Скачать 234.59 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ УТВЕРЖДАЮ: проректор по учебной работе ________________________ «____» _________20_____г. Рабочая программа История русской литературы Б.3.В.4. Направление 035700.62 - Лингвистика Квалификация – бакалавр лингвистики Очная форма обучения Утверждено на заседании кафедры ________________________________ ________________________________ (протокол № __ от __________ 20___ г.) Зав. кафедрой ________________________________ Москва 2010 Стандарт дисциплины Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «История русской литературы» Студент, обучающий по направлению подготовки 035700.62 Лингвистика должен:
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дать представление о всех известных русских писателях и поэтах, подготовить студента к восприятию русской литературы, участвовать в формировании гуманитарного мышления и видения мира и человека и творческой активности; охватить значительный период истории и культуры России, расширить и уточнить представления о русской литературе как специфической формы культуры, влияющей на развитие литературного языка, показать процесс становления и развития древнерусской литературы и русской литературы XVIII в. в плане возрастания и расширения в ней художественности, формирования в литературе жанров и дальнейшего их преобразования. Отбор материала обусловлен необходимостью рассматривать памятники прошлого не как забытую страницу человеческой цивилизации, но как материал для сегодняшних размышлений. Отсюда общая нацеленность на внимательное самостоятельное чтение и на художественную ткань текста, стремление видеть в нем отражение эпохи, менталитета, типа человека и культуры определенного исторического периода. Курс истории русской литературы рассчитан на студентов - филологов, в нём представлены основные явления истории литературы и литературы России от её возникновения до современности. Данный курс по преимуществу является лекционным, но для углубления практических навыков работы с текстом предполагаются такие формы проведения занятий, как конференции, литературные чтения, коллоквиумы. Основные задачи дисциплины:
Учебная программа История русской литературы Тема 1: «Повесть временных лет» как памятник литературы XII века. Жанр летописи в древнерусской литературе. 1. Основные идеи, определившие проблематику «Повести временных лет.»: а) какие внешнеполитические события отразились в I части произведения; определите проблематику I части; б) рассказы о каких событиях внутренней жизни Древне Руси составили содержание II части «Повести»; сформулируйте проблематику II части «Повести»; в) определите характер авторской позиции; как вы понимаете публицистичность «Повести временных лет»? Ответы надо обосновать примерами из текста. 2. Жанровое своеобразие «Повести временных лет»: а) летопись – ведущий жанр в составе «Повести временных лет», ее обобщающий характер; виды летописей; б) рассказы о княжеских преступлениях в составе «Повести»; в) исторические предания и легенды; г) другие жанровые разновидности; д) источники летописных рассказов и преданий. 3) Художественные особенности «Повести временных лет»: а) своеобразие летописного стиля, манеры ведения рассказа; б) этикетность произведений в составе «Повести временных лет». Тема 2: «Слово о полку Игореве»: идейное содержание и жанрово-композиционное своеобразие 1. История открытия, издания, изучения «Слова о полку Игореве». 2. Основные идеи «Слова о полку Игореве». Его историческая основа. 3. Жанрово-композиционное своеобразие произведения: а) проблема жанра «Слова» в литературоведении ХХ века; б) композиционные приемы: принципы членения текста; функциональное значение экскурсов в прошлое; диалоги и монологи персонажей; природоописания в композиции произведения; композиционная роль образа Бояна; в) место и роль Русской земли в композиции произведения. 4. Система героев в «Слове о полку Игореве»; принцип иерархичности в расстановке персонажей. Характеристика героев. 5. Фольклорные образы и мотивы в произведении. Тема 3: Жанрово-композиционные особенности «Повести о Петре и Февронии». 1. Время создания «Повести о Петре и Февронии» и время, изображенное в ней. Проблематика повести как отражение актуальных для XVI века проблем русской жизни. 2. Сказочные элементы в «Повести»; определите, из каких народных сказок заимствованы эти элементы, какова их художественная роль в «Повести». 3. Житийные элементы в «Повести», выделите их, объясните их художественную функцию. Определите, какие традиционные для жития элементы отсутствуют в ней. 4. Признаки других жанров в «Повести». 5. Образы героев «Повести». Тема 4: «Житие протопопа Аввакума»: традиции и новаторство 1. Раскол в русской церкви XVII века: конфликты, проблемы, деятели раскола. Отражение этого события в «Житии протопопа Аввакума». 2. Новаторский характер «Жития протопопа Аввакума». Выявите в тексте «Жития» черты древнерусского жития и отступления от канонов житийного жанра - в построении произведения, в изображении главного героя и других персонажей. 3. Образы-символы в художественной системе «Жития». 4. Место и значение «Жития протопопа Аввакума» в истории русской литературы. Тема 5: Реформа русского стихосложения Тредиаковского – Ломоносова.
Задания: а) Дайте характеристику каждого из типов стихосложения. б) Подробнее следует остановиться на определении силлабического стиха; объясните, почему возникло осознание необходимости преобразования русского стиха в самом начале XVIII века.
Задание: определите, какие принципы были заимствованы Тредиаковским из каждой системы стихосложения; проследите, в чем выражаются результаты его разысканий и в чем ограниченность его реформы.
Задание: объясните, какие новые элементы были внесены ученым в созданную систему стихосложения; как разработанные им принципы реализовались в его поэтической практике.
Задание: новаторские открытия поэтов проиллюстрируйте на конкретных примерах их поэзии. Основные понятия: ритм; система стихосложения; стопа; двусложная стопа; трехсложная стопа; ямб; хорей; анапест; амфибрахий; дактиль; стих (строка); метр; размер; строфа; рифма; женская рифма; мужская рифма; перекрестная рифма; смежная рифма; опоясывающая (кольцевая) рифма. Тема 6: Идейно-художественное своеобразие оды М.В. Ломоносова.
Задание: а) Проследите в тексте стихотворения выражение взглядов поэта на назначение поэзии и роль поэта в общественной жизни, обратите внимание на жанровое своеобразие стихотворения. б) Установите, как эти взгляды поэта отвечают требованиям, предъявляемым эстетикой классицизма к жанру высокой оды.
Задание: а) Дайте определение оды. б) Кратко охарактеризуйте содержание (тематику) классицистической оды; повод ее написания, цель оды; героев оды; истоки оды в русской и мировой литературе; место оды в жанровой системе классицизма.
Цель анализа: выявить идейно-художественное своеобразие жанра торжественной оды М.В. Ломоносова. Задания: а) Рассматривая тематику оды, сопоставьте круг затрагиваемых в оде тем с названием оды, выявите, как они соотносятся. б) Определите политическую концепцию ломоносовской оды. в) Охарактеризуйте героев оды, при этом уделите внимание вопросу о принципах создания характера. г) Выявите композиционные особенности ломоносовской оды; определите, как соотносятся в композиции произведения панегирик, публицистика, просветительские элементы. д) Особенности стиля оды: охарактеризуйте лексический строй оды "На день восшествия…"; проследите, с какой целью использованы тропы (метафоры, эпитеты, аллегории, сравнения) и образы античных мифов; определите синтаксические приемы создания высокого стиля (инверсии, переносы, риторические фигуры).
Основные понятия: жанр; ода; панегирик; идеализация; принцип должного; аллегория; метафора; гипербола; эпитет; олицетворение; инверсия; перенос; риторический вопрос; риторическое восклицание; ораторское искусство; просвещенный монарх; композиция. Тема 7: Трагедия эпохи классицизма: "Димитрий Самозванец" А. П. Сумарокова
Задание: дайте жанровое определение классицистической трагедии; охарактеризуйте тематику, проблематику, характер конфликта, систему персонажей трагедии; проведите сопоставление классицистической трагедии с античной.
Задание: определите место трагедий в творческом наследии поэта; обозначьте тематику его трагедий за период с 1747 по 1774 гг; объясните характер историзма пьес поэта; покажите эволюцию трагедии в творчестве поэта (от "Хорева" до "Димитрия Самозванца").
Задания: а) Объясните, как соотнесены история и современность, определите тип историзма трагедии. б) Определите характер конфликта в трагедии, линии конфликта. в) Проследите систему персонажей в трагедии по их роли в конфликте; важно указать, кто из героев является носителем постоянных функций трагических героев (идущих еще от античности). г) Охарактеризуйте главного героя трагедии; объясните принципы создания характера героя. д) Рассмотрите композиционные особенности трагедии, при этом обратите внимание на композиционную роль правила "трех единств"; проследите, как развивается действие пьесы и какую роль выполняют в этом диалоги и монологи; выявите в тексте "немотивированные" монологи персонажей и объясните их художественную функцию. е) Рассмотрите особенности стиха и стиля трагедии.
Основные понятия: трагедия; конфликт; система персонажей; драматическое действие; монолог; диалог; правило «трех единств». Тема 8. Новаторский характер оды Г.Р. Державина "Фелица"
Задания: а) Объясните смысл использования Державиным сказочного сюжета, аллегорических образов, восточного колорита в оде. б) Сопоставьте содержание оды с ее названием (в данном случае – полное название) и выясните, какую роль играет включение в оду образа автора (биографического).
Задания: а) На основе анализа образа Фелицы покажите новый подход Державина к воплощению характера идеального монарха, для выявления этого надо сопоставить образ Фелицы – Екатерины II с образом Елизаветы Петровны у Ломоносова. б) Выявите авторскую точку зрения на героиню; определите, какую роль в раскрытии характера героини выполняют предположения, выраженные ссылками на "чужое слово": "слух идет", "говорят неложно". в) В заключении надо высказать мнение о художественном методе поэта в оде "Фелица".
Задания: а) Рассмотрите средства построения образов вельмож; попытайтесь расшифровать систему намеков на конкретных людей из окружения императрицы для уяснения принципов создания образов; найдите в тексте оды примеры словесного натюрморта, выступающего своеобразным бытовым фоном для героя, служащим средством его характеристики. б) Определите, по какому принципу соотнесены в композиции оды образы Фелицы и вельмож. в) В заключении сделайте обобщение о приемах создания сатирического образа в оде.
Задание: на основе наблюдений над стилем оды обоснуйте новаторский его характер; установите, в чем прогрессивность "забавного русского слога" Державина. Значение художественных открытий Державина в жанре оды для дальнейшего развития гражданской лирики. Основные понятия: колорит; аллюзии; «чужое слово»; натюрморт; антитеза; ориентальная поэзия. Тема 9: Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Задания: а) Прежде чем приступить к анализу комедии, рассмотрите вопрос об общественно-политической обстановке в России во II половине XVIII в., выясните историческую основу проблематики и конфликта произведения, с целью конкретизации этого обратите внимание на правительственные указы периода 1760-х – 1780-х годов, касающиеся положения крепостного крестьянства. б) Выделите главные проблемы, определите, в чем новаторство проблематики комедии (по сравнению с классицистической комедией).
Задание: исходя из характера конфликта, определите группы героев; охарактеризуйте каждую группу, выделив общие черты, объединяющие героев.
Задания: а) В процессе анализа образов т.н. отрицательных персонажей комедии определите новаторские принципы изображения человека у Фонвизина (по сравнению с классицистической комедией); в выводах сделайте обобщение о художественном методе драматурга. б) Изложите мнения ученых о принципах изображения положительных героев комедии "Недоросль" (рекомендуется остановиться на концепциях В.О. Ключевского, К.В. Пигарева, Г.П. Макогоненко, Л.И. Кулаковой, В.А. Западова); изложите собственную позицию по данной проблеме.
Основные понятия: комедия; социально-политическая комедия; среда; прием зоологизации; «говорящее» имя. Тема 10: "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева.
Задания: а) Проследите, как ставятся и решаются писателем в каждой главе книги актуальные для русской жизни XVIII века проблемы. б) Выявите характер авторской позиции в решении основных проблем. в) Объясните, в чем выражается своеобразный энциклопедизм произведения.
Задания: а) Объясните смысл названия произведения. б) Подумайте о роли эпиграфа и посвящения в художественной структуре "Путешествия…". в) Уясните место и значение каждой главы в композиции и общем идейном замысле книги. г) Обратите внимание на полемику в литературоведении о композиции и жанре "Путешествия из Петербурга в Москву" (точки зрения А.С. Пушкина, Г.А. Гуковского, Л.И. Кулаковой); обозначьте собственную позицию по данному вопросу.
Задания: а) Выявите новаторские принципы построения характера в книге, прежде всего – народного характера. б) Покажите многообразие средств изображения представителей разных сословий (крестьянства, духовенства, чиновничества, дворянства). в) Подумайте о соотношении образов автора и Путешественника в композиции книги.
Основные понятия: эпиграф; посвящение; «прямой взгляд»; автор произведения; путешествие (жанр); эстетический идеал; этический идеал; сентиментализм; реализм; просветительский реализм. . Учебно-тематический план занятий по дисциплине «История русской литературы» 035700.62 –Лингвистика очная форма обучения Количество часов по учебному плану: Всего 72 Аудиторные занятия 36 Самостоятельная работа 36
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1.Специфические особенности древнерусской литературы. 2.Стилевое развитие древнерусской литературы, ее периодизация. 3.Предпосылки древнерусской литературы: роль фольклора и христианской книжности в формировании литературы. 4.Киевская Русь – первое государственное образование на территории России; ее культура, литература, религиозные верования. 5.Жанр жития в литературе, его каноны. 6.«Житие Бориса и Глеба» как произведение агиографической литературы; отступления от канонов жития в произведении. 7.«Житие Александра Невского»: особенности построения и изображения героев. Элементы жития и воинской повести. 8.«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона – произведение ораторского искусства XI в., особенности стиля произведения. 9.Жанровое своеобразие «Поучения чадам» Владимира Мономаха. Личность автора. 10.«Повесть временных лет» - памятник XII века. История создания произведения (гипотезы А.А.Шахматова, Д.С.Лихачева). 11.Жанровая система «Повести временных лет». Летопись – ведущий жанр «Повести», вид летописи, летописный стиль. 12.Основные идеи, герои «Повести временных лет». Своеобразие историзма, композиции произведения. 13.Особенности жанровой системы древней русской литературы. 14.История открытия и изучения «Слова о полку Игореве», полемика вокруг произведения. Основные исследования по изучению «Слова». 15.Идейная направленность «Слова о полку Игореве». Герои, принципы создания образа. 16.Жанрово-композиционные особенности «Слова о полку Игореве». 17.Историческая основа «Слова о полку Игореве». 18.«Слово о полку Игореве» и «Задонщина», стилевые особенности произведений. 19.«Моление Даниила Заточника» - памятник XII века. Идейная направленность произведения, образ автора. 20.«Повесть о разорении Рязани Батыем», жанрово-композиционные особенности произведения. 21.«Задонщина»: идейная направленность, герои, особенности стиля. 22.«Повесть о взятии Царьграда» Нестора Искандера. Роль символики. Личность автора. 23.«Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Своеобразие жанра. Личность автора. 24.Публицистика XVI века, общая характеристика стилевого развития литературы XVI века. Обобщающие сочинения столетия. 25.Публицистика Ивана Пересветова (общая характеристика). «Сказания» о Магмете-салтане и о царе Константине. 26.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Личностное начало в литературе XVI века. 27.Публицистика Ермолая-Еразма. Идея патриархальной монархии в литературе XVI века. 28.«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма. Жанрово-композиционные особенности произведения. 29.Переходность литературы XVII века: стиль, жанры, герои. 30.Нравоучительная повесть XVII века. «Повесть о Савве Грудцыне», герой, художественные особенности повести. 31.Бытовая повесть XVII века. «Повесть о Фроле Скобееве»: конфликт, жанровые особенности, герои. 32.Сатира XVII века, идейная основа, объект сатиры, принципы изображения человека в сатирических произведениях. 33.«Повесть о Шемякином суде», средства сатиры. 34.«Повесть о Горе-Злосчастии»: идеи, конфликт, герой. 35.«Калязинская челобитная», жанровые особенности, средства сатиры. 36.Раскол в русской церкви XVII века. Аввакум – деятель раскола. 37.«Житие протопопа Аввакума»: традиции и новаторство. 38.Стихотворство XVII века. Поэзия С.Полоцкого. 39.Древнерусская литература в свете концепции Д.С.Лихачева о прогрессе литературы. 40.Основные исследования по истории древнерусской литературы (анализ 2-3 источников). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Основная:
Дополнительная:
|
Институт иностранных языков Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Институт иностранных языков Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Институт иностранных языков Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Институт иностранных языков Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва |
Высшего профессионального образования институт иностранных языков Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным... |
||
Пособие для тех, кто желает легко и в непринужденной форме овладеть... Пособие для тех, кто желает легко и в непринужденной форме овладеть навыками изучения иностранных языков |
Согласовано Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей иностранных языков |
||
Утверждено «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением иностранных языков г. Дубны Московской области» |
Пенькова Варвара Геннадиевна Обширный опыт в торговле (отрасль минеральных удобрений) и в преподавании иностранных языков |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |