Русский учитель в Америке




Скачать 414.52 Kb.
Название Русский учитель в Америке
страница 1/8
Дата публикации 24.09.2014
Размер 414.52 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Русский учитель в Америке

Андрей Тоом


Перевод с английского Е.А. Муравьевой и А. Тоома

Я – русский математик и преподаватель. В течение двадцати лет я занимался исследовательской работой и учил студентов в Московском Университете, затем, как и многие другие, уехал в США. В этой статье я хочу рассказать о моем преподавательском опыте в России и Америке.

Российские контрасты


Американские представления о России так же противоречивы, как и сама Россия. Многие годы Советская Россия воспринималась, как «империя зла». С другой стороны, в Америке существовало движение «Спутник», сторонники которого утверждали, что русская образовательная система намного лучше американской. Понятно, что эти представления не стыкуются. Дать полную картину очень трудно. Я ограничусь некоторыми личными представлениями и впечатлениями.

Власть коммунистов в России возникла на обломках обветшалого царизма, при котором большинство народа было лишено образования. Первые коммунисты с энтузиазмом пели «Интернационал» — «Кто был ничем, тот станет всем». Никто не знал точно, что это значит, но многие были полны радужных надежд. Многие русские революционеры искренне считали своей миссией исправить все социальные несправедливости немедленно, но невежество подкашивало их устремления. Выразительный пример описан в романе Фурманова «Чапаев». Командир Красной Армии Чапаев требует дать официальное удостоверение врача малообразованному человеку, наивно полагая, что именно наличие документа делает человека врачом.

Коммунисты давали весьма демократично звучащие обещания, особенно насчет того, что дети «пролетариев» получат неограниченные образовательные возможности. Дети рабочих и крестьян-бедняков действительно имели преимущества при поступлении в любые учебные заведения, и преподаватели, которые ставили им плохие оценки, могли быть обвинены в контрреволюционной деятельности. Всего лишь поколение спустя Россия получила тысячи наскоро натасканных инженеров и ученых пролетарского происхождения. Один из таких «пролетарских ученых», академик Лысенко, давал фантастические обещания в области сельского хозяйства, которые так и не сдержал. Однако, Лысенко производил впечатление на советских вождей, от Сталина до Хрущева, поскольку они тоже были псевдообразованными. Целая ветвь биологии, генетика, была объявлена «буржуазной лженаукой», поскольку Лысенко был против нее.

Самомнение псевдообразованных «пролетарских ученых», свысока смотревших на «буржуазную науку», считавших себя выше всех потому только, что они имели бедных родителей и руководствовались «самым верным учением в мире» — марксизмом, привело к многочисленным промышленным и экологическим бедствиям. Однако, коммунисты никогда не признавали подлинных причин этих катастроф, а сваливали всё на вредительство «врагов народа». Многочисленные «враги» были арестованы и, якобы, признались. Народные массы, к этому времени уже считавшиеся «образованными», верили этим признаниям. Однако, бедствия продолжались и, чтобы объяснить их, властям приходилось разыскивать все больше и больше «врагов». Идя таким путем, Россия постепенно стала мировым лидером по растрате природных ресурсов и загрязнению среды: Чернобыль – самый известный, но отнюдь не единственный пример.

Мне было одиннадцать, когда умер Сталин. Долгие годы советских людей, особенно молодежь, учили, что ни в коем случае нельзя сомневаться в коммунистических догмах. Повсюду многословно прославляли Сталина, называя его «величайшим гением всех времен и народов». Однако, можно было читать много русской и иностранной литературы, включая и американских авторов. Зарубежные авторы публиковались под тем предлогом, что они «критиковали буржуазное общество». Марк Твен, Джек Лондон, Эрнест Сетон, О. Генри, Эдгар Аллан По, Поль де Крюи, Эрнест Хемингуэй, Рей Бредбери были среди моих любимых писателей.

Хорошо помню, как читал книгу об учёном, доказавшем, что у насекомых нет разума — только инстинкты. На самом деле он доказал, что поведение насекомых эффективно только в ситуациях, которые для них обычны. Когда экспериментатор специально создавал необычную ситуацию, насекомые совершали те же стандартные действия, хотя они явно были бесполезны в этой новой ситуации, отличавшейся от тех, к каким они приспособились в процессе эволюции. Это произвело на меня впечатление, я понял, что пропаганда пыталась превратить нас в некое подобие насекомых.

Я думал тогда и думаю теперь, что самый важный долг учителя — учить людей быть людьми, то есть поступать разумно в необычных ситуациях. Когда я преподавал в России, меня искренне благодарили именно за это. Но я столкнулся с сильным сопротивлением некоторых из моих американских студентов именно тогда, когда старался задать им что-либо неожиданное. На контрольных ни хотели делать практически то же самое, что делали прежде, только с другими числовыми данными. Вот поэтому я и решил написать эту статью.

Анти-интеллектуализм всегда играл важную роль в советском менталитете. Слово «интеллигент» (русский вариант интеллектуала) было уничижительным в течение всего правления Сталина. Советские вожди считали себя вправе руководить учеными и художниками. За годы советской власти многим представителям интеллектуальных кругов пришлось эмигрировать, и при сегодняшней «демократии» положение не изменилось, поскольку многие ключевые позиции в российской науке до сих пор заняты теми, кто сделал карьеру политическими средствами.

Я всегда полагал, что по-настоящему хорошее образование — это самый ценный вклад, который интеллектуалы страны могут сделать для ее демократизации. Вспомним, что Великая Французская Революция была подготовлена Веком Просвещения. Было очевидно, что самые худшие черты советской власти были связаны с властью псевдообразованных людей, получивших свои дипломы за то, что они -- «пролетарии», но заботившихся только о своей карьере. Не удивительно, что советские чиновники с подозрением относились к людям независимо мыслящим и по-настоящему интеллигентным.

В ответ на это, хорошее преподавание, стремящееся дать настоящие знания, всегда было исполнено духом сопротивления советским порядкам, поскольку способствовало реалистичности, широте и критичности мышления. Когда хороший преподаватель математики старался научить своих учеников мыслить независимо, он понимал, что такое влияние простирается далеко за пределы математики, — оно поддерживает жизнь критического духа. Бездумное заучивание рецептов было связано с тиранией коммунистов, а решение нестандартных задач -- с независимостью и критичностью. По этой причине, например, книги Джорджа Пойя о преподавании математики воспринимались в России как книги о свободе и критичности мысли. Мы знали, что Пойя был не одинок, он ссылался на других ученых, например, на Макса Вертхаймера и его понятие «продуктивного мышления».

В годы хрущевской оттепели некоторые новые иностранные книги стали доступны и в России. Думающие люди в России очень внимательно читали всех зарубежных авторов, каких могли найти. Много важных понятий пришло из Америки: авторитарная личность (Теодор Адорно), групповое давление (Соломон Эш), подчинение авторитету (Стенли Милгрэм). Книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» позволила нам понять, какую грязную игру ведут с нами власти. Книга Томаса Куна о революциях в науке была для нас книгой об идеологических революциях. Идея Милтона Рокеча об открытых и закрытых умах открыла наши умы. Джон Холт, критикуя американскую школу, заставил нас понять, что наша школа заслуживает еще худшей критики.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский учитель в Америке icon Тематическое планирование урок Русский язык один из развитых языков мира
Русский язык. 6 класс: поурочные планы но учебнику М. Т. Баранова и др. / авт сост. С. С. Колчанова. — Волгоград: Учитель, 2009....
Русский учитель в Америке icon Курсовая подготовка Звания, награды Скрипка Татьяна Ивановна 34 директор...
«Русский язык и литература» специализация «прикладная журналистика», учитель русского языка и литературы
Русский учитель в Америке icon Н. А. Бердяев «Истоки и Смысл Русского Коммунизма» Книга «Истоки...
Бердяев не дает, но утверждает, что «русский коммунизм» есть «марксизм», оригинально трансформированный сознанием и душою русского...
Русский учитель в Америке icon Активный
В конце книги помещен словарь идиом, слэнга, устойчивых и крылатых выражений, наиболее часто употребляемых в Америке
Русский учитель в Америке icon Задача формирования орфографической грамотности учащихся была и остается...
Яловец Нелли Даниловна – учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №5 г. Охи
Русский учитель в Америке icon 1974 – 2010 Из истории школы
Вилюйском регионе, участник Великой отечественной войны, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Заслуженный учитель...
Русский учитель в Америке icon Программа начального
Любовь Ивановна учитель начальных классов, Погорелова Валентина Михайловна учитель начальных классов, Бобров Константин Олегович...
Русский учитель в Америке icon Подготовка к контрольой работе
Мой красивый русский подруга/ весна и осень/ часто/ переводить/русская литература/с русский язык/ на немецский язык/ без словарь./...
Русский учитель в Америке icon «Карельские поэты о А. С. Пушкине»
Учитель: Пашинская Г. Ф. – учитель русского языка и литературы Рускеальской основной школы
Русский учитель в Америке icon «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции