Роль чуда в текстах древнерусской литературы




Скачать 88.41 Kb.
Название Роль чуда в текстах древнерусской литературы
Дата публикации 24.09.2014
Размер 88.41 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Бабий Олеся, ученица 10 класса МБОУ «Мариинская гимназия,

Григорченко И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Мариинская гимназия»

Роль чуда в текстах древнерусской литературы.

О чудесах мы знаем с детства. Это ожидание новогоднего чуда, когда дед Мороз принесет подарок, о котором давно мечтал. Или если сделаешь что-то нехорошее, то прилетит Баба-Яга и заберет тебя к себе в избушку на курьих ножках. Чем старше мы становимся, тем меньше верим в чудо. Отношение к нему у всех людей разное, оно зависит от мировоззрения и мировосприятия, а также культурного наследия нации. Чудо – это то, что мы ждем всем сердцем, но в большинстве случаев не зависит от нас, случится оно или нет.

Определение слова «чудо» в основном связано с религиозными и сказочными мотивами. В словаре Д.Н. Ушакова определение звучит так: «В религиозных и мифологических представлениях - явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное вследствие вмешательства потусторонней силы»[11]. В словаре В.И. Даля: «Всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами» [3]. То есть, происходящие чудеса мы приписываем вмешательству сверхъестественных сил.

В Библии описаны три категории чуда. В первую входят сверхъестественные чудеса, которые относятся непосредственно к Божественному Бытию. Это и создание бытия, и спасения в целом, и тайна Боговоплощения, и пасхальная тайна.

Ко второй категории относятся промыслительные события, которые по видимости имеют "естественный" характер, но происходят в необходимый момент священной истории. Так, спасение израильтян от голода в пустыне было чудесным действием Промысла, хотя оно проявилось в естественном факте.

К третьей категории относятся описания чуда, которые не столько отражают чудесную помощь Божью, сколько представляют собой поэтические образы, призванные передать ту или иную идею [1].

В определенном смысле Евангелия подтверждают, что чудо «любимое чадо веры». В частности, они сообщают, по крайней мере, о 34 отдельных чудесах, совершенных Иисусом. Имеются чудеса, в которых Иисус сам выступает в качестве объекта чуда, а также различные явления воскресшего Христа. Если добавить сюда явления ангелов, тексты, описывающие совершенные чудеса, мы увидим, до какой степени Евангелия насыщены ими.

Вопросом «Что такое чудо?» занимался Виктор Петрович Лега. В своей работе «Проблема чуда и современное научное мировоззрение» писал, что без веры в чудо невозможно быть настоящим христианином. Со временем почти повсеместно распространилось убеждение, что "чудес не бывает", что вера в чудо - это следствие или невежества, или сознательного заблуждения, что рост научного знания в конце концов приведет к "прозрению" человечества и отказу от религиозных предрассудков [6].

О свершении чуда и исполнении желаемого много написано в психологической литературе. В ней говорится, что нужно постоянно держать перед глазами цель и не сбиваться с пути. В жизни каждого из нас должно быть место для чудесного, чтобы было чему удивляться и восхищаться.

Чтобы выяснить, верят ли современные люди в чудо, что для них чудо, знакомы ли они с произведениями, где ведущим является мотив чуда, мы провели опрос учеников 5х, 9х, 11х классов МБОУ «Мариинская гимназия», студентов 4-го курса филологического факультета УлГПУ и родителей учащихся «Мариинской гимназии». 96% опрошенных считают, что чудо есть в нашей жизни, вера в него необходима современному человеку; произведения, где ведущим сюжетным компонентом является «мотив чуда», способны изменить внутренний мир человека. Но назвать такие произведения опрошенные (как ученики, так взрослые) не смогли: не знают их. Почти каждый вспомнил русские народные сказки, но никто не упомянул древнерусскую литературу. Хотя каждый из опрошенных сказал, что произведения, в которых описано чудо, необходимы современному человеку.

Поэтому работа по изучению текстов, где ведущим является мотив чуда, нужна и актуальна. В данной работе рассматривается, какую роль играл мотив чуда в произведениях древнерусской литературы.

Древнерусская литература проникнута христианским духом. Подражание и уподобление Богу понималось как высшая цель человеческой жизни, а служение ему рассматривалось как основа нравственности. Литература Древней Руси имела ярко выраженный исторический характер и долгое время не допускала художественного вымысла. Ни одно из произведений не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ — законченное целое, и вместе с тем он связан с другими [7].

Чудо в древнерусской литературе существовало исключительно божественное. Заключалось оно в том, что после усердной молитвы, прошения у Бога победы в сражении, выздоровления, хорошего урожая, свершалось долгожданное чудо. Особенно значим мотив чуда в житийной литературе.

Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житием древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. В древнерусских рукописях эти сочинения также часто именовались как «повесть о житии» или «сказание о житии и чудесах» [12,с.165]. Житие повествует о событиях, которые составитель и читатель считали истинными, а не вымышленными. Не случайно авторы житий часто называют свидетелей жизни святого и совершенных им чудес. Для них характерны такие сверхъестественные явления, как воскрешение мёртвых, внезапное исцеление смертельно больных и т. д.

Составителя жития прежде всего интересуют проявления святости – то, что отличает святого от обычных людей, связывает с Божественным миром, свидетельствует о присутствии в его душе Духа Божьего.

В житиях всегда существуют два мира. Они неразрывно связаны между собой и в то же время совершенно различны. Это повседневная земная жизнь и высшая, потусторонняя, Божественная реальность.

Житийная литература – самый читаемый на Руси жанр литературы. Одним из любимейших явилась «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Эпитеты, вынесенные автором в заголовок, говорят о том, что в образе великого князя воплотились идеалы русского народа. Повесть получила самое широкое распространение. До наших дней сохранилось 15 редакций этого произведения. [2, с.43]

Жанр жития предполагает обязательное присутствие в нём категории чуда. В житии Александра Невского описано множество чудес, происходящих с князем. Мы знаем Александра Невского как великого государственного деятеля, воина и полководца, княжившего с 1236 по 1263 год. Свое прозвище Невский князь получил после грандиозной победы в сражении около устья реки Ижоры со шведскими рыцарями в 1240 году. Как полководец Александр проявил себя и в 1242 году в сражении с немцами на Чудском озере. После смерти он был причислен к лику святых, но официально канонизирован только в 1547 году. В житии повествуется об усердной молитве, после которой к князю спускается ангел и помогает победить в сражении. В житии повествуется, что римский король решил завоевать землю Александра. Тогда князь отправился в церковь Святой Софии и молился со слезами о помощи в сражении. Александр решил пойти на врагов, не дожидаясь помощи большого войска и имея великую веру к святым мученикам Борису и Глебу. Старейшина Пелугий рассказал князю о видении, где Борис и Глеб решили помочь ему в сражении. После услышанного Александр поспешил напасть на врагов. В этом великом бою было перебито римское войско, а на лице самого короля был оставлен след княжеского копья. «Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сенахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом господним»[4, с. 143]. Таким образом, все чудеса, происходящие с Александром Невским, связаны с помощью сверхъестественных сил, то есть Бога. В трудные минуты князь обращается к Богу, моля Его о помощи, и свершается божественное чудо. Чудеса происходят с Александром Невским не только при жизни, но и после смерти. «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил бог угодника своего» [4, с.147].

Среди всех житий русских святых «Повесть о Петре и Февронии Муромских» [4,210] сияет особым светом и благолепием. Во всей истории Древней Руси нет другого столь же поэтичного и поучительного повествования о супружеской любви и верности. Пётр и Феврония — русские православные святые, они считаются покровителями семьи и брака. Их супружеский союз считается образцом христианского брака. Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Правили Петр и Феврония, соблюдая все заповеди и наставления Бога, беспрестанно молясь, и творили милостыню всем людям. Когда настало время умирать, они молили Бога умереть в один день и завещали, чтобы их положили в одну гробницу. И, помолившись, они отдали свои души в руки Богу. Но люди решили положить их в разных местах. Наутро они обнаружили, что гробы пусты, а тела их нашли в общем гробе, которые велели сделать при жизни. Сюжет «Повести о Петре и Февронии Муромских» состоит из двух линий. Первая - рассказ о победе Муромского князя Петра над Змеем, совершенной благодаря Божией помощи. Вторая часть - история исцеления заболевшего от змеиного яда Петра мудрой крестьянской девушкой Февронией. Исцеления именно физически больных преобладают и во всех житиях.

С момента канонизации Муромские чудотворцы стали почитаться как покровители церковного брака. Нераздельное изображение святых Петра и Февронии образно символизирует, что муж и жена едины, но в двух лицах. Оно отражает восхваление неразлучной «двоицы» в службе Святым: «О Предобрая двойце. Един свет во двою телесе сущ», «Яко советницы добрии своему житию, едину мысль во двою телу имущее мир чудесы просвещаете».[9, с.13]

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. В сознании верующих святого без чудес не существует. Уже в начале любого жития присутствует чудо, как правило, предшествующее рождению святого; чудом житие и заканчивается – знаменитые чудеса возле гроба святого. Житие Сергия Радонежского начинается с описания следующего чуда: он, будучи ещё в чреве своей матери, трижды «возгласил» в церкви во время божественной литургии, заявив этими возгласами, что со временем станет истинным служителем Святой Троицы[4, с.186]. Сразу после рождения начинает вести себя сверхъестественно. Например, в среду и пятницу не принимает молока матери, отказываясь от него и тогда, когда мать вкушала мясную пищу. В отрочестве Варфоломей обрел дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебу, который вручил ему некий божественный старец. Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом — следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. По сей день православные христиане обращаются с молитвой о помощи к преподобному Сергию Радонежскому.

Большинство житийных произведений содержат чудеса удивительные, «невозможные», величественные и поучительные.

В ХХ веке по политическим причинам произведения, где был бы «мотив чуда», не имели право на существование. Лишь в конце ХХ – начале XXI стали появляться произведения, в основе которых чудесные события. В рассказах Л.С. Петрушевской мы можем увидеть традиции древнерусской литературы. Например, в ее рассказе «Дядя Гриша» [8] с житийной традицией перекликается как тип героя, так и мотивы чудотворства, поклонения мощам и хождения к «святым местам» [10, с.154].

В современной жизни нам необходима вера в чудо, потому что вера помогает выживать и оставляет нам надежду, а ее источником могут служить тексты древнерусской литературы, в которых чудо является неотъемлемой частью.

Список литературы

  1. Библейская энциклопедия. – М.: ТЕРРА, 1990.

  2. Волкова Н.П. «Житие Александра Невского// «Литература в школе»№1, 2007, с.43

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:«Русский язык», 1979

  4. Древнерусская литература. – М.: Олимп; Изд.АСТ; 1996. – 608с.

  5. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Наука, 1982.

  6. Лега В.П. «Проблема чуда и современное научное мировоззрение» http://lagav.nm.ru

  7. Лихачев Д.С. Литература Древней Руси // Изборник: Повести Древней Руси/Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко. М.: Художественная литература, 1987. С. 3-23.

  8. Петрушевская Л. Собр. соч.: в 5 т./ Л. Петрушевская. – Харьков: Фолио; Москва: ТКОАСТ, 1996.

  9. Сухова О. А. Благоверные святые Петр и Феврония Муромские, житие в иконе// издание компании «Гранд-Холдинг», 2009.

  10. Швец Т.П. Традиции древнерусской литературы в прозе Л.С. Петрушевской. /Поэтика прозы. Анализ художественного произведения. Коллективная монография. Редактор-составитель Н.В. Алексеева. – Ульяновск: УлГПУ, 2011.

  11. Ушаков Д.Н. http//ushakovdictionari.ru

  12. Энциклопедия для детей. (Том 9). Русская литература. Ч.1. От былин и летописи до классики XIX века / ред.коллегия: М. Аксенова, Д. Володихин, Л. Поликовская. - М.: Аванта +, 2006. - 672 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon Экзаменационные вопросы по древнерусской литературе. Периодизация...
Этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и государства. С учетом своеобразия...
Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы?
Основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести
Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon Название курса
Произведение открывает курс изучения древнерусской литературы в 9 классе. Урокам по «Слову» предшествуют вводные уроки об особенностях,...
Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon Темы итоговых индивидуальных проектов для учащихся 6-х классов Русский язык
Эпитеты и их роль в текстах художественных произведений (на материале одного произведения)
Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon Аннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...
Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Ние. Художественная литература как составная часть мировой культуры. Литература как искусство слова. Роль литературы среди других...
Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon 2 «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. 1

Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon Специфика и периодизация древнерусской литературы. Наука о древней...

Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы
Древнерусская литература в ее отношениях к изобразительным искусствам стр. 8
Роль чуда в текстах древнерусской литературы icon 1. «Слово о полку Игореве» выдающийся памятник древнерусской литературы....
«Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в «Слове» идеи единства Русской земли
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции