Решением педсовета




Скачать 382.72 Kb.
НазваниеРешением педсовета
страница1/3
Дата публикации25.09.2014
Размер382.72 Kb.
ТипРешение
literature-edu.ru > Литература > Решение
  1   2   3



Принята

Решением педсовета

Протокол №___от «_____»__________20___г.




Утверждаю:

Руководитель ОУ

________/Байгужинов А,А,/

Приказ №_________от

«______»____________2012 г.





Рабочая программа педагога

Слесаревой Е. М., первой квалификационной категории

по литературе 10 класс

2012-2013 учебный год

Раздел 2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной.-М.;Просвещение, 2008) .

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.

Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.

Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.

Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к.ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.

Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

10 класс – важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала – русская литература XIX века – играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Программа включает набор ключевых текстов отечественной классики. В 10 классе изучается история русской литературы с подробным анализом вершинных произведений писателей XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.

Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, драматических текстов А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы дает представление об историко-литературном процессе XVIII-XIX веков более объемным и содержательным.

Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и др.

В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в XIX веке в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Главная цель программы для 10 класса – помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, подготовить его к усвоению материала, рассматриваемого в 11 классе.

Задачи изучения курса:

  • научить школьников видеть художественные явления в их развитии;

  • понимать логику литературного процесса;

  • научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);

  • понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;

  • различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

  • подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Особенности организации учебного процесса

Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:

Лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.

Описываются методические особенности тем.

Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.

Формы контроля

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),

  • выразительное чтение, в том числе и наизусть,

  • развернутый ответ на вопрос,

  • выполнение заданий в тестовой форме,

  • викторина,

  • анализ эпизода,

  • анализ стихотворения,

  • комментирование художественного текста,

  • характеристика литературного героя,

  • конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),

  • сочинение на литературную тему,

сообщение на литературную и историко-литературную темы,

презентации проектов.

Вид контроля: текущий, промежуточный, итоговый

Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (соревнования, суды, путешествия, презентация).

Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, проверочная, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).

Применяются такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в 10 классе для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2012/13 учебный год и согласно программе - 4 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года в 10 классе — 36 недель, планирование составлено на 144 часа. В рабочую программу внесены следующие изменения:

свободные 42 часа добавлены на изучение следующих произведений:

А.С.Пушкин роман «Евгений Онегин» -4ч, лирика А.С.Пушкина – 1ч., итоговый урок – 1ч.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - 2ч, итоговый урок – 1ч.

Н.В.Гоголь «Мёртвые души» - 2ч.

И.А.Гончаров «Обломов» - 2ч.

А.Н.Островский «Гроза» -2ч.

И.С.Тургенев «Отцы и дети» - 3ч.

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой. Лирика – 2ч.

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» - 1ч.

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» - 3ч.

Л.Н.Толстой «Война и мир» - 6ч, позднее творчество – 1ч.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - 2ч.

А.П.Чехов «Вишнёвый сад» - 6ч.

Зарубежная литература – 1ч.

Обобщающие уроки – 2ч

Раздел 3. Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов на изучение темы

Кол-во часов на развитие речи

Кол-во часов на вн.чт.

Кол-во часов на контрольн.

работы

Общее

кол-во

часов

Введение.

2

-

-

-

2

Литература первой половины 19 века
















А.С.Пушкин

15

2

-

-

17

М.Ю.Лермонтов

9

2

2

-

13

Н.В.Гоголь

8

-

2

-

10
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решением педсовета iconРешением педсовета

Решением педсовета iconРешением педсовета мкоу «Лицей №2 им. Абдуллаева С. Г.»
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного...

Решением педсовета iconРешением педсовета: протокол №1от 30 августа 2011
Программа разработана на основе авторской программы по по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С....

Решением педсовета iconРешением педсовета гоу школы №181
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи школьного научного общества, содержание и формы работы, права и обязанности...

Решением педсовета iconРешением педсовета мкоу «Лицей №2 им. Абдуллаева С. Г.»
При разработке данного положения руководствовались Гражданским кодексом Российской Федерации, законами Российской федерации "Об образовании"...

Решением педсовета iconCurriculum vitae
Суб-специальность Судебный переводчик русского языка, назначена решением Президента Обласного суда в Загребе, №-358/05 4 от 04 июля...

Решением педсовета iconНа заседании педсовета
Расстановка педагогических кадров и распределение обязанностей между педагогами

Решением педсовета iconГ. Н. Кирдун Протокол педсовета
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Решением педсовета iconКалендарно-тематическое планирование по литературе
Соколенко Ольги Илларионовны, программа утверждена решением педагогического совета, протокол №1 от 30. 08. 12

Решением педсовета iconРешением Педагогического совета
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции