Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?»




Скачать 122.91 Kb.
Название Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?»
Дата публикации 24.09.2014
Размер 122.91 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Г.В. Шелгунова, учитель русского языка

и литературы гимназии № 171

Интегрированный урок речевого развития в 10 классе

(русский язык, литература).

«Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира
I этап – создание творческой мотивации урока речевого развития.
Слово учителя. Тема сегодняшнего урока – это только начало важного диалога, который вы продолжите на уроках литературы, обществознания, иностранного языка. Представления о мире и своей стране в этом мире отражаются в словоупотреблении: ведь словом всё начинается и в слове же завершается.

Задача нашего урока – обратиться к данным понятиям только с точки зрения, которую нам предлагает (или «навязывает») родной язык. Ведь слова тоже спорят, даже одни и те же, старые и новые, сталкиваются отжившие, уходящие понятия с понятиями современными, происходит переосмысление некоторых важнейших социально-духовных и этических концептов русской культуры. Так, например, слово «патриотизм» в современной России вызывает разные эмоции, так как оно превратилось в слово – источник конфликтности: в телевизионном эфире можно услышать, что «от патриотизма до фашизма один шаг», что «патриотизм – прибежище негодяев». Но вспомним завет, данный Н.В. Гоголем: «Со словом надо обращаться честно», и не будем спекулировать на этих важных понятиях, а попытаемся в начале нашего продолжительного диалога на эту тему восстановить языковую картину мира и посмотреть на ситуацию из «разных горизонтов». В конечном итоге мы должны принять решение: какой союз: «и» - «или» - мы оставляем в данной теме?
Задание: напишите свои ассоциации на следующие слова-стимулы (возможны в этом ряду и собственные имена).

Патриот-------------------------------------------------------------

Гражданин мира----------------------------------------

(проверяем сначала только первый ряд).
II этап - решение лингвокультурологических задач (языковых и речевых).

ЛКЗ № 1 включает четыре задания:

1. Прочитайте словосочетания на листке и подчеркните карандашом только те, которые, по вашему мнению, имеют положительное значение:
Патриот России, патриоты всех мастей, ложный патриотизм, патриотические песни, животный патриотизм, патриотическое чувство, квазипатриотизм, национал-патриот, псевдопатриотизм, торговля патриотизмом, здоровые патриотические силы, казённый патриотизм, рядиться в патриотические одежды, квасной патриотизм, просвещённый патриотизм.

Справка: квазипатриотизм и псевдопатриотизм («квази» с лат. «будто бы»; «псевдо» с греч. «ложь»), т. е. ложный, мнимый, кажущийся.
2. Определите лексическое значение словосочетания «квасной патриотизм», найдите к нему в тексте, который услышите, контекстуальный синоним (лакейский патриотизм).
Выражение квасной патриотизм употребляется иронически и означает тупую приверженность к мелочам русского национального быта (к русской одежде, русскому квасу, русским щам и т. п.). Подменяя подлинную любовь к родине этими мелочами, «квасные патриоты» неизменно восхваляют устаревшие нормы жизни. Для них не существует настоящей национальной гордости, связанной с искренней любовью к родине, к своему народу. Выражение «квасные патриоты» употребил поэт П. А. Вяземский в «Письмах из Парижа» (1827) в качестве синонимичного выражения к французскому выражению «лакейский патриотизм». (Е. Язовицкий. Говорите правильно).
Комментарий учителя: как ни вспомнить в связи с этим слова В.А.Сухомлинского: «Патриотизм – «чувство самое стыдливое и деликатное», о котором «не кричат на всех перекрёстках».
3. Выпишите только одно словосочетание из подчёркнутых вами, идея которого, на ваш взгляд, начинает прорастать в современном российском обществе в связи с потребностью в духовных лидерах нации (просвещённый патриотизм).
4. Раскройте понятие просвещённый патриотизм (воспользуйтесь справкой из словаря В.Даля о просвещённом человеке).
Справка: просвещённый человек – «современный образованием, книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге». Просвещать, просветить – «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовывать ум и сердце».
ЛКЗ № 2. Познакомимся с высказыванием А.П. Чехова, отражающим его настроение после возвращения с Сахалина в 1890 году. Близки ли вам рассуждения писателя? Для вас любовь к родине – это слепая страсть (инстинктивное начало) и |или «действие ясного рассудка» (Н. М. Карамзин)? В чем, по-вашему, выражается любовь к родине?
Хорош Божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга-муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний – нахальство и самомнение паче меры, вместо труда – лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше «чести мундира»… Работать надо, а все остальное к черту. ( А. П. Чехов).
ЛКЗ № 3. Послушаем афоризмы известных писателей о патриотизме, которые вы подобрали к сегодняшнему уроку. Разделяете ли вы мысли П.Я.Чаадаева и А.С.Пушкина, двух умнейших сынов России? Возможно ли для них употребление словосочетания эта страна по отношению к родине? Как вы считаете, патриотично ли критиковать свою нацию, если - да, то какая критика для вас приемлема?

1. Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами (П. Я. Чаадаев). 2. Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать (П. Я. Чаадаев). 3. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал (А. С. Пушкин). 4. Мы в отношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда… Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.

(А. С.Пушкин).
Вопрос: какие понятия вы противопоставите патриотизму? Продолжите антонимический ряд.

Национализм, экстремизм, шовинизм, ксенофобия, геноцид.
Комментарий учителя: как ни вспомнить слова Юрия Бондарева: «Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются». Медики же говорят, что для них есть всего четыре национальности – это первая, вторая, третья и четвертая группы крови, и желательно их не путать.
Вопрос: назовите слово, которое можно противопоставить данным понятиям? (Толерантность – терпимость+уважение).
ЛКЗ № 4. А как быть с «космополитизмом», можно ли это слово считать антонимом слову «патриотизм»? Давайте разберёмся. Впервые этот термин употребил греческий философ Диоген (3 век до н.э.) в диалоге, который воспроизвёл Лукиан в своём труде «Продажа жизней»:
- Откуда, милейший, ты прибыл, скажи мне прежде всего?

- Отовсюду.

- Что это значит?

- Ты видишь перед собой гражданина мира.
- Сначала предлагаю заглянуть в словарь В.Даля. Назовите синонимический ряд, в который входило слово «патриот». Какое слово из этого ряда вам хотелось бы вернуть в язык? В положительном или отрицательном значении воспринималось во времена В.Даля слово «космополит»? Выпишите опорные, ключевые слова к понятиям «патриот» и «космополит».
Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественик или отчизник». (В.Даль),

Космополит – «всемирный гражданин; человек, не признающий особых отношений родины; вселенец, вселенщина. (В.Даль).

- Теперь прочитайте хорошо известные вам пушкинские строки из восьмой главы романа в стихах «Евгений Онегин». Являются ли в характеристике героя, где он примеряет разные маски, слова «космополит» и «патриот» словами-антиподами?

Всё тот же он иль усмирился? Космополитом, патриотом,

Иль корчит так же чудака? Гарольдом, квакером, ханжой,

Скажите: чем он возвратился? Иль маской щегольнёт иной,

Что нам представит он пока? Иль просто будет добрый малый,

Чем ныне явится? Мельмотом, Как вы да я, как целый свет?..
Справка: Мельмот-«скиталец» - герой романа английского писателя Чарльза Мэтьюрина (1820 год); герой продал душу дьяволу и взамен обрёл бессмертие.

Гарольд - герой поэмы английского романтика Джона Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809-1818), в которой поэт изобразил героя своего времени с присущей ему болезнью века: чувством превосходства.

Квакер - это член христианской секты, возникшей в Англии в середине 17 века.
Комментарий учителя: значит, слова «патриотизм» и «космополитизм» - это антонимы. Действительно, если вы обратитесь к Словарю антонимов, то убедитесь, что эта антонимическая пара там зафиксирована. Но готовы ли мы на этом основании считать эти слова словами-антагонистами? Продолжаем расширять языковую картину мира.
ЛКЗ № 5. Познакомьтесь с двумя определениями «космополитизма». Какое из них вам кажется истинным? Аргументируйте свой ответ (можете читать с карандашом).


  1. Космополитизм (греч.) – расширение идеи отечества на весь мир. В положительном своём смысле к. вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Весьма часто к. понимается лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Такое понимание неправильно. Мысль о целом не упраздняет реального значения частей; как любовь к отечеству не противоречит привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. («Новый энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона», 1915)




  1. Космополитизм (греч.) – идеология так называемого «мирового гражданства», обосновывала расширение сферы господства и влияния (Александр Македонский, католическая церковь в средние века). В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла); выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант). В современных условиях к. – реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет, служащая целям государств, добивающихся мирового господства. Пролетарский интернационализм противоположен буржуазному к. (Советский энциклопедический словарь, 1980)


Комментарий учителя: таким образом, уже, а, может быть, ещё в начале 20 века мы находим, что «преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма», то есть эти два слова («патриотизм» и «космополитизм») поставлены в один ряд.
ЛКЗ № 6. Сначала обратимся к ассоциативному ряду, с которым работали в начале урока: какие слова и словосочетания вы поставили в один ряд со словосочетанием «гражданин мира»? Прочитайте отрывки из драматической поэмы «Пер Гюнт», автором которой является великий норвежский драматург Генрик Ибсен (1828-1906). Сам герой называет себя «гражданином вселенной» - согласны ли вы с этим? Кто он, если его девиз - «довольствоваться собой»? (Пер Гюнт берёт от всех наций только те качества, которые помогают ему добиваться личного успеха, это человек без внутреннего стержня, самодовольный конформист - приспособленец).


  1. Мастер Коттон: А вы норвежец?


Пер Гюнт: По рожденью.

В душе – я гражданин вселенной!

В Америке я взял уменье с фортуной ладить неизменно,

у менторов немецких школ я в книгах многое прочёл,

мне Франция дала костюм, воспитанность и острый ум.

Мне Англия дала мозоли, чутьё наживы, силу воли.

Я у евреев ждать учился; в Италии я заразился

изящным dolce far niente (сладкое ничегонеделанье).

За Швецию бокалы вспеньте, поскольку в самый трудный час

я защищался шведской сталью и тем себя от смерти спас.

2. Пер Гюнт:

Когда я правдой жил, в согласии с судьбой?

Когда я сильным был? И где я был собой?

О, если знаешь ты, то истину яви.
Сольвейг: В моей надежде, вере и любви! Во мне одной.
3. Пер Гюнт:

Пребудь собой – такой девиз людской,

а наш девиз – довольствуйся собой.

ЛКЗ № 7. Познакомьтесь с литературным этюдом Карела Чапека (1890-1938), посвящённым прозаику и поэту Яну Неруде. Как связаны, с точки зрения К.Чапека, патриотизм и космополитизм? Что значит выделить из мира «свою родину»? (Это и есть основная мысль текста: открытие родины во вселенной; осознание её судьбы и предназначения в мире).
Патриот и гражданин мира.

И этот гражданин мира неустанно ищет родину, он мысленно охватывает вселенную, чтобы на её просторах ещё чётче определить место домашнего очага. Он испытывает потребность видеть весь мир, чтобы выделить из него свой чешский характер, свою родину, милые сердцу границы отчего края. Он возвращается на родину, сравнивая её со всем, что видел за рубежом; в этом – местный патриотизм Неруды, к которому он неизменно приходит кружным путём космополитизма. Это не возвращение на родину, а прекрасное и никогда не кончающееся открытие её. И это вечно живой пример для представителей малой нации: не сидеть за печкой, ограничив свой кругозор узкими местными масштабами, не имитировать – робко и старательно – у себя дома всё, что мы узрели за его пределами, но видением и познанием света приблизиться в чувствах и мыслях к своей родине; открыть её во вселенной, на просторах мира, где «цветёт она по-своему, в особенной красе», одарённая собственной благословенной судьбой и собственным, отличным от других назначением. (Карел Чапек).
Комментарий учителя (основной вывод): любить свою родину – это не значит отвернуться от всего человечества, а ощущать себя гражданином мира – это не значит забыть свою родную землю. Ведь каждый человек несёт в себе связь с родиной и со всем миром. Так какой же союз убираем из темы нашего урока?

Перед последним заданием хочется вспомнить афоризм, принадлежащий Джону Кеннеди (1917-1963) – 35-ому президенту США в 1961-1963 гг.: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси себя, что ты можешь сделать для своей Родины». Хочется верить, что вы наша будущая национальная элита. Вам жить дальше, вам строить наше будущее, вам заботиться об интересах своей родины – вы нужны России.
ЛКЗ № 8. В «Словаре иностранных слов» (1980) дается следующее определение элиты: «элита (фр. elite) – наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т. п.; в эксплуататорском обществе - верхний слой господствующего класса или отдельных его групп». Синонимы к прилагательному элитный – лучший, отборный. Назовите признак, не соответствующий понятию национальной элиты («Пятый – лишний»: № 2).
«Пятый – лишний»

  1. Профессионализм

  2. Гедонизм (стремление к наслаждению)

  3. Служение родине

  4. Способность к самоограничению

  5. Готовность принимать персональную ответственность за остальных


Вопрос: на уроках литературы мы закончили изучение романов двух известных русских писателей: Гончарова и Тургенева. Кто из героев этих романов, по вашему мнению, принадлежит к национальной элите и сегодня нужен России? Аргументируйте свой ответ.
III этап – создание творческой работы
Напишите эссе-рассуждение на темы:

1. Кто нужен России: патриот и/или гражданин мира?

2. Просвещённый патриот – это………………………………

3. Мне стыдно, когда………………..

4. Я горжусь, когда………………….

5. Кто он, герой нашего времени?
В качестве примера приведем одну из работ.
«Кто такой просвещённый патриот?»

Патриот и космополит – традиционно противоположные понятия. Но так ли это? Патриот – это тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы во имя интересов своей родины. Но слово «патриот» иногда воспринимается с негативным оттенком, ведь оно может сочетаться с такими словами, как «нацист» или «фашист».

Понятие «просвещённый патриотизм» положительно по своей сущности, но значение этого словосочетания понятно не всем. Просвещённый патриот – это человек, который гордится своей страной и живёт во благо своей родины, как патриот, а также обладает высоким уровнем культуры и знаний, как просвещённый человек. Просвещённый патриот – это не только истинный гражданин своей страны, но и истинный гражданин мира. Он любит и уважает свою родину и способствует благу всего человечества. Нельзя любить человечество в целом, не полюбив свою страну. Следуя этому принципу, просвещённый патриот защищает интересы своей страны, не ущемляя интересов остальных стран мира.

Быть просвещённым патриотом – значит, уважать как всё человечество, так и каждого человека в отдельности, независимо от его происхождения. Это значит уважать свою свободу, свободу своей страны и её граждан так же, как уважать свободу всех стран и людей, в них проживающих. Это значит быть космополитом и патриотом в одном лице. (Таубер Эллина, 10 класс).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание...
Интегрированный урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.)
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon Тематическое планирование урок Русский язык один из развитых языков мира
Русский язык. 6 класс: поурочные планы но учебнику М. Т. Баранова и др. / авт сост. С. С. Колчанова. — Волгоград: Учитель, 2009....
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon Интегрированный урок речевого развития для 9-10 класса (2 часа)
Интегрированный урок речевого развития для 9-10 класса (2 часа). Долг в представлении русского языка и культуры: «Ритм нашей жизни...
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon Подготовка к контрольой работе
Мой красивый русский подруга/ весна и осень/ часто/ переводить/русская литература/с русский язык/ на немецский язык/ без словарь./...
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon Доклад на тему: «мир сегодня и русский язык»
Ещё свыше 114 мил человек владеют русским как вторым языком (преимущественно в странах снг, Грузии и Балтии) или знают его как иностранный...
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon Курсовая подготовка Звания, награды Скрипка Татьяна Ивановна 34 директор...
«Русский язык и литература» специализация «прикладная журналистика», учитель русского языка и литературы
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon Беккио Ж., Росси Э. Б 42 Гипноз XXI века
Б 42 Гипноз XXI века — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 106)
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 9 класса
Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов...
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon 2007 szeptember-november gou №30
СПбГУ, филологический факультет, венгерский язык и литература, русский язык и литература
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек XXI века: патриот и/или гражданин мира ?» icon Букалов Алексей Сергеевич
Херсонский государственный университет, Институт иностранной филологии; английский язык и литература, русский язык и литература....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции