Литература и искусство джаинов литература




Скачать 188.5 Kb.
Название Литература и искусство джаинов литература
Дата публикации 10.05.2014
Размер 188.5 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
ГЛАВА VII
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ДЖАИНОВ

ЛИТЕРАТУРА


Древнейшие памятники джайнской литературы, создание которых приписывается Махавире, записаны на языке ардхамагадхи. Это был пракрит (т. е. народный, разговорный язык) восточногангских областей, язык индоарийской группы, язык арьев, распространившийся в среде местного кшатрийства, а позже — и более широких слоев населения.

Нам неизвестно, на каком языке проповедовал Махавира и до какой степени ардхамагадхи был распространен в древнем Бихаре к середине I тысячелетия до н.э. — письменные памятники джайнской литературы появились значительно позже

По легенде, Махавира устно излагал свое учение, а его ближайшие последователи (ганадхары) записывали его проповеди, придавая им форму книг (ганипитака), по которым уже особые учители (упадхьяя) поучали весь орден шраманов1. По другому преданию джайнов, проповеди Махавиры были понятны всем людям вне зависимости от того, на каком языке они говорили.

Джайны высоко ценят ардхамагадхи как язык своего священного писания и изучают его.

Много джайнских произведений, как литературных, так и философских и научных, создавалось на санскрите. В Матхуре были обнаружены джайнские надписи, датируемые II в. н.э., на так называемом гибридном санскрите, представляющем собой смесь местного разговорного диалекта с санскритом. Литературный же санскрит частично становится языком джайнских писаний только «с середины I тысячелетия н.э. В результате его смеше-

______________________

1Muni Shri Nagrajji, A Pen-Sketch of Acharya Shri Tulsi, стр. 5.

87
ния со среднеиндийскими диалектами развилась особая разновидность санскрита — джайнский санскрит2.

По мере расселения джайнов по различным областям Индии они стали пользоваться также языками этих областей. Значительное место в более поздней джайнской литературе занимают языки апабхранша, которые грамматически стоят ближе к новоиндийским аналитическим языкам, чем к древнеиндийским флективным. Во II тысячелетии н.э. джайнская литература создавалась в основном на новоиндийских языках, так как джайны всегда стремились к популяризации своего учения среди широких народных масс, которые не знали санскрита. Джайнская литература развивалась не только на индоарийскях языках, но и на дравидийских (главным образом на языке каннада, поскольку в Карнатаке в течение многих столетий жили тысячи джайнов и были расположены их крупнейшие монастыри и храмы).

Религиозно-философская терминология джайнской литературы восходит к индоарийским терминам. До сих пор не проделана работа по выявлению и реконструкции древнейших слоев языка джайнских канонических книг, поэтому нельзя ничего сказать о реальных связях, существовавших между индоарийской языковой группой и другими группами, и о том, как протекал процесс вытеснения древнейшей лексики лексикой санскрита и ардхамагадхи.

Согласно существующей традиции Махавира оставил своим ученикам — ганадхарам 14 книг, или разделов — «пувва» («пурва»), содержавших основы религии. Шесть поколений ганадхаров помнили их наизусть, а потом, когда при Чандрагупте Маурья большая группа джайнских монахов, возглавляемая Бхадрабаху, ушла на юг (причину этого видят в длительном голоде, поразившем Магадху), остался лишь один монах по имени Стхулабхадра, который помнил все 14 пувва. Тогда созвал» вседжайнский собор в г. Паталипутре и впервые составили канон, известный под названием «Сиддханта» или «Агама». Его основу составляют первые 11 частей, или ангу. Считается, что 14 пувва по памяти были сведены в. 12-ю анга, получившую название «Диттхивайя» («Дриштивада»). Но впоследствии изначальная Диттхивайя по-

________________________

2 В. В. Иванов, В. Н. Топоров, Санскрит, стр. 27.

88
терялась и сохранился только список 14 пувва в 4-й анге3. Всего в каноне 45 частей: 11 анга, 12 упа-анга, 10 пайнна (которые считаются смешанными текстами разного происхождения), 6 чхедасутра, 4 муласутра и 4 самостоятельных текста.

В четвертую чхедасутру вошла «Кальпасутра», написанная якобы Бхадрабаху, который, по возвращении с юга, не признал канона.

Вернувшиеся с юга монахи увидели, что многое без них изменилось, что оставшиеся забыли завет Махавиры не носить одежды и ходят в белых одеяниях и что составлен канон без участия Бхадрабаху и его сподвижников. Произошел раскол общины на дигамбаров и шветамбаров4, и дигамбары отказались признавать канон, заявив, что все истинные, священные тексты забыты.

Со временем и канон Сиддханта был частично забыт, а частично видоизменен в процессе распространения джайнизма по Индий. Тогда в середине V в. н.э. собрался новый собор в г. Валлабхи (Гуджарат), и канон был воссоздан.

В канонических текстах есть и проза и стихи. Метрика во всех ранних джайнских текстах не ведичеекая, а народная. Арийские метры очень редко встречаются в текстах на ардхамагадхи5. Самой древней считается первая анга, в которой говорится о правилах жизни и поведения джайнов6.

Характерной чертой канонических текстов, отражающей неприязненные отношения с представителями ведических культов, является острая полемика с брахманами и сатирические нападки на их учение. Примером такого рода текстов может служить отрывок из 3-й анги —

____________________________

3 Н. Jасоbi, Jaina Sutras, pt I, Introduction, стр. XLIV. Якоби полагает, что тексты пувва были противоречивы и стали неприемлемыми в процессе оформления джайнской общины, когда возникла необходимость в создании ясного и систематизированного канона.

4 Надписи I в. н.э. показывают, что в то время уже были известны две общины джайнов и что существовали разные школы— «гана» — внутри этих общин (М. Winternitz, Geschichte der Indischen Literatur, стр. 294).

5 В. Ch. Law, India as Described in Early Texts of Buddhism and Jainism, стр. 265.

6 Н. Jacobi, Jaina Sutras, pt I, Introduction, стр. XLV1I. Лоу считает эту ангу самым ранним свидетельством по жизненному укладу секты ниргрантхов (В. С h. Law, India as Described in Early Texts of Buddhism and Jainism, стр. 238).

89
«Суягаданги» (I. 7): «Если правда, что при помощи омовений холодной водой можно достичь совершенства, то тогда лягушки, черепахи и змеи достигают высшего совершенства, а если вода смывает злые дела, то она должна смывать и добрые. Брахманы верят, что ежедневным возжиганием огня они достигают совершенства, но тогда кузнецы и другие подобные им ремесленники должны достичь наивысшей святости»7.

Встречаются и сюжеты индийских эпических поэм. Так, в 6-й анге есть легенда о Драупади — жене пяти Пандавов — и о ее полиандрическом браке.

В 6-й анге содержится легенда о Кришне, о гибели его рода и падении его города — Двараки. Все это излагается, как в «Махабхарате», но сам Кришна описывается как джайн — обстоятельство, снова напоминающее об известном переплетении кришнаизма с джайнизмом.

В 11-й анге содержатся интересные повествования о неудачных и несчастливых перерождениях человека в результате действия закона кармы.

В упа-ангах есть изложение научных взглядов по вопросам астрономии, географии, космогонии, науки о времени и т. п. Излагаются также основы архитектуры, планировки городов и украшения зданий, описываются музыка, танцы, искусство эротики, методы воспитания гетер и актеров и т. д. Все это ярко рисует жизнь древнеиндийского общества.

Одной из самых поздних частей канона является «Кальпасутра», но она почитается джайнами превыше всех остальных его частей. Она состоит из трех разделов: в первом описывается жизнь 24 тиртханкаров, во втором характеризуются разные группы в общине и их руководители (надписи I в. н.э. упоминают об этих руководителях как о личностях исторических), третий содержит правила поведения аскетов.

Интересный материал содержат муласутры — басни, притчи и диалоги аскетов, в которых ведутся споры с брахманами и ниспровергаются их идеалы.

О каноне дигамбаров известно очень мало. Еще И. Минаев отмечал, что они относятся к европейцам •очень неприязненно и своих книг никому не показыва-

________________________

7M. Winternitz, Geschichte der Indischen Literatur,стр. 299.

90
ют8. Но известно, что их канон тоже делится на 12 анга, хотя по содержанию заметно отличается от канона шветамбаров.

Интересна неканоническая литература обеих сект — сборники рассказов (часто создававшиеся по принципу «обрамленных повестей»). В рассказах встречаются сюжеты отдельных эпизодов из «Махабхараты» и «Рамаяны». И этим сюжетам и любым другим обычно придана такая форма, при помощи которой можно показать, как обращение в джайнизм способствует нравственному исправлению человека. Наиболее известны сборники: «Катхакоша» (XI—XII вв., автор которого неизвестен), «Катхакоша», содержащий 500 рассказов, написанных Шубхашилагани (XV в.), «Катхамаходадхи» видного джайнского писателя Сомачандры (XV в.), «Катхаратнакара» Хемавиджайи (XVII в.).

Образцом рассказов, обычно входящих в такие сборники, является один рассказ из «Катхакоши» (XI— XII вв.).

У одной девушки была злая мачеха, которая заставляла ее делать всякую тяжелую работу. Однажды она заснула в поле, когда пасла корову. Ее разбудила черная змея, которую преследовал ловец змей, и попросила спасти ее. Девушка укрыла змею, и та в награду обещала исполнить любое ее желание. Тогда девушка попросила создать над ней тень, чтобы она могла укрыть от солнца свою корову. Змея силой волшебства создала вокруг тенистый сад, который с тех пор возникал всюду, куда приходила эта девушка. Однажды она встретила в этом саду молодого раджу, который полюбил ее и решил на ней жениться. Узнавшая об этом мачеха стала строить козни, чтобы подменить падчерицу своей родной дочерью, но змея разрушила все эти козни и помогла доброй девушке обрести свое счастье9. Эта морализированная история призывает соблюдать доктрину ахимсы.

Существует много повестей о жизни тиртханкаров и Других святых, которым поклоняются джайны. Такие повести называются общепринятым в индийской литературе термином для этого жанра — «чаритра» или «ча-

________________________

8И. Минаев, Сведения о жайнах и буддистах.

9Пересказано по кн.: М. Winternitz, Geschichte der Indischen Literatur, стр. 325.

91
рита». Наиболее известной чаритрой является работа джайнского монаха Хемачандры, который был выдающимся гуджаратским религиозным деятелем, ученым и политиком XII в., — «Тришашти-шалака — пуруша-чарита» («Жизнь 63 лучших людей»).

Хемачандра написал для правителя Кумарапалы трактат «Йогашастра», посвященный восхвалению джайнизма и полный жестких нападок на индуизм как на аморальную, неправедную религию, не знающую истинной доктрины ахимсы 10.

Есть и другой тип таких повестей — «прабандха». Они посвящены жизни выдающихся монахов и мирян. Эта литература содержит много интересных свидетельств о жизни представителей разных слоев общества. Такие повести создавались и шветамбарами и дигамбарами.

Джайнская проза обычно перемежается стихотворными вставками (это древний общеиндийский принцип композиции прозаических произведений).

Известной повестью в прозе и стихах является «Яшастилака», написанная дигамбаром Сомадевой в Х в. Сюжет ее тоже был призван пропагандировать всемогущество джайнизма. В ней рассказывается о том, как раджа Маридатта решил принести в жертву девочку и мальчика из джайнской общины, но вдруг подумал, что они могут оказаться детьми его родной сестры, которая стала джайнской монахиней, уйдя из семьи. Из расспросов выяснилось, что это так и есть. Дети рассказывают историю своих прежних перерождений, из которых становится ясно, что все великие поэты, такие, как Вьяса — автор «Махабхараты», Калидаса, Бана и другие, относились к джайнизму с глубоким уважением. Потрясенный всем узнанным, раджа становится джайном.

Важное место в джайнской литературе занимает поэзия. Создавалось много религиозно-лирических стихов, называемых стотра, на санскрите, но главным образом на пракритах и новоиндийских языках. В стихах — описывались также разные чудеса, способствовавшие обращению людей в джайнизм. В поэтических изложениях джайнской этики, особенно в произведениях поэ-

____________________________

10 Монахи-шветамбары ежедневно должны читать первые четы­ре главы из этой книги.

92
тов-дигамбаров, содержится острая полемика с брахманами (например, в поэме Х в. «Субхашита ратна самдха» — «Собрание дивных сокровищ речи»). Автор этой поэмы, Амитагати, создал и другие произведения, где содержатся догматические споры с брахманами и острая критика их морали, правил поведения, богопочитания и т. п.

Создавались и антологии джайнской поэзии и сборники афоризмов. Из последних наиболее известны «Гатхакоша» Муничандры Сури (XII в.) и «Гатхасахасри» Самаясундары (XVII в.). Они ценны тем, что в них вошел большой запас древних афоризмов и стихотворных изречений. Примером афоризмов, вошедших в эти сборники, могут послужить следующие строки:
Нельзя одновременно идти по двум дорогам.

Нельзя шить иглой, у которой оба конца заострены.

Нельзя одновременно совместить в себе

Греховные радости и путь к спасению.
Многие произведения джайнской литературы касаются вопросов религиозной догматики, философии и этики, грамматики, астрономии, космогонии. Этот вид литературы пополняется новыми трактатами и рассуждениями, которые создаются и сейчас джайнскими учеными-монахами.

Из старых трактатов по религии примечательна книга Харибхадры «Саддаршана-самуччайя» (IX в.), в которой автор делает попытку погасить разгоревшуюся между сектами вражду и убедить людей в том, что нельзя слепо отрицать все, что не совпадает с их взглядами, а необходимо искать разумную суть в любой религии, не исключая и индуизма, и лишь таким образом стремиться к постижению истины.

Интересна также книга Шантисури «Дживавияра» (X в.), в которой описываются все существа, живущие на земле, и пути их перерождений. В ней отражен уровень развития разных наук того времени — ботаники, зоологии, географии, а также содержатся интересные мифы.

Джайнские учители заботились о распространении просвещения среди членов своей общины. Это достигалось не только устными проповедями и чтением кано-

93
нических текстов (для популяризации текстов среди мирян составлялись упрощенные их пересказы), но и показом своеобразных иллюстраций к этим текстам, вырезанных на каменных плитах.

В «Ануйогадвара-сутре» говорится, что познания, даваемые членам общины, делились на светские — «лаукика» и религиозно-философские — «локоттара». К первым относились все науки, а ко вторым — учение о дисциплине и обязанностях членов общины, и особенно монахов, а также все вопросы, связанные с религиозным учением и философскими концепциями.

Каждый желающий пройти обучение должен был быть посвящен в ученики наставником — упадхьяя — и затем обучаться у учителя — ачарья. Эта система существует и в настоящее время. Создавалось большое количество учебных и пояснительных текстов, в которых упрощенно и доступно излагалась суть джайнизма.

Вся джайнская литература носила в целом очень наступательный, агитационный характер. Она создавалась для того, чтобы пропагандировать джайнизм и была прежде всего подчинена этой цели. Отсюда и широкое использование мотивов народных сказок и песен, а также широкое пользование народными разговорными языками. В джайнских произведениях действуют обычно купцы, ремесленники и даже шудры. Этим достигалась большая популярность литературы.

Джайны внесли большой вклад в развитие литературы на разговорных языках и до известной степени явились предшественника ми тех просветителей, которые стали в период позднего средневековья бороться с засильем «брахманского языка» — санскрита — и выступать в защиту разговорных языков. Особенно большую роль сыграло творчество джайнских писателей в развитии литературы на дравидийских языках — во многих произведениях южноиндийских писателей пересказывались и развивались сюжеты литературных произведений джайнов.

В новое время создавались в основном популяризаторские произведения, посвященные разъяснениям философии и этики джайнизма.

В наши дни известностью пользуются писаные проповеди и стихи руководителя подсекты шветамбаров — терапантхи — Ачарьи шри Тулси.

94
ИСКУССТВО
Джайнская община внесла вклад и в индийское искусство. Начиная со второй половины I тысячелетия до н.э. джайны создавали прекрасные, чрезвычайно пластичные статуи своих обнаженных тиртханкаров.

Два таких каменных изваяния были обнаружены при раскопках в Лоханипуре (недалеко от Патны) в слоях, датируемых эпохой Маурья (IV—III вв. до н.э.). Одно из них — мужской торс, выполненный в строгой реалистической манере и великолепно отшлифованный, — считается древнейшим в Индии иконографическим скульптурным изображением11.

Следует обратить внимание на заметное сходство этого торса с небольшим торсом из полированного песчаника, найденным в Хараппе. Обе скульптуры изображают обнаженных мужчин. Несмотря на то что руки, головы и ноги статуй отбиты, видно, что изображаемые персонажи стоят совершенно прямо. В такой позе, называемой кайотсарга, изображаются джайнами их святые в момент, когда душа покидает тело, т. е. в момент превращения в сиддху. Не подтверждает ли еще раз такое явное сходство предположение о том, что у населения Мохенджо-Даро и Хараппы существовали отдельные представления, которые впоследствии вошли в джайнизм12.

В индийской пластике неизвестны какие-либо другие изображения прямо стоящих обнаженных мужских фигур, кроме изображений тиртханкаров. Поэтому мы можем считать упомянутые статуи звеном связи между древнейшим этапом развития скульптуры в III — II тысячелетиях до н.э. и скульптурой последних 20 — 25 столетий.

Искать прямую связь между упомянутыми статуями;

нам позволяет и то, что другие формы пластики цивилизации долины Инда нашли свое продолжение ив скульптуре и рельефа? создававшихся в Индии начиная с IV—III вв. до н.э., и в изделиях народных ремеслен-

_________________________

11«Bihar through the Ages», стр. 251.

12 На сходство изображений обнаженных тиртханкаров и упомянутой фигурки из долины Инда обратил внимание и Вальтер Рубен (W. Ruben, Uberlegung zur Geschichte der Religion..., стр. 226).

95

(рис.)

Обнаженный торс из Хараппы

(рис.)

Статуя Гоматешвары в Шраванабельголе

ников (мелкая металлическая пластика, глиняные фигурки, детские игрушки и т. д.).

Для джайнской скульптуры характерна неизменность формы почти на протяжении всей истории джайнского искусства.

Джайнская архитектура, как и буддийская, на раннем этапе своего развития представлена пещерными храмами. Наиболее древними являются храмы в Бихаре, датируемые IV—II вв. до н. э., и в Ориссе и Гуджарате, датируемые II в. н.э. Верхний свод этих больших глубоких пещер поддерживают колонны (обычно гладкие), кое-где внешняя стена украшена несложной рельефной

7 Н. Р. Гусева 97
резьбой, изображающей фигуры обнаженных тиртханкаров и ветви священного дерева бо.

В Ориссе, в горах Удайгири и Кхандагири, особенно много пещерных монастырей. В них встречаются изображения и других древних религиозных символов — многоголовых змей, трезубца, свастики, женщины, льющей воду из кувшина (видимо, этот символ связан с культом воды). Встречаются и многофигурные композиции на фризах, изображающие сцены из джайнских преданий13.

Наличие большого количества пещерных монастырей и храмов именно в джайнизме и буддизме свидетельствует о большой древности традиций, усвоенных или, вероятно, сохраняемых этими религиями. Арийские культы не могли быть искони связаны с пещерными молитвенными залами в силу климатических условий тех мест, где эти культы формировались и развивались. В Индии же пещеры являются прекрасным укрытием от жары, поэтому люди не останавливались даже перед крайне трудоемким процессом высекания в скалах искусственных пещер.

Не потому ли в развалинах городов долины Инда не могут обнаружить храмовые сооружения, что и там молитвенные служения отправлялись монахами, жившими в горах и укрывавшимися в пещерах? А приходя в город, они, возможно, проповедовали свое учение непосредственно в домах своих последователей, как это часто делают джайнские ачарья и в современной Индии.

Джайны возводили и ступы — цилиндрические сооружения со сводчатым верхом, стоящие на квадратной платформе. Сохранились изображения джайнских ступ на дарственных пластинах (начало нашей эры), посвященных изваяниям джиннов. Судя по этим пластинам, основания ступ украшали рельефами, а по сторонам ступ возводили колонны и ставили скульптурные фигуры14.

Джайнские ступы начала нашей эры обнаружены в Бихаре, в Центральной Индии, на северо-западе (в Таксиле). Небольшие (значительно меньше буддийских, потому что джайнизм не призывал к массовым молениям) пещерные храмы сооружались в разных областях Индии по мере распространения джайнизма. Известны храмы в

____________________________

13А. К. Coomaraswamy, History of Indian and Indonesian Art, стр. 36.

14Там же, стр. 72

98

(рис.)

Джайнский храм в Калькутте
Бадами и в Айхоле (дистрикт Биджапур), в области Хандеш, около Насика и в других местах; эти храмы датируются уже VI—VII вв. н.э. Их во множестве сооружали и позже и отделывали богатой рельефной резьбой и скульптурами.

На юге и западе Индии в VIII—IX вв. джайны возводили монолитные наземные храмы, высекая их в скальных массивах. Для этих храмов характерны все признаки так называемого дравидийского стиля — ступенчатые поднятия крыш, завершающиеся округлыми навершиями, обилие фигурных колонн и скульптур, украшающих стены. Наибольшее количество джайнских храмов сосредоточено на юге, в области Хасан в штате Майсур. Здесь расположен центр южного джайнизма — Шраванабельгола. Помимо храмов-зданий, называющихся басти, здесь есть и много «бетта» — огороженных площадок, посредине которых возвышаются изваяния джайнских святых. Некоторые из этих изваяний достигают огромных размеров, как, например, статуя Гоматешвары (которого считают сыном Ришабхи, первого тиртханка-

99

pa), высеченная из скалы в 980-х годах и достигающая почти 20м в высоту. В дистрикте Южная Канара тоже воздвигнуты две огромные статуи по 14 и 12 м в высоту.

Известностью пользуются и храмы Х в. в Центральной Индии — в Каджурахо. Здесь уже складывается стиль обильного убранства храма декоративной резьбой.

К XI—XIII вв. стиль джайнских храмов достиг в Западной Индии своего расцвета. К этому времени относится прославленный на весь мир комплекс храмов на горе Абу («Маунт Абу») на юге Раджастхана, отделанных такой богатой и изысканной резьбой по мрамору, что с ними не может равняться ни один другой храм.

Известным памятником является и колоссальный рельеф, высеченный в XV в. на поверхности скалы в Гвалиоре. Красиво и щедро украшенными храмами славятся также многие места в Гуджарате. Здесь в Катхьяваде и Палитане есть целые города храмов, которые наравне с храмами «Маунт Абу» являются центрами массовых паломничеств (а также и туризма). Сооружение городов-храмов — отличительная черта джайнского искусства, развитая в нем гораздо сильнее, чем в искусстве индуизма.

В г. Ахмадабаде, где жило много зажиточных джайнских купцов и ростовщиков, также находятся широко известные храмы, богато украшенные резьбой и скульптурами (например, храм, построенный в 1840 г. главой торговой гильдии г. Нагар Сетхом).

Подавляющее большинство храмов посвящено тиртханкарам, но есть храмы, посвященные и богиням — посланницам тиртханкаров, где обычно находится крупная статуя главной богини храма, мелкие статуи остальных 23 богинь (или рельефные их изображения) и статуя того тиртханкара, который повелевает данной богиней.

Большой популярностью у джайнов пользуется и так называемая Джайнская башня, или Башня победы, в Читоре, датируемая XII в. Она вся покрыта резным орнаментом, и на ней изображено несколько сотен фигур обнаженных тиртханкаров.

В скульптурном убранстве джайнских храмов нашли себе место и широко распространенные в индийской скульптуре символические изображения рек Ганга и Джамны в виде прекрасных женщин.

100
В скульптуре, и в рельефах, и на фресках, ив миниатюрах постоянно встречаются изображения Джинешваров. Их изображают только в двух видах — или в виде прямо стоящего обнаженного человека, или в виде человека, сидящего на подвернутых ногах в позе йоги. Последняя поза тоже хорошо известна нам по печати из долины Инда — в этой позе сидит человек в рогатом головном уборе, окруженный животными; фигура, обычно трактуемая как древнейшее изображение бога Шивы.

Если сопоставить эту позу, так и называемую в Индии позой йоги, с тем, что древнейшее философское произведение джайнов — «книга мудрости архатов», приписываемая самому Ришабхе, называется «Йога»15, а также с тем, что эта поза является в течение 25 веков (а возможно, и гораздо дольше) классическим эталоном позы тиртханкаров, то все это снова приведет нас к мысли о возможных древнейших связях джайнизма с цивилизацией Инда. Именно оттуда, по-видимому, и учение йоги, и связанная с ним эта поза проникли в более поздние вероучения — в такой же позе стали изображать и Будду, и многих индусских богов, эта поза доныне является самой общепринятой у всех аскетов и отшельников Индии.

В джайнских храмах все тиртханкары изображаются почти одинаково, и практически их можно различить только по особым знакам, обычно наносимым на пьедестал этих скульптур, и иногда по особому цвету изображения. Так: 1) Ришабха — желтого цвета, знак—слон; 2) Аджита — желтого цвета, знак — слон; 3) Самбхава — желтого цвета, знак — лошадь; 4) Абхинандана, знак — обезьяна; 5) Сумати—желтого цвета, знак — птица; 6) Падмапрабха — красного цвета, знак — лотос; 7) Супаршва — золотого цвета, знак — свастика; 8) Чхандрапрабха — светлый, знак — полумесяц; 9) Пушпаданта — светлый, знак — макара16; 10) Ситала—золотого цвета, знак—ситала (четырехлепестковая розетка); 11) Среян—золотого цвета, знак — носорог (по другой тради-

_________________________

15В. Rowland, The Art and Architecture of India, pl. 81-a.

16Макара — мифическое чудовище, изображаемое в виде крокодила с носом, завернутым кверху. Шветамбары считают, что макара является знаком Пушпаданты, а дигамбары изображают краба в качестве его знака (Р. Thomas, Epics, Myths and Legends of India, стр. 194).

101
(рис.)

Потолок одного из джайнских храмов на горе Абу
ции — орел); 12) Васупуджья — красного цвета, знак-буйвол; 13) Вимала — золотого цвета, знак — вепрь; 14) Ананта — желтого цвета, знак — сокол (по традиции шветамбаров) или медведь (по традиции дигамбаров); 15) Дхарма — желтого цвета, знак — перун; 16) Шанти — желтого цвета, знак — антилопа; 17) Кунтху — желтого цвета, знак — коза; 18) Ара — желтого цвета, знак — нандаварта (криптограмма, в центре которой изображена свастика), но по другой традиции его знаком являет-

102
(рис.)

Прорисовка фрески в Ситтанавасале
ся рыба; 19) Малли — голубого цвета, знак — кувшин (дигамбары считают, что это была женщина); 20) Мунисуврата — черного цвета, знак—черепаха; 21) Адинатх, или Наминатх, — желтого цвета, знак — голубой лотос; 22) Неминатх, или Ариштенеми, — темного цвета с красным оттенком, знак—раковина; 23) Паршва — синего цвета, знак—змея; 24) Махавира, или Вардхамана, — золотого цвета, знак — лев17.

Символику этих цветов и знаков трудно объяснить на данном уровне изучения джайнизма. Наиболее вероятным кажется предположение о связи этих знаков с тотемными представлениями доарийских народов Индии (эти представления сохраняются у многих народов и доныне). Обычно вокруг статуй тиртханкаров, а также на их пьедесталах изображаются и девата — различные индусские боги. И в пещерных храмах и в наземных такие статуи располагались в нишах. На открытых же площадках, как уже упоминалось, ставились очень большие статуи сиддхов, к которым тоже приходят на поклонение. В каждом храме шветамбаров есть изображение сиддхачакры — священного колеса. Это восьмигранная

__________________________

17Перечисление приведено по кн.: F. Bushanan Particulars of the Jains; P. Thomas, Epics, Myths and Legends of India.

103
пластина, на которой начертаны священные слова и изображены пять фигур парамештхинов — людей, стоящих на пяти стадиях спасения. Часто гравировка на этих пластинах достигает художественного совершенства.

Джайнские святые изображались и в бронзе — в виде маленьких скульптурой или крупных фигур. Но эта область искусства развита гораздо слабее, чем, скажем бронзовая скульптура в индуизме или буддизме. Изображения тиртханкаров делают из самых разных материалов — золота, серебра, драгоценных камней.

Значительное развитие получила джайнская живопись. Как и вся индийская живопись, она начинается с фресок. Наиболее прославленными из фресок раннего средневековья являются фрески джайнских храмов в Ситтанавасале, близ г. Танджора (Мадрас), датируемые VII в. н.э.

Как и для других стенных росписей в Индии, здесь скальная поверхность покрывалась сначала на 0,5— 1 см слоем из толченого камня, глины, коровьего навоза и рисовой шелухи, затем накладывался тонкий слой белого гипса, по влажной поверхности которого производилась роспись.

В Ситтанавасале хорошо сохранилась большая картина на потолке храма, представляющая собой совершенное по композиционному мастерству изображение волшебного озера, покрытого цветущими лотосами, в которой купаются девушки (очевидно, нимфы — апсары). В воде стоят также коровы, слоны и плавают гуси.

Высоким мастерством отличается также роспись стен и потолков храмов в Шраванабельголе, Канчипураме и Тирумалаи (Мадрас) и ряде других мест.

Джайнская миниатюра развилась в основном на западе, в Гуджарате. Здесь создавались очень тонкие многоцветные иллюстрации к джайнским текстам, главным образом к «Кальпасутре», посвященной жизни Махавиры и других тиртханкаров, и к поэме «Каликачарья Катха», в которой описываются споры джайнского монаха Калика с неправедным правителем Гардабхиллой.

Общей особенностью изобразительной манеры, по которой всегда можно отличить джайнских миниатюристов Гуджарата, является то, что они рисовали человеческие лица в повороте на три четверти, причем глаз на дальней

104

(рис.)

Джаинская миниатюра. Иллюстрация к «Кальпасутре».
половине лица всегда прорисовывался полностью, как на лице, изображаемом анфас, но щека под ним не прорисовывалась совсем, отчего этот глаз выглядит как бы висящим в воздухе.

Гуджаратская школа миниатюры достигла расцвета в XV—XVII вв. В этот период рисунки уже делали на бумаге, но до этого—в основном на пальмовых листьях (в храме в г. Патане хранится такой рисунок, датируемый XIII в.)18.

Своеобразную отрасль джайнского искусства составляет изготовление деревянной ритуальной посуды. Автору книги довелось близко видеть эти изделия. Они вручную выдалбливаются и вытачиваются из цельных кусков древесины, причем их стенки так тонки, как стенки фарфоровых чашек. Это миски разной вместимости, чаши и чашки разной формы. Большей частью они окрашиваются в красный цвет и по внешнему краю украшаются узкой полоской черно-золотого орнамента.

Такой посудой пользуются обычно главы джайнских монашеских общин для трапез — в больших чашах подают приготовленную еду, а по маленьким раскладывают ее и разливают молоко и воду.

Краски очень стойки, и эта посуда служит своим владельцам подолгу.

Из художественных ремесел у джайнов развито главным образом ювелирное дело. Многие джайны заняты в торговле золотыми изделиями и ювелирными украшениями, а поэтому в их руках часто сосредоточивается и производство этих изделий.

________________________

18А. К. Coomaraswamy, History of Indian and Indonesian Art, стр. 120.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература и искусство джаинов литература icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Литература и искусство джаинов литература icon Новых поступлений
В бюллетене представлена художественная литература (отечественная, детская) отраслевая (техника, педагогика, история, искусство,...
Литература и искусство джаинов литература icon Литература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
Литература и искусство джаинов литература icon Proqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке
Литература и искусство джаинов литература icon Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Ние. Художественная литература как составная часть мировой культуры. Литература как искусство слова. Роль литературы среди других...
Литература и искусство джаинов литература icon Литература. Образовательные ресурсы. Отечественная и зарубежная литература
Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала
Литература и искусство джаинов литература icon Литература: языкознание, литература и поэзия. Медицина. Юриспруденция
Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет иностранных языков, специальность: английский и французский язык и литература...
Литература и искусство джаинов литература icon Литература, изобразительное искусство, биология, музыка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Литература и искусство джаинов литература icon Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли
Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский...
Литература и искусство джаинов литература icon Николаева Олеся/ Библиотека Golden-Ship ru Современная культура и Православие
Прошло немногим более ста лет и как страшно изменился облик культуры, изменилось состояние душ и сердец! Где ныне "замечательное...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции