Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Старокриушанская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы ________ Заместитель на заседании МО
«__» ____________ 2013 г. директора по УВР ______ «__» _________ 2013 г.
«__» __________ 2013 г.
Рабочая программа
по русскому языку
11 класс
базовый уровень
Свиридовой Татьяны Николаевны,
учителя русского языка и
литературы,
ВКК
с. Старая Криуша, 2013
Пояснительная записка
Русский язык как учебный предмет в старших классах считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.
Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.
Тематическое планирование составлено по программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой на базовом уровне с учетом федерального компонента содержания образования. Названия тем в планировании в целом соответствует обозначенным в программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений».
Цели изучения:
расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; формирование навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами информационной переработки текста;
расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения.
Общая характеристика курса
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции, а также языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка ведет к тому, что учащиеся
овладевают всеми видами речевой деятельности, строят продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимают устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагают свою точку зрения по поставленной проблеме, умело используют языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдают в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.;
формулируют проблему, выдвигают аргументы, строят логическую цепь рассуждения, находят доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществляют библиографический поиск, извлекают необходимую информацию из различных источников; определяют основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливают цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывают, систематизируют информацию и предъявляют её разными способами и др.;
ставят и адекватно формулируют цель деятельности, планируют последовательность действий и при необходимости изменяют её; осуществляют самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Совершенствование речевой деятельности, развитие речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного литературного языка. Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.
Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения и углубления знаний по русскому языку, во втором – определена лингвистическая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, а также на основе изучаемых произведений художественной литературы.
Повторение изученного будет выступать основой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей.
Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора, анализа текстов разных стилей.
Работа по орфографии и пунктуации ведется параллельно с работой над текстом.
Особое внимание уделяется публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, практическими потребностями.
Место предмета в учебном плане
Предполагаемый курс русского языка рассчитан на 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе.
Содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Раздел 1. Речь. Речевое общение.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сфера речевого общения.
Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 2. Функциональная стилистика
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства стилей.
Культура публичной речи. Композиция публичного выступления.
Особенности речевого этикета в официально-деловой и публицистической сфере.
Основные жанры публицистического и официально-делового стилей.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей.
Создание письменных высказываний разных стилей и жанров.
Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.
Проведение стилистического анализа текста.
Раздел 3. Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность и выразительность речи.
Языковая норма. Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы.
Словари современного русского языка.
Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.
Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь, владеть разными способами редактирования текста.
Использование нормативных словарей русского языка и справочников.
Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах.
Использование этимологических словарей и справочников. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Результаты изучения предмета
«Русский язык. Базовый уровень»
I.
Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптации в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
Увеличение репродуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
II.
Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
Разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом ;
Умениями выступать перед аудиторией с докладом; защищать реферат; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
Умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учитывая разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению, осуществлять коммуникативную рефлексию;
Разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы, проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявить результаты деятельности в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
III.
Представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
Освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения , литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;
Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации;
Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирование (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
Владения умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных тексов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
Говорение и письмо:
Создание устных и письменных монологический и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной,
Подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка ; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
Соблюдение норм речевого поведения в в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения;
Осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
|
Для учителя
|
Учебник Власенкова А.И.,Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы
|
Учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л,М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст, Стили речи». 10-11 классы
|
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№
|
Дата
|
Дата
|
Тема урока
|
Повторение
|
1
|
|
|
Введение. Русский язык в современном мире.
|
|
2.
|
|
|
Контрольный срезовый диктант.
|
|
Синтаксис и пунктуация (6 ч.) + 10 ч. из повторения
|
3
|
|
|
Обобщающее повторение синтаксиса. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании
|
Виды связи слов в словосочетании. Трудные случаи согласования и управления.
|
4.
|
|
|
Понятие простого предложения. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
|
Способы выражения подлежащего и сказуемого. Правописание безударной гласной.
|
5.
|
|
|
Порядок слов в предложении. Синтаксический разбор простого предложения.
|
Главные и второстепенные члены предложения.
|
6.
|
|
|
Предложения двусоставные и односоставные, особенности их употребления в разных стилях речи. Неполное предложение. Тире в неполном предложении.
|
|
7.
|
|
|
Понятие однородности членов предложения. Знаки препинания при однородных членах.
|
Сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные)
|
8.
|
|
|
Однородные и неоднородные определения.
|
Пунктуация в предложениях с однор. членами.
|
9.
|
|
|
Контрольный диктант.
|
|
10.
|
|
|
Предложения с обособленными определениями и приложениями.
|
Пунктуация при определениях и приложениях.
|
11.
|
|
|
Предложения с обособленными обстоятельствами и уточняющими членами.
|
Пунктуация при обстоятельствах.
|
12.
|
|
|
Предложения с вводными словами и обращениями.
|
Пунктуация при вводных словах и обращениях.
|
13.
|
|
|
Типы сложных предложений. Сложносочиненное предложение
|
Пунктуация в ССП.
|
14.
|
|
|
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных.
|
Пунктуация в СПП.
|
15.
|
|
|
Бессоюзное сложное предложение. Предложение с разными видами синтаксической связи.
|
Пунктуация в БСП.
|
16.
|
|
|
Предложения с прямой речью. Способы оформления прямой речи. Цитирование.
|
Пунктуация в предложениях с прямой и косвенной речью.
|
17.
|
|
|
Принципы и функции русской пунктуации. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор предложения.
|
|
18.
|
|
|
Контрольный диктант.
|
|
Публицистический стиль речи (6ч.)
|
19.
|
|
|
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
|
Специальные выразительные средства (фигуры).
|
20
|
|
|
Очерк. Эссе.
|
Жанры публицистики. Композиция.
|
21.
|
|
|
Сочинение – эссе.
|
|
22.
|
|
|
Устное выступление. Дискуссия.
|
Монолог. Диалог.
|
23.
|
|
|
Использование средств публицистического стиля в речи.
|
Специальные выразительные средства (фигуры).
|
24.
|
|
|
Изложение
|
|
Художественный стиль речи (6 ч.)
|
25.
|
|
|
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы)
|
Выразительные средства лексики.
|
26.
|
|
|
Язык как первоэлемент художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
|
Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка.
|
27.
|
|
|
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
|
Выразительные средства синтаксиса.
|
28.
|
|
|
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
|
Трудные случаи орфографии.
|
29.
|
|
|
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
|
Трудные случаи пунктуации.
|
30.
|
|
|
Анализ художественной формы произведений русской классической и современной литературы.
|
|
Общие сведения о языке (2 ч.)
|
31.
|
|
|
Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка
|
Комплексное повторение орфографии.
|
32.
|
|
|
Выдающиеся ученые-русисты.
|
Комплексное повторение пунктуации.
|
|
|
|
Повторение (2 ч.)
|
|
33.
|
|
|
Трудные случаи орфографии
|
Грамматические ошибки и их предупреждение.
|
34.
|
|
|
Трудные случаи пунктуации. Факультативные и альтернативные знаки препинания.
|
Речевые ошибки и их предупреждение.
|
35.
|
|
|
Анализ текста
|
|
|