого­воре». Педагогический роман-трактат «Эмиль или о воспитании». Эпи­столярный роман «Юлия или Новая Элоиза». Сентиментальное начало и специфика конфликта, социальный аспект в романе. «Исповедь» и жанр романа-биографии, образ автора, особенности психологизма.

XXIV. Комедии Бомарше.

Демократические и реалистические тенденции в его творчестве. Трилогия о Фигаро, традиции драматургии Мольера и народного театра. Новаторство в создании образа слуги, социальная сатира в комедиях.
XXV. Немецкое Просвещение.

Специфика социально-исторического развития Германии в XVIII ве­ке (30-летняя война, раздробленность страны, политическая незрелость бюргерства, культурные центры). Задачи и периодизация немецкого Просвещения. Становление немецкой просветительской литературы и деятельность И.К. Готшеда. Эстетическая теория Винкельмана.

XXVI. Г.Э. Лессинг-эстетик и драматург.

Эстетические взгляды («Литературные письма», «Лаокоон», «Гам­бургская драматургия»). Полемика с Винкельманом, критика француз­ского классицизма и борьба за развитие национального театра. «Эмилия Галотти». Критика абсолютизма и просветительская направленность драмы, особенности характеристики образов Эмилии и ее отца. Фило­софская драма «НатаН Мудрый», критика религиозного сознания, столкновение двух идеологий, идейный смысл притчи о трех кольцах.

XXVII. Литература «Бури и натиска».

Сентиментализм и идеи Руссо как основа движения. Гердер — тео­ретик штюрмерства, проблема историзма и народности в его труда. Сборник «Голоса народов в песнях», интерес Гердера к национальным корням, к фольклору. Литературная программа штюрмеров.

XXVIII. Творчество И-В. Гете — величайшего писателя немец­
кого народа.


Периодизация творчества. Штюрмерский период в творчестве Гете. Ранняя лирика, основные мотивы, образ лирического героя. Шекспи-ризм молодого Гете и его драма «Гец фон Берлихинген». «Страдания юного Вертера». Традиции эпистолярной литературы, соединение эле­ментов социального и сентиментального романов, образ главного героя.

Период «Веймарского классицизма» в творчестве Гете. Создание но­вой эстетической концепции в совместных теоретических трудах И-В. Гете и Ф. Шиллера. Драматургия периода «Веймарского класси­цизма» особенности художественной формы, проблематика. Поздняя лирика Гете, цикл «Римские элегии», сборник песен «Западно-Восточный диван».

Трагедия «Фауст» — вершина творчества И-В. Гете. История созда­ния. Проблема жанра и творческого метода, специфика композиции и ее связь с идейным замыслом автора. Философская проблематика траге­дии. Назначение «Пролога в театре» и «Пролога на небесах». Система
образов в трагедии «Фауст». Путь исканий Фауста, его эволюция. Идей­но-композиционное значение образа Мефистофеля. Трагедия Маргари­ты. Библейские, мифологические образы, аллегорические фигуры, их функции в произведении Гете. Смысл финала произведения. Переводы «Фауста» на русский язык.

XXIX. Творчество Ф. Шиллера.

Этапы творческого пути. Творчество Шиллера периода «Бури и на­тиска». Идейная направленность, жанровое своеобразие штюрмерской драматургии («Разбойники», «Коварство и любовь»).

Концепция «Веймарского классицизма» и ее отражение в позднем творчестве писателя. Историческая тема в драматургии Ф.Шиллера, интерес к переломным эпохам в истории государств (трилогия о Вал-ленштейне, «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль»). Трансформация жанра баллады в творчестве Ф. Шиллера.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Основные направления в литературе XVII века.

  2. Барокко как эстетическая система.. Драма «Жизнь есть сон»' Кальдерона -яркий образец драматургии барокко.

  3. Классицизм во Франции. Основные черты эстетики классицизма.

  4. Историко-политическая трагедия в творчестве П. Корнеля. («Го-раций»/«Сид»).

  5. Мастерство психологического анализа, классицистический кон­фликт и его решения в трагедиях Ж. Расина («Федра»/«Андромаха»),

  6. Комедия Мольера "Тартюф" как образец социальной комедии.

  7. Идейно-художественный анализ комедии Мольера "Мизантроп".

  8. Комедия Мольера "Дон Жуан" и доктрина классицизма. Фило­софская проблематика комедии.

  9. Тема буржуазии в творчестве Мольера.

  10. Образ слуги и комедиях Мольера.

  11. Просвещение как идейное и культурное движение. Литературные направления.

  12. Специфика героя, поэтика романа Д. Дефо "Робинзон Крузо".

  13. Периодизация творчества Дж. Свифта. Публицистика Свифта и ее художественные достоинства.

  14. "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта, объекты осмеяния и ху­дожественные средства сатиры в романс.

  15. Ричардсон и его романы. Их место в истории английской литера­туры.

  16. Идейно-композиционное значение образа пастора Адамса в ро­мане Г. Филдинга "Приключения Джозефа Эндрюса". // Принципы по­строения сюжета и художественных образов в романе Г. Филдинга "Ис­тория Тома Джонса, найденыша".

  17. Особенности английского сентиментализма.

  18. Литературный манифест Л. Стерна. "Сентиментальное путешест­вие". Принципы построения сюжета и художественного образа.

  19. Комедия Шеридана "Школа злословия" как сатира на дворянское общество.

  20. Лирика и сатира Роберта Бернса.

  21. Философские и социально-политические взгляды Вольтера.

  22. Философские повести Вольтера (по выбору) и их художественное своеобразие.

23.-Драматургия Вольтера. Принципы шекспировского театра и теат­ра классицизма.

  1. Д. Дидро — организатор и вдохновитель "Энциклопедии".

  2. Проблематика и художественное своеобразие повести Д. Дидро "Племянник Рамо", функции диалогической структуры произведения.

26. Просветительская направленность повести Д. Дидро "Монахиня"
27.Ж-Ж. Руссо и его роман "Новая Элоиза", особенности жанра, де­-
мократический Пафос произведения // Жанровое своеобразие «Испове­-
ди» Ж-Ж. Руссо, специфика авторского повествования.

  1. Философские и социально-политические трактаты Ж-Ж. Руссо.

  2. Трилогия Бомарше о Фигаро. Политическое и художественное значение комедии "Женитьба Фигаро"

  3. Г. Лсссинг как теоретик искусства.

31."Эмилия Галотти" Г. Лессинга. Идейно-художественный анализ// "Патан Мудрый" как драм а-притча, ее философский смысл.

  1. Общая характеристика литературы "Бури и натиска".

  2. Творческий путь И-В. Гете, периодизация его творчества.

  3. Штюрмерский период в творчестве И-В. Гете. Художественное новаторство драмы «Гец фон Берлихинген».

  4. И-В. Гете. "Страдания молодого Вертера". Проблема героя, конф­ликт.

  5. И-В. Гете. "Фауст". Значение «Пролога в театре». Философское содержание "Пролога на небесах" и сцены "Кабинет Фауста".

  6. Эволюция образа Фауста в трагедии И-В. Гете "Фауст".

  7. И-В. Гете. "Фауст". Трагедия Маргариты.

  8. Идейно-композиционное значение образа Мефистофеля в траге­дии И-В. Гете "Фауст".

  9. Гете, "Фауст". Проблематика и композиция II части трагедии.

  10. "Разбойники" Ф.Шиллера как штюрмерская драма.

  11. Проблематика и конфликт драмы Ф. Шиллера "Коварство и лю­бовь".

  12. Драмы Ф. Шиллера на исторические темы. Анализ одной из них (по выбору).

  13. Жанр баллады в творчестве И-В. Гете и Ф. Шиллера.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Художественные тексты

  1. Корнель П. Сид. Гораций (на выбор).

  2. Расин Ж. Андромаха. Федра (на выбор).

  3. Мольер Ж. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Плутни Скапена. Мещанин во дворянстве.

  4. Кальдерон ГЛ. Жизнь есть сон.

  5. Дефо Д. Робинзон Крузо.

  6. Свифт Дж. Путешествия Гулливера (1-4 чч.).

  7. Филдинг Г. История приключений Джозефа Эндрюса. История Тома Джонса, найденыша (на выбор).

  8. Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

  9. Берне Р. Избранные стихотворения.

  10. Шеридан. Школа злословия.

  11. Вольтер. Заира. Магомет (на выбор). Простак. Кандид (на выбор).

  12. Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо.

  13. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. Исповедь (на выбор).

  14. Бомарше П. Женитьба Фигаро. СевильскиЙ цирюльник (на вы­бор).

  15. Лессинг Г. Эмилия Галотти. Лаокоон. Натан Мудрый.

  16. Гете И.-В. Лирика. Гец фон Берлихинген. Страдания молодого Вертера. Фауст(1-2 чч.).

  17. Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Мария Стюарт. Вильгельм Телль. Баллады.


Рекомендуемая учебная и научная литература

История зарубежной литературы XVII века. М., 1987.

История зарубежной литературы XVIII века. М., 1991.

Артамонов С. Д. Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Хрестома­тия. М., 1988.

Западноевропейская литература XVIII века. Хрестоматия (Сост. Б. И. Пуришев и др.)ЛЗ-е изд. М., 2002 в 2 т.

XVII век в мировом литературном развитии, сб. ст. М., 1969.

История зарубежной литературы XVII века. М., 1999.

История зарубежной литературы XVIU века. М., 1999.

Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М., 1994.

Пахсарьян Н. История зарубежной литературы XVII века. М., 2005.

Ренессанс-Барокко-Классицизм. Проблема стилей в западноевропей­ском искусстве XV-XVII веков. М., 1966 г.

Испанская литература

Плавскин 3. Испанская литература XVII — середины XIX века. М-1978.

Штейн А. История испанской литературы. 2-е изд., М., 1994. Штейн А. Литература испанского барокко. М., 1983.

Французская литература

Андреев Л., Козлова Н., Косиков Г., История французской литерату­ры. М., 1987.

Штейн А., Чернсвич М., Яхонтова М., История французской литера­туры. 2-е изд., М., 1988.

Виппер Ю. Формирование классицизма во французской поэзии на­чала XVII века. М., 1967.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.

Кадышев В. Расин. М., Наука, 1990.

Сигал Н. Пьер Корнель. 1606-1684. Л., М., 1957.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Бояджиев Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высо­кой комедии. М., 1967.

Гликман И. Мольер. М.,Л., 1966.

Заборов П. Русская литература и Вольтер. Л., 1978.

Кузнецов В. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

Барская Т. Дени Дидро. Л.,М. 1962.

Длугач Т. Дени Дидро. М., 1975.

Всрцман И. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

Мокульский С. Бомарше. Л..М-, 1957.

Эстетика Дидро и современность. Сб.статей. М., 1989.

Английская литература

Аникин Г., Михальская Н. История английской литературы. М., 1988.

Соколянский М. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев, Одесса, 1983.

Блистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. М.,1966

УрновД.Дефо. М., 1977.

Урнов Д. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.

Дубашинский И. "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта. М., 1968.

Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. М., 1984.

Соколянский М. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1976.

Колесников Б. Роберт Берне. Очерк жизни н творчества. М., 1967.

Райт-Ковалева Р. Роберт Берне. М., 1965.

Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. Сост. И.Шайтанова. М., 1988.

Маршова И. Ричард Брннсли Шеридан. М., Л., 1960.

Атарова К. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». М., 1988.

Немецкая литература

История немецкой литературы. М., 1963. Т\ 2 Неустроев В. немецкая литература эпохи просвещения. М„ 1958. Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литера­туры. Л., 1972.

Стадников Г. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987.

Гулыга А. Гердер. М., 1975.

Аникст А. Гете и "Фауст". От замысла к завершению. М., 1983.

Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Волков И. "Фауст" Гете и проблема художественного метода. 1970.

Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. М., 1964.

Ланштсйн ГГ. Жизнь Шиллера. М„ 1984.

Либинзон 3. "Коварство и любовь" Шиллера. М., 1969.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Литература icon Литература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
Литература icon Proqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке
Литература icon Литература. Образовательные ресурсы. Отечественная и зарубежная литература
Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала
Литература icon Литература: языкознание, литература и поэзия. Медицина. Юриспруденция
Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет иностранных языков, специальность: английский и французский язык и литература...
Литература icon Рабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Литература icon Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...
Литература icon О проведении городской контрольной работы по предмету «Литература» в форме сочинения
«Литература», определения степени готовности учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений города Тулы к прохождению государственной...
Литература icon Литература Цикл
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 веков
Литература icon Рабочая программа учебного предмета «литература»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции