Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации,




Скачать 421.36 Kb.
Название Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации,
страница 1/4
Дата публикации 24.09.2014
Размер 421.36 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, который предусматривает 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Программой предусмотрено:

на изучение произведений…………….88 ч

на развитие речи……………………….7 ч

для бесед по современной литературе…….7 ч

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы в 10 классе, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по литературе. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

– Выразительное чтение.

– Различные виды пересказа.

– Заучивание наизусть стихотворных текстов.

– Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

– Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

– Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

– Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

– Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются:

– Сопоставление произведений русской и родной литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.

– Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, поиск в родном языке эквивалентных средств художественной выразительности.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  1. Литература. Учебник-хрестоматия для 10 класса национальных школ: в 2 частях. Н.С.Русина, К.М.Нартов. ”Просвещение”, 2001г.

  2. О. Монахова, М.Стишова Русская литература Х1Х века. – М.: «Олма-Пресс»,1999

  3. Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2002

  4. П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2002



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование





п/п


Тема урока


Кол-во

часов


Дата

проведения


ТСО, ИКТ, наглядность


Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Кал.

Факт.





I четверть
















1.

Введение. Культура и общественная жизнь России 60-70 гг. XIX в.

1

04.09







Составлять конспект по литературным направлениям XIX века

2.

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид ….»

1

06.09




портрет

Анализировать поэтический текст

3.

Основные мотивы лирики Тютчева

1

08.09







Анализировать лирический текст, выразительно читать

4.

А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…»

1

11.09




портрет

Анализировать лирический текст, выразительно читать

5.

Особенность поэтической силы и обаяния лирики Толстого




13.09







Анализировать лирический текст, выразительно читать

6.

А.Н.Майков. «Сон».

1

15.09




портрет

Анализировать поэтический текст

7.

Своеобразие поэтики А. Н. Майкова.




18.09







Анализировать лирический текст, выразительно читать

8.

А.А.Фет «На заре ты ее не буди …»




20.09




презентация

Анализировать поэтический текст

9.

Вечные темы в поэзии Фета – любовь, природа, творчество

1

22.09







Анализировать лирический текст, выразительно читать

10

Вн.чт. Б.Л.Васильев. «А зори здесь тихие».




25.09







Свободная работа с текстом произ-ведения, поиск нужной информации

11.

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова

1

27.09




портрет

Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя

12.

И.А.Гончаров «Обломов»

1

29.09




презентация

Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода

13.

Образ главного героя в романе «Обломов»

1

02.10







Конспектирование и схематизация материала, аналитический пересказ текста

14.

Н.А.Добролюбов об Обломове и обломовщине

1

04.10




Сборник статей

Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение. Краткий конспект

15.

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

1

06.10







Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение

16.

Историко-философский смысл романа «Обломов»

1

09.10







Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение

17.

Р.р. Подготовка к классному сочинению «Сон Обломова» (Анализ главы IХ)

1


13.10







Подбирать материал для сочинения

18.

Р.р. Сочинение «Сон Обломова» (Анализ главы IХ)

1

16.10







Писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь

19.

А.Н.Островский – создатель русского театра

1

18.10




портрет

Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя

20.

А.Н.Островский «Гроза». Идейно – художественное своеобразие


1

20.10




экранизация

Конспектирование и схематизация материала, аналитический пересказ текста

21.

Город Калинов и его обитатели

1

23.10







Характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями

22.

Образ Катерины. Её душевная трагедия

1

25.10




презентация

Работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины

23.

Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»

1

27.10




крит. статья

Представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение. Краткий конспект

24.

Р.р. Подготовка к классному сочинению по теме «Смысл заглавия пьесы А.Н.Островского «Гроза»»


1

30.10







Подбирать материал для сочинения




II четверть

















25.

Р.р. Сочинение «Смысл заглавия пьесы А.Н.Островского «Гроза»»




06.11







Писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь

26.

Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин», «Последние песни», «Еду ли ночью по улице темной…»

1

08.11




презентация

Анализировать поэтический текст

27.

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Художественное своеобразие поэмы

1

10.11




портрет

Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию,

определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней

28.

Поэма Н.А.Некрасова – энциклопедия народной жизни

1

13.11







Конспектирование и схематизация материала, аналитический пересказ текста

29.

Многообразие крестьянских характеров в поэме

1

15.11







Находить многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

30.

Образ крестьянки как наиболее обездоленного и угнетенного человека


1

17.11







Характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом

31.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Тема народных страданий в поэзии Н.А.Некрасова»


1

20.11







Подбирать материал для сочинения

32.

Вн.чт. В.М.Шукшин. Рассказы.


1

22.11




Книжная выставка

Свободная работа с текстом произ-ведения, поиск нужной информации

33.

Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского.

1

24.11




портрет

Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации

34.

Н.Г.Чернышевский «Что делать?» Общая характеристика романа


1

27.11




портрет

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение

35

Образ Рахметова

1

29.11







Характеризовать героя романа

36.

Картины будущего в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»


1

01.12







Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

37.

Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева

1

04.12




портрет

Готовить сообщение об основных этапах творчества писателя

38.

Рассказы цикла «Записки охотника»

1

06.12




презентация

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

39.

Творческая история и своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»


1

08.12







Выявлять нравственную и философскую основу романа
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Программа по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования (2004г.), на основе примерной Программы...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного ) общего образования...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы по литературе 5-11классов национальных школ Российской Федерации, icon Рабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции