Скачать 171.1 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Пенжинская детская школа искусств». АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА АККОМПАНЕМЕНТ.Преподавателя фортепиано ДРАГУНОВОЙ И.В. с.Манилы 2009 г. Пояснительная записка Аккомпанемент - одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и инструментальной музыки. Воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту – профессионалу, так и музыканту-любителю. Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение нот с листа и т.д.) особенно востребовано в настоящее время. Программа рассчитана на 2 года обучения в ДМШ и ДШИ - 6-7 классы (7-летнего обучения) и 6 класса / по 5-и летней программе/ для учащихся, желающих продолжить своё общение с музыкой под руководством преподавателя или поступающие в профессиональные музыкальные учебные заведения. Программа «Аккомпанемент» является учебным курсом, дополняющим и углубляющим типовую базовую программу «Специальное фортепиано». Создание программы продиктовано необходимостью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков учащихся, в том числе и как аккомпаниаторов. Опыт работы показал, что подобная форма способствует расширению музыкального кругозора детей, обогащению их духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, а главное – повышает их интерес к фортепиано как универсальному инструменту. Программа «Аккомпанемент» составляет единый комплекс с предметом «Фортепианный ансамбль», тесно интегрируя со специальным инструментом «Фортепиано», а также предметами музыкально-теоретического и музыкально-эстетического циклов. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
ЗАДАЧИ:
ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ учебной и воспитательной работы в классе « Аккомпанемент» считается урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником, а также игра с иллюстратором, концертные выступления. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ учащийся должен: ОСВОИТЬ следующие типы аккомпанементов:
ЗНАТЬ: Общие понятия и слова:
АКТУАЛЬНОСТЬ состоит в том, что программа пытается учесть реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Помимо тщательной подготовки для публичного выступления, в работе должны постоянно присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка – навыка разбора и чтения нотного текста. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. КОНТРОЛЬ успеваемости учащихся проводится в конце года в виде контрольного урока и проходит в довольно мягком режиме. Выступления на конкурсах, вечерах, собраниях, фестивалях и т.д. – засчитывается как сдача контрольного урока. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ - 0,5 академического часа в неделю /17 академических часов в год/ Возраст обучающихся – с 12 до 17 лет. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ программы – 2 года. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОДА ОБУЧЕНИЯ / VI год обучения по классу «Специальное фортепиано»/
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II ГОДА ОБУЧЕНИЯ / VII год обучения по классу «Специальное фортепиано»/
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
/ организационное занятие/ - - Ознакомление учащихся с тем, как и чем они будут заниматься на уроках аккомпанемента, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока; - Проведение инструктажа по технике безопасности; - Проведение инструктажа по правилам дорожного движения; - Инструктаж по поведению детей в условиях чрезвычайных ситуаций.
-Разбор произведения с начала с преподавателем, а с 3-го урока самостоятельно с показом в классе; - Развитие навыков тщательного разбора / анализа/ произведения - Развитие навыка беглого чтения с листа / быстрое чтение рельефа мелодических линий, чтение вертикали/ - Разбор произведений по: - осознанию ладотональности - метроритму - умению охватывать мелодические фразы - правильному истолкованию всех имеющихся в тексте знаков, авторских ремарок - аппликатура, понимание её значения не только для удобства игры, но и для передачи верной фразировки, голосоведения. Материал подбирается по возрастающей трудности.
Формы - куплетная; - период; - сквозное развитие. Разбор проходит, в основном, теоретически/обсуждается при разборе произведений/.
-основные басовые звуки; -бас-аккорд; -бас-арпеджио; -смешанный ритмический рисунок. Практическая работа на уроках.
- организация музыки во времени /т.е. без остановок/; - соблюдение ритмической чёткости; - соблюдение темпа, динамики, « дыхания» в нужных местах. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
/ организационное занятие/ - - Ознакомление учащихся с тем, как и чем они будут заниматься на уроках аккомпанемента, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока; - Проведение инструктажа по технике безопасности; - Проведение инструктажа по правилам дорожного движения; - Инструктаж по поведению детей в условиях чрезвычайных ситуаций.
-бас- конфигурация; -бас-аккорд; -бас- короткое арпеджио; -трёхдольная-вальсовая ( 3/8, 6/8 ) - синкопы в фортепианной партии; - диалог голоса и фортепиано. Практическая работа на уроках.
- более значительные фортепианные вступления и заключения в партии аккомпанемента; - диалог между партией аккомпанемента и ведущей партией другого инструмента; - контроль за тем, чтобы партия аккомпанемента не заглушала ведущую партию другого инструмента.
/ пение романсов, песен/. - развитие способности лучше слышать себя; - развитие умения анализировать своё испол- нение в сольных пьесах; - умение создать музыкальный образ; - преодоление технических трудностей / работа над игровым аппаратом/. - умение следить по нотам за обеими партиями, не глядя на руки.
- ознакомление с произведением, разбор по фактуре, сложности аккомпанемента; /РАБОТА В КЛАССЕ/ - переложение /ДОМАШНЯЯ РАБОТА/мент, фраза, период, куплет. актура изложениястреча с учащимися, ознакомление их с тем. я на концертах засчитывается в качестве академического концерта. с названием нот сна ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК I ГОДА ОБУЧЕНИЯ. Александров А. «Священная война» Алябьев А. «Воспоминание» Блантер М. «В лесу прифронтовом» Благой В. «Чудак» Блантер М. «Джон Грэй» Богословский Н. «Тёмная ночь» Брамс И. Колыбельная Витлин В. «Добрый Дед Мороз» «Кошечка» Грибоедов А. «Вальс», переложение Глуховой С.А. Глинка М. « Ты, соловушко, умолкни» «Жаворонок» «Не пой, красавица, при мне» « Признание» «Ах,ты ночь ли ноченька» Гурилёв А. «Гори звёздочка, блистай ясная» « Грусть девушки» «Матушка-голубушка» «Домик-крошечка» «Воспоминание» «Вьётся ласточка сизокрылая» Даргомыжский А. «Юноша и дева» «Я вас любил» ДжойсА. «Осенний сон», переложение Глуховой С.А. Джоплин «Артист эстрады» Журбин А. Вторая песенка дядюшки из к/ф «Дядюшка Ау» Иванов А.«Первый раз в первый класс», переложение Глуховой С.А. Иорданский М. «Песенка про чибиса» Кабалевский Д. «Про Петю» Кочетов Мелодия из к/ф «Игрушка» Крылатов Е. «Кабы не было зимы» «Песенка о лете» « Колыбельная медведицы» Листов К. «В землянке» Мориа Поль «Менуэт» Мурадели В. «Бухенвальдский набат» Островский А. «Пусть всегда будет солнце» Петров А. «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля», Переложение Глуховой С.А. Раухвергер М. «Берёзонька» « Разговор перед сном» Савельев Б Песенка кота Леопольда «В небесах высоко» Песенка кота Леопольда «Хорошо и плохо» «Хвост за хвост» «Если добрый ты» «Неприятность эту мы переживём» «Настоящий друг» Песня про кота Леопольда Старокадомский М. «Любитель-рыболов» Тиличеева Е. Колыбельная Чайковский П.И. «Вальс цветов» Шаинский В. Песенка крокодила Гены Песенка про кузнечика Песенка Чебурашки «Улыбка» «Чунга-Чанга» «Весёлая карусель» «Антошка» «Песенка слона «Облака» «В Подмосковье водятся лещи» «Голубой вагон» « Крейсер «Аврора»» « Дождь идёт по улице» Шостакович Б. Романс «Овод», переложение Глуховой С.А. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК II ГОДА ОБУЧЕНИЯ/ Агафонов О. обработка нар. Музыки «Клён ты мой опавший» Алябьев А. «Соловей» «Я вижу образ твой» Андреев В. «Грёзы», переложение Глуховой С.А. Блантер М. «Джон Грей», переложение Глуховой С.А. Богословский Н. «Тёмная ночь» Варламов А. «На заре ты её не буди» «Белеет парус одинокий» «Ты не пой, душа-девица» «Горные вершины» Глинка М. «Северная звезда» «Венецианская ночь» «Не искушая меня без нужды» Даргомыжский А. «Шестнадцать лет» « Мне грустно» «Влюблён я, дева-красота» Иванов А. «Лето» из детской сюиты «Каникулы»,переложение Глуховой С.А. Колмановский Э. «Хотят ли русские войны» Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» Новиков А. «Дороги» Петербургский Г. «Синий платочек» Пономаренко Г. «Отговорила роща золотая» «Не жалею, не зову, не плачу» Свиридов Г. «Вальс» из муз. иллюстраций к повести Пушкина «Метель», переложение Глуховой С.А. Тухманов Д. «День победы» Хачатурян А. «Вальс» из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», переложение Глуховой С.А. Чайковский П. «Сентиментальный вальс», переложение Глуховой С.А. Шопен Ф. «Вальс», переложение Глуховой С.А, Шереметьев Б. «Я вас любил» Эшпай А. «Москвичи» РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
http://be.sci-lib.com/article001561.html
http://dictionaries.rin.ru/cgi bin/detail.pl?sel=music&word=%C0%CA%CA%CE%CC%CF%C0%CD%C5%CC%C5%CD%D2
http://www.vocalistica.ru/articles_akk
|
Дополнительного образования детей Адаптированная образовательная программа в рамках предмета коллективное музицирование |
Программа (авторская, адаптированная) Ф. И. О. автора Издательства... |
||
Программа (авторская, адаптированная) Ф. И. О автора (кто он) Из-во... Общеобразовательная программа начального общего образования по немецкому языку 1-4 классы |
Адаптированная программа для школьников старших классов Михаила Булгакова, Врубеля, сотен писателей, поэтов и художников, тысяч талантливых тружеников, принесших славу своей земле. Город... |
||
Пояснительная записка Данная программа относится к художественно-... Данная программа относится к художественно- эстетической направленности. В современных условиях исключительное значение приобретает... |
Программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых... Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |