Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак»




Скачать 1.22 Mb.
Название Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак»
страница 1/18
Дата публикации 24.09.2014
Размер 1.22 Mb.
Тип Диплом
literature-edu.ru > Литература > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории русской литературы


*****

ФЕНОМЕН FANFICTION В СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «НИЗОВАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» В СЕТЕВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ


Дипломная работа

студентки пятого курса дневного отделения
«Допущено к защите на ГАК»: «Утверждаю»:

Заведующий кафедрой истории Научный руководитель –

русской литературы, к.филол.н., доцент

д.филол.н., профессор _________ Д.П. Бак

__________ Д.М. Магомедова «___» _________ 2008 г.

«___»____________2008 г.


Москва

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................................................3

1. Молодежная субкультура фанатства

как культурное и литературное явление............................................................9

1.1. Понятие субкультуры.........................................................................9

1.2. Феномен молодежной субкультуры...............................................11

1.3. Специфика современных субкультур.............................................13

1.4. Сетевая литература как среда бытования субкультуры................14

1.5. Понятие «литературного фанатства»..............................................19

1.6. «Фэндом» как субкультурное явление...........................................22

1.7. Непрофессиональная литература в сетевых публикациях как часть «низовой словесности»…………...........................................................35

2. Fanfiction как феномен литературного фанатства......................................38

2.1. Определение понятия и история.....................................................38

2.2. Две традиции «фанфикшена»………...……………………...........42

2.3. Некоторые особенности «фанфика» как литературного

произведения………………………………………………………..…..46

2.4. Взаимодействие автора и текста.....................................................54

2.5. Сетевые публикации «фанфиков»...................................................60

2.6. Отношения «литературных фанатов» с профессиональной

литературой………………………………..……………………………65

2.7. «Литературные фанаты» и издательства…....................................68

Заключение..........................................................................................74

Список использованных источников и литературы........................75

Приложения.........................................................................................81

ВВЕДЕНИЕ


В современном литературном Интернете уже на протяжении нескольких лет существует значительная масса текстов, в силу особой организации информации Сети, не привлекшая до сих пор внимания исследователей. Среди многочисленных субкультур, представленных в сетевом пространстве, таких, как программеры, геймеры, анимешники, эмо, процветает субкультура литературного фанатства, корпус текстов, относящихся к непрофессиональной литературе и нуждающийся в описании и исследовании.

Изучение же субкультур, являющихся непосредственным продуктом культуры как таковой, в том числе молодежных – относительно новое направление для гуманитарных наук. Сами молодежные субкультуры как таковые возникли в середине XX века. А их широкое распространение связано с появлением постмодернизма и его постепенно растущим влиянием, которое достигло своего апогея в конце XX века.

Актуальность данной темы дипломной работы обусловлена тем фактом, что субкультура литературного фанатства крепко обосновалась на сетевом пространстве русского Интернета и занимает одно из ведущих мест по популярности среди активно находящейся в этой среде молодежи. Однако, как и любое субкультурное образование, в достаточной мере закрытое от основной культуры, крайне мало освещено и породило определенное количество предубеждений и стереотипов. К примеру, субкультуру литературного фанатства часто путают с субкультурой ролевых игр, с которой она находится в несомненном родстве, однако не имеет полной идентичности.

Изученность темы

Субкультура литературных фанатов – то есть людей, увлеченных каким-либо произведением литературы – мало известна широкой общественности и совсем неизвестна научным кругам, точно так же, как и феномен вторичного творчества, то есть творчества по мотивам литературного произведения. Причина такого положения вещей заключена, на мой взгляд, в том, что большая часть литературных фанатов общается главным образом в виртуальной среде, а их творчество предназначено, прежде всего, для членов той же субкультуры. Кроме того, литературный уровень большинства этих произведений очень невысок, поэтому внимания литературоведов они не привлекли, за исключением, возможно, тех из них, кто занимается массовой культурой. Тем не менее, фанаты становятся все более известны: причем не только произведений Дж. Р. Р. Толкина, но и других, таких, как, например, сага Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере, чему можно назвать две причины: во-первых, это движение существует в России относительно давно и с каждым годом приобретает все большее распространение среди молодежи (первое упоминание относится к 1988 году), а во-вторых, тесно связано с субкультурой ролевых игр, к которой в последнее время возник интерес научных кругах. Литературное фанатство – такое же самобытное и сложное явление, становящееся все более масштабным в настоящее время, и заслуживает такого же интереса, как любой другой культурный феномен. То же самое относится и к феномену вторичного творчества.

Предметом данного исследования является субкультура литератур-ного фанатства. Объектом является корпус текстов, произведенных данной субкультурой, особенности их производства и бытования в узкой литературной среде субкультуры, жанровые особенности и, на что следует указать особо, характер взаимодействий авторов и произведений, поскольку вторичное литературное творчество, произведения, созданные непосредственно на основе оригинальных, несколько отличается от общепринятого.

Цели данной работы – исследовать феномен вторичного творчества и связанную с ним субкультуру литературного фанатства, а так же описать и проанализировать корпус ее текстов в контексте современной русской сетевой литературы.

Задачи:

  1. Выявление и описание особенностей субкультуры литературных фанатов как молодежной субкультуры;

  2. Описание вторичного творчества как культурного и литературного феномена, его видов и тенденций;

  3. Практическое взаимодействие феномена с правовой и профессиональной литературной деятельностью.

Источники

Научных работ, посвященных собственно феномену вторичного творчества, обнаружить мне не удалось. Немногочисленные публицистические работы, претендующие на исследование – статьи Л. Горалик «Жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом» и Н. Конрадовой «Непрофессиональное писательство в Интернете: о трансляции «литературности», а также перевод работы Г. Дженкинса «Школа фан-фикшн». В массовой печати удалось найти два упоминания о вторичном творчестве. Немногим лучше обстоит дело с исследованием феномена литературного фанатства и сообщества фанатов. Ни научная, ни массовая печать не знает понятия литературного фанатства как такового, в лучшем случае пишут о фанатах Дж. Р. Р. Толкина, объединяя их с участниками ролевых игр и людьми, занимающимися исторической реконструкцией. На мой взгляд, такое объединение совершенно неправомерно, так как речь идет о движениях разноплановых и разного происхождения, несмотря на то, что их участники близки друг к другу. Исключением является статья С. А. Сергеева «Молодежные субкультуры в республике», который разделяет фанатов Дж. Р. Р. Толкина и участников ролевых игр, называя их разными ветвями одной субкультуры. Что касается фанатов других литературных произведений, то мне удалось найти только обзорную статью Ю. Идлис «О "Гарри Поттере" и сопутствующих товарах, О "Гарри Поттере" и религиозно-научной шумихе, Гарри Поттер и его фанаты».

Большой интерес для меня представила монография Т. Б. Щепанской «Символика молодежной субкультуры», несмотря на то, что она посвящена субкультуре хиппи, а также исследование В. А. Лукова «Особенности молодежных субкультур в России». Также меня заинтересовала дипломная работа Ю. Шафороста «Молодежные субкультуры г. Барнаула: социокультурный и психологический аспекты», несмотря на то, что некоторые приводимые им факты показались мне не соответствующими действительности.

Следует также отметить, что субкультура литературного фанатства склонна к первичной саморефлексии и самоизучению, поэтому в моем распоряжении оказался нектороый массив текстов о вторичной литературе, написанных самими фанатами. Разумеется, эти тексты не могу претендовать на научность, а, кроме того, постоянно повторяют и цитируют друг друга, и, тем не менее, в них встречаются интересные факты и наблюдения. В большинстве случаев авторы таких текстов пишут о том аспекте вторичного творчества, с которым им приходится сталкиваться наиболее часто, что порождает определенную узость и необоснованные обобщения, но в то же время эти тексты наиболее близки к субкультуре и дают возможность взгляда изнутри, и по этой причине были очень полезны.

Методы

Когда дело касается субкультуры, исследователь сталкивается с определенным противоречием. С одной стороны, он должен быть ученым, чтобы изучить и описать субкультуру, с другой стороны, необходимо помнить, что любая субкультура - относительно закрытая среда, причем не только в плане социального проникновения и контакта с исследователем, но и в плане своего смыслового поля. «Любая субкультура создает собственную семантическую, значащую среду, причем значения эти в большинстве случаев скрыты от поверхностного наблюдения, но проявляются в поведенческих актах, субкультурных событиях, личных беседах. Эта та самая собственно культурная граница, отграничивающая субкультуру от массовой культуры. И проникновение за эту границу возможно лишь при вливании в субкультурную среду, при проникновении в то поле, в котором эти значения циркулируют и функционируют»1.

Таким образом, для того, чтобы адекватно изучить и описать субкультуру, необходимо быть одновременно и исследователем, и ее членом. Основными методами, использованными в данной работе, являются культурологический метод анализа всей совокупности наблюдений над современными литературными реалиями, характеризующими субкультуру литературного фанатства, включающий также компаративный анализ (анализировались и систематизировались ответы двух анкет), и герменевтический анализ, используемый при непосредственным изучением текстов произведений. Я ознакомилась с порядка пятисот произведений самой разной направленности, что дало мне возможность представить картину в целом, хотя учесть все подробности у меня не было возможности.

Кроме того, вследствие стремления субкультуры к самоизучению, мною были использованы результаты анкетирования, проведенного среди представителей субкультуры, для подтверждения и уточнения своих знаний в отдельных вопросах.

Практическая значимость

Ценность моего исследования заключается, во-первых, в возможности познакомиться с феноменом вторичного творчества как элементом общего литературно-читательского пространства современного русского литературного Интернета, во-вторых, в открытии субкультуры литературного фанатства как одной из молодежных субкультур и, в-третьих, в открытии перспектив дальнейшего исследования этой субкультуры.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Реферат студентки II курса очного отделения специализации «Филологическое обеспечение рекламы»
Одна из тех, кто "сохраняет мужество надеяться", Туве Янссон, финская художница и сказочница, пишущая на шведском языке и создавшая...
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Положение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации...
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения мда
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Общие требования к структуре выпускной квалификационной работы выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа, дипломный проект, дипломная работа) состоит из
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Экзаменационные вопросы по курсу «Политическая психология» (для студентов дневного отделения)
Методы политико-психологических исследований. Методы психологического вмешательства в политику. Психологические приемы политического...
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Курсовая работа студентки 2 курса специальности «Журналистика»
Чаще всего, их темами обычно становятся светские новости, все, что связанно с красотой и здоровьем, отдых, развлечения. Глянец тесно...
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Языковая игра в журналах «веселые картинки» И«мурзилка» Курсовая...
Можно сказать, детская журналистика выросла из литературы. Схожи и их цели – воспитывать детей, помогать становлению их личности....
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Курсовая работа студентки 2 курса факультета ргф (6 английская группа)...
Введение. Роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» в оценке отечественных и зарубежных критиков С. 3
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Методические указания по изучению курса для студентов дневного и...
Г-83 арм финансиста. Методические указания по изучению курса для студентов дневного и заочного отделений специальности 050104 / Донецк:...
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Учебное пособие "Древесные материалы"
Технология конструкционных материалов", раздел "Неметаллические материалы" для студентов дневного и заочного отделения факультета...
Дипломная работа студентки пятого курса дневного отделения «Допущено к защите на гак» icon Правила приема, программы и требования к вступительным испытаниям москва, 2004
Институт осуществил 10 выпусков (примерно 1500 выпускников). Институт имеет государственную аккредитацию (Свидетельство о Государственной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции