Скачать 421.36 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, который предусматривает 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). Программой предусмотрено: на изучение произведений…………….88 ч на развитие речи……………………….7 ч для бесед по современной литературе…….7 ч В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы в 10 классе, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: - приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; - овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; - устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; - научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; - отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем. Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: – Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. – Выразительное чтение. – Различные виды пересказа. – Заучивание наизусть стихотворных текстов. – Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. – Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. – Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. – Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. – Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются: – Сопоставление произведений русской и родной литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения. – Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, поиск в родном языке эквивалентных средств художественной выразительности. Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса В результате изучения литературы ученик должен знать /понимать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции; • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; • основные теоретико-литературные понятия; уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • составлять планы и тезисы статей на литературные темы; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Календарно-тематическое планирование
|
Программа по литературе для 6 класса. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.), на основе примерной Программы... |
||
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред.... |
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе... Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено |
||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса... Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного... Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного ) общего образования... |
||
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального... Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования... |
||
Рабочая программа по литературе 8 класс Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
Рабочая программа по литературе 9 класс Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |