Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука




Скачать 1.56 Mb.
Название Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука
страница 1/22
Дата публикации 25.09.2014
Размер 1.56 Mb.
Тип Ответы к экзамену
literature-edu.ru > Литература > Ответы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Ответы к экзамену по литературоведению

  1. Литературоведение как наука.

Литературоведение

  • наука, изучающая художественную литературу

  • филологическая дисциплина

Литературоведение — одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, — языкознание, или лингвистика.

Предмет изучения - не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира — письменная и устная.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ как наука возникло в начале 19 века.

Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.

Перед литературоведением встают два основных вопроса. Во-первых, почему у каждого народа, в каждую эпоху наряду с другими видами общественного сознания существует также художественная словесность (литература), в чем ее значение для жизни этого народа и всего человечества, в чем ее сущность, ее особенности, причина ее возникновения? Во-вторых, почему художественная словесность (литература) каждого народа бывает различна в каждую эпоху, а также в пределах самой эпохи, в чем суть этих различий, почему она исторически изменяется и развивается, в чем причина такого, а не иного ее развития?

Современное литературоведение состоит из ТРЕХ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ:

  • теории литературы;

  • истории литературы;

  • литературной критики.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой. Поэтика - часть теории литературы, изучающая состав и строение литературного произведения. Теория литературного процесса - часть теории литературы, изучающая закономерности развития родов и жанров. Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ дает исторический подход к художественным произведениям. Историк литературы изучает всякое произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений. Анализируя отдельные части и стороны произведения, он стремится лишь к пониманию и интерпретации целого. Это изучение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений. Описывая общий ход развития литературы, историк интерпретирует это различие, обнаруживая причины данной эволюции, заключающиеся как внутри самой литературы, так и в отношении литературы к иным явлениям человеческой культуры, в среде которых литература развивается и с которыми находится в постоянных взаимоотношениях. История литературы является отраслью общей истории культуры.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (а также насущных проблем общественной и духовной жизни, поэтому часто носит публицистический, политико-злободневный характер), с точки зрения эстетической ценности; выражает самосознание общества и литературы в их эволюции; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

  • текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии;

  • палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи;

  • библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету;

  • библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.

Теория литературы имеет 2 основных содержательных блока:

  • методология

  • поэтика

Методология.

В развитии теории литературы наблюдаются две противоположные тенденции:

  • увлечение теориями компаративизма и формализма (отбрасывается само понятие «содержание произведения», утверждается, что литература состоит только из формы, что только форму и надо изучать. Жизнь – «материал», необходимый писателю для формальных построений – композиционных и словесных. Художественное произведение – система творческих приемов, имеющая эстетическое значение).

  • усиление и углубление в литературе материалистического миропонимания.

Перед литературоведением встают два основных вопроса:

  • почему у каждого народа в каждую эпоху наряду с другими видами общественного сознания существует также художественная словесность (литература, в чем ее значение для жизни этого народа и всего человечества, в чем ее сущность, ее особенности, причина ее возникновения.

  • почему литература каждого народа бывает различна в каждую эпоху, а также в пределах самой эпохи, в чем суть этих различий, почему она исторически изменяется и развивается, в чем причина такого, а не иного развития.

Ответить на эти вопросы литературоведение сможет только при условии, если оно установит какие-то связи между литературой отдельных народов и их жизнью в целом.

Метод литературоведения – определенное понимание тех связей, которые существуют между развитием литературы и общим развитием жизни народов и всего человечества.

Методология – теория метода, учение о нем.

Поэтика.

Поэтика – изучение организации художественного целого, наука о средствах и способах выражения художественного содержания. Бывает историческая: развитие составляющих литературы (родов, жанров, троп и фигур). А еще бывает теоретическая: рассматривает самые общие законы содержания.

  1. Античная концепция искусства как подражания природе. Платон и аристотель о сущности искусства

Миметическая природа человека – подражание (Платон, Аристотель)

Платон относился к идеалистической традиции. Первичность идеи, вторичность материи. «Подражание подражанию».

  • Мир идей

  • Мир предметов

  • Подражание миру предметов

Проникнуть в сферу идей искусству не дано. Чувственная и эмоциональная природа искусства. Оно способно мыслить весьма опосредованно, а потому непредсказуемо. Музыкой модно воспитать как героя, так и труса. Трактат «Государство» увенчивает поэтов, но выпроваживает их за городские стены. Зон риска быть не должно.

Аристотель тоже использовал понятие «мимесис». Материальный мир первичен, а идеальный вторичен. «Поэтика» - искусство с точки зрения познавательных возможностей. Понятие узнавания и катарсиса. Узнавание известного (типическое – всеобщее проявляется в содержании, а форма всегда разная) и узнавание неизвестного (состояние катарсиса – узнавание на материале трагической утраты, возможно неизвестной в реальности. Является продуктивным).

Классическая теория трагического: в трагической ситуации задействованы абсолютно ценные герои или системы ценностей. Масштаб героя очень важен, он обуславливает возможность переживания катарсического состояния.

Аристотель сравнивает поэзию и историю. Историк пишет о том, что было, а поэт имеет дело с тем, что могло быть. Антология действительности. Реальность – только один вариант возможного. В истории порок наказан не всегда, а в искусстве – практически всегда.

3 рода литературы:

  • Эпос – подражание событию

  • Драма – подражание действию

  • Лирика – подражание чувству



  1. Немецкая идеалистическая эстетика. Основные понятия творческо-эстетических концепций Канта, Шеллинга, Гегеля.

В эпоху Классицизма мимесис – подражание образцам изящной эпохи. Учение о трех единствах. Эстетика – чувственное – наука о прекрасном, о красоте, она становится разделом философии.

«Эстетика» Канта. Кант – основоположник новой картины мира, которая уходит от предыдущего изоморфизма. 2 мира: природы и человеческой культуры. Человеческие существа наделены двумя свойствами: способностью к свободе и целеполаганию.

Прекрасное не имеет цели, в нем отсутствует прагматическое начало.

Эпоха Романтизма – Шеллинг – единство формы и содержания. Натурфилософская эстетика. Задача искусства – подражать природе в ее способности творить. Влияние на русскую литературу. Сторонники чистого искусства.

Гегель. Наиболее жесткий уход от миметической природы искусства. Искусство – сфера идеала. Идеал – проявление всеобщего в единичном. Искусство ПРИНОСИТ в жизнь представление об идеале. Типизация – воплощение всеобщего в единичном. Гегель выдели 3 рода литературы, но уже не по миметическому принципу, а по диалектике «субъект-объект»:

  • Эпос – преобладание объекта, пассивность художника

  • Лирика – преобладание субъекта

  • Драма – синтез объективного и субъективного: ситуация, события, конфликт – объективное, осуществляется посредством субъекта.

Реализм – потребность в изучении мира – комплекс гуманитарных наук. Искусство – суррогат жизни. Мир искусства распадается на две группы: прогрессивная и консервативная.

  1. Академические школы в литературоведении: мифологическая, культурно-историческая, сравнительно-историческая, психологическая.

Академические школы возникают вследствие кантовского переворота.

Романтическая эпоха в Германии породила мифологическую школу: Шеллинг, Шлегель, Братья Гримм. Подчинение народному духу – идея национальной мифологии. Занимались генезисом: брать материал нужно из прошлого.

Литературоведческие школы развивались согласно закону маятника – на смену приходит функциональный принцип – культурно-историческая школа (Франция). Ипполит Тэн: природу искусства предопределяет раса, среда, момент. Произведение – продукт этого «букета». Литература хороша в синтезе, но стремление к одной рациональности погубит ее (в сфере fiction). Здесь литература перестает быть изящной и переходит на вспомогательную роль. Она лишь фиксирует – недооценка эстетической природы искусства. Литература = словесность. Полное отсутствие интереса к отдельно взятому произведению. Возникает биографический метод. Отдельное произведение и этапы творчества в целом через биографию + присутствует эстетический принцип. Произведение не есть только эпистолярное свидетельство. Искусство – сфера истины (по Соловьеву) – выход на философскую ступень, рефлексия. Изучение атрибутики. Всецело сосредоточена на изучении реальной зависимости литературы от условий и обстоятельств национально-исторической жизни. Виднейший представитель в России – А.Н. Пыпин, автор многочисленных работ по истории русской литературы и фольклора. Представители этого направления были искренне убеждены в том, что литература, как и другие виды искусства, возникает и развивается под воздействием различных условий, отношений, обстоятельств, которые существуют в жизни того или другого народа в ту или иную историческую эпоху. Они называли их факторами литературного развития, стремились тщательно изучить их, старались найти как можно больше их, чтобы иметь возможность объяснить особенности какого-либо жанра. Но откуда эти факторы берутся они не могли выяснить.

Компаративизм – сравнительно-историческое литературоведение. Все новое – хорошо забытое старое – принцип совпадений. Литературоведение выходит на универсальный этап. Но что с чем сравнивать? В России А.В. Веселовский «Историческая поэтика» посвященная фольклору. Сюжет – это то, что приходит в голову. А раскручивание сюжета – фабула. Определенные мотивы (злая мачеха, превращение в чудовище). Кодированные сюжеты материала. Совокупность мотивов – бродячие сюжеты. Основатель – Т. Бенфей. Суть компаративизма заключается не в сравнительном изучении, а в особом понимании развития литературы — в теории заимствования.

Согласно этой теории историческое развитие литературы разных народов сводится к тому, что народные певцы и сказители, а позднее писатели разных стран заимствуют друг у друга мотивы, из которых складываются произведения. С их точки зрения, история литературы – непрерывный переход (миграция) одних и тех же некогда возникших мотивов из произведения в произведение, из одной национальной литературы в другую.

Психологическая школа – механизм восприятия произведения (Потебня). Встреча двух сознаний: автора и читателя.

  1. Психоаналитическая трактовка искусства, русский формализм и структурализм.

Первая школа в России - русский формализм – сформировала свое неприятие традиции академического литературоведения: погоня за абстрактными вещами, попытка анализировать художественный образ (Шеллинг «Символическая природа образа и его неисчерпаемость»). Академическое литературоведение имеет колоссальный грех: оно не приблизилось к ответу на вопрос: Что такое литература? Чем отличается от нелитературы?

Кружок филологов (1916): Шкловский, Эхенбаум, Тынянов, Якобсон, Жермудский. Манифестирующий момент – 1914 год – книга Шкловского «Воскрешение слова» и «Искусство как прием» (1917).

Приоритет формы – единственная данность, способная зафиксировать специфику литературы.

  • Внимание в природе слова (материал – единица художественного целого)

  • Интерес к процессу делания искусства, взращиванию поэтического (Эхенбаум «Как сделана Шинель Гоголя?»)

Поздний формализм. Тынянов. Остранение мыслится в качестве горючего приема, который способен организовывать и двигать процесс появления нового в искусстве.

Структурализм. Якобсон – основатель американского структурализма. Эпоха позитивизма в науке. Гуманитарные и естественные науки пытались максимально близко подойти друг к другу. Рождение семиотики. Стремление мыслить произведение с точки зрения внутренней структуры, которая важна и организующее значима. Не отказывались от содержания, а ввели понятие «содержательность формы». Принцип бинарности: оппозиционные моменты, линиями натяжения между которыми создаются особые поля. Вариант и инвариант. Описывание любой структуры. Момент разрушения в самом структурализме. Школа Ролана Барта. Неструктурированные действия разрушили эту структуру – познавательный кризис.

Постструктурализм. Структурность мира перестает быть организующим мира. Децентрализация, вариативность мира. Отказ от больших идей (прогресса). Релятивистская картина мира. Тотальность принципа относительности. Нет единого центра: он там, где действует субъект. Понятие «текст», которое зародилось еще в недрах структурализма. Только формальная данность (композиция, размер, членение текста) не меняется в зависимости от воли читателя. Интертекст – порождение постструктурализма (Барт и Кристиан). Не интересует слово как материал, а интересуют аллюзии, скрытые цитаты. Деконструкция – принципиальное разложение мира произведения, чтобы уловить спонтанные, не фиксируемые самим автором семантические смысловые вписки.

  1. Образная природа искусства. Свойства художественного образа.

Искусство — один из видов общественного сознания и духовной культуры человечества. Как и другие их виды, в частности наука, оно служит средством познания жизни. В чем же особенности искусства, отличающие его от науки и других видов общественного сознания, иначе го воря, в чем его специфические свойства?. Прежде всего, это различие в тех средствах, в которых искусство и наука выражают свое содержание. Сразу бросается в глаза, что наука применяет для этого отвлеченные понятия, а искусство — образы. На это отличительное свойство художественных произведений впервые обратили внимание свыше двух тысяч лет тому назад древнегреческие философы, в особенности Платон и Аристотель, называвшие искусство «подражанием природе». Не употребляя слова «образ», они, по существу, понимали, что искусство воссоздает, воспроизводит жизнь в образах.

Что же такое образы в отличие от рассуждений, доказательств, умозаключений (силлогизмов), которые создаются с помощью отвлеченных понятий? В чем 'различие между образами и понятиями?

Те и другие есть средства отражения реальной действительности в сознании людей, средства ее познания. Но понятия и образы по-разному отражают жизнь в двух основных ее сторонах, существующих во всех ее явлениях.

Высокая степень отчетливости и активности выражения общего, родового в индивидуальности того или иного явления делает это явление типом своего рода, т и-пическим явлением (гр. typos — отпечаток, оттиск).

Для искусствоведов «образ» это не просто отражение отдельного явления жизни в человеческом сознании, а зто воспроизведение уже отраженного и осознанного художником явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков — с помощью речи, мимики и жестов, очертаний и красок, системы звуков и т. д.

Образы всегда воспроизводят жизнь в ее отдельных явлениях и в том единстве и взаимопроникновении их общих и индивидуальных черт, какое существует в явлениях самой действительности.

А.А. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление – в качестве некой чувственно воспринимаемой данности. Именно это значение слова «образ» является насущным для теории искусства, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные. Последние (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника – это, следовательно, не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности. Ныне в литературоведении укоренились слова «знак» и «знаковость». Они заметно потеснили привычную лексику («образ», «образность»). На семиотику ориентируется структурализм и пришедший ему на смену постструктурализм.

В художественном образе запечатлены или выражены наиболее существенные особенности искусства в целом. Цель образа в искусстве – отражать в специфической форме объективную действительность. Любой образ объективен по своему источнику – отражаемому объекту и субъективен по форме своего существования.

Художественный образ – это единство отражения и творчества, а также восприятия, в которых выражается специфическая роль субъекта художественной деятельности и восприятия. Художественный образ – это всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Он также играет роль пограничной линии, «стыкующей» реальный мир и мир искусства. Именно благодаря образу художественное сознание наполняется мыслями, чувствами, переживаниями реальной жизни, бытия.

Определение «образный» применимо как к отдельным выразительным приемам, метафорам, сравнениям, эпитетам, так и к целостным, укрупненным художественным образованиям – персонажу, художественному характеру, художественному конфликту. Кроме того, существует традиция выделять образный строй целых художественных направлений, стилей, методов. Мы говорим об образах средневекового искусства, Возрождения, классицизма. Общим признаком всех этих образов является только то, что это художественные образы.

Точно так же как искусство рождается из реальности, из практической деятельности, так и художественный образ своими корнями уходит в образность, образное мышление. Художественный образ, воплощенный в произведении, имеет, как правило, своего творца, художника. Качеством художественности будет обладать то образное мышление, которое отвечает исторически выработанным эстетикой и художественной практикой критериям, таким, как высокая степень обобщения, единство содержания и формы, оригинальность и др. Образы искусства, сохраняя связь со сферой чувственности, содержат всю глубину и своеобразие содержательной художественности. Это было отмечено еще Гегелем, который писал, что чувственные образы и звуки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в духе (Гегель «Эстетика»). Отсюда следовало, что художественный образ – это не что иное, как выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме.

Художественное творчество – это процесс создания новых эстетических ценностей. Мышление художника метафорично и сугубо индивидуально. Художественное познание – это ассоциативный процесс, в котором выявляются не естественные законы развития явления, а его связи с человеком, его значение для человека. Художественный образ срастается с воплотившим его произведением и некоторыми своими уровнями существует лишь в материале искусства (в слове, звуке, краске и т.д.).

Художественный образ как форма мышления в искусстве является иносказательной, метафорической мыслью, раскрывающей одно явление через другое.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon Михаил Геннадьевич Делягин Как самому победить кризис. Наука экономить, наука рисковать
«Как самому победить кризис. Наука экономить, наука рисковать: простые советы / Михаил Делягин.»: Act: Астрель; Москва; 2009
Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon 1. возрастная психология как наука
Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):...
Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon В. П. Кохановский Кохановский В. П., Лешкевнч Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б
Книга предназначена для аспирантов и соискателей мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных,...
Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon Вопрос №1: История как наука (предмет, цель…)
История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) явлений, событий, фактов
Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon Ответы на вопросы он-лайн конференции на портале Наука и жизнь
Интересно, какие силы сегодня заинтересованы в такого рода проекте и какие цели с его помощью они планируют решить
Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon «Вопросы разума ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность»
«Вопросы разума — ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность»: ОАО "Издательская группа "Весь"; Санкт-Петербург; 2011
Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской...
Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы
Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо определить своё мнение
Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon Работы с молодёжью подготовка к экзамену
Л. В. Светличная Психологические основы работы с молодежью. Подготовка к экзамену. М.: Издательство «Принт-плюс», 2009. – 49 с
Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука icon Лекция Введение в историю экономики > Предмет истории экономики и...
Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции