Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения




Скачать 0.67 Mb.
Название Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения
страница 1/6
Дата публикации 24.09.2014
Размер 0.67 Mb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6



ПРОЕКТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОУ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, И ВАРИАНТЫ БУПОВ ДЛЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Содержание:
ПРОЕКТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОУ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, И ВАРИАНТЫ БУПОВ ДЛЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………………………………………………………………………….……3

1. Основное общее образование ………………………………………………………………18

2. Базисный учебный план вечерних (сменных) образовательных учреждений общего образования ………………………………………………………………………………….....33
ПРОЕКТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОУ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, И ВАРИАНТЫ БУПОВ ДЛЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Пояснительная записка

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Состав учебных предметов определялся на основе следующих принципов.

1. Принцип общекультурной направленности и гуманизации содержания образования.

Данный принцип является основополагающим, поскольку он базируется на идее целеполагания в области основного общего образования. Общеизвестно, что глобальная цель основного общего образования состоит во всестороннем, гармоничном развитии личности, что достигается путем сбалансированного сочетания процессов обучения, воспитания и развития личности ученика. На достижение этой цели система образования ориентировалась всегда, но немаловажное влияние на содержание образования и, соответственно, базисных учебных планов оказывали социально-экономические условия на определенном этапе развития общества. В современных условиях особую значимость приобретают следующие социально-экономические факторы, определяющие формирование содержания образования:

  • рост численности населения, усиление миграционных потоков, свобода вероисповедания приводят к тому, что современному человеку приходится жить в многонациональном, многоконфессиональном обществе, а это, в свою очередь, определяет необходимость воспитания таких качеств личности, как толерантность, гуманизм, коммуникабельность;

  • в условиях информационного общества все большее значение для выпускников приобретает формирование информационной грамотности, то есть умений работать с различными источниками информации, уметь не только находить, но и критически оценивать достоверность той или иной информации;

  • в условиях рыночной экономики человеку приходится не только часто менять место работы, но и сами профессии, поэтому базовое образование должно быть таким, чтобы выпускник смог осваивать новые профессии в будущем;

  • в условиях обострения экологических проблем и ухудшения здоровья населения первостепенное значение приобретает формирование у школьников экологической, генетической и гигиенической грамотности, основ безопасного образа жизни.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в современных условиях на первый план выдвигаются задачи воспитания личности, формирование личностных качеств, наиболее значимых для жизни в современном обществе, достаточных для формирования общей культуры, адекватного поведения в окружающей среде, сохранения здоровья. Исходя из этого, базисный учебный план должен включать набор учебных курсов, обеспечивающих реализацию вышеназванных целей и задач образования.

Как показали исследования В. С, Леднева, связанные с анализом учебных планов школы более 50 стран мира, состав предметов достаточно стабилен в разных странах: БУПы включают от 12 до 18 учебных предметов. Что же касается учебного плана для основной школы, утвержденного в 2004 году, то он включает 16 учебных предметов, т.е. приближен к максимальному их числу в зарубежных школах. Следовательно, в БУПе есть резервы для сокращения числа учебных предметов за счет их интеграции, что позволит не только сократить набор курсов, но и ликвидировать одночасовые предметы, низкая эффективность изучения которых доказана педагогической практикой.

2. Принцип оптимизации и минимизации содержания.

Второй принцип тесно связан с первым и предполагает, с одной стороны, сокращение числа одночасовых предметов путем их интеграции с другими учебными курсами, что позволит отобрать в содержание федерального компонента оптимальное для решения задач общего образования число учебных дисциплин.

С другой стороны, целесообразно минимизировать (уменьшить) число часов, отводимых на изучение ряда учебных предметов, что позволит увеличить резервы вариативной части БУПа.

Благодаря этому федеральный компонент будет включать тот перечень минимально необходимых предметов, которые в достаточной степени обеспечат формирование общей культуры, функциональной грамотности, способности к самоопределению и жизни в современном обществе, в то время как вариативной части позволит определить содержание образования с учетом специфики региона.

3. Принцип сбалансированности содержания образования.

Данный принцип предусматривает необходимость рационального распределения числа учебных часов между циклами учебных предметов и отдельными учебными предметами. Если учитывать цели и задачи общего образования, подчиненными гармоничному развитию личности, то учебные часы должны распределяться равномерно между изучаемыми в школе курсами на уровне федерального компонента. В БУПе 2004 года этот принцип не соблюдается в ряде случаев. Так, на изучение предметов естественно-математического цикла отводится 51 час в неделю, а гуманитарного цикла — 61 час в неделю; в естественно-математическом цикле почти половина учебных часов отводится на математику (25 часов), а на остальные предметы (природоведение, география, биология, физика, химия, информатика и ИКТ) — 26 часов; в гуманитарном цикле 47 часов в неделю тратится на изучение русского и иностранного языков и литературы и 14 часов — на изучение истории и обществознания. При всем этом несмотря на такое число учебных часов, грамотность детей не становится лучше, а содержание стандартов по математике остается сильно перегруженным.

Таким образом, возникает необходимость более сбалансированного распределения учебных часов между учебными предметами или их сокращения.

4. Принцип интеграции содержания образования.

Данный принцип предусматривает возможность включения в БУП интегрированных учебных курсов. Так, в учебном плане для основной школы предусмотрено изучение интегрированного курса природоведения в 5 классе. Подобный курс естествознания вводится и в старшей школе. Однако вопрос о целесообразности подобных курсов до сих пор остается дискуссионным.

В ряде стран Европы (Австрия Бельгия, Франция, Германия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Испания), а также в США, Турции, Японии в начальной и основной школе есть интегрированные курсы естествознания, которые изучаются учащимися, например, в Дании, Ирландии, Нидерландах, Швеции до 12 лет, в Норвегии — до 17 лет, в Португалии — до 13 лет, в Испании — до 14 лет. В старшей школе интегрированные курсы существуют как альтернативные наряду с самостоятельными учебными курсами.

Эффективность введения интегрированных курсов в основной школе в отечественной практике доказана в ходе многолетнего педагогического эксперимента (1990 – 1997), который подтвердил влияние интеграции на осознанность усвоения знаний, формирование целостных представлений об окружающем мире, формирование интеллектуальных умений и познавательного интереса. Однако внедрение такого подобного курса в массовую практику в 6 – 7 классах не получило широкого распространения вследствие неподготовленности педагогических кадров.

5. Принцип соответствия объема содержания образования предельно допустимой аудиторной учебной нагрузке учащихся.

Данный принцип основан на необходимости соблюдения норм, установленных СанПиНами. В настоящее время эти нормы нуждаются в пересмотре и научном обосновании. Без этой работы говорить о перегрузке или избыточности учебного плана не имеет никакого смысла.

Базисный учебный план включает три части, ориентированные на ступени общего образования: начальное, основное общее и среднее (полное) общее образование. Базисный учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Базисный учебный план каждой ступени общего образования состоит из трех разделов: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки, но являются обязательными для финансирования.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Общеобразовательное учреждение по своему усмотрению может использовать часы инвариантной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.).

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Раздел «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.

Занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования.

В соответствии с Концепцией и Требованиями ФГОС, требованиями Заказчика об обеспечении преемственности начального и основного общего образования Исполнителями разработаны Базисные учебные планы начального и основного общего образования в единстве и взаимосвязи.

Основное общее образование
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся — формирование нравственной позиции, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их самоопределения и самообразования.

Особое место на этой ступени принадлежит V—VI классам.

Содержание обучения в V—VI классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В V — VI классах вводятся интегрированные предметы: математика, естествознание, обществознание, обеспечивающие подготовку к изучению систематических курсов и социальное взросление учащихся.

Содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Изучение систематических курсов естественнонаучных и общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость.

Обучение языкам занимает центральное место в образовании, обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует развитию их познавательной, нравственной и эстетической культуры.

В условиях становления российской государственности возрастает социальная значимость русского языка в формировании личности, духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры. В решении проблем национальной школы русский язык и русская культура будут играть роль посредника между родной культурой ученика и мировой культурой.

Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации направлено на достижение обучающимися уровня владения языком, необходимого и достаточного для повседневного общения в жизни, а также в производственной и общественной деятельности.

Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации призвано обеспечить:

  1. овладение навыками культуры поведения и общения в бытовой, учебной, официально-деловой и социокультурной сферах;.

  2. развитие познавательной культуры обучающихся, их языковых, интеллектуальных способностей; практическое владение русским языком и сведениями о языке;

  3. овладение знаниями о культуре, истории, традициях русского народа;

  4. формирование общих учебных умений и навыков в процессе изучения русского языка (работа с книгой, словарем, аннотирование, конспектирование).

В системе общего среднего образования русский (родной) язык занимает ведущее место в силу той роли, которую он играет в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

Образовательно-воспитательное значение предмета определяется социальными функциями языка, который является средством общения людей и воздействия их друг на друга; средством познания действительности, хранения и усвоения знаний, приобщения к национальной культуре русского народа. Язык является также первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.

Без знания языка невозможна социализация личности.

Изучение русского (родного) языка направлено на общее и речевое развитие учащихся, на достижение такого уровня владения речью, который необходим и достаточен для активного и плодотворного участия в предстоящей им взрослой жизни. Это предполагает:

  1. формирование через слово духовного мира ребенка, его ценностных ориентации, мировоззренческих представлений;

  2. овладение основами науки о языке для осознания учащимися уже сложившегося собственного речевого опыта;

  3. совершенствование навыков и умений в письменной и устной речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении), овладение культурой речевого поведения;

  4. становление общих учебных умений и навыков (работа с книгой, конспектирование; пользование справочной литературой, в частности разноаспектными словарями);

  5. обогащение знаниями о культуре, истории и традициях русского народа, отраженных в памятниках языковой культуры.

Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с ее гуманистическим пафосом, патриотизмом и всечеловечностью.

Основу литературы в школе составляет чтение и изучение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания.

Литература в школе взаимодействует с другими учебными предметами. В единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла - формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.

Литература как искусство слова опирается на все богатство национального языка. Изучение русской литературы требует внимания к языку в его художественной функции, а изучение русского языка невозможно без постоянного обращения к литературе.

Изучение литературы в школе призвано обеспечить:

  1. приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

  2. формирование их представлений о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  3. развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы и отраженных в них явлений жизни;

  4. воспитание высоких вкусов и потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции;

  5. воспитание культуры речи учащихся.

Литературное образование учащихся национальных школ имеет много общего с литературным образованием учащихся русских школ. Тем не менее оно характеризуется ярко выраженной спецификой:

а) наряду с русской литературой в национальной школе изучается родная литература;

б) русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации и национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры, особенности художественного видения мира и т. п.

Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, которые, будучи воспитаны на эстетической традиции родной литературы (культуры), труднее воспринимают художественную специфику русской литературы, основанную на другой культурно-исторической традиции. Поэтому в процессе преподавания русской литературы в национальной школе необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Русская литература тесно связана с русской культурой в целом, является частью этой культуры. Поэтому перспективным аспектом изучения русской литературы является культуроведческий аспект, то есть изучение русской литературы на широком фоне русской культуры, что позволит учащимся национальной школы воспринимать русскую литературу как репрезентативную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в национальной школе реализуется принцип «диалога культур».

Цель изучения предмета «Русская литература» в национальной школе в основном тождественна цели изучения литературы в русской школе. Она конкретизируется и приобретает специфику на уровне задач:

  1. формирование эстетической восприимчивости к иноязычной и инонациональной литературе, к ее нравственным ценностям, образно-эстетическому строю, привитие вкуса к русскому художественному слову;

  2. развитие и совершенствование русской устной и письменной речи нерусских учащихся при изучении художественных текстов, навыков осмысления эстетической функции слова, уровня владения стилистически окрашенной речью; формирование речевой активности на русском языке;

  3. приобщение нерусских учащихся к духовному богатству русской классической литературы XIX—XX веков, к зарубежной литературе и расширение на этой основе их нравственного и эстетического кругозора;

  4. освоение лучших образцов литератур народов России, в первую очередь литератур близкородственных народов;

  5. формирование (би-, поликультурной) личности, которая, с одной стороны, способна воспринимать инонациональную литературу (культуру), с другой — более широко и многомерно осмысливать родную литературу (культуру);

  6. углубление познавательной деятельности учащихся с помощью методики сопоставительного анализа произведений русской и родной литератур;

  7. формирование исторически сложившегося чувства национального самосознания и общероссийского гражданского сознания, чувства любви к своему многонациональному отечеству, воспитание национальной терпимости, чувства уважения к другим народам, гармонизация межнациональных отношений.

Иностранный язык является важнейшим средством межличностного и межкультурного общения, без которого невозможно развитие международных связей нашего государства. Расширение и качественные изменения характера международных связей государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки востребованными и реально необходимыми в практической и интеллектуальной деятельности человека.

Основное назначение иностранного языка как учебного предмета состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке: английском, немецком, французском, испанском.

Иностранный язык является существенным элементом культуры народа носителя этого языка и средством передачи его другим народам. Он открывает обучающимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, способствует лучшему осознанию своей национальной культуры, повышает уровень их гуманитарного образования.

Изучение иностранного языка совместно с родным языком закладывает основы филологического образования и содействует осознанию учащимися своего мышления, общему речевому развитию человека, совершенствованию его коммуникативной культуры.

Изучение учебного предмета «Иностранный язык» призвано обеспечить:

  1. Умение читать и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и видов с различной степенью проникновения в их содержание, то есть используя разные стратегии чтения.

  2. Умение осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой и культурной сфер общения.

  3. Умение связно высказаться о себе, своем окружении, передать содержание прочитанного (с непосредственной опорой на текст), выразить свое мнение, оценку.

  4. Умение понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов (типа объявлений, инструкций, сводок погоды).

  5. Умение письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности написать письмо, сделать выписки из текста, заполнить анкету и т.п.

Значимость математики как одного из основных компонентов базового образования определяется ее ролью в развитии человеческой цивилизации, в научно-техническом прогрессе, в современной науке и производстве, а также важностью математического образования для формирования духовной среды подрастающего человека, его интеллектуальных и морально-этических качеств через овладение обучающимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, для продолжения обучения в системе непрерывного образования.

Изучение учебного предмета «Математика» призвано обеспечить:

  1. формирование вычислительной культуры и практических навыков вычислений;

  2. овладение формально-оперативным алгебраическим аппаратом и умением применять его к решению математических и нематематических задач;

  3. изучение свойств и графиков элементарных функций, использование функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;

  4. ознакомление с основными способами представления и анализа статистических данных, со статистическими закономерностями в реальном мире, приобретение элементарных вероятностных представлений;

  5. освоение основных фактов и методов планиметрии, формирование пространственных представлений;

  6. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе; развитие логического мышления и речевых умений: умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

  7. формирование представлений об идеях и методах математики как научной теории, о месте математики в системе наук, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  8. развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, воспитание понимания значимости математики для общественного прогресса.

Изучение учебного предмета «Информатика и информационные технологии» призвано обеспечить:

  1. формирование представления об информационной картине мира, общности и закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы;

  2. осознание необходимости строить свою жизнь и деятельность в соответствии с требованиями информационной цивилизации;

  3. овладение навыками работы с различными видами информации, в том числе с помощью современных информационных технологий;

  4. подготовку к продолжению обучения, освоению образовательных программ последующего этапа обучения, а также освоение профессиональной деятельности, востребованной на рынке труда.

Объект изучения учебного предмета «История» — прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек — природа — общество). Основные системные характеристики — историческое время, историческое пространство, историческое движение. Содержание истории представляется в школьных курсах на разных уровнях: история человека — история социальных групп и социумов; история всемирная — история цивилизаций и история государств; история этнонациональная — история региональная — история края. Содержательные доминанты учебного предмета — история Отечества и всеобщая история. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, истории республики Российской Федерации, истории более крупного, в том числе цивилизационного, региона и как частица всемирной истории.

Значение и воздействие истории состоят в рассмотрении и осмыслении последовательности свершившихся в прошлом уникальных, неповторимых и необратимых человеческих деяний и событий. Отсюда — иная, чем в социологии и других общественных дисциплинах, хронологически выстроенная структура содержания.

История рассматривает человека, событие, ситуацию в их конкретности, целостности социальных, нравственно-этических, материальных, идеологических, культурологических и других отношений, представляет многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного и созидательного опыта людей. Овладение методами исторического познания с их диалектикой исторического и логического является важным элементом общей культуры человека.

Изучение «Истории» призвано обеспечить:

  1. овладение обучающимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте;

  2. развитие способностей обучающихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического подхода, во взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего; умений творчески применять исторические знания;

  3. формирование ценностных ориентации и убеждений обучающихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

  4. развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранять и преумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.

Учебный предмет «Обществознание» направлен на содействие социализации личности, усвоение индивидом знаний о современном обществе и человеке, гуманистических и демократических ценностей, социальных норм, нравственных установок, способов познавательной и практической деятельности, образцов достойного поведения, формирование жизненной позиции личности в процессе усвоения социального опыта и на этой основе разностороннее развитие обучающихся.

Целями изучения этого предмета являются:

  1. создание условий для социализации личности;

  2. формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экологической, политической и экономической культуры;

  3. формирование знаний и практических умений, минимально необходимых для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, дальнейшего образования и самообразования; содействие воспитанию гражданственности, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей;

  4. развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

География — единственный в российской школе учебный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей, о нашей Родине — России, ее природе, хозяйстве, населении, крупных регионах, экологической обстановке.

География органично включает взаимосвязанные разделы о природных процессах и явлениях, их воздействии на человека, общество и хозяйство, характеристики ресурсного потенциала, природопользования, населения, хозяйства, городов и сельских поселений, регионов нашей страны необходимые для формирования современной картины мира, понимания характера развития конкретных территорий, стран и народов, особенностей их материальной и духовной культуры, состояния окружающей природной среды. Содержание школьной географии представляет важный элемент общечеловеческой культуры, активно способствует воспитанию человека и гражданина, патриота и интернационалиста.

Изучение географии в школе призвано обеспечить:

  1. формирование у обучающихся системы знаний о природе, населении и хозяйстве своей Родины — России, своей республики (края, области), ближайшем природном и хозяйственном окружении, континентах, странах мира;

  2. понимание роли территории, природной среды, характера природопользования в жизни современного и будущего поколений; влияние деятельности человека на состояние природы на всех территориальных уровнях в связи с глобальной проблемой выживания человечества;

  3. усвоение основных черт размещения населения и хозяйства в связи с природными, социальными и производственными факторами;

  4. выработку навыков поведения в природе, ведения хозяйства в различных географических зонах, адаптации к географическим особенностям территории проживания;

  5. овладение уникальным языком межнационального общения — географической картой и другими источниками географической информации.

Учебный предмет «Физика» является одним из базовых учебных предметов основного общего образования. Его роль обусловлена значением физической науки как фундамента естественнонаучного образования, философии естествознания и научно-технического прогресса.

Предметом физики как науки является изучение общих закономерностей явлений окружающего нас мира. Физика рассматривает пространственно-временные формы существования материи в двух видах (вещество и поле), фундаментальные законы природы и современные физические теории, а также проблемы методологии естественнонаучного познания.

Учебный предмет «Физика» включает изучение:

  • объектов, представляющих различные уровни организации вещества;

  • разнообразных областей технического применения физики и связанных с ним экологических проблем.

Содержанием предмета «Физика» являются: фундаментальные основы науки физики, метод модельных гипотез — научный метод познания, теоретические и экспериментальные методы.

Изучение физики в школе призвано обеспечить:

  1. формирование системы знаний фундаментальных законов природы, современных физических теорий и естественнонаучной картины мира;

  2. формирование умений и навыков наблюдения за процессами, происходящими в природе и технике, планирование и проведение экспериментальных исследований, систематизация и интерпретация их результатов;

  3. приобретение умений пользования измерительными приборами, а также устройствами бытового назначения;

  4. овладение терминологией физики для анализа научной информации, самостоятельного приобретения знаний, интеллектуального развития;

  5. получение знаний в области экологии, формирование ценностного отношения к природе.

Роль учебного предмета «Химия» как одной из базовых областей основного общего образования обусловлена значением соответствующей науки в познании законов природы и развитии производительных сил общества. Химия изучает вещества, их состав, строение, условия и способы превращения одних веществ в другие, практическое использование веществ и химических реакций.

Изучение учебного предмета «Химия» призвано обеспечить:

  1. формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

  2. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения, в быту и трудовой деятельности;

  3. выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  4. формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Учебный предмет «Биология» является одним из базовых учебных предметов основного общего образования. Его роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира.

Изучение учебного предмета «Биология» способствует развитию гармоничного человека, его активной деятельности в различных областях народного хозяйства и особенно в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, биотехнологии и др.

Изучение «Биологии» призвано обеспечить:

  1. овладение обучающимися знаниями о живой природе, знакомство с методами познания;

  2. формирование на базе знаний и умений научной картины мира живой природы как компонента общечеловеческой культуры;

  3. формирование биосферного мышления, необходимого для гармоничных отношений человека с природой, совсем живым как главной ценностью на Земле;

  4. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.

Роль учебного предмета «Технология» обусловлена объективно существующей потребностью подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями. Технология — область знаний о преобразующей деятельности человека, о преобразовании материалов, энергии и информации в интересах человека, общества, охраны природы.

Изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:

  1. овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;

  2. изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения;

  3. формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов;

  4. воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма.

Усвоению обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, родной язык, иностранные языки, информационные технологии и основы безопасности жизнедеятельности.

В VII—IX классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы и создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования.

Продолжительность урока в основной школе — 45 мин.

Продолжительность учебного года — 35 учебных недель.

При проведении учебных занятий по родному языку в школах, где наряду с русским языком изучается родной язык (V—IX кл.), по иностранному языку (V—IX кл.), технологии (V—IX кл.), а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на 2 группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам.

Для второй ступени представлены 2 варианта учебного плана: для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке, и для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на родном (нерусском) языке.

За счет указанных в Базисном учебном плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.



Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ




Основное общее образование




Вариант № 1




Учебные предметы

классы

Количество часов в неделю




V

VI

VII

VIII

IX

Всего




Инвариантная часть







Русский язык

5

6

4

3

3

21




Литература

3

3

2

2

3

13




Иностранный язык

3

3

3

3

3

15




Математика

5

5

5

5

5

25




История

2

2

2

2

3

11




Обществознание

1

1

1

1

1

5




География




1

2

2

2

7




Естествознание

2













2




Физика







3

2

2

7




Химия










3

2

5




Биология




1

2

2

2

7




Информатика и ИКТ







1

1

1

3




Искусство (музыка, изо, МХК)

2

2

2

1




7




Технология

2

2










4




ОБЖ







1

1

1

3




Физическая культура

2

2

2

2

2

10




Итого

27

28

30

30

30

145




Вариативная часть (шестидневная неделя)

4

4

4

5

5

22




Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной неделе

31

32

34

35

35

167




Вариативная часть (пятидневная неделя)

1

1

1

2

2

7




Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной неделе

28

29

31

32

32

152




Внеучебная деятельность*

10

10

10

10

10



50




Всего к оплате (шестидневная неделя)

41

42

44

45

45

217



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Воронежа разработан на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих...
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Примерная программа основного общего образования по русскому языку...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Примерная программа основного общего образования по русскому языку...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Примерная программа основного общего образования по литературе для...
...
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Примерная программа основного общего образования по литературе для...
...
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения...
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения...
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Учебник для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским...
Учебник для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Пояснительная записка к учебному плану мкоу «Рыбалкинская средняя общеобразовательная школа»
Мбоу «Рыбалкинская средняя общеобразовательная школа» разработан на основе учебного плана для 1-4 классов с русским языком обучения...
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Образовательная программа по русской литературе для школ с родным...
«Русская литература. 5-9 классы» под ред. М. В. Черкезовой, Москва, Дрофа, 2012 г к учебнику М. В. Черкезова. Русская литература....
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения icon Программа по литературе составлена на основе федерального компонента...
Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции